Программа элективного курса " Основы морского дела).
элективный курс (7 класс) на тему

Рогочева Юлия Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_morskogo_dela.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                  «Утверждаю»

Руководитель МО                                                        Директор МОУ «Гимназия 29»

______Волкова. О.А.                                                          ______Марисова О.Ю

Протокол № 1 от                                                                             «29» августа 2015 г.

«28» августа 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 «Основы морского дела» в 7 А классе

                                                                                                                                               Составитель: Рогочева Ю.В,                                                                                                                                                     учитель истории                                                                                                                                                                                           МОУ «Гимназия №29»

г.о. Саранск                                                                                                                                                                Республики Мордовия

2015 г

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Основы морского дела»  составлена на основании  авторской программы    «Военно-морское дело» Морского клуба «Гардемарин» Председателя Республиканской общественной организации «Морское собрание Республики Мордовия имени адмирала Ф.Ф.Ушакова» - Начальника      Морского       клуба       «Гардемарин»       капитан 2 ранга Олеска Александра  Васильевича.

Образовательная программа «Основы морского дела» разработана в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 10 июля 1992 года № 3266-1 и Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196, с Приказом Министра обороны Российской Федерации № 25 от 15 января 2001 года, типовых учебных программ Московского объединенного морского корпуса имени Героев Севастополя под руководством академика и профессора РАЕН, доктора исторических наук Е.А.Введенского (капитана 1 ранга, директора Кадетской школы № 1700 г.Москвы), с Приказом Министра образования РМ № 204 от 16 августа 2011 года «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия».

        В последние годы в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Страна идет по пути формирования правового государства и становления гражданского общества. В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и социального развития, укрепления обороноспособности страны определены основные пути развития патриотического воспитания граждан, формирования их патриотического сознания как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единения общества. Очевидно, что формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей возлагается на образовательные учреждения как интегрирующие центры совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

Программа  «Основы морского дела» должна помочь в военно-профессиональной ориентации обучающихся, подготовки к службе в Военно-Морском Флоте, поступлению в Нахимовское военно-морское, высшие военно-морские, других силовых структур, Кораблестроительный институт г.Санкт-Петербурга, гражданские учебные заведения Российской Федерации, Республики Мордовия.

        Она направлена на патриотическое (военно-патриотическое) воспитание, на осознанную подготовку к выполнению конституционных обязанностей по защите Отечества, подготовку к службе на Флоте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других силовых ведомствах.

                       В ходе изучения ««Основы морского дела»» (ОМД) обучающиеся получают теоретические знания о героических подвигах моряков, истории создания Военно-Морского Флота, Вооруженных Сил царской России, Советского Союза, современной Российской Федерации и ее кадетских корпусов, боевых традициях и символах воинской чести и братства, об обороне государства, о структуре, функциях и основных задачах Вооруженных Сил Российской Федерации и других силовых ведомств, о воинской обязанности граждан.

        В результате изучения программы ««Основы морского дела» кадеты должны быть компетентным в:

        - составе и предназначении Вооруженных сил Российской Федерации, Военно-Морского Флота России;

        - истории морских корпусов России;

        - основных видах военно-профессиональной деятельности;

        - уважительном отношении к героическому наследию России, ее государственной символике, к военно-морским флагам, флотским традициям;

                Учебная программа ««Основы морского дела» для 6 класса  - это ознакомительный курс. В учебной программе определено количество учебных часов и время занятий для 7 классов – 1 час занятий в неделю– 34 часа.

         Содержание учебной программы «Основы морского дела»        

         Программа ««Основы морского дела»        для 7 класса предназначена для развитие любопытства, стремление к постановке высоких целей, достижение их упорством, и в конечном результате – достижение уверенности в себе,  гордости за Флот и за Россию. Гардемарин при планомерном обучении расширит свои познания в области военно-морского дела, определится с выбором своей судьбы, своей будущей профессии и сделает выбор – остаться ли в составе воспитанников Морского клуба «Гардемарин» либо на добровольной основе покинуть его.   Уровень освоения Учебной программы позволит гардемарину получить знания и практические навыки, что явится стимулом к их дальнейшему совершенствованию. Прикосновение к военно-морской, патриотической тематике приведет гардемарина к формированию высоких нравственных принципов, основанных на Подвиге, Чести и Славе, на патриотизме и гражданственности, положительно скажется на влечении их к здоровому образу жизни. Неустанно воспитывается гордость и уважение к традициям Военно-Морского Флота Российской Федерации;

        Главная задача учебной программы – формирование у кадетов ориентации на подготовку к службе на кораблях и в военно-морских частях Российской Федерации, выбор военно-морской профессии в условиях разностороннего и гармоничного развития Личности.

