Гражданское образование на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку по теме

Гилева Надежда Александровна

Методические материалы по формированию гражданственности на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Гражданская  образование на уроках русского языка и литературы

Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание. Например, таких как гуманизм, права и свободы человека, духовность, взаимопонимание, милосердие и способность к сопереживанию, справедливость, служение Отечеству.

  На уроках русского языка большое  внимание уделяю словарно- орфографической  работе. Она расширяет кругозор, обогащает словарный запас детей. Я знакомлю учащихся с различными словарями, учу с ними работать. В 5 классе провела урок по теме «В гостях у словарей» Ученики рассказывали о различных видах словарей, учились находить слова в них, знакомились со словарной статьёй, составляли предложения. Были предложены задания такого характера: Прочитайте словарные статьи, посвящённые слову «патриот, патриотизм» Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит быть патриотом?» Прочитайте в словаре словарные статьи, посвящённые словам родина, герой, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова? Гражданственность начинается с любви к малой родине, с того места, где ты родился и вырос, с твоей семьи. В 5-6 классах пишем сочинение на тему «Моё имя и фамилия. Что они значат?» Учащиеся размышляют, думают, сопоставляют. На уроках  работаем со словами, которые помогают определиться с позицией по отношению к асоциальным явлениям и выработке правильной. Предлагаю подобрать русские синонимы словам: толерантность –терпимость, патриотизм –любовь к Родине, адаптация –приспособление, добросовестность –ответственность. Обсуждаем ситуации, в которых эти слова могут прозвучать, составляем с ними тексты, образуем новые слова, подбираем антонимы. В результате работы происходит осмысление значений слов, включение их в активный словарный запас языка.     Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении многих тем. Например, в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» использую пословицы: Родная сторона –мать, чужая –мачеха; Родина –мать, умей за неё постоять; В 6 классе по теме «Прилагательные полные и краткие» предлагаю учащимся пословицы: Своя земля и в горести мила, Глупа та птица, которой своё гнедо не мило. Воспитание гражданственности проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. За 30 лет работы в школе  я  создала копилку дидактических материалов по всем темам. Комплексный анализ текста стал неотъемлемой частью каждого урока русского языка.Он позволяет развивать все виды предметных компетенций. Следовательно, на всех ступенях образования ученик должен владеть умением работать с текстом, анализировать текст, определяя тему, основную мысль, тип речи, создавать текст с опорой на его функциональную характеристику. От качества текста, его доступности пониманию учащимся, его художественности, насыщенности нужными орфограммами и пунктограммами в значительной мере зависит эффективность работы на уроке. Например, в 5 классе по теме «Употребление Ь» можно предложить такой текст «У нас появились гости. Вот на деревьях сидят чижи, щеглы. Они клюют семена берёзы и ольхи. Красногрудые  снегири уселись на рябине и едят ягоды. Зимние гости всюду ищут себе пищу. Ребятам стало жаль птиц. Они повесили кормушку. Хорошие друзья у птиц!» Я предлагаю учащимся озаглавить, определить основную мысль текста, выписать слова с Ь, объяснить правописание. При обучении создавать свой текст мы опираемся на речеведческое понятие «функционально –смысловые типы речи» - такие типы монологической речи, которым свойственны свои цели и задачи, однотипность содержания, композиции и речевые особенности. Различают 3 типа речи: описание, повествование, рассуждение. На итоговой аттестации учащимся предлагается написать сочинение –рассуждение. Практические упражнения могут быть очень разнообразны. Например, я предлагаю такое задание. Прочитайте рассуждение. Выберите какой –то один из двух предложенных тезисов и аргументируйте его, приведите убедительные примеры, сделайте вывод. «Свободное время! От того, как ты проводишь его, зависит, как и чему ты научишься в жизни, кем ты станешь. Сможешь ли ты прожить интересную жизнь.» Тезисы: 1.Свободное время –прекрасное время. 2.Свободное время –трудное время. В 8 классе, изучая тему «Тире между подлежащим и сказуемым» я предложила учащимся поработать с текстом Л.Кассиля. Задаю учащимся вопрос:

   Как вы думаете, ребята, что писатель Л. Кассиль назвал дивом дивным?                   Послушайте отрывок из его книги:

 «Удивительное это дело – книга! Вот подлинно уж диво дивное. За всю сознательную историю человечества не придумано ничего более поразительного, чем книга.

