Адаптированная рабочая программа: "Основы безопасности жизнедеятельности", 3-6 классы
рабочая программа на тему

Демченко Елена Олеговна

 Рабочая программа: "Основы безопасности жизнедеятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obzh.docx45.42 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида  № 108»

Адрес юридический:119421,  г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2

Почтовый адрес: 119421,  г. Москва,  Ленинский проспект д. 97 корпус 2,3,

тел./факс (499)  132-55-38, E-mail: sk108@edu.mos.ru, ОГРН 1027700472238,

ИНН/КПП 7736210899/772801001

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школа № 108

Бажанова Г.П.

«________»______________2017-2018уч.г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ    3 -6  КЛАССА

Настоящая программа разработана на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4, 5, 6  классов

(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.

Срок действия - 4 года.

Разработчик программы:

Демченко Елена Олеговна

Москва

2017 г

Нормативно - правовые основы для проектирования рабочей программы по предмету  «Основы безопасности жизнедеятельности»:

1.  ФГОС   образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.

2. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

3. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

4. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

       5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9 классов ГБОУ Школа № 108

        6. Программы специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4,5,6 классов  (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г. 

        7. Программа «Основы безопасной жизнедеятельности» / Н.И.Таланова. – Коломна, 2011. – 12 с.

Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (легкая степень умственной отсталости)  3-6  класса   специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

Срок реализации настоящей программы «Основы безопасности жизнедеятельности» - 4 учебных года.

Цель: подготовить обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками, учить использованию знаний по безопасности жизнедеятельности в нестандартных ситуациях.  

Задачи:

  • через обучение ОБЖ повышать уровень общего развития обучающихся, воспитанников и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • формировать осознанные и прочные навыки для применения полученных знаний в жизни;
  • развивать речь обучающихся,  воспитанников, обогащать её доступной терминологией;
  • воспитывать у обучающихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля,  умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Основополагающие принципы.

В основу программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости)  3-6 классов положены следующие принципы.

Общедидактические принципы:

· сознательности и активности;

· наглядности;

· систематичности и последовательности;

· прочности;

· научности;

· доступности;

· связи теории с практикой.

Принципы  коррекционно-развивающего  обучения:

- динамичность восприятия;

- продуктивной обработки информации;

- развития и коррекции высших психических функций;

 - мотивации к учению – создание мотивационной обстановки, обеспечивающей эффективность работы воспитанников.

Особенности организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 3-9 классах.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в занятие современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Типы занятий:

- актуализация знаний и умений;

- изучение нового материала и первичное закрепление;

- комплексное применение знаний и умений;

- выработка практических умений;

- обобщение и систематизация знаний и умений;

- контроль и коррекция знаний и умений;

-комбинированное занятие;

-нестандартное занятие.

Используются ТСО: компьютерные презентации, слайды с таблицами, схемами и иллюстрациями, интерактивная доска.

Программа предусматривает работу по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью. Выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения,  пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Программа  рекомендуется для учителей и воспитателей коррекционных  образовательных  учреждений  VIII вида с    умственной отсталостью.

Пояснительная   записка

Реализация государственной политики в области национальной безопасности России предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском возрасте с создания  безопасного социально-образовательного пространства. Эффективность образовательного процесса в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида определяется, прежде всего, особенностями социального развития учащихся,  формированием у них базовых установок и социальных представлений. Формирование социальных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью, имеющих комплексные нарушения физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств, рассматривается как проблема ознакомления с окружающим природным и социальным миром, осознания самого себя в этом мире,  ориентирования в нём, формирования культуры здорового образа жизни.     Социальные представления о  безопасности жизнедеятельности у школьников с умеренной умственной отсталостью отличаются качественным   своеобразием. Это проявляется во фрагментарности, недостаточной осознанности, в трудности усвоения алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях и прогнозирования поступков и действий. Имеющих  физическую слабость, часто незнающих и непонимающих опасностей, которые их подстерегают, не умеющие прогнозировать последствия своего поведения и вследствие  отсутствия самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой -  всё это усугубляет поведение учащихся с умеренной умственной отсталостью в случаях чрезвычайных происшествий, осложняя процесс их социальной адаптации.

Низкий уровень  социальных представлений, их фрагментарный характер и неустойчивый характер  у детей с умеренной умственной отсталостью значительно усугубляет отставание в общем развитии, социализации и адаптации в небезопасном окружающем мире и требует искусственной стимуляции за счёт целесообразных путей и средств образовательного процесса.

Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения,  пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Рассмотрение формирования социальных представлений в данном контексте должно осуществляться на основе межпредметных связей.  Это позволит знакомить детей с проблемами в развитии, в том числе интеллектуальном, со знаково-символической системой (пожарной атрибутикой, дорожными знаками, информационными и запрещающими табличками по гигиене и т.п.), которые являются инструментариями к познанию  и опосредуют любую деятельность человека, в том числе предметно-практическую, игровую, учебную и трудовую.

Становление у детей с  умеренной умственной отсталостью целостной структуры социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности реализовывать с использованием системы действий когнитивного, коммуникативного, конструктивного, двигательного, рефлексивного, моделирующего и игрового характера.

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности призваны решить серьёзные проблемы учащихся в самостоятельном понимании, осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе правильного безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.

Вся программа поделена на 7 модулей:

1) безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях;

2) безопасность на дороге;

3) безопасность на улице и во дворе;

4) безопасность в помещении;

5) безопасность в лесу;

6) пожарная безопасность;

7) безопасность на воде.

Задача воспитателя помочь детям выработать навыки безопасного поведения, своевременно предостеречь их от беды, и при этом не просто рассказать, что хорошо и что плохо, а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести; совершенствовать культуру безопасности учащихся с умеренной умственной отсталостью, становление их  психологической защищённости от опасных ситуаций; повышать уверенность в собственных силах, стимулировать развитие самостоятельности и ответственности, обогащать словарный запас, корректировать нарушения психофизического развития.

Занятия должны иметь теоретический и практический характер, чтобы полнее формировать социальный опыт детей с умеренной умственной отсталостью и сочетанным дефектом. Необходимо использовать  рассказы, сказки, загадки, стихи, а также наглядный материал в виде картин, плакатов,  иллюстраций, DVD c обучающим характером.

Предполагаемые результаты обучения.

Дети с осложнёнными формами умственной отсталости не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности.

Результатом изучения курса основ безопасной жизнедеятельности являются наличие у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;  основополагающих  знаний и умений в распознавании и оценивании опасных и вредных факторов среды обитания человека и в определении способов защиты от них и умении ликвидировать негативные последствия.   Учащиеся должны уметь находить и стремиться выполнять способы и средства сохранения здоровья, использовать знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной,  навыки правильного поведения  в потенциально опасных и экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме; оказывать само и взаимопомощь, овладеть культурой безопасности.

Предполагаемое решение коррекционных задач в процессе обучения основам безопасной   жизнедеятельности:

  • формирование ребёнка как социально равноправной личности, способной самостоятельно  в меру своих возможностей) жить в обществе людей;
  • коррекция нарушений физического  развития;
  • формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социуме;
  • соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
  • формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность;
  • формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной    реабилитации  и адаптации.

 

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс.                  

п/п

Название разделов и тем.

К-во

часов

Примечание

1

2

3

4

5

                         1четверть

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Новый предмет - ОБЖ.

Что такое безопасность?

Источники опасности.

Чрезвычайная ситуация.

Обобщающий урок по теме.

6

1

2

1

1

1

1

2

Безопасность на дороге.

Транспорт на дорогах города.

Правила поведения в транспорте.

3

2

1

1

2

3

4

1

                          2 четверть

Безопасность на дороге.

Правила поведения в транспорте.

Знакомство с улицей.

Проезжая и пешеходная части улицы.

Встреча с зам.директора по безопасности.

Безопасность на воде.

Безопасность на льду.

Пожарная безопасность.

Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт.

4

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

3

1

2

1

                        3 четверть.

Безопасность в помещении.

Безопасное общение с домашними животными.

Разговор о самых обычных вещах.

Опасно ли быть неряхой?

Безопасность на дороге.

Светофор. Сигналы светофора.

Наблюдения за движением транспорта.

Безопасность на воде.

Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период.

5

2

1

2

3

2

1

2

2

1

2

3

4

5

                        4 четверть.

Безопасность на дороге.

Пешеходный переход. Правила для пешеходов.

Внимание! Переходим через улицу!

Улица – не место для игр.

Безопасность в лесу.

Правила поведения в лесу.

Обобщающий урок.

5

2

2

1

2

1

1

          

4 класс.            

п/п

Название разделов и тем.

К-во

часов

Примечание

1

2

3

                         1четверть

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Мой родной город. Какая опасность нас ожидает.

Мой микрорайон, моя улица.

Что такое чрезвычайная ситуация.

3

1

1

1

1

2

3

4

5

Безопасность на дороге.

Безопасность на улице.

Мы - пешеходы.

Наиболее безопасный путь в школу и из школы.

Правила передвижения пешеходов по улице.

« Внимание! Переходим через улицу».

Обобщающий урок по безопасности на дороге. Викторина.

6

1

1

1

2

1

1

2

3

4

                          2 четверть

Безопасность на улице и во дворе.

« Если ты заблудился».

« Осторожно! Незнакомец».

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице».

  Безопасность на воде.

Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний период.

5

1

2

2

1

2

2

1

2

3

4

5

6

7

8

                        3 четверть.

Пожарная безопасность.

« Огонь – друг или враг».

« Пожарный -  герой, он с огнём вступает в бой».

« Пожар в квартире» Телефоны 01 и 112.

« Чем опасен дым?».

« Детские шалости с огнём».

Обобщающий урок «Знаете ли вы правила пожарной безопасности»

Безопасность на дороге.

« Улица – не место для игр».

Встреча с работником ГИБДД.

6

1

1

1

1

1

1

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

                        4 четверть.

Безопасность  в помещении.

« Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности».

« Осторожно -  электроприборы».

« Кухня – не место для игр».

Горючие вещества.

Безопасность в лесу.

Правила поведения в лесу.

