ДОКЛАД «Трудный ребенок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».
материал

Солодова Виктория Николаевна

Выступление на педсовете с докладом "Трудный ребенок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТОГБОУ  «Инжавинская школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

ДОКЛАД

«Трудный ребенок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».

                                                           Докладчик:

                                                          старшая вожатая Солодова В.Н.

Педсовет– январь 2019г.

Основной целью образовательной деятельности, обозначенной в новом проекте Федерального государственного стандарта образования, является воспитание всесторонне развитой личности, способной к адаптации в быстро меняющейся социальной среде. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, т. е процесса, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Социализация – приспособление индивида к условиям социальной среды, усвоения общественных норм и правил поведения, выбор личностью своей роли и позиции в общей системе социальных отношений и включение в эту систему через учение, труд, досуговую деятельность. В школе-интернате нам приходится работать с разными детьми. Самый интересный опыт работы, конечно, приобретается при взаимодействии с так называемыми «трудными подростками». Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.  К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплинированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло. Дети из разных классов, разные по темпераменту, уровню воспитанности, интеллекту, характеру. Многие из них испытывают трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами. Именно таким детям важно почувствовать свою значимость и нужность в обществе.

Для них волонтерская деятельность является глотком свежего воздуха среди неприятностей и непонимания близкого окружения. Совершая добрые поступки, помогая другим людям, они получают возможность повысить свою самооценку, приобрести социальный опыт.

Наблюдая за поведением «трудных», я сделала следующие выводы:

- трудные подростки гораздо смелее своих обычных сверстников, они легче идут на контакт с незнакомыми людьми, прохожими;

- они готовы помогать другим, чтобы показать себя с лучшей стороны;

- они стараются заслужить одобрение, хорошо выполняя работу, например, собирая мусор на улице, в парке, сажая деревья.

Есть и отрицательные моменты работы с «трудными»:

- у трудных подростков, как правило, наблюдается нервозность в поведении, они могут вспылить;

- если что-то пошло не так, они могут бросить начатое дело;

- частые проявления несдержанности могут проявляться в резких движениях, нецензурных выражениях;

- на таких людей нельзя воздействовать подавлением воли, только разговор на равных, анализ ситуации, положительный пример.

- главный принцип работы с «трудными» -  понять и простить.

Мы приглашаем школьников заниматься волонтерством – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером. Волонтеры вовлекаются в добровольческие проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества. Волонтерский труд поможет внести в жизнь подростков разнообразие, позволяя им отвлечься от каждодневной рутины и негативных поступков. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоутверждение, продвижение ценностей. Наблюдения показывают, что у трудных подростков – членов волонтерского отряда, начинаются изменения от пассивного участия до творческой активной деятельности.

Выполняя важную, полезную общественную работу подростки испытывают гордость за свой труд. Это развивает у них чувство собственного достоинства, формирует активную жизненную позицию, что в свою очередь способствует осуществлению профилактики их девиантного поведения. 

В волонтерских акциях принимают участие все желающие учащиеся, но особо активные дети внесены в список отряда «Мы - все вместе». За время создания волонтерского отряда мы приняли участия во многих акциях школьного, районного, областного и всероссийского уровней: "Зелёная акция" (уборка территории около школы и прилегающей территории); озеленение территории школы (посадка деревьев, кустарников, разбивка цветников); уход за саженцами; очистка родников и благоустройство прилегающей к ним территории; добровольческая акция «Весенняя неделя добра» под общим девизом «Мы вместе создаем наше будущее» ( уборка территории у памятника павшим героям, сбор мусора у берегов реки Ворона, вместе с социальным работником была организована поездка в с. Паревка на святой источник, где ребята убрали мусор возле родника, собрали сухую траву; всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия»; всероссийский экологический субботник "Зелёная весна" стал традиционным и значимым событием для наших воспитанников; за участие в региональном этапе Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины» получили сертификат; акция «Помоги ближнему своему» оказание адресной помощи Солозобовой Тамаре Афанасьевне, Оводковой Зинаиде Дмитриевне, Авдеевой Валентине Ивановне, ветерану педагогиского труда Воробьевой Раисе Васильевне, ветерану педагогиского труда  труженице тыла Першиной Клавдие Ивановне. Цель акции: популяризация среди молодежи Международного дня пожилых людей как праздника заботы о людях старшего возраста. Ребята из волонтерского отряда "Мы - все вместе" ходили за продуктами, наводили порядок во дворе и в доме, убирали и вскапывали участок, помогали выполнять работы в саду, зимой чистили дорожки от завала снегом.

Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы, района расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании.
Основными направлением создания коррекционно-развивающей среды является:  вовлечение детей в детскую организацию, основывающуюся на самоуправлении. Детское школьное самоуправление в школе-интернате имеет свою специфику. Учитывая состояние здоровья наших воспитанников самоуправление носит определенную структуру.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои возможности. Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. В нашей школе функционирует детская организация «Город мастеров». В состав ученического самоуправления входят учащиеся 6-9 классов. Детская организация имеет свой устав, положение, эмблему, разработана программа развития. Существуют постоянные органы самоуправления – это 5 центров: центр культуры, образования, труда и порядка, спорта и здравоохранения, информации. Каждый центр имеет свой план работы на весь учебный год. Воспитанники школы организовывают рейды по проверке санитарно-гигиенического состояния спален, классных комнат, дежурств по школе, выпускают газеты по итогам рейдов и тематические газеты. Воспитанники стараются ответственно относится к порученному делу, но к сожалению не все ребята это понимают.
       Среди учащихся много творческих детей. Все они входят в состав ученического самоуправления, которые, оформляют актовый зал к праздникам, помогают в подборке материалов для сценариев. За много лет работы у нас сложились богатые традиции. Ежегодно мы проводим большие  праздники. В этих комплексных делах участвуют ученики школы с первого по одиннадцатый класс. При этом важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов. Так укрепляются межличностные связи, реализуются потребности в творческом самовыражении. Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей и взрослых -  это способствует формированию единого школьного коллектива.

Каждый год проводится концерт, посвященный Дню Учителя. На который приглашаются ветераны педагогического труда. В это день проводится День самоуправления, когда роль педагогов исполняют старшеклассники.

Праздник Осени. На концерте звучат много песен и стихов об осени, танцы, сценки. Новогодние елки, со сказочными персонажами, хороводами танцами, стихами Деду Морозу, подарками. Праздник «8 Марта», на котором поздравляют прекрасную половину   школьной страны: девочек и всех женщин школы.

День защитника Отечества, праздник всех мужчин. День Победы праздник, который символизирует доблесть защитников Отечества, их сплоченность, силу народного духа.

Общешкольные линейки:Первый звонок, Международный день толерантности, День Конституции, День матери, Тем. линейка, посвященная героической битве под Москвой, Тем. линейка, посвященная Дню снятия блокады Ленинграда, День вывода советских войск из Афганистана,

День Земли, День космонавтики, Последний звонок и др.

Каждую пятницу для детей проводятся дискотека.

Успешной формой социализации является активное участие детей во всероссийских конкурсах: «Палитра ремёсел» - дипломант 1 степени; «Мастерами славится земля» 2 место, «Неопалимая Купина» 1 место, в областных фестивалях: «Горжусь тобой, моя Россия», «Хоровод дружбы», в областном фестивале творчества детей-инвалидов, где ребята успешно проявляют свои таланты и занимают призовые места.

В течение года для ребят были организованны экскурсии: в районный краеведческий музей. Целью данного мероприятия являлось формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения.  Вел встречу директор музея Егоров Александр Алексеевич, который рассказал о героях войны, тружениках тыла;  в  фойе Инжавинского культурно-досугового центра ребята посетили выставку картин тамбовских художников; в заповедник "Воронинский" где, экскурсовод познакомила детей с рельефным макетом заповедника, с экспонатами музея,  показала фильм об заповедниках России; в целях духовно-нравственного воспитания в малый храм в честь св. вмц. Параскевы Никольского прихода р.п. Инжавино. Службу проводил настоятель церкви Дымсков Михаил. Дети со смирением отстояли службу, исповедовались и приняли причастие. Посещение храма оставило неизгладимое впечатление, детям захотелось вернуться сюда вновь.

Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет детям сравнить, сопоставить себя с другими. Большинство воспитанников с удовольствием участвуют в общественных делах школы, в том и числе и трудновоспитуемые, такие как Фрук Алексей, Балабанов Дмитрий (пытается участвовать), Лезгин Андрей, Данченко Иван, Лялин Валерий, что благотворно влияет на стремление их к самореализации в различных сферах общественной жизни.

Но мы не останавливаемся  на достигнутом. Наша задача привлечь к общественным делам детей, которым пока это не интересно, не является их приоритетом в жизни. Сумеем увлечь таких детей, значит и наша работа будет более обширной, можно ставить более высокие задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация личности школьника в условиях сельской школы.

Статья на Поволжскую научно-практическую конференцию педагогических работников сельских образовательных учрежденийпо теме:  «Воспитание тружеников села ХХI века в условиях модернизации естественн...

Социализация личности школьника в условиях обучения в агрошколе

В настоящее время, когда пришло в упадок сельское хозяйство, и на селе нет ни какого производства, лишь школа является очагом жизни деревни. Закрывается школа - погибает село....

Доклад "Трудный" ребенок. Самореализация личности школьника в условиях новой образовательной среды.

Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания, новый жизненный опыт, непрерывно изменяя наши взгляды на окружающий мир, на самого человека, на его место в нем. За последние три столетия ци...