Рабочая программа "Основы статистики и вероятность" 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему

Шелихова Наталья Леонидовна

Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения учеников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в школе.

Курс позволяет ученику средней школы приобрести необходимый и достаточный набор умений в области теории вероятностей и статистики.

Цель формирование новых знаний у учащихся в области комбинаторики, теории вероятности и статистики, формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков самостоятельной и групповой исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. научиться решать основные комбинаторные задачи;
  2. научиться применять полученные знания в области комбинаторики к решению различных задач теории вероятности.
  3. научиться решать простейшие вариативные задачи.
  4. интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Развитие мыслительных способностей учащихся: умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать.
  5. воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности, развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_statistiki_7_klassa.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курс 7 класса « Основы статистики и вероятность

Пояснительная записка

Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения учеников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в школе.

Курс позволяет ученику средней школы приобрести необходимый и достаточный набор умений в области теории вероятностей и статистики.

Цель –  формирование новых знаний у учащихся в области комбинаторики, теории вероятности и статистики, формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков самостоятельной и групповой исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. научиться решать основные комбинаторные задачи;
  2. научиться применять полученные знания в области комбинаторики к решению различных задач теории вероятности.
  3. научиться решать простейшие вариативные задачи.
  4. интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Развитие мыслительных способностей учащихся: умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать.
  5. воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности, развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации.

Сроки реализации программы: 1 год -по 1 часу в неделю, всего 35 часов

Требования к уровню подготовки учащихся. 

В результате изучения курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • имеют представление о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • умеют анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать;
  • умеют самостоятельно работать с математической литературой;
  • знают основные правила комбинаторики;
  • знают основные понятия теории вероятности и статистики;
  • умеют решать задачи по теории вероятности и статистики, применяя формулы комбинаторики;
  • умеют представлять результат своей деятельности, участвовать в дискуссиях;
  • умеют проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.

Календарно-тематический план курса

Тема

Кол-во час

тип

1

Случайные события, операции над событиями, вероятность событий.

1

Лекция

2

Случайные эксперименты и частота событий

1

Лекция

3

Случайный эксперимент

1

Практика

4

Случайный эксперимент

1

Практика

5

Абсолютная частота события

1

Практика

6

Абсолютная частота события

1

Практика

7

Относительная  частота события

1

Практика

8

Относительная  частота события

1

Практика

9

Диаграмма частот

1

Практика

10

Диаграмма частот

1

Практика

11

Статистическое определение вероятности

1

Лекция

12

Приближение частоты к вероятности

1

Практика

13

Приближение частоты к вероятности

1

Практика

14

Классическое определение вероятности

1

Лекция

15

Равновозможность исхода

1

практика

16

Равновозможность исхода

1

Практика

17

Благоприятные и не благоприятные исходы

1

Практика

18

Благоприятные и не благоприятные исходы

1

Практика

19

Классическое определение вероятности

1

Практика

20

Классическое определение вероятности

1

Практика

21

Вероятность противоположного события

1

Практика

22

Вероятность противоположного события

1

Практика

23

Ещё раз об исходах и событиях

1

Практика

24

Исход или элементарное событие

1

Практика

25

Исход или элементарное событие

1

Практика

26

Множество всех исходов эксперимента

1

Практика

27

Множество всех исходов эксперимента

1

Практика

28

Случайное событие как подмножество в множестве всех исходов

1

Практика

29

Случайное событие как подмножество в множестве всех исходов

1

Практика

30

Дерево вариантов

1

Практика

31

Дерево вариантов

1

Практика

32

Подготовка к контрольной работе

1

Практика

33

Подготовка к контрольной работе

1

Практика

34

Контрольная работа

1

Практика

35

Обобщение курса.

1

Практика

Содержание  программы учебного курса

Случайные эксперименты и частота событий: (10  час)

Случайный эксперимент. Абсолютная частота события. Относительная  частота. Диаграмма частот.

2 часа- лекция; 8 часов – практическое решение задач из данного раздела

 Статистическое определение вероятности: (3 часа)

Приближение частоты к вероятности.  

1 час- лекция; 2 часа – практическое решение задач из данного раздела

 Классическое определение вероятности: (9 часов)

           

Равновозможность исхода. Благоприятные и не благоприятные исходы . Классическое определение вероятности.  Вероятность противоположного события .

1 час- лекция;  8 часов – практическое решение задач из данного раздела

Ещё раз об исходах и событиях. (9 часов)

Исход или элементарное событие. Множество всех исходов эксперимента. Случайное событие как подмножество в множестве всех исходов. Дерево вариантов.

