Рождественская звезда
классный час (5 класс) по теме

Костюченко Елена Леонидовна

Методичесая разработка внеклассного мероприятия "Рождественская звезда" для учащихся 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvenskaya_zvezda.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзержинского района Волгограда»

 

Районный конкурс

 методических разработок

 по образованию и воспитанию учащихся

 среди педагогов образовательных учреждений

Направление:

воспитание и дополнительное образование детей

Номинация:

 «Организация образовательного или воспитательного процесса»

Тема: «Организация воспитательного процесса на основе традиций православной культуры»

 

Выполнила:

Костюченко Е.Л,

учитель истории и обществознания

МОУ Лицей 9

Волгоград, 2018

Аннотация

        Методическая разработка посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиций православной культуры. Мероприятие позволяет и передать  ребятам знания из истории традиционного для России православия, и затронуть морально-нравственные вопросы, и решать задачи эстетического воспитания - развивать художественное представление и понятие о религиозной культуре. Методическая разработка ориентирована на школьников 5-7 классов и может быть использована и в программе дополнительного образования по основам православной культуры и в воспитательной работе классного руководителя.  Позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, история, литература.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………с.3

Основная часть. Внеклассное мероприятие «Рождественская звезда»……...…с.5

Заключение……………………………………………………………………….с.11

 


Введение.

В России духовная культура (православная культура) является культурообразующим фактором для складывавшейся на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку она оказывала определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности и специфики страны в пространстве мировой цивилизации.

Православная культура России - это большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Это область мировоззрения личности, формирования ценностных ориентаций, установок межличностных отношений, сфера культуры православного отношения к окружающему миру, труду, семейно-бытовым отношениям. Большая часть национального, культурного наследия России, выраженного в материальной культуре российского народа - исторические здания, материальные памятники истории и искусства, предметы повседневного быта и материального производства - принадлежит христианской культуре или несет её отпечаток.

Изучение предмета «Основы православной культуры» ставит задачу передачи школьникам знаний о духовно-нравственной культуре российского народа как средстве формирования базовой культуры личности. Однако современная образовательная ситуация требует постепенного введения школьников в область знаний духовно-нравственного характера (религиозной культуры), так как в настоящее время, по разным причинам, многие из них оказались не готовыми к их непосредственному восприятию.

Программный материал предмета «Основы православная культуры» позволяет школьникам дать знания о том, что во все века составляло славу России: о ее святых, героях, защитниках Отечества, о памятниках религиозной культуры, о духовных традициях жизни людей, способствует постановке нравственных идеалов, формированию исторической памяти и преемственности духовно-нравственных культурных ценностей жизни поколений.

Программа учебного предмета «Основы православной культуры» ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные культурные ценности. Базовыми выделены ценности: Отечество, религия, семья. Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, учебный предмет даёт возможность познакомить школьников с моральными ценностями, основанными на традиционном понимании нравственности В ПРАВОСЛАВИИ как благонравия и согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и Концепцией Духовно-нравственного воспитания школьников программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания на уроке православной культуры:

Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей.

Воспитание школьников как благочестивых граждан, осознающих ценности духовно-нравственной (религиозной культуры) и необходимость  осуществления моральных норм в своем поведении по отношению к каждому человеку, к окружающему миру.

 Передача знаний в области истории религиозной культурной традиции как средства духовно-нравственного, эстетического, культурного развития личности.

В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи образования.

Задачи духовно-нравственного образования:

 Давать знания об истории становления религиозной культуры.

 Развивать чувство ответственности за сохранение мира и Отечества, любви к Родине, к ближним, милосердия.

 Развивать умение самоанализа, руководствуясь совестью как нравственным критерием, и формировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе нравственных норм милосердия, терпимости, бескорыстия, служения, жертвенности, любви.

Задачи эстетического воспитания:

 Развивать художественное представление и понятие о религиозной культуре.

 Развивать эстетические суждения и вкусы в области объектов религиозной культуры.

 При изучении материала занятия носят комплексный, комбинированный характер, сочетают в себе как информационно-развивающие методы обучения, такие как: слайд-лекция, рассказ, объяснение, так и практические работы (тренинги, разбор и анализ ситуаций).