        Учебные цели программы:

        - привить кадетам любовь к морю, профессии офицера ВМФ, чувство гордости за принадлежность к Военно-Морскому Флоту;

        - дать кадетам первоначальные  знания по основам военно-морского дела, необходимые для  службы на Флоте, обучения в высших военно-морских учебных заведениях России, сформировать достаточный военно-морской кругозор;

        - ознакомить гардемарин с историей Военно-Морского Флота, героическими традициями  моряков России, воспитать высокое чувство патриотизма..

         Главной целью данного подраздела является воспитание Гражданина - Патриота России на лучших традициях российского Флота, истории его создания и развития, победах и поражениях, взлетах и падениях, успехах и неудачах. В истории российского Флота много поучительных примеров, на которых можно и нужно учиться, и которые не потеряли актуальности сейчас, да и сохранят ее в будущем. Особое внимание  уделяется проблеме места Флота в жизни государства.

        Одним из условий реализации программы является использование различных форм и методов работы с воспитанниками. Намечено использовать и уроки на основе докладов, рефератов, сообщений обучаю-щихся; устные журналы, тематические чтения. Важным является применение экскурсионного метода с посещением музеев городов, воинских частей, кораблей, мест боевой славы в учебном году и во время летней практики.

        Одной из центральных задач, решаемых историей российского Флота, является приобщение воспитанников к самостоятельному изучению рассматриваемых вопросов, формирование у них стремления больше и полнее узнать о Флоте

        История кадетских корпусов и Флота как предмет требует  широкого использования наглядности в преподавании. Наиболее эффективными являются имеющиеся видеоматериалы по рассматриваемым вопросам. Здесь будут использованы как цельные документальные, так и эпизодические кадры художественных фильмов. Непременное направление изучения воспитанниками истории Флота – развитие у них вкуса к чтению маринистики: литературы о море и Флоте, о служителях Океана.

        

        

Личностные, метапредметные и предметные результаты                           освоения учебной программы.

        Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах воспитанников Морского клуба «Гардемарин», которые приобретаются в процессе освоения учебной программы «Военно-морское дело». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении воспитанников к занятиям военно-морским делом, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать традиции Военно-Морского Флота для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в военно-морском совершенстве. Это и развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических качеств, обеспечивающих твердое понимание своего места и значимости в защите интересов Отечества в составе сил и средств Военно-Морского Флота России. Это и формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в условиях служения Отечеству. Это и воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформирован-ности качественных универсальных способностей воспитанников Морского клуба «Гардемарин», проявляющихся в активном применении в позна-вательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения содержания учебной программы «Военно-морское дело» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни воспитанников «Морского клуба «Гардемарин». Это и овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, адекватно оценивать результаты своей деятельности в ходе освоения учебной программы «Военно-морское дело». Это и формирование умения воспринимать и перерабатывать получаемую информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к постижению целей и задач учебной программы «Военно-морское дело». Это и приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области «Военно-морского дела» с использованием различных источников и новых информационных технологий.. Это и развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.. Это и освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, которые нередко возникают на военно-морской службе, в морских походах. Это и формирование умений взаимодействовать с окружающими, учитывая, что экипаж корабля – это коллектив, где от правильных действий каждого зависит сама жизнь корабля и выполнение поставленных задач. Это и формирование духовно-нравственных качеств воспитанников Морского клуба «Гардемарин» для снижения опасности быть вовлеченные в антиобщественную деятельность.

        Предметные результаты характеризуют умения и опыт воспитанников Морского клуба «Гардемарин», которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебной программы «Военно-морское дело»  и проявляются в знаниях и способах теоретической и практической деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий в Морском учебном классе, в учебно-вспомогательных помещениях Морского клуба «Гардемарин», во время проведения летней морской (речной) практики

Это и формирование представлений, понятий, методов и приемов в области «Военно-морского дела». Это и формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни. Это и понимание личной и общественной значимости современной культуры воспитанника в том, что Россия просто вынуждена вернуть себе былое величие звания Великой Морской Державы. Это и понимание роли и значения государства и действующего законодательства в обеспечении морской национальной безопасности. Это и понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе. Это и формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью. Это и понимание необходимости сохранения водной среды и природы для полноценной жизни человека.. Это и знание и умение применять адекватные правила поведения в чрезвычайных ситуациях, во время военно-морской службы.. Это и умение оказать первую помощь пострадавшим.. Это и умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.. Это и умение принимать обоснованные решения в конкретной жизненной ситуации, во время службы на Флоте с учетом реально складывающейся обстановки.