1 час- лекция; 8 часов – практическое решение задач из данного раздела

Обобщение: (4 часов)

2 часа – практическое решение задач из всех разделов; 1 час –контрольная работа; 1 час- обобщение

Литература

  1. Виленкин Н. Я. Популярная комбинаторика. – М.: Наука, 1975.
  2. Коваленко И.Н., Филиппова А.А. Теория вероятностей и математическая статистика. – М., 1973.
  3. Пугачев В.С. Теория вероятностей и математическая статистика. – М., 1979.
  4. Четыркин Е.М., Калахман И.Л. Вероятность и статистика. – М., 1982.
  5. Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятность. Статистика: Дополнительные материалы к курсу алгебры для 7 – 9 кл. – М.:Мнемозина, 2002. (к учебникам А.Г. Мордковича)
  6. Ткачева М.В.,Федорова Н.Е. Алгебра, 7 – 9: Элементы статистики и вероятность. – М.: Просвещение, 2003. (к учебникам А.Ш. Алимова и др.)
  7. Буннмович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика, 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2002.
  8. Мордкович А.Г., Семенов П.В. События, вероятности, статистическая обработка данных, - Математика (приложение к газете «Первое сентября»), №34, 35, 41, 43, 44, 48, 2002, №11, 17, 2003.
  9. Дынкин Е. Б., Молчанов С. А., Розенталь А. Л. Математические соревнования. Арифметика и алгебра. – М.: Наука, 1998
  10. Слойер К. Математические фантазии. – М.: Мир,1993.
  11. Тюрин Ю. Н. и др. Теория вероятностей и статистика. – М.: МЦНМО: Московские учебники, 2004.
  12. Горелова Г. В., Кацко И. А. Теория вероятностей и математическая статистика в примерах и задачах с применением Excel. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  13. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей.

 7-9 классы./ Авт.-сост. В.Н.Студенецкая. Изд.2-е, испр.- Волгоград: Учитель, 2006.

  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Палий И.А. Введение в теорию вероятностей. – М.: Высшая школа, 2005.
  3. Письменный Д.Т. Конспект лекций по теории вероятностей, математической статистике и случайным процессам. – М.: Айрис пресс, 2006.
  4. Болдырева М.Х., Карпухин Ю.П., Клековкин Г.А. Комбинаторика. Бином Ньютона. Избранные вопросы школьного курса математики, выпуск 7. – Самара: СИПКРО, 2002.

Календарно-тематический план курса

Дата

Тема

Кол-во час

тип

1

Случайные события, операции над событиями, вероятность событий.

1

Лекция

2

Случайные эксперименты и частота событий

1

Лекция

3

Случайный эксперимент

1

Практика

4

Случайный эксперимент

1

Практика

5

Абсолютная частота события

1

Практика

6

Абсолютная частота события

1

Практика

7

Относительная  частота события

1

Практика

8

Относительная  частота события

1

Практика

9

Диаграмма частот

1

Практика

10

Диаграмма частот

1

Практика

11

Статистическое определение вероятности

1

Лекция

12

Приближение частоты к вероятности

1

Практика

13

Приближение частоты к вероятности

1

Практика

14

Классическое определение вероятности

1

Лекция

15

Равновозможность исхода

1

Практика

16

Равновозможность исхода

1

Практика

17

Благоприятные и не благоприятные исходы

1

Практика

18

Благоприятные и не благоприятные исходы

1

Практика

19

Классическое определение вероятности

1

Практика

20

Классическое определение вероятности

1

Практика

21

Вероятность противоположного события

1

Практика

22

Вероятность противоположного события

1

Практика

23

Ещё раз об исходах и событиях

1

Лекция

24

Исход или элементарное событие

1

Практика

25

Исход или элементарное событие

1

Практика

26

Множество всех исходов эксперимента

1

Практика

27

Множество всех исходов эксперимента

1

Практика

28

Случайное событие как подмножество в множестве всех исходов

1

Практика

29

Случайное событие как подмножество в множестве всех исходов

1

Практика

30

Дерево вариантов

1

Практика

31

Дерево вариантов

1

Практика

32

Подготовка к контрольной работе

1

Практика

33

Подготовка к контрольной работе

1

Практика

34

Контрольная работа

1

Практика

35

Обобщение курса.

1

Практика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Теория вероятностей и статистика». 7 - 8 класс.

Рабочая программа  курса по теории вероятностей и статистике для 7-8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа разрабо...

рабочая программа по математике 5 класс .Элективный курс "Вероятность и статистика"

рабочая программа по математике 5 класс .Элективный курс "Вероятность и статистика"...

Рабочая программа курса " Вероятность и статистика", 7-9 классы

Рабочая программа  составлена в соответсвии с требваниями ФГОС...

Рабочая программа "Теория вероятности и статистика" 10-11 классы

Рабочая программа "Теория вероятности и статистика" 10--11 классы...

Рабочая программа по вероятности и статистике 7-9 классов 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом...

Рабочая программа элективного курса "Вероятность и статистика" 8-9 класс

Рабочая программа элективного курса "Вероятность и статистика" 8-9 класс...