Одним из наиболее ярких и запоминающихся занятий является мероприятие, посвящённое значимому в православии событию, например, Рождеству Христову.


Внеклассное мероприятие

"Рождественская звезда"

Цели: приобщать детей к традициям православия; формировать духовно-нравственные качества подрастающего поколения; способствовать развитию художественного вкуса у детей.

 

 Задачи:
— расширять познавательный кругозор;
— воспитывать коллективизм и ответственность;
— способствовать формированию дополнительных знаний и умений в отдельных областях жизнедеятельности;
— воспитывать эстетический вкус;
— активизировать творческий потенциал учащихся.

Оборудование и реквизит: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, елка, гирлянда, вырезанные шары на елку. (Заранее устанавливается живая или искусственная ёлочка (возможно нарисованная) и подготавливаются украшения-шары с написанными на них ключевыми словами: Надежда, Вера, Смирение, Щедрость, Любовь)

Подготовка соответствующих костюмов для инсценировок.

Распределение слов, определение ролей, подбор музыки.        

Все ребята получают предварительное задание: изготовить самостоятельно рождественскую открытку.  

 Место проведения: актовый зал, классный кабинет.

Ход мероприятия.

 Ведущий: Рождественский вечерок … Что может быть более трогательным и прекрасным? На столах горят рождественские свечи, их нежное пламя мерцает, манит, заставляет всех нас  мечтать о чуде и верить, что жизнь на этой земле дана нам свыше, ведь душа каждого из нас стремится ввысь, и не старея с годами, дарит нам надежду на вечную жизнь.

 Ученик:
Ночь тиха… По тверди зыбкой   
Звезды южные дрожат 
Очи матери с улыбкой 
В ясли тихие глядят 
Ясли тихо светят взору 
Озарен Марии лик 

Звездный хор к иному хору 

Слухом трепетным приник.


 
Ведущий: Так писал Афанасий Фет о рождении Христа... 
У каждого из  нас свои мысли и чувства, связанные с этим  великим  праздником  - Рождеством Иисуса Христа.


 
Какие образы возникают у вас,  когда вы слышите слова «Рождество Христово»? 

Варианты ответов: елка, подарки, ощущение праздника, рождение Спасителя, свечи, вера в светлое, хорошее настроение, любовь, милосердие, свет, тепло, радость, семья, подарки, надежда, вера.
 
Какие чувства  вы  испытываете,  когда  приходит этот праздник? 

Варианты ответов: вера в светлое, хорошее настроение, любовь, милосердие, свет, тепло, радость, семья, подарки, надежда, вера.


  
Ведущий: У вас у всех возникли свои образы, ваши чувства были различными, но все вы любите и отмечаете этот праздник, как отмечают его во многих странах мира люди всех поколений.  Я думаю, что со мной многие согласятся в том,  что этот праздник сближает, объединяет  людей.
 
Как вы думаете, чем объединяет нас Рождество? Какие мысли  и чувства возникают у вас?

Пусть это будет вопрос нашего занятия.   Слайд 2

Отвечая на эти вопросы, давайте нарядим нашу ёлочку.

(Заранее устанавливается живая или искусственная ёлочка или нарисованная и подготавливаются украшения-шары с написанными на них ключевыми словами: Надежда, Вера, Смирение, Щедрость  

Ученик: И падал снег с ночного неба, И время замедляло бег,      
И падал снег... и в этом снеге уже рождался Новый Век.
Как это было – мы не знаем, Что это было - помолчим,
Нам отверзались двери Рая, И падал снег уже другим.
Что приключилось в этом мире - То память сохранит в веках,
В далекой мерзнущей пещере, В холодных маленьких яслях.
Под этим мерзлым зимним небом, Даря Надежду, Путь и Свет,
Горит звезда над Вифлеемом, Горит уже две тысячи лет!

Ведущий: Какова же история Рождества.

Инсценировка.

День перед Рождеством, сочельник, проводили в строгости: не шалили, вели себя смирно, ничего не ели до первой звезды, читали и перечитывали Евангелие и древние легенды. Давайте и мы окунемся в одну из таких легенд.