Учебно – тематический план

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Общие сведения о Военно-Морском Флоте. Морские суда

35 часа

1

Знакомство с обще-воинскими уставами Вооруженных Сил РФ

1 час

2

Дисциплинарный устав

Строевой устав

1 час

3

Устав внутренней службы

Устав караульной службы

1 час

4

Знакомство с Корабельным уставом ВМФ России

1 час

5 – 6

История морских корпусов. Программа, Устав, права и обязанности членов Мор-ского клуба «Гардемарин», Кодекс Чести, правила внутреннего распорядка, поведения и вежливости внутри и вне Морского клуба «Гардемарин»

2 часа

7 - 8

Флаги, отдание воинской чести, правила, распорядок, повседневная жизнь на корабле, правила ношения военно-морской формы одежды, звания ВМФ, знаки различия

2 часа

9

Традиции ВМФ

1 час

10

Единицы расст. и скорости на море, командные слова

1 час

11

Основные средства борьбы с водой и пожарами

1 час

12

Организация и состав ВМФ России, флоты и флотилии

1 час

13

Истор. дворянства на Руси. Табель о рангах Петра 1

1 час

14 - 15

Жизнь и деятельность великих адмиралов. Адми-рал Ф.Ф.Ушаков. Посеще-ние Музея Ф.Ушакова в Темникове, Санаксарского монастыря, Морского собора в Саранске

2 часа

16

Кораблекрушения и почему они происходят

Сигналы бедствия на море

1 час

17

Экстренная помощь при несчастных случаях

1 час

18 - 19

Вязание морских узлов, знать твердо не менее десяти

2 часа

20

Военно-морские учебные заведения Российской Федерации, правила приема

1час

21

Мероприятия по преду-преждению несчастных случаев на корабле

1 час

22

Основы организации Военно-Морского Флота

1 час

23

Основы корабельной организации

1 час

24

Корабельные расписания

1 час

25

Корабельный распорядок и размещение личного состава на корабле

1 час

26

Правила поведения личного состава на корабле

1 час

27

Предупредительные меры против попадания воды внутрь корабля

1 час

28

Причины возникновения пожаров и взрывов на корабле и меры по их предупреждению

1 час

29

Основные типы боевых кораблей и вспомо-гательных судов, их назначение и боевые возможности

1 час

30

Дизельные и атомные подводные лодки назначение, классификация, устройство

1 час

31

Общие понятия об энергетических установках кораблей, назначение, классификация

1 час

32

Участие кадетов в праздновании победы в Великой Отечественной войне.

1 час

33

Устройство, вооружение и снабжение корабельных шлюпок

1 час

 34      

Обобщение и повторение пройденного материала.

1 час

                                ИТОГО

34

Календарно –тематическое планирование

учебного материала по элективному курсу» Основы морского дела»,

в 7 А классе,

 (в неделю 1 ч., всего – 34 ч.)

 Тематическое планирование

п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Вид занятий

Вид самостоятельной работы

Дата проведения занятий

Общие сведения о Военно-Морском Флоте. Морские суда

35 часа

К

Плани-

руемая

Факти-

ческая

1

Знакомство с обще-воинскими уставами Вооруженных Сил РФ

1 час

УИНЗ

Работа в группах

2

Дисциплинарный устав

Строевой устав

1 час

Лекция

3

Устав внутренней службы

Устав караульной службы

1 час

Лекция

4

Знакомство с Корабельным уставом ВМФ России

1 час

К

Работа в группах

5 – 6

История морских корпусов. Программа, Устав, права и обязанности членов Мор-ского клуба «Гардемарин», Кодекс Чести, правила внутреннего распорядка, поведения и вежливости внутри и вне Морского клуба «Гардемарин»

2 часа

К

Работа в группах

7 - 8

Флаги, отдание воинской чести, правила, распорядок, повседневная жизнь на корабле, правила ношения военно-морской формы одежды, звания ВМФ, знаки различия