Подумайте сами, друзья. Ведь книга – это самое быстролетное из творений, созданных человеческим умом. Ничто на свете не сможет угнаться за человеческой мыслью.

Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими  и мыслями, знаниями, чувствами.Книжка – это чудесная машина времени. То она перенесет тебя куда-то в прошлое, то вдруг ты с ней перелетаешь в даль будущего. Умная, хорошая книга – это верный, добрый, мудрый друг и советчик твой сегодня.Хорошая книга – это дверь, раскрывающаяся перед тобой, впуская тебя в новый уголок жизни». На уроках литературы огромный материал для гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Изучая стихотворение М\Ю.Лермонтова «Бородино», идёт беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далёких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?»

                  Большие возможности принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся  учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях. Например, в 10 классе при изучении романа «Преступление и наказание» работаем над вопросом «Прав ли был Родион Раскольников, убив старуху –процентщицу?», в 6 классе при изучении рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»  работаем над вопросом «Что получает мальчик в райцентре: образование или нравственные уроки?» При анализе текста учащиеся получают задание найти факты проявления мужества и героизма русских людей  дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки  наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок? А как бы ты поступил на его месте?» Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребёнка к событиям далёкого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.

      Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне, фрагменты которых можно использовать на уроках русского языка. Рассказ А.Платонова «Маленький солдат», повести В.Быкова «Обелиск», В.Распутина «Живи и помни», Г.Бакланова «Навеки-девятнадцатилетние», Б.Васильева «А зори здесь тихие», В Кондратьева «Сашка» и др. - произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни.
Трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в
поэтических произведениях К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающих о солдатских буднях. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.
Одним из важных аспектов работы по формированию гражданских компетенций обучающихся является работа с материалом по
 краеведению.
«Малая родина, - отмечал Валентин Распутин, – это не только природа, но ещё и взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык, и мечты, и определенные склонности, вынесенные из самой  земли вместе  с её  солью. Это «родимые» пятна каждого человека».
Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Очень оживляют работу элементы поиска, исследования, коллективные и индивидуальные творческие задания. Использование краеведческого материала создает благоприятную почву для становления и формирования личности ребенка, для расширения и углубления знаний об истории и культуре своего края.
На уроках русского языка целесообразно использовать:

тексты по истории края, района, села;

фольклорные произведения Прикамья: шутки, небылицы, прибаутки, присказки, пословицы, поговорки;

произведения поэтов и писателей Пермского края;

материалы из местных газет, которые вызывают чувство гордости за свой край, село, за своих земляков.

На местном материале можно строить различные виды работ на уроке: творческие  работы малых форм: изложение-миниатюра, сочинение-миниатюра, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование. Основное назначение изложений – миниатюр – формирование коммуникативно-речевых умений. Например, при подготовке к сочинению-описанию природы по личным наблюдениям можно использовать миниатюру И.С. Соколова – Микитова «Тропинка». У каждого школьника есть знакомая «любимая», «родная», «интересная», «чудесная» тропинка. Ученики описывают тропинки в зимнюю и летнюю пору, рассказывают о встретившихся им «чудесах». Отвечая на вопросы к тексту, дети используют свои впечатления, наблюдения, личный опыт.    различные виды диктантов: зрительный, предупредительный, объяснительный, свободный, контрольный. Например, при изучении имени существительного можно использовать текст об исторических событиях в Пермском крае:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Реализация инновационных подходов в образовании на уроках русского языка и литературы».

В статье изложен опыт работы по применению приёмов и методов ТРКМ на уроках русского языка и литературы....

Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы

Считаю необходимым использовать в своей работе инновационные методы оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы, такие как рейтинговая система оценивания, тесты, безотметочна...

Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.

Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка  и литературы....

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В статье представлен материал  из опыта работы по применению ЛОП (личностно ориентированного подхода в обучении). На сегодняшний день актуальной потребностью нашего времени, времени сотворчества ...

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом совете школы сопровождается презентацией...

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы.

Статья о необходимости и актуальности формирования в детях  гражданской идентичности....

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

laquo;Как только кто-либо    говорит о делах   государства: «Что   мне до этого?» -   следует считать, что   государство погибло.» Жан Жак Руссо (1712-...