Слайд 3

Бабушка: Скоро светлый праздник Рождества Христова. Две тысячи лет тому назад в городе Вифлееме родился спаситель мира – Иисус Христос.

(Звучит тихая торжественная музыка.)

Бабушка: Помню я, как в детстве в первый раз,    
Слушала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез: –
Ведь родился маленький Христос


Мама: Не в богатом, именитом доме,            
И лежал не в пышной колыбели,
А в глухой пещере на соломе,
Ангелы, над ним склонившись, пели…

Внук: А как звали мать Христа?          


Бабушка: Ее звали Дева Мария.          


Внук: Бабушка, мама расскажите, как родился Христос.


Бабушка: Что ж, слушай. Давным-давно Римский император Август захотел узнать, сколько у него подданных. Для этого он велел произвести народную перепись. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился. Как и все, праведный Иосиф должен был повиноваться приказу римского императора. Городом его предков был Вифлеем. Туда вместе с женой Марией и должен был ехать Иосиф. Время года тогда было суровое. Путь был далекий, а дорога опасная. Иосиф и Мария с надеждой на помощь Божью отправились в Вифлеем. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором сидела Дева Мария.

Мама: После долгого и утомительного путешествия усталые путники наконец достигли Вифлеема, где по случаю переписи было очень много народа. Гостиница была полнена приезжими. Напрасно Иосиф и Мария исходили все улицы Вифлеема, ни одна дверь не отворилась перед ними, чтобы дать им кров. Скоро на землю спустилась темная восточная ночь. Усталые и измученные, стояли они, не зная, куда им идти.
Наконец они увидели пещеру, служившую пастухам и их стадам убежищем во время зимней непогоды. Обрадованные путники возблагодарили Бога, давшего им этот приют, и вошли в пещеру.
Здесь-то, под сводами этой мрачной и убогой пещеры, родился у Пресвятой Девы Марии Царь мира – Иисус Христос. Счастливая мать спеленала его, положила в ясли и оберегала сон Своего Божественного Младенца.

Слайд 4


Внук: а как люди узнали о рождении Христа?

Слайд 5


Бабушка: Была ночь. Весь город был погружен в сон. Не спали только пастухи – они пасли стада овец. Вдруг увидели пастухи яркий свет на небе, и из этого света в белых одеждах спустился к ним ангел Господень. Пастухи испугались. «Не бойтесь! – сказал им ангел, – я возвещаю вам радость великую. В эту минуту родился в городе Вифлееме Спаситель, который и есть Христос – Господь. Идите в Вифлеем и там, в пещере вы найдете Младенца, лежащего в яслях. 

Мама: В ту волшебную ночь в небесах над пещерой взошла большая яркая звезда. Она так сильно и ярко светила на землю, что все люди невольно обращали на нее внимание. Эта звезда и привела людей в пещеру, где родился и лежал в яслях Господь. 

Слайд 6

Ученик: Спал Вифлеем, забывший про дела.
И только пастухи стада пасли.
В ту ночь Мария Сына родила
Дитя, похожее на всех детей земли.

Слайд 7

Ученик: Младенец в колыбельке сладко спал,
А в яслях было ясно, словно днем.
Огромный мир, казалось чуда ждал,
А это чудо заключалось в нем.

Слайд 8

Ученик: Три пастуха и Ангел впереди,
Исполненные радости вошли, -
И видят: прижимает Мать к груди-
Дитя, похожее на всех детей земли.

Слайд 9

Ученик:  Мария замерла, Иосиф чуть привстал -
На лицах их застыл немой вопрос...
И на Младенца Ангел указал:
Смотрите, люди к вам пришел Христос.

Ученик: Волхвы свой караван вели в песках,
Верблюды плыли словно корабли,
Туда, где Мать качает на руках,
Дитя, похожее на всех детей Земли.

Слайд 10

 Ведущий: Скажите , ребята, так что же нам возвестило о рождении Иисуса Христа. Символом чего выступает Вифлеемская Звезда. Так какие же чувства вызывает, вселяет в нас Рождество.