2 часа

К

Работа в группах

9

Традиции ВМФ

1 час

К

Работа в группах

10

Единицы расст. и скорости на море, командные слова

1 час

К

Работа в группах

11

Основные средства борьбы с водой и пожарами

1 час

К

Работа в группах

12

Организация и состав ВМФ России, флоты и флотилии

1 час

К

Работа в группах

13

Истор. дворянства на Руси. Табель о рангах Петра 1

1 час

К

Работа в группах

14 - 15

Жизнь и деятельность великих адмиралов. Адми-рал Ф.Ф.Ушаков. Посеще-ние Музея Ф.Ушакова в Темникове, Санаксарского монастыря, Морского собора в Саранске

2 часа

К

Экскурсия

16

Кораблекрушения и почему они происходят

Сигналы бедствия на море

1 час

К

Работа в группах

17

Экстренная помощь при несчастных случаях

1 час

К

Работа в группах

18 - 19

Вязание морских узлов, знать твердо не менее десяти

2 часа

К

Работа в группах

20

Военно-морские учебные заведения Российской Федерации, правила приема

1час

к

Просмотр

художественного фильма

21

Мероприятия по преду-преждению несчастных случаев на корабле

1 час

К

Работа в группах

22

Основы организации Военно-Морского Флота

1 час

К

Работа в группах

23

Основы корабельной организации

1 час

К

Работа в группах

24

Корабельные расписания

1 час

К

Работа в группах

25

Корабельный распорядок и размещение личного состава на корабле

1 час

К

Работа в группах

26

Правила поведения личного состава на корабле

1 час

Работа в группах

27

Предупредительные меры против попадания воды внутрь корабля

1 час

К

28

Причины возникновения пожаров и взрывов на корабле и меры по их предупреждению

1 час

Заучивание гимна

29

Основные типы боевых кораблей и вспомо-гательных судов, их назначение и боевые возможности

1 час

К

Работа в группах

30

Дизельные и атомные подводные лодки назначение, классификация, устройство

1 час

К

Работа в группах

31

Общие понятия об энергетических установках кораблей, назначение, классификация

1 час

К

Работа в группах

32

Участие кадетов в праздновании победы в Великой Отечественной войне.

1 час

К

Работа в группах

33

Устройство, вооружение и снабжение корабельных шлюпок

1 час

К

Работа в группах

     34      

Обобщение и повторение пройденного материала.

1 час

УКПЗУН

Зачет

                                ИТОГО

34

Нормативно-правовая база.

1.Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

2.Рекомендательное письмо МО РМ от 12.04. 2010 №1718

3. Приказ МО РМ «Об утвержден6ии инструкции по разработке учебных программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» № 904 от 16.08. 2011 года.

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Перечень наглядных и дидактических материалов:

  1. Основной Закон Российской Федерации – Конституция Российской Федерации.
  2. Всеобщая декларация прав человека.
  3. Учебные пособия для учителя и учащихся
  1. Учебник Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2002.
  2. Новые государственные программы школьного образования. М. .: Астрель, 2006 год.
  3. М. Михайлов, О. Соколов. От дракара до крейсера. Научно-попул. лит., Дет.лит. 1975 год
  4. Корабельный устав  РФ.
  5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ав. сост. И.А.Пашкович.-Волгоград: учитель, 2006.
  6. Ушаков. Сергей Махотин. История о русском флотоводце, не проигравшем ни одного сражения.
  7. В истории навсегда. М. «Молодая гвардия»Ж. 1974. авт. Лучинов С.Т.
  8. Морской атлас. Том.3. Военно-исторический. Описания к картам. Часть вторая.
  9. Энциклопедический словарь юного техника. Составитель. Зубков Б.В., Чумаков С.В. – М.Педагогика, 1980.  
  10. Леонов В.Н. Лицом к лицу. Военные хроники отряда особого назначения Северного флота. 1941.1945 годы. М.: ИД «Центриздат», 2005.
  11. Таблица семафора.
  12. Учебник по шлюпкам.
  13. Балабанов И.В.Узлы– Моска,2003.
  14. Ресурсы «Морского интернет– клуба». Адрес: http://www.randewy.ru
  15. 100 вопросов 100 ответов, выпуск 5-1 Все об армии. М. «Молодая гвардия» 1976 г.
  16. Россия: иллюстрированная энциклопедия.-М.: ОЛМА Медиа Групп,2007.