Программа ЛОУ "Дети Земли"
методическая разработка на тему

Роженцева Лариса Вадимовна

Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_leto_2017_-_kopiya.docx167.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

Программа

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием

на базе

МАОУ  СОШ №19 МГО

«Дети Земли»

C:\Users\Asus\Рабочий стол\Desktop\f16_prir.jpg

Продолжительность программы:  июнь – 2017г.

Программу составили: Роженцева Лариса Вадимовна, начальник лагеря

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1

Полное название программы

«Дети Земли».

2

Цель программы

      Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период; укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей; развитие творческих способностей детей.

3

Задачи

- воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде  как источнику радости и творчества людей;

- дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой;

- воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде;

- укрепление здоровья;

- создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей,

4

Направление деятельности

закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней;

укрепление здоровья детей через активную физическую деятельность.

культурно-творческая деятельность

5

Краткое содержание программы

Программа содержит:  пакет нормативно-правовых документов; мероприятия, реализующие  программу; ожидаемые результаты

6

Количество, возраст учащихся

118 учащихся 8-13 лет

11

Сроки проведения, количество смен

 01.06.2017 – 30.06.2017 , 1 смена

           

Пояснительная записка 

     Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом. Для того, чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие летних лагерей дневного пребывания.  

     5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. 

       Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.

     Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

     Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.

     Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Тема летней смены этого года – «Чистая планета – я в ответе за это».

На базе  общеобразовательного учреждения МАОУ СОШ№19МГО  открывается  летний лагерь  дневного пребывания - «Дети Земли».

Смена пройдет под девизом – «Живи и созидай, природу охраняй!»

Наша программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить и сохранить окружающий мир.

   Программа по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап.  Подготовительный.  Май 2017года.

-Проведение совещаний при директоре  по подготовке школы к летнему сезону;

    -Издание приказа по школе о проведении летней кампании;

-Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей.

 -Подготовка методического материала для работников лагеря;

      - Медицинский осмотр кадров и  учащихся,

     - Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план  работы, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

 II этап.  Организационный. 01 06.2017г.

 Открытие лагеря. Входной мониторинг.

III этап.  Практический. 03.06-26.06.2017г.

Реализация основной идеи смены;

Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

IV этап.  Аналитический 26.07.2017 г.

Выходной мониторинг. Закрытие лагеря.

   

РЕЖИМ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ:

Элементы режима дня

Время

Сбор детей, зарядка

8.30-9.00

Утренняя линейка

9.00-9.15

Завтрак

9.15-10.00

Работа по плану, общественно-полезный труд

10.00-12.00

Оздоровительные процедуры

12.00-13.00

Обед

13.00-14.00

Свободное время

14.00-14.30

Уход домой

14.30


       

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

 

  • Продолжения учебного процесса в условиях лета;
  • Решения проблемы летней занятости детей;
  • Укрепления здоровья учащихся.

При написании программы мы руководствовались следующими принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

* Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;

* Принцип творческого отношения к делу;

* Принцип добровольности участия в делах;

* Принцип учета возрастных особенностей детей;

* Принцип доступности выбранных форм работы.  

C:\Users\Asus\Рабочий стол\Desktop\ЛАГЕРЬ 2017\картинки\kids-1024x588.jpg

Содержание и формы реализации

Программы

"Дети Земли"

Девиз: «Живи и созидай, природу охраняй»

В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за планету в целом. Мир сегодня - это совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем должно рассматриваться как выход их из кризисной ситуации во всем мире, связанной с экологическими и социальными проблемами.

В программе "Дети Земли" главное внимание уделено трем направлениям:

- закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней;

- укрепление здоровья детей через активную физическую деятельность.

- культурно-творческая деятельность

     В программе уделено большое внимание пропаганде здорового образа жизни, девиз этого направления "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!". Цель занятий: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться укрепить свое здоровье, применяя навыки и умения в согласии с законами природы.

В основе программы «Дети Земли» лежит большая сюжетно-ролевая игра. Содержанием игры является защита окружающей среды, преодоление нравственных, творческих и иных испытаний. Игровой замысел опирается на стремление детей к поиску и  приключениям,  желание  реализовать свои творческие способности. На время смены лагерь  отправляется в эколого – туристическую экспедицию  на разные континенты. Ребята  становятся участниками разных испытаний, создателями и авторами собственных идей по вопросам  защиты окружающей среды, знакомятся с особенностями природных комплексов Земли.