Украшаем ёлку шарами Надежда и Вера

Ученик: Как тиха эта ночь! Как прозрачна она!
Вдохновенно глядят небеса.
И в объятьях глубокого зимнего сна
Ожиданием дышат леса.
Ученик: В эту тихую ночь, беззакатной звездой,
В мрачной бездне утраченных лет,

Загорелся впервые над грешной землей
Христианства божественный свет.

Песня Звёздочка ярко сияет поём вместе

   Ведущий:    Древние предания рассказывают о том, что поклонились Христу в те дни люди, животные, деревья и цветы. А какое дерево является символом Рождества. почему Давайте познакомимся с  ещё одной из легенд.
 
Ученик: «Близ пещеры, где родился Спаситель мира, росли три дерева ель, олива и пальма. Олива принесла в дар Христу золотистые плоды, пальма – шатер зеленых листьев как защиту от зноя и непогоды. А ель? Скромная и колючая, не зная, что принести в дар младенцу Иисусу заплакала, обильно закапали ее слезы прозрачной смолой...

Слайд 11
Ученик: Эти слезы увидала

С неба звездочка одна 

Тихим шепотом подругам 
Что-то молвила она..


 
 Ведущий   Что она молвила?

Косенков: Свершилось чудо! С неба посыпались звезды и усеяли елку ослепительным блеском. Тогда она, радостно подняла свои ветви и впервые явилась миру во всей своей красе.  (зажигается елка). С тех пор ель  является символом Рождества.


 
Как вы думаете почему именно елка стала символом праздника, за какие качества ель была награждена.?  
 
Ученик: За скромность, смирение и доброту елочка была избрана Сыном Божиим среди других деревьев и отмечена  чудесными сверкающими огнями.

И следующий наш шар Смирение

Ученик: – Отчего ты, елочка грустна?
Ты зимой и летом зелена!»
– Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.
Вся природа славит рождение Христа!

Ученик: Вдруг с небес упала яркая звезда.
Вспыхнула, рассыпалась на мелкие осколки,
И они сверкнули на ветвях у елки.
(На елке загораются огни.)
Засмеялась елочка: – Вот и я готова
Встретить с Божьим миром Рождество Христово!

Ведущий: Рождество – праздник семейный. В украшении дома участвуют все члены семьи.

Слайд 12

 

Ученик: Каждый элемент украшения дома в этот праздник имеет свое духовное значение и свою историю. Это отзвуки той чудесной истории, что произошла в Вифлееме уже более двух тысяч лет назад. Ангелы, возвещавшие пастухам о великом чуде, колокола – символы их «трубного гласа», звезда, взошедшая над Вифлеемом, и, конечно, подарки, разложенные везде и всюду, в сверкающей разноцветной бумаге, перевязанные яркими лентами, – ведь волхвы не с пустыми руками вошли в пещеру к младенцу.  

Ведущий:  Что же принесли они в дар младенцу?

О чём свидетельствует это?

Слайд 13

 Щедрость – ещё один шар, которым мы украшаем нашу ёлку.

Ведущий:   Рождественская елка – волшебница. Под ней самый скромный человек смело расскажет стихотворение, самый робкий споет или спляшет! Под елочкой и сказку хорошо рассказать.

Ученик:  Шел по свету старый волшебник, очень добрый. В самый канун Рождества увидел он бедняка и его жену, их бедный дом и очень удивился, т.к. такой бедности не видел никогда. Но бедняк угостил его последним куском хлеба, а жена налила ему стакан горячего чая. Бедняк снял с себя последнюю рубаху и постелил у очага старику.

 
 
Ученик:  Жена бедняка обняла супруга, и они просидели у очага всю ночь, грея друг на друга, спать им, было не на чем. Утром старик-волшебник поблагодарил их и оставил как бы нечаянно свою поклажу. Вышел и исчез. Женщина выбежала вдогонку, но старика уже не было. А когда она развернула сверток, из него посыпались золотые монеты. На эти деньги бедняки построили себе дом, новую школу для детей и помогали всем страждущим. Богач увидел новый дом, прибежал к бедняку, и, узнав, что те пустили к себе на ночь старика,  того   самого путника, которого  они не пустили к себе погреться в канун Рождества.  Богач и  его  жена стали  рвать волосы  друг и друга и у себя  в бессильной злобе! 


