Доклад "Трудный" ребенок. Самореализация личности школьника в условиях новой образовательной среды.
статья на тему

Маласова Ольга Николаевна

Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания, новый жизненный опыт, непрерывно изменяя наши взгляды на окружающий мир, на самого человека, на его место в нем. За последние три столетия цивилизация достигла удивительного могущества, и, чтобы использовать его во благо людям, необходимы самые разнообразные знания и то рациональное, что добыто современной наукой. Социальную значимость приобретают те сферы жизни общества, которые непосредственно связаны с образованием, воспитанием, формированием человека как личности с его социализацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_trudnyy_rebenok.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Доклад на тему:

«Трудный» ребёнок. Самореализация личности школьника в условиях новой образовательной среды.

                                                                              Подготовила: Маласова О.Н.,

                                                                  учитель физической культуры

                                                          2016

            Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивался с проблемой «трудных» детей. Поведение таких детей вызывает беспокойство у педагогов, психологов и родителей. Всем известно, что за последние годы

-возросло количество противоправных действий, чаще стали происходить кражи, порча имущества;

-количество преступлений, совершенных подростками увеличилось более чем в 2 раза;

-участились групповые драки, драки с причинением вреда здоровью, со смертельным исходом;

-за различные противоправные действия задерживаются не только мальчики, но и девочки.

         Заметен рост различных форм отклоняющегося поведения и в нашей школе. Курение, сквернословие, пропуски уроков без уважительных причин, нежелание учиться, воровство, мелкое хулиганство – всё это имеет место быть и в  нашем школьном  детском сообществе. Растёт число так называемых «трудных» учащихся, у которых возникают проблемы и в обучении и в поведении. Всё это – результат ряда обстоятельств, прежде всего, недостатка эффективных систем общественного воспитания молодёжи и знания психолого-педагогических особенностей воспитания личности детей и подростков, как родителями, так и некоторыми педагогами. Поэтому как классный руководитель в план воспитательной работы я вношу мероприятия, направленные на работу с «трудными детьми».

План индивидуальной работы с обучающимися

Направление работы

Формы работы

Цель

Результат

Работа с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации

1.Посещение семей

Обследование материально-бытовых условий проживания

Акты обследования

2.Помощь в оформлении документов в УСЗН на бесплатное питание

Содействие в обеспечении горячим питанием

Работа со слабоуспевающими детьми  и обучающимися, испытывающими трудности по отдельным предметам

1. Посещение учебных занятий

2.Беседа с отстающими учениками и учителями предметниками по выявлению

трудностей в учебе

  1. 1. Контроль за успеваемостью детей

Работа с обучающимися, склонными к нарушению дисциплины

1.Вовлечение детей в кружковую работу

  1. 2. Контроль за свободным время-
  2. препровождением

2.Наделение общественным поручением в классе

Комиссия «Поздравляем»

Комиссия «Милосердие»

Ежедневный контроль за поведением учащихся

  1. Контроль за дисциплиной

Переписка с родителями через записи в дневнике

4.Беседы с родителями

  1. Информирование родителей об успеваемости и дисциплине ребенка

Работа с обучающимися, испытывающими состояние стресса и дискомфорта

Направление к психологу

Оказание помощи в стрессовых ситуациях

Индивидуальная работа психолога с обучающимися

        Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания, новый жизненный опыт, непрерывно изменяя наши взгляды на окружающий мир, на самого человека, на его место в нем. За последние три столетия цивилизация достигла удивительного могущества, и, чтобы использовать его во благо людям, необходимы самые разнообразные знания и то рациональное, что добыто современной наукой. Социальную значимость приобретают те сферы жизни общества, которые непосредственно связаны с образованием, воспитанием, формированием человека как личности с его социализацией.

Система образования как основной социальный институт обеспечивает процесс интеграции индивидов в общество, а также имеет определяющее значение для сокращения культурного разрыва между различными социальными слоями общества. Образование играет жизненно важную роль в улучшении взаимоотношений между человеком и окружающей средой, оно творит новое и запускает его в общество, которое становится реальностью только в результате взаимодействия индивидов.

         Термин «социализация личности» стал использоваться в нашей литературе в 40-х годах ХХ века, сейчас им оперируют и отечественные философы, социологи, педагоги и психологи.

          Социализация – приспособление индивида к условиям социальной среды, усвоения общественных норм и правил поведения, выбор личностью своей роли и позиции в общей системе социальных отношений и включение в эту систему через учение, труд, досуговую деятельность.

          Выделяются 3 сферы, в которых осуществляется социализация личности:

  • Деятельность;
  • Общение;
  • Развитие самосознания.

Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется:

  • Семья и дошкольные образовательные учреждения;
  • Школа, ссузы, вузы;
  • Трудовой коллектив, спортшколы.

          Существовавшие в недавнем прошлом в достаточном числе спортивные кружки, клубы физической культуры, секции при школах, а также детско-юношеские спортивные школы успешно помогали школе противостоять негативному влиянию окружающей среды. Однако сейчас эта помощь значительно ослабла. Ощущение же неопределенности, отсутствие ценностных ориентаций и предпочтений, ориентиров и целей, противоречивость взглядов на досуговую деятельность должно быть успешно нейтрализовано в школах должным уровнем разъяснительной воспитательной работы, грамотной организацией урочных и внеурочных занятий физической культурой.

          Сегодня школьная физическая культура вольно или невольно всё больше становится ответственной за формирование у учащихся ориентации на здоровый образ жизни. Для большей части нынешнего поколения России эта ориентация – как проблема жизни и смерти, ибо она противостоит растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости.

Естественно, не следует преувеличивать роль школьной физической культуры в целостном разностороннем процессе социализации личности, однако нередко она бывает достаточно эффективным средством направления энергии школьников в конструктивное русло. При этом мировоззренческая позиция, поведение, знания и умения, личностный пример учителя подчас становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания других педагогов, да и собственных родителей.

         Я провела ассоциативный тест. Ученикам предлагаются названия ассоциаций, которые возникают у них на словосочетание «учитель физкультуры». Если у них на это словосочетание возникают положительные ассоциации, например, «солнце», «веселье», значит, общение с учителем положительно. Если же возникают ассоциации отстраненного характера: учитель ассоциируется, например, со «свистком», «лыжами», «мячами», и т. д., это говорит о том, что в отношениях учителя и ученика есть непонимание: безразличие со стороны взрослого и тревожность, обида, разочарование со стороны ученика. Отсутствие положительного взаимодействия учителя и учащихся приводит к нежеланию детей посещать школу, к потере интереса к учению. Обучающиеся моего класса выбрали положительные ассоциации.

         Возникновение у ученика ассоциаций негативного свойства говорит о том, что в отношениях педагога и ученика не только нет взаимопонимания, но и налицо конфликтная ситуация. Если педагог хочет наладить отношения с учеником, он обязательно использует этот мини-тест для прогнозирования своего поведения.

         Подростковый возраст характеризуется в психолого-педагогической науке как весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этом возрасте у подростка возникает физическое ощущение собственной взрослости. Отсюда у него проявляется новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения.

         Школьная физическая культура во многом закладывает основу и для формирования основополагающих личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других.

Занятия физической культурой и спортом под руководством учителя, тренера формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не только в спортивном зале, что особенно важно для подрастающего поколения в современной России.

       Таким образом, проведенные исследования показали, что занятия физической культурой в силах вложить свою лепту в нравственное, эстетическое, духовное воспитание подрастающего поколения, ибо физическая культура включает в себя элементы всех аспектов социализации личности.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию...

ДОКЛАД «Трудный ребенок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».

Выступление на педсовете с докладом "Трудный ребенок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды"...