Экологическая  экспедиция – лагерь.

Руководитель   экспедиции – начальник лагеря.

 Научные сотрудники  – воспитатели.

Следопыты  - дети (учащиеся).

 Экологические группы  – отряды

Путевой лист - план работы

Задача Руководителя экспедиции, научных сотрудников, следопытов  организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на «планёрке» анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.

Включение в игру способствует соответствующая игровая символика и атрибутика (эмблема, название, каждый отряд имеет свой определенный цвет, знаки отличия, элементы одежды и т.д.), создание игрового словарика смены, организационной структуры смены.

Гласность в игре обеспечивается через информационный стенд, на котором отмечаются успехи творческих, трудовых, режимных дел.  Детей ждут  увлекательные маршруты  в мир природы.

Законы:

Закон точного времени.

Закон доброты.

Закон порядочности.

Закон дружбы.

Закон безопасности.

Закон взаимовыручки.

Закон дисциплины.

Заповеди:

Участники экспедиции – одна семья.

Один за всех и все за одного.

Порядок, прежде всего.

Каждое дело вместе

Все делай творчески, а иначе зачем?

Даже если трудно, доведи дело до конца.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим. Каждой экологической группой разработана своя система стимулирования успешности и личностного роста.

     Каждый день смены будет иметь свое название, которое отразит направления  деятельности следопытов (детей).

По итогам дня , экологические группы (отряды) получают поощрительные метки (в виде эко-знаков и изображений птиц, листочков, цветов и т.д.)

План

1 день

Родник Дружбы

1.Открытие лагеря. Торжественная линейка «Здравствуй, лето!» 

3.Знакомство с лагерем и его правилами.

4.Инструктаж по технике безопасности.

5.Придумывание названия и девиза экспедиции.

2 день

Река Знаний

1.Игровая программа «Знатоки Экологии»

2. Игры на свежем воздухе .

3. Оформление отрядов.

3день

Лес Радости

1. Развлекательная программа  

2. Конкурс рисунков «Юмор в картинках»

3.. Игры на свежем воздухе.

4 день

Залив Благородства

1.Информационная минутка: «Если хочешь быть здоров!»

2. Музыкальная пауза «Песни о природе».

3. Верёвочный курс.

5 день

Остров Помощи

1.Игровая программа  «Если с другом вышел в путь»

(к международному дню друзей). 

2.Экологическая эстафета

6 день

Равнина Сказок

1. . Конкурс экологических сказок

2

7 день

Мост Согласия

1. Информационная минутка: «Будь здоров!»

2.  Беседа «У дорожных правил нет каникул»

3. Игровая программа «В гостях у Светофора»

8 день

Озеро Надежды

1 Конкурс рисунков на асфальте

2. Шахматно-шашечный турнир. 

3.Защита плакатов экологических плакатов

9 день

Горы Загадок

1. Игровая программа «Музыкальная ромашка»

2. Игры на свежем воздухе.

3.Экологический ликбез “Чудо вокруг нас.

10 день

Парк Фантазий

1. Ток – шоу “Рациональное использование природных ресурсов”

(конкурс экологической моды)

11 день

«День рекордов»

1 . Конкурсная программа «Я самый, самый, самый…»

4. Составление Книги рекордов лагеря дневного пребывания.

12 день

Пролив Толерантности

1.Экологический ликбез “Все в природе взаимосвязано!”

2.Экологический театр

13 день

1.Просмотр мультфильмов.

2. Игры на свежем воздухе.

14 день

1.  Интеллектуальный конкурс «Знаешь ли ты?»

15 день

«Сохраним природу для потомков»

1. Виртуальное  путешествие по страницам Красной Книги.

2. Игровая экологическая программа.

3.Игры на свежем воздухе.

16 день

"Безопасность"

1. Игровая программа "осторожно огонь".

2. .Игры на свежем воздухе.

3. Конкурс фильмов на тему "Пожар !"

17 день

«Алло! Мы ищем таланты.»

1. Концерт "охотники за удачей" (Песни о дружбе)

2. Игры на свежем воздухе.

18 день

«Наш друг Светофор»

1. Информационная минутка: «Будь здоров!»

