Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"
элективный курс по информатике и икт (10 класс) по теме
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы обучения, формы организации учебных занятий, планируемые результаты курса, способы оценивания уровня достижений учащихся; а также тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
города Иркутска
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №19
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета МБОУ г. Иркутска СОШ №19 Протокол № ___ от «___»__________2013 г. | «Утверждено» Директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 19 _______ /С.Г. Большещапова/ Приказ № ___ от «___»__________2013 г.
| «Согласовано» Заместитель директора МБОУ г. Иркутска СОШ № 19 по НМР ________ /С.А. Савина/ «___»__________2013 г. |
Программа элективного курса
для учащихся 10-11 классов
«Основы издательского дела.
Создание школьной газеты в издательской системе Scribus»
Автор программы:
Учитель информатики
МБОУ г. Иркутска СОШ №19
Панова Анна Павловна
Личная подпись_____________
«____»_________________2013 г.
г. Иркутск, 2013
Пояснительная записка
Основной целью изучения элективного курса «Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus» является освоение базовых понятий и методов компьютерной верстки печатных изданий; изучение графических программ; обеспечение глубокого понимания принципов журналистики; профориентация учащихся.
Курс рассчитан на изучение в 10-11-х классах средней школы. На курс отводится по 34 часа (1 час в неделю) в каждом классе, за 2 года – 68 часов.
Курс состоит из двух основных разделов «Основы журналистики» и «Основы издательского дела».
Раздел «Основы издательского дела» состоит из блоков:
- Издательское дело в среде издательской системы Scribus.
- Интернет-технологии в издательском деле.
- Компьютерная графика в издательском деле. Графический редактор Gimp.
- Программа компьютерного перевода текста.
- Работа с техническими устройствами (цифровой фотоаппарат, принтер, сканер).
- Информационное общество.
- Информация как товар.
Раздел «Основы журналистики» состоит из блоков:
- Публицистический стиль.
- Роды, виды и жанры журналистики.
- Речевая культура журналиста.
- Закон о рекламе.
- Этика журналиста
Цели курса:
- научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые проекты;
- формировать способы научно-технического мышления и деятельности, направленных на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части издательского дела;
- реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания;
- формировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций при конструировании печатных изданий.
Задачи курса:
- познакомить с таким видом печатного издания как газета, с функциональными, структурными и технологическими особенностями газеты;
- сформировать навыки проектирования, верстки макета издания;
- научить основам работы в издательской системе Scribus;
- сформировать навыки работы в коллективе с комплексными проектами.
Методы обучения:
Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения.
Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам.
Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – графического файла, газеты, рекламного буклета и т.п.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) контрольные тестовые работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствует устранению весьма распространенного недостатка формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой, публикацией и рефлексивной оценкой.
Планируемые результаты курса
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- знают принципы и структуру издательского производства, формы предоставления и управления информацией в издательском деле;
- умеют найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет, печатных изданий с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
- умеют спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему;
- владеют способами работы с изученными программами (Scribus, Gimp);
- знают и умеют применять при создании своего проекта основные принципы дизайна;
- владеют необходимыми способами проектирования, создания, верстки печатного продукта;
- владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению печатного продукта;
- имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании печатных изданий;
- способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по издательским технологиям.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (издания, фотографии, буклеты, презентации и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого издания.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
- публичная защита, публикация выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых).