 
Ведущий: Как поступили бы вы на месте героев притчи? 
 
(Ответы)
 
Ведущий: В чем мораль сказки? Чему самому главному учит нас праздник Рождества?


 
Ученик: Сказка проста и мораль в ней проста: Будьте, добры к людям! И мы украшаем нашу ёлку ещё одним шаром - Доброта!

Ведущий: Рождеству посвящали свои произведения авторы разных эпох и жанров. 
 
Какие из них вы знаете и какие чувства возникли у вас после  знакомства с этими произведениями?
 
Варианты ответов:  балет «Щелкунчик», Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Ответы:  «Щелкунчик»- торжество добра, любви, «Вечера на хуторе близ Диканьки» волшебство, вера в чудо, надежда.


 
Ведущий: И вновь мы крепим шар и имя его – Любовь!

Песня Эта ночь святая


 
Ведущий: В сиянье звезд и  в шелесте иголок нам невольно  чудятся слова: «Доброта, вера, надежда, любовь». Так, что же общего для всех людей в этом великом празднике? Чем объединяет всех нас Рождество.

 Ответы ребят.

Ведущий: Рождество объединяет нас теми чувствами, которые оно у нас вызывает.

 

 Ведущий: Мы объединили наши представления о Рождественском празднике. Что одним из символов рождества является подарок. В России ещё в середине 19 века появилась традиция дарить рождественские открытки.

Слайд 15, 16, 17, 18

Эта традиция, наверное, потому так укоренилась у нас, что в открытках мы имеем возможность делая пожелания поделиться нашими чувствами.

Вы  подготовили своими руками рождественскую открытку. Все сделали. Покажите.

А теперь давайте подпишем эти открытки и поделимся друг с другом нашими чувствами. Подпишите эту открытку тому, с кем вы хотели бы поделиться этими чувствами- родителям, друзьям, одноклассникам, присутствующим здесь гостям, близкому человеку…

         Кто хотел бы озвучить свои пожелания.

Спасибо ребята. По завершении нашего мероприятия вы можете подарить свои открытки.


Ученик: Не хочется со сказкой расставаться... 
Давайте будем вместе навсегда 
И пусть сияет Рождества Звезда!
 
 
Ученик: Сегодня стал добрее, лучше ты! 
Твори себя и жизнь свою в лучах надежды 
И верь, что будет жизнь гораздо лучше прежней!

Ведущий: В зимний рождественский вечер
Снег за окном серебрится,
Вновь зажигаются свечи,
Чудо готово свершиться.

Пусть этот праздник прекрасный
Много добра принесет,
Радости, светлого счастья,
Мира, тепла на весь год

Заключение

        Духовно-нравственное воспитание является приоритетным направлением в системе современного образования. Его реализация на основе ценностей и традиций православной культуры оправдано и результативно, поскольку близко всем нам, Россия и православие неотделимы. Дети охотно интересуются этим знанием, активно готовятся и с удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвопоэтический анализ художественного текста на уроках словесности на примере стихотворения Б.Л.Пастернака "Рождественская звезда"

Изучение родного языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – ведущий принцип лингвокультурологической концепции обучения языку, предполагающей не только лингвистическую, языковую и коммун...

Сказка о рождественской звезде.

Истоия Рождества Христова, написанная на основе Евангелия....

"Свет Рождественской звезды" методическая разработка внеклассного мероприятия

Методическая разработка внеклассного мероприятия на немецком языке для старшиклассников и студентов 1 курсов...

Классный час Рождественская звезда

Борис Пастернак «Рождественская звезда»: Светло. Рассвет, как пылинки золы,Последние звезды сметал с небосвода.И только волхвов из несметного сбродаВпустила Мария в отверстье скалы.Он спал, весь сияющ...

Диплом 2 степени Открытый вокально-хоровой конкурс фестиваль "Рождественская звезда"

Хор "Гармония" - лауреат 2 степени в рамках проекта "Культура мира-мир культур"...