Рабочая программа "Основы статистики и вероятности" для 5 класса
рабочая программа (5 класс) на тему

Шелихова Наталья Леонидовна

Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения учеников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в школе.

Курс позволяет ученику средней школы приобрести необходимый и достаточный набор умений в области теории вероятностей и статистики.

Цель формирование новых знаний у учащихся в области комбинаторики, теории вероятности и статистики, формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков самостоятельной и групповой исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. научиться решать основные комбинаторные задачи;
  2. научиться применять полученные знания в области комбинаторики к решению различных задач теории вероятности.
  3. научиться решать простейшие вариативные задачи.
  4. интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Развитие мыслительных способностей учащихся: умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать.
  5. воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности, развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курс 5 класса « Основы статистики и вероятность»

Пояснительная записка

Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения учеников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в школе.

Курс позволяет ученику средней школы приобрести необходимый и достаточный набор умений в области теории вероятностей и статистики.

Цель –  формирование новых знаний у учащихся в области комбинаторики, теории вероятности и статистики, формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков самостоятельной и групповой исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. научиться решать основные комбинаторные задачи;
  2. научиться применять полученные знания в области комбинаторики к решению различных задач теории вероятности.
  3. научиться решать простейшие вариативные задачи.
  4. интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Развитие мыслительных способностей учащихся: умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать.
  5. воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности, развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации.

Сроки реализации программы: 1 год -по 1 часу в неделю, всего 35 часов

Требования к уровню подготовки учащихся. 

В результате изучения курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • имеют представление о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • умеют анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать;
  • умеют самостоятельно работать с математической литературой;
  • знают основные правила комбинаторики;
  • знают основные понятия теории вероятности и статистики;
  • умеют решать задачи по теории вероятности и статистики, применяя формулы комбинаторики;
  • умеют представлять результат своей деятельности, участвовать в дискуссиях;
  • умеют проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.

Календарно-тематический план курса

Дата

Тема

Кол-во час

тип

1

Случайные события, операции над событиями, вероятность событий.

1

Лекция

2

Случайные события

1

Лекция

3

Случайное событие.

1

Практика

4

Случайное событие.

1

Практика

5

Невозможное событие.

1

Практика

6

Невозможное событие.

1

Практика

7

Достоверное событие.

1

Практика

8

Достоверное событие.

1

Практика

9

Исход эксперимента

1

Практика

10

Исход эксперимента

11

Вероятностная шкала

1

Лекция

12

У кого шансов больше?

1

Практика

13

У кого шансов больше?

1

Практика

14

Что происходит чаще?

1

Практика

15

Что происходит чаще?

1

Практика

16

Вероятностная шкала.

1

Практика

17

Вероятностная шкала.

1

Практика

18

Противоположные события.  

1

Практика

19

Противоположные события.  

1

Практика

20

Когда из В следует А.

1

Практика

21

Когда из В следует А.

1

Практика

22

Таблицы и диаграммы

1

Лекция

23

Статистические данные.

1

практика

24

Статистические данные.

1

практика

25

Таблицы: строки и столбцы, итоговые строки и столбцы.

1

Практика

26

Таблицы: строки и столбцы, итоговые строки и столбцы.

1

Практика

27

Диаграммы: линейные, столбчатые, круговые

1

Практика

28

Диаграммы: линейные, столбчатые, круговые

1

Практика

29

Решение задач

1

Практика

30

Решение задач

1

Практика

31

Решение задач

1

Практика

32

Подготовка к контрольной работе

1

Практика

33

Подготовка к контрольной работе

1

Практика

34

Контрольная работа

1

Практика

35

Обобщение курса.

1

Практика

Содержание  программы учебного курса

Случайные события: (10  часов)

Случайное событие. Невозможное событие. Достоверное событие. Исход эксперимента

2 часа- лекция; 8 часов – практическое решение задач из данного раздела

 Вероятностная шкала: (11 часов)

У кого шансов больше? Что происходит чаще? Вероятностная шкала. Противоположные события.  Когда из В следует А.

1 час- лекция; 10 часов – практическое решение задач из данного раздела

Таблицы и диаграммы: (7 часов)

           

Статистические данные. Таблицы: строки и столбцы, итоговые строки и столбцы. Диаграммы: линейные, столбчатые, круговые

1 час- лекция;  6 часов – практическое решение задач из данного раздела

Обобщение: (7 часов)

3 часа – практическое решение задач из всех разделов; 2 часа – подготовка к контрольной работе; 1 час- контрольная работа; 1 час обобщение (игра)

Литература

  Основная

Е.А. Бунимович,  В.А. Булычев Основы статистики и вероятность 5-11 классы- М.,Дрофа 2008.

Дополнительная

  1. Виленкин Н. Я. Популярная комбинаторика. – М.: Наука, 1975.
  2. Коваленко И.Н., Филиппова А.А. Теория вероятностей и математическая статистика. – М., 1973.
  3. Пугачев В.С. Теория вероятностей и математическая статистика. – М., 1979.
  4. Четыркин Е.М., Калахман И.Л. Вероятность и статистика. – М., 1982.
  5. Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятность. Статистика: Дополнительные материалы к курсу алгебры для 7 – 9 кл. – М.:Мнемозина, 2002. (к учебникам А.Г. Мордковича)
  6. Ткачева М.В.,Федорова Н.Е. Алгебра, 7 – 9: Элементы статистики и вероятность. – М.: Просвещение, 2003. (к учебникам А.Ш. Алимова и др.)
  7. Буннмович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика, 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2002.
  8. Мордкович А.Г., Семенов П.В. События, вероятности, статистическая обработка данных, - Математика (приложение к газете «Первое сентября»), №34, 35, 41, 43, 44, 48, 2002, №11, 17, 2003.
  9. Дынкин Е. Б., Молчанов С. А., Розенталь А. Л. Математические соревнования. Арифметика и алгебра. – М.: Наука, 1998
  10. Слойер К. Математические фантазии. – М.: Мир,1993.
  11. Тюрин Ю. Н. и др. Теория вероятностей и статистика. – М.: МЦНМО: Московские учебники, 2004.
  12. Горелова Г. В., Кацко И. А. Теория вероятностей и математическая статистика в примерах и задачах с применением Excel. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  13. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей.

 7-9 классы./ Авт.-сост. В.Н.Студенецкая. Изд.2-е, испр.- Волгоград: Учитель, 2006.

  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Палий И.А. Введение в теорию вероятностей. – М.: Высшая школа, 2005.
  3. Письменный Д.Т. Конспект лекций по теории вероятностей, математической статистике и случайным процессам. – М.: Айрис пресс, 2006.
  4. Болдырева М.Х., Карпухин Ю.П., Клековкин Г.А. Комбинаторика. Бином Ньютона. Избранные вопросы школьного курса математики, выпуск 7. – Самара: СИПКРО, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"

В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...

Рабочая программа "Основы статистики и вероятность" 6 класс

Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения учеников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в школе.Курс позвол...

Рабочая программа "Основы статистики и вероятность" 7 класс

Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения учеников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в школе.Курс позвол...

Рабочая программа "Основы статистики и вероятность" 9 класс

Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения учеников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в школе.Курс позвол...

Рабочая программа "Основы теории вероятностей и математической статистики" для 10-11 класса

Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения старшеклассников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в старшей п...

Рабочая программа "Статистика и вероятность" 7-9 кл

Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ ко...

Рабочая программа "Статистика и вероятность" 10-11 кл

Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развит...