Тематическое планирование
1-й год обучения
(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)
№ | Тема / содержание занятия | № занятия | Количество часов | Приме-чание |
1 | Введение. (Вводное занятие. Распределение обязанностей среди членов редакции. Планирование постоянных газетных рубрик.). | 1 | 1 | |
2 | Первое знакомство с программой Scribus. (Планирование шаблона газеты). | 2 | 1 | |
3 | Стиль оформления газеты. (Создание стилевого оформления газеты в программе Scribus с помощью инструмента Стиль. Форматирование импортируемого текста с помощью текстовых фильтров. Пункт меню Инструменты > Свойства). | 3 | 1 | |
4 | Инструменты размещения статей в макете газеты. Тест. (Просмотр и редактирование готовых статей главным редактором. Размещение статей в макете газеты. Работа с инструментами Текстовый блок, Блок изображения. Подбор фотографий, иллюстраций к статьям). | 4 | 1 | |
5 | Выпуск первого номера газеты. (Подготовка макета газеты к печати, проверка целостности текстов, проверка на наличие опечаток. Распечатывание в типографии, распространение газеты, опрос читателей). | 5 | 1 | Первый номер газеты можно приурочить к Дню учителя |
6 | Работа с техническим устройствами. (Работа с техническими устройствами: цифровой фотоаппарат, сканер, принтер. Анализ результатов опроса. Работа над недочетами, предложениями, пожеланиями). | 6 | 1 | |
7 | Особенности публицистического стиля. Средства языка. (Использование стилистических и художественно- изобразительных средств языка. Планирование тем статей следующего номера газеты) | 7 | 1 | |
8 | Подготовка макета второго номера газеты. (Подготовка макета газеты к печати). | 8 | 1 | |
9 | Выпуск второго номера газеты. (Распечатывание в типографии, распространение газеты). | 9 | 1 | |
10 | Роды, виды и жанры журналистики. (Опреративно-новостные (заметка). Оперативно – исследовательские (интервью, репортаж). Исследовательско-новостные (рецензия, комментарий). Исследовательские (статья, письмо, обозрение). Исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет)). | 10-11 | 2 | |
11 | Подготовка макета третьего номера газеты. Тест. (Подготовка макета газеты к печати). | 12 | 1 | |
12 | Выпуск третьего номера газеты. (Распечатывание в типографии, распространение газеты). | 13 | 1 | |
13 | Интернет-технологии в издательском деле. (Эффективный поиск информации в сети (по адресам, расширенный поиск, по рубрикатору, по ключевым словам, поисковые машины). Электронная почта, пересылка корреспонденции. Образовательные ресурсы глобальной сети Интернет). | 14-15 | 2 | |
14 | Подготовка макета четвертого номера газеты. (Подготовка макета газеты к печати). | 16 | 1 | |
15 | Выпуск четвертого номера газеты. (Распечатывание в типографии, распространение газеты). | 17 | 1 | Возможная тема выпуска: Новый год |
16 | Информационное общество. (Характеристика информационного общества. Информационная культура человека. Информационная безопасность. Защита информации) | 18 | 1 | |
17 | Контрольное тестирование | 19 | 1 | |
18 | Подготовка и выпуск пятого номера газеты. (Подготовка макета газеты к печати. Распечатывание в типографии, распространение газеты). | 20 | 1 | |
19 | Тонкости макетирования газеты в программе Scribus. (Создание страниц с разными макетами. Создание текстового блока с градиентной заливкой. Управление цветом). | 21-22 | 2 | |
20 | Информация как товар. (Информационные ресурсы, услуги и продукты. СМИ как товар. Рынок СМИ). | 23 | 1 | |
21 | Подготовка макета шестого номера газеты. (Подготовка макета газеты к печати). | 24 | 1 | Возможная тема: 23 февраля и 8 марта |
22 | Выпуск шестого номера газеты. (Распечатывание в типографии, распространение газеты). | 25 | 1 | |
23 | Речевая культура журналиста. (Культура устной речи. Культура письменной речи). | 26 | 1 | |
24 | Практикум по речевым нормам | 27 | 1 | |
25 | Подготовка макета седьмого номера газеты. (Подготовка макета газеты к печати). | 28 | 1 | |
26 | Выпуск седьмого номера газеты. (Распечатывание в типографии, распространение газеты). | 29 | 1 | |
27 | Макетирование и верстка календаря. (Макетирование и верстка календаря средствами программы Scribus). | 30 | 1 | |
28 | Макетирование и верстка рекламной листовки. (Макетирование и верстка рекламной листовки средствами программы Scribus). | 31 | 1 | |
29 | Подготовка макета восьмого номера газеты. (Подготовка макета газеты к печати). | 32 | 1 | |
30 | Выпуск восьмого номера газеты. (Распечатывание в типографии, распространение газеты). | