Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Ступкина Татьяна Николаевна

«Как только кто-либо    говорит о делах   государства: «Что   мне до этого?» -   следует считать, что   государство погибло.» Жан Жак Руссо (1712-1778), французский философ, писатель.

Сегодня необходимы и востребованы те люди, которые считают свой дом, город, страну сферой своей личной ответственности, которые мыслят  «если не я, то кто?». Такое отношение нельзя навязать, но этому можно научить.

Также возникла потребность по-новому взглянуть на традиционное формирование гражданского самосознания.

Предмет особой ответственности школы – это школьная идентичность ребенка как компонент гражданской (российской) идентичности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon shkolnaya_identichnost.ppt1.35 МБ
Файл doklad.docx589.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как только кто-либо говорит о делах государства: «Что мне до этого?» - следует считать, что государство погибло.» Жан Жак Руссо (1712-1778), французский философ, писатель.

Слайд 2

Формирование школьной идентичности на уроках русского языка и литературы

Слайд 3

Быть причастным – значит быть частью чего-то большего, чем ты сам: семьи, друзей, школы, Родины.

Слайд 4

Гражданская идентичность Семейная идентичность И дентичность с территориальным сообществом Школьная идентичность

Слайд 5

Школьная идентичность Это переживание и осознавание ребенком собственной причастности к школе. Это один из важнейших личностных результатов образования

Слайд 6

РЕБЕНОК . КАК ДОЧЬ УЧЕНИК СВОИХ УЧИТЕЛЕЙ РОЛЕВОЕ ПРОЧТЕНИЕ . КАК УЧЕНИК . КАК МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА ИДЕНТИФИКАЦИОННОЕ ПРОЧТЕНИЕ СЫН (ДОЧЬ) СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ ДРУГ СВОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ ГРАЖДАНИН ШКОЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ . КАК ДРУГ . КАК ГРАЖДАНИН

Слайд 7

Идентификационная позиция ребенка в школе «Место» формирования этой позиции Сын (дочь) своих родителей Специально созданные или стихийные ситуации в школе, где ребенок ощущает себя представителем своей семьи (поощрение за успех, дисциплинарная запись в дневник, угроза учителя позвонить родителям и т.д.) Друг своих школьных товарищей Свободное, внешне нерегламентированное, непосредственное общение с одноклассниками и сверстниками Ученик своих учителей Все учебные ситуации как на уроках, так и во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, спортивные секции и т.д.); учебное общение с учителями Гражданин класса Внутриклассные события, дела, мероприятия; самоуправление в классе

Слайд 8

Идентификационная позиция ребенка в школе «Место» формирования этой позиции Гражданин школы Школьные события, детские объединения дополнительного образования в школе, детско-взрослое соуправление, школьное самоуправление, школьные клубы, музеи и т.п.; внеучебное общение с учителями. Гражданин общества Социальные проекты в школе; акции и дела, направленные на внешкольную социальную среду; детские общественные объединения и организации. Инициированное школой общение с другими социальными субъектами. Член своей этнической группы Все ситуации в школе, активизирующие у ребенка чувство национальной принадлежности Член своей религиозной группы Все ситуации в школе, активизирующие у ребенка чувство религиозной принадлежности

Слайд 9

Процесс воспитания Подпроцессы 5 кл 6 кл 7 кл 9 кл 8 кл «Поем мы песни о России» Фестиваль народов мира Брифинг журналистов Постановка спектакля Общешкольные дела Дела класса Планирование(Plan) Осуществление (Do) Проверка (Контроль) (Check) Действие (Act) Урочная деятельность Внеурочная деятельность

Слайд 10

Тактическая цель воспитательной работы : формирование школьной идентичности у обучающихся на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе

Слайд 11

Задачи: Разработать модель формирования школьной идентичности у обучающихся.

Слайд 13

Задачи: Разработать модель формирования школьной идентичности у обучающихся. 2.Выделить эффективные педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели, способствующей формированию школьной и культурной идентичности учащихся.

Слайд 14

- традиционным проблемам развития гражданского самосознания, - патриотизма, - толерантности школьников, - владения ими родным языком. Формирование школьной идентичности у обучающихся предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к

Слайд 15

Система педагогических условий, направленных на формирование школьной идентичности личности : 2.Применение современных образовательных технологий: технология продуктивного обучения; технология обучения в сотрудничестве; проектная технология; технология развития критического мышления; технология творческой деятельности; технология коллективного взаимодействия 1.Изменение содержания образования: использование УМК, включающего систему заданий, обеспечивающих формирование общекультурной идентичности личности; выбор элективных предметов, разработка программ факультатива и кружка

Слайд 16

Система педагогических условий, направленных на формирование школьной идентичности личности : Индивидуалная Групповая Коллективная 4.Метапредметность русского языка ( воспитание речевой культуры учащихся осуществляется общими силами всех учителей ) 5.Расширение сферы педагогической ответственности. 6.Совершенствование учебно-материальной базы процесса преподавания . 3.Использование разнообразных форм деятельности:

Слайд 17

Задачи: Разработать модель формирования школьной идентичности у обучающихся. 2.Выделить эффективные педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели, способствующей формированию школьной и культурной идентичности учащихся. 3.Провести диагностику сформированности компонентов школьной идентичности личности. 4.Выстроить такую воспитательную систему в классе, которая обеспечила бы максимальную самореализацию каждого ученика, социализацию его в классном коллективе и в школе, расширение кругозора, формирование патриотических качеств личности.

Слайд 18

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Слайд 19

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Слайд 20

Управление качеством воспитательного процесса предполагает исследование состояние системы через использование следующих видов мониторинга: наблюдение, анкетирование, собеседование, отчеты о работе за четверть, полугодие, изучение документации (планы ВР), изучение результатов деятельности уч-ся, взаимопосещения, результаты самоанализа.

Слайд 22

Очень часто не высокое понимание «Дела» с большой буквы, a просто каждодневное занятие, простой труд, общение с людьми и создают тот «смысл», то социальное поле и то поле толерантности, в котором человек живет и оказывается необходимым обществу, при этом развиваясь как личность.

Слайд 23

Теоретико-методологическую основу опыта составляют: Трактовка идентичности как осознание своей социальной роли через призму восприятия ее другими; в когнитивной психологии (Г. Брейкуэлл, Г. Тэджфел, Дж. Тэрнер) — как эмоционально окрашенный процесс осмысления сходства людей, принадлежащих к данной общности или группе. Понимание идентичности как результата процесса соотнесения индивида с другими — с внутренним миром другого, с ценностями другого, с гражданской общностью. Структура явления идентичности отражает как индивидуальность личности, так и ее ориентированность на социальное окружение (С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская, А.С. Гаязов, B.C. Малахов, Н.Г. Орлова, В.И. Павленко, Т.Г. Стефаненко и др.). Современные концепции гуманизации образования (В.П. Бездухов, M.IT. Берулава, B.C. Библер, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, С.Г. Верпь ловский, И.А. Зимняя, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.А. Реан, Ю.В. Сенько, Г.С. Сухобская, Е.И. Шияпов, Н.Е. Щуркова и др.); Положения: о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульхаиова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко).



Предварительный просмотр:

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Сегодня необходимы и востребованы те люди, которые считают свой дом, город, страну сферой своей личной ответственности, которые мыслят  «если не я, то кто?». Такое отношение нельзя навязать, но этому можно научить.

Также возникла потребность по-новому взглянуть на традиционное формирование гражданского самосознания.

Предмет особой ответственности школы – это школьная идентичность ребенка как компонент гражданской (российской) идентичности.

 Что это такое? Это переживание и осознавание ребенком собственной причастности к школе. Зачем это нужно? Школа – это первое место в жизни ребенка, где он начинает жить среди других, превращается из семейного человека в человека общественного.

Что дает введение понятия «школьная идентичность ребенка»? Принято считать, что ребенок в школе выступает в разных ролях: как ученик, мальчик (девочка), друг, гражданин и т.д. С точки зрения школьной идентичности, ребенок должен восприниматься и ощущать – «учеником своих учителей», «другом своих одноклассников», «гражданином (или обывателем) школьной общности», «сыном (дочерью) своих родителей» и т.д.

К тому же ракурс идентичности нам позволяет глубже увидеть и понять, благодаря кому или чему школьник ощущает себя связанным (или, наоборот,  не связанным) со школьной общностью.

Вот наше видение этих мест, которые порождают у ребенка причастность.

Это специально созданные или стихийные ситуации в школе, где ребенок ощущает себя представителем своего класса, своей школы, своей нации,  все учебные ситуации на уроках, внутриклассные и общешкольные мероприятия, акции и дела, направленные на внешкольную социальную среду.

Места формирования идентификационной позиции можно диагностировать, т.е. определять их качество и соответственно вносить изменения.

Процесс воспитания осуществляется на протяжении всего времени общения учителя с учениками, и во внеклассной деятельности, и на уроках. И представляет собой замкнутый цикл, куда входят: определение тактических целей и задач, планирование, определение оптимальных форм и методов наиболее эффективного педагогического воздействия, оперативный контроль, корректировка и анализ результатов.

После того как сформулирована тактическая цель, в нашем случае формирование школьной идентичности, решаем следующие задачи: создание проекта.

  1.  Разрабатывается модель формирования школьной идентичности у обучающихся, реализуемую в рамках направлений деятельности педагога. Акцент сделан на следующие качества: уважение других и самоуважение, быть ответственным и самостоятельным, быть толерантным и иметь активную гражданскую позицию.
  2. Выделяем эффективные педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели.

Поскольку формирование школьной идентичности у обучающихся предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов, соответственно следует изменять содержание образования, искать эффективные технологии, использовать различные формы деятельности, изменять степень ответственности самих учителей, изменять отношение к изучению русского языка. Требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов как на уроках, так и во внеклассной работе.

После проведения диагностики сформированности компонентов школьной идентичности выстраивается такая воспитательная система в классе, которая обеспечила бы максимальную самореализацию каждого ученика, социализацию его в классном коллективе и в школе, формирование патриотических качеств личности.

Следующий этап процесса – это реализация, осуществление плана.

Готовность активно участвовать в жизни страны, безусловно, начинается с любви к школе, с активной деятельности на благо школы, коллектива. Человек осознает свою причастность к коллективу только через практическую деятельность, через включенность в малые дела. Эти дела мы, педагоги,  создаем на урочной и внеурочной деятельности.

В 5-9 классах сделан акцент на формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений по узким темам.  

Ученик включен на моих уроках в различные формы работы: индивидуальные, в парах, групповые, тем самым воспитывается дисциплинированность, культура поведения и коммуникативность.

 Чтобы отшлифовать новые грани характера, выработать умение бесконфликтного общения, обращаюсь к методу Эдвара де Боно «Шесть шляп мышления». Высказывание Козьмы Пруткова «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует положительную сторону этого метода. Мы ситуации порой видим только с одной стороны. Здесь же каждый ученик может побывать в различных ролях и посмотреть на ситуацию с разных сторон.

Технология развития критического мышления позволяет создавать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества. Ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы и делать самостоятельные выводы. У ребенка развивается не только умение критически мыслить, но и появляется желание учиться в течение всей жизни.

Помогают воспитывать человека – коллективиста в большей степени внеклассные дела. Например, театральная постановка как "продукт" совместной деятельности требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. C:\Users\Ксю\Desktop\дипломы\тень\4.png

А также проведение гуманитарной недели.

C:\Users\Ксю\Desktop\дипломы\тень\2.png

Или как в следующем случае при изучении  официально-делового стиля в пятом классе ребята попробовали свои силы во взрослой игре, была создана ситуация выборов в кандидаты депутатов от различных партий. А сами кандидаты демонстрировали свои ораторские умения в предвыборных речах. C:\Users\Ксю\Desktop\дипломы\тень\5.png

С этим мероприятием мы успешно выступили в конкурсе «Классный руководитель года».

Управление качеством воспитательного процесса, безусловно, предполагает исследование состояние системы через использование различных  видов мониторинга: наблюдение, анкетирование, собеседование. 

Школьная идентичность позволяет увидеть, связывает ли школьник свои успехи, достижения (так же, как и неудачи) со школой; является ли школа значимым для него местом, или нет.

Низкие показатели идентичности свидетельствуют о том, что школа не значима или мало значима для ребенка. И даже если объективно он как ученик успешен, то источник этой успешности – не в школе (а, например, в семье, репетиторах).

Высокие показатели идентичности будут свидетельствовать о том, что школа занимает важное место в жизни ребенка, значима для него. И даже если объективно он не слишком успешен как ученик, то его личное достоинство, его самоуважение проистекают из его школьной жизни.

На данной диаграмме видно, что уровень идентичности некоторых  позиций снизился по сравнению с прошлым годом. С одной стороны можно это объяснить возрастными особенностями детей, подростковым возрастом,  а с другой стороны – учителя и родители тоже должны учитывать взросление своих детей и  менять свое отношение к ребенку. Например, авторитарный стиль общения сменить на стиль сотрудничества.

Отчуждение от семьи наблюдается и в благополучных семьях, поскольку родителями не признается самостоятельность ребенка. А в неблагополучных – дети не желают поддерживать жизненный сценарий своих родителей. Каждый случай индивидуален, требует тщательного анализа и коррекции.

Поскольку мы предположили, что каждая из идентичностей формируется в школе в определенных «местах» (процессах, деятельностях, ситуациях), то низкие показатели могут обратить наше внимание на «больные места» школьной жизни, а высокие показатели – «зоны успеха». Это может стать началом «перезагрузки» школьной жизни, запуском нового процесса.

Человеку, чтобы почувствовать себя счастливым, в большинстве случаев достаточно хорошего настроения. Чтобы быть удовлетворенным - осознавать, что сделал необходимое дело. Очень часто не высокое понимание «Дела» с большой буквы, a просто каждодневное занятие, простой труд, общение с людьми и создают тот «смысл», то социальное поле и то поле толерантности, в котором человек живет и оказывается необходимым обществу, при этом развиваясь как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Гражданское образование на уроках русского языка и литературы

Методические материалы по формированию гражданственности на уроках русского языка и литературы...

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом совете школы сопровождается презентацией...

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы.

Статья о необходимости и актуальности формирования в детях  гражданской идентичности....

"Воспитание российской гражданской идентичности на уроках русского языка с использованием технологии развития критического мышления"

Работа над формированием гражданской идентичности в каждом классе различна и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского яз...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...