Лесной пожар.

Прогулка весной и летом. « Береги и охраняй природу»

4

1

1

1

1

3

1

1

1

           

5 класс.                

п/п

Название разделов и тем.

К-во

часов

Примечание

1

2

3

                       1четверть

Безопасность на улице и во дворе.

Насильственные действия незнакомого взрослого на улице.

« Внешность человека может быть обманчива».

Ребёнок и его старшие приятели.

5

2

1

2

1

2

Безопасность на дороге.

Знакомство с дорожными знаками.

Переход по пешеходной дороге и без него.

4

2

2

1

2

3

4

                          2 четверть

Безопасность на дороге.

Правила безопасного и этичного поведения на остановке пассажирского транспорта.

Основные правила поведения на улице и дороге.

Правила перехода дороги при выходе из транспорта.

Детский дорожно-транспортный травматизм. Телефон 03 и 112.

Безопасность на улице и во дворе.

Конфликты между детьми во время игр.

Опасные участки около дома и на улице.

 

5

1

2

1

1

2

1

1

1

2

3

4

5

6

                        3 четверть.

Безопасность на дороге.

Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов.

Дорожная разметка.

Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги.

Выбор наиболее безопасного пути.

Безопасность на воде.

Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период.

Основные спасательные средства.

6

1

1

2

2

3

2

1

1

2

3

4

                        4 четверть.

Безопасность в лесу.

Правила поведения в леcу.

Осторожно – ядовитые грибы и ягоды!

Съедобные и несъедобные грибы.

Обобщающий урок.

7

1

3

2

1

6 класс.              

п/п

Название разделов и тем.

К-во

часов

Примечание

1

2

3

4

5

6

                       1четверть.

Пожарная безопасность.

Правила поведения на кухне.

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе и в транспорте.

Обобщающие уроки по правилам пожарной безопасности.

Безопасность на улице и во дворе.

Общение со старшими приятелями. О вреде курения и т. п. Встреча с медработником.

7

2

3

1

1

2

2

1

2

3

4

5

                          2 четверть

Безопасность на дороге.

Перекрёстки и их виды.

Поведение пешеходов на перекрёстках.

Сигналы, подаваемые водителями.

Пешеход на нерегулируемом перекрёстке.

Тормозной путь транспортных средств.

7

1

2

1

2

1

1

2

3

4

5

6

                        3 четверть.

Безопасность на дороге.

Повторение правил безопасного поведения на дороге.

Итоговое занятие.

Безопасность в помещении.

 Опасные бытовые предметы и опасные занятия в помещении.

Правила культурного и этичного поведения в помещении.

Безопасность на воде.

Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период. Внимание! Ледоход.

Служба спасения. Встреча со спасателем.

2

1

1

3

1

2

4

2

2

1

2

3

4

5

                        4 четверть.

Безопасность в лесу.

Правила поведения в лесу. Подготовка к посещению леса. Встреча с медработником. Внимание! Клещи!

Обобщающий урок.

Безопасность на воде.

Меры безопасности на воде летом.

Что делать, если на твоих глазах тонет человек.

Итоговые занятия по ОБЖ. Конкурсы, КВН, викторины, игры.

3

2

1

2

1

1

2

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под редакцией Воронковой В. В. - М.: Школа – Пресс, 1994.
  3. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А.Извекова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  4. Извекова Н.А. Учителю о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1982 . – 160 с.
  5. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 127 с.
  6. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Под редакцией кандидата псих.н., проф.И. М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 181 с.
  7. Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: ВАКО, 2008. – 128 с.
  8. Шорыгина Т.А.. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  9. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 60 с.

10. Щипицина Л.М. «Необучаемый»  ребёнок в семье и обществе. - СПб.:      Речь, 2005.-447с.

11.Щипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. - СПб.: Союз, 2004.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рекомендуется использовать в процессе подготовки к занятиям наглядно-иллюстративные материалы (учебники, учебные пособия, научные статьи и т.д.), содержащиеся в информационных сетях («Интернет»), а также электронные информационные носители (учебники, энциклопедии, справочники).

Рекомендуемые адреса:

Российская государственная библиотека:  http://www.leninka.ru/

РГБ диссертационный зал (г. Химки):  http://www.rsl.ru.

Международная энциклопедия:  

http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница

Цифровая библиотека (русские издания):  www.Lib.Ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека: http://window.edu.ru/window

ГНПБ им. К. Д. Ушинского:  http://www.gnpbu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы статистики и вероятности" для 5 класса

Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения учеников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в школе.Курс позвол...

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа, "Основы военной подготовки", для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов.

Рабочая программа, "Основы военной подготовки" для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов, внеурочная деятельность....

Рабочая программа курса «Безопасности жизнедеятельности» для 7 классов

Программа курса «Безопасности жизнедеятельности» для 7 классов составлена на основе нормативных документов: федерального  государственного образовательного стандарта основного об...

Адаптированная рабочая программа "Основы информатики" 8-9 кл.(ЛУО)

Адаптированная рабочая программа "Основы информатики" пердназначена для 8-9 классов с ЛУО, составлена на основе Рабочей прогграммы "Информатика", автор: Л.Л. Босова....