2.  Беседа «У дорожных правил нет каникул»

3. Игровая программа «В гостях у Светофора»

19 день

1.Информационная минутка «Да – здоровому образу жизни!»

2. Игры на свежем воздухе.

3. Игровая программа "В поисках клада"

20 день

1. Конкурс сочинений "Моя звезда".

2. Игры на свежем воздухе.

21 день

«Замыкая круг…»

1. Торжественная линейка  «Расставаться пора»

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1.Чёткое представление целей и постановка задач.

2.Конкретное планирование деятельности.

3.Кадровое обеспечение программы.

4.Методическое обеспечение программы.

5.Педагогические условия.

6.Материально-техническое обеспечение.

Кадровое обеспечение.

Подбор и расстановка кадров осуществляется  администрацией школы. На каждом отряде работает два воспитателя, по мере необходимости могут привлекаться и другие участники реализации программы. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных дел и дел смены лагеря.

Методическое обеспечение.

  • Наличие программы лагеря,  плана-сетки
  • Должностные инструкции всех участников процесса.
  • Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  • Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  • Проведение ежедневных планёрок.
  • Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия.

  • Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  • Организация различных видов деятельности.
  • Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  • Создание ситуации успеха.
  • Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  • Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение.

  • Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
  • Материалы для оформления и творчества детей.
  • Наличие канцелярских принадлежностей.
  • Аудиоматериалы и видеотехника.
  • Призы и награды для стимулирования.

Критерии эффективности программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

                                              Предполагаемые результаты программы

  • - При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
  • - Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
  • - При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
  • - Осуществление экскурсий помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.
  • - Предполагается, что летняя занятость детей в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактики правонарушений несовершеннолетними.
  • - Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Планирование работы.

При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум поселка: Дом культуры, библиотеку, ДДТ, Спортивный комплекс, ДШИ.

 Педагогическая диагностика и способы корректировки программы

 В лагере диагностика будет проходить в несколько этапов:

  • На начальном этапе будет проходить сбор данных о направленности интересов детей, мотивации деятельности и уровень готовности к ней:

 ( тесты, анкеты, игры)

  • Промежуточная диагностика позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации:

                         Мини-сочинение « Мой отдых в лагере»

                         «Мой отряд» (рисунок) и т.д.

  • Итоговая диагностика позволит оценить результаты реализации программы: ( опрос, тестирование, анкеты)

Литература

Волкова А. М., Гончарова А. С., Данилова А. Н. Экология и дети. - М., 1993.

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Спирин А. П. Экология: Учебник. - М., 1995.

Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

Прутченков А. С., Самкова В. А. Эколого-экономическая игра «Голубая планета»: Методическая разработка. - М., 1996.

Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии. - М., 1995.

Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

Детская энциклопедия “Я познаю мир” Спорт, Москва, изд АСТ, 1999 г.

Журнал “Физкультура в школе” №3 2006 г.

Книга для учителя “Физическая культура” сценарии праздников и игровых занятий. Москва “Первое сентября” 2002 г.

Сивачева Л.Н. “Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием” Санкт-Петербург “Детство-пресс” 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Азбука земли" ( кружок для 9-10 кл.)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЗЮРИНСКАЯ   СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА»МАМАДЫШСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО...

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательско-краеведческой деятельности по авторской образовательной программе «Традиции земли Нерехтской» (из опыта работы преподавателя)

Работа включает в себя следующие разделы:Исследовательско-краеведческая деятельность как способ формирования общих и профессиональных компетенций.Практика организации исследовательско-краеведческой де...

Познавательная программа, посвященная Дню Земли "Я люблю свою Землю!"

На основе данного материала привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды. В ходе мероприятия дети узнают много интересног о нашей планете, играют, отгадывают загадки....

Игровая программа "День Земли"

Игровая программа для учащихся 5-7 классов...

Программа краеведческого кружка "Земля рождения - земля судьбы"

Программа  краеведческого кружка способствует духовно-нравственному развитию личности подростка. Назначение программы -сформировать целостное представление о культурном пространстве родного края....

Рабочая программа "География Земли"

Рабочая программа для 5-6 классов линии "Полярная звезда" под ред. профессора А.И. Алексеева...

Рабочая программа факультатива "Земля -- планета людей"

В данном документа представлена программа факультатива по географии для 7-ых классов. Здесь выделены пояснительная записка, темы работы, календарно-тематическое планирование....