ПРОГРАММА Обучения учащихся правилам пожарной безопасности (5-11 классы)
методическая разработка на тему

Роженцева Лариса Вадимовна

Обучение учащихся правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к имуществу, оказания практической помощи в сохранении жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, формирования навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_obucheniya_uchashchihsya.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ №19

_____________ Усикова Н.В

                            «____» _____________2017

М.П.

ПРОГРАММА

Обучения учащихся

 МАОУ СОШ№19МГО

правилам пожарной безопасности (5-11 классы)

в 2017-2018 учебном году.

  1. Пояснительная записка.

     Обучение учащихся правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к имуществу, оказания практической помощи в сохранении жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, формирования навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим.

Содержание и порядок обучения учащихся школы пожарной безопасности, план внешкольных мероприятий по пожарной тематике на учебный год устанавливаются руководителем школы.

     Занятия по изучению правил пожарной безопасности проводятся с учащимися начальных классов, средней и старшей школы. Занятия проводятся с учетом возраста обучающихся. С учащимися 5-11 классов материалы программ изучаются в сокращенном объеме.

      Занятия проводятся классными руководителями и учителями. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.

     Цель   программы   обучение   учащихся   правилам   поведения   в   случае

возникновения пожара, формирование у них умений и навыков по применению первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи пострадавшим.

     

 Противопожарная подготовка учащихся школы включает:

- изучение специального раздела в рамках курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ);

- проведение практических занятий по эвакуации в случае пожара;

- организацию просмотров учебных фильмов, тематических бесед, дней и месячников пожарной безопасности;

- проведение инструктажей о правилах пожарной безопасности и поведении в случае возникновения пожара в кабинетах обслуживающего и технического труда, химии, физики, информатики.

- создание специального детского формирований (дружин юных пожарных).

  1. Тематическое планирование (по классам)

5 класс

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

Примечания

1

Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.

1

2

Знакомство с профессией пожарный и с его обязанностями.

1

3

Урок-путешествие. Экскурсия в пожарную часть.

1

4

Причины возникновения пожаров в доме.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

1

5

Основные правила поведения при пожаре

2

1 час практика

6

Конкурс рисунков «Спички детям – не игрушка!».

1

7

Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, на природе).

1

8

Если горит у соседей…

1

9

От маленькой искры большой пожар бывает…

1

10

Твои действия при пожаре

1

11

Береги лес от пожара.

1

6 класс

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

Примечания

1

Пожарная безопасность в РФ

1

2

Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.

1

3

Горение. Опасные факторы горения огня.

1

4

Причины возникновения пожаров в доме.

1

5

Основные правила поведения при пожаре

2

1 час практика

6

Береги лес от пожара.

1

7

Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, на природе).

1

8

Если горит у соседей… . Действия при возникновении пожаров.

1

9

От маленькой искры большой пожар бывает…

1

10

Твои действия при пожаре

1

11

Конкурс рисунков «Спички детям – не игрушка!».

1

7 класс

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

Примечания

1

Пожарная безопасность в РФ.

1

2

Виды лесных пожаров и их последствия.

1

3

Причины возникновения лесных пожаров.

1

4

Профилактика лесных и торфяных пожаров, их неблагоприятные последствия.

1

5

Меры безопасности в зоне лесных пожаров.

1

6

Конкурс рисунков: «Берегите лес от пожара»

1

7

Причины возникновения пожаров в доме.

1

8

Факторы, способствующие возникновению пожаров в доме.

1

9

Противопожарный режим в школе.

2

1 урок практическое занятие

10

Первичные средства пожаротушения.

1

11

Добровольческие пожарные бригады.

1

8 класс

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

Примечания

1

Пожарная безопасность в РФ.

1

2

Горение. Опасные факторы огня.

1

3

Причины возникновение.

1

4

Исторический очерк «Пожарная служба России»

1

5

Исторический очерк «Крупные пожары. Причины. Следствия»

1

6

Противопожарный режим в школе.

2

1 урок практика.

7

Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности.

1

8

Труд пожарных.

1

9

Действия при возникновении пожаров.

1

10

Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.

1

11

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

1

9 класс

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

Примечания

1

Пожарная безопасность в РФ.

1

2

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Опасные факторы огня.

1

3

Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.

1

4

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

1

5

Причины возникновения пожаров.

1

6

Причины возникновения пожара в школе. Его профилактика. Наш маршрут эвакуации.

2

2 урок практика

7

Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности.

1

8

Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Метод работы систем.

1

9

Как уберечь жилище о пожара.

1

10

Оказание первой медицинской помощи при ожогах.

2

2 урок практика

11

Зачет

10 класс

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

Примечания

1

Пожарная безопасность в РФ. Нормативные документы в области пожарной безопасности .

1

2

Общие требования для предотвращения пожара

1

3

Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности

1

4

 Опасные факторы пожара

1

5

Опасные факторы пожара. Пламя

1

6

 Опасные факторы пожара. Повышенная температура окружающей среды

1

7

Опасные факторы пожара. Токсичные продукты горения

1

8

Условия протекания и стадии пожара 

1

9

 Стадии пожара в помещениях

1

10

Методы противодействия пожару

1

11

Защитные действия

1

12

 Борьба с пожаром.

1

13

Эвакуация при пожаре.

1

Практическое занятие

14

Зачет

11 класс

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

Примечания

1

Взрывоопасные объекты на территории РФ. Месторасположение. Причины возникновения пожаров на этих объектах.

1

2

Противопожарная безопасность при строительстве и эксплуатации печей.

1

3

Обеспечение зданий и сооружений средствами противопожарной защиты.

1

4

Рекомендации по соблюдению мер противопожарной  безопасности...

1

5

Противопожарная безопасность на производстве, на рабочем месте.

1

6

Алгоритм действий должностных лиц и персонала при возникновении пожара.

1

7

Основные направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности.

1

8

Система мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

1

9

Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности.

1

10

Оказание первой медицинской помощи при ожогах.

1

11

ВУЗ.  МЧС РФ для тех, кто выбрал профессию пожарный. Пожарник не единственная специальность.

1

12

Противопожарный режим в школе.

1

13

Зачет.

1

  1. Требования к уровню подготовки.

К завершению периода  обучения учащийся должен знать:

• существование явления "пожар", его опасность и последствия;

• источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

• наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;

• элементарные требования  пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.).

  • пути эвакуации при пожаре дома, в школе, на работе;

  • средства пожаротушения, умение пользоваться ими;

  • пожаробезопасное поведение в лесу;

  • применять на практике полученные знания.

  1. Особенности организации подготовки обучаемых в области пожарной безопасности.

Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но дети и подростки. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине ребят. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине шалости детей и неосторожного обращения с огнем констатирует о необходимости повышения роли органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности.

Организация такой работы в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом требований Федерального закона «О пожарной безопасности», законодательных актов и нормативных документов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности, соответствовать решению коллегии Минобрнауки России от 22 марта 2005 г. № 37 (п.7), рекомендовавшей:

Обеспечить преподавание курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в 1-11-х классах образовательных учреждений общего образования, обратив особое внимание на изучение норм и правил пожарной безопасности (ППБ), в части обеспечения защиты людей при пожарах, изучение типов средств защиты органов дыхания, предназначенных для безопасности эвакуации людей при пожарах, а также проведение тренингов поведения обучающихся в случаях возникновения пожаров, террористических, криминальных и других рисков;

в планах мероприятий по обеспечению безопасности объектов образования предусмотреть ежегодное проведение Дня безопасности в образовательных учреждениях в 1-й четверти учебного года.

Содержанием учебного предмета ОБЖ предусмотрено обязательное изучение тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Вместе с тем, практика показывает, что отведенного федеральным базисным учебным планом времени недостаточно для полного теоретического и практического освещения проблем пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара.

Формирование у обучающихся в общеобразовательных учреждениях системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения внеклассных мероприятий (занятия, классные часы, практикумы, «круглые столы», викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года и в особенности по окончании четвертей перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении.

Подготовка обучаемых общеобразовательных учреждений в области пожарной безопасности должна быть организована на всех ступенях общего образования, при этом целесообразно:

Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах, являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в образовательном учреждении, которые рекомендуются проводить не реже одного раза в полугодие.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области пожарной безопасности необходимо использовать:

бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и достоверность в изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жизни, воспоминания учителя и обучающихся и т. п.);

образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, пожарный рукав, пожарный ствол, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);

средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты),

статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т. п.;

факты из жизни школы, города, района, где расположено образовательное учреждение.

5-9 класс

Пожарная безопасность и    правила поведения при пожаре

Понятие о пожаре. Основные поражающие факторы пожара. Причины возникновения пожаров и их последствия. Классификация и характеристика пожаров, их причины и последствия. Условия процесса горения. Группы возгораемости веществ и материалов. Стадии развития пожара. Условия, способствующие распространению пожаров. Правила пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме. Способы эвакуации из горящего здания. Пожары и паника. Правила безопасного поведения при панике во время пожара. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими. Средства индивидуальной защита органов дыхания (газодымозащитные комплекты),

10-11 класс

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и тушения лесного пожара

в лесу.

Пожарная Основы противопожарной защиты и безопасного поведения при безопасность пожарах в общественных зданиях и на объектах экономики, и правила поведения Организация обеспечения пожарной безопасности на объектах при пожаре экономики.

  1. Использованная литература.

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности». Сборник нормативных документов по организации и осуществлению государственного пожарного надзора. -М.: Полиграфлес, 2012.
  2. Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении (нормативные документы, инструкции) / сост. О.В. Павлова - Волгоград: Учитель, 2014.** 153 с.
  3. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. — М.: Инфра-М, 2014. - 144 с.
  4. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: Учебное пособие / сост. Коллектив специалистов Федерального государственного учреждения «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИПО, 2010.

5. Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. - 64 с.

6. Шарова О.Е. Основы пожаробезопасного поведения: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Петро-РИФ», 2015.

  1. -Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Литвинов Е.А., Москва  Издательство АСТ 2008г.
  2. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2012г.
  3. - Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г.
  4. - Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения по пожарно-техническому минимуму

В соответствии с данной программой можно проводить обучение коллектива пожарному минимуму....

Программа обучения учащихся правилам пожарной безопасности (5-11 классы)

Календарно тематическое планирование по программе обучения правилам пожарной безопасности в 5-11 классах. Ранее не требовалось такое. Но вот теперь пришла к нам в школу резалюция и прошлось делать. Де...

порограмма по обучению мерам пожарной безопасности в школе.

Цель - обучение школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения.Программа рассчитана на 11 ле...

Мероприятие по пожарной безопасности в 11 классе.

Мероприятие по пожарной безопасности в 11 классе....

Классный час по теме «Пожарная безопасность» для 4 класса.

Цель: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; познакомить с причинами возникновения пожаров....

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности в 5 классе. "Пожарская сказка".

Небольшая сказка в стихах о том, как опасно баловаться со спичками....

Дидактические материалы по предмету "ОБЖ" по теме "Пожарная безопасность" 8-9 классы.

Дидактические материалы по предмету "ОБЖ" представляют собой разработанные рабочие листы и контрольно-измерительные материалы по теме "Пожары". Рабочий лист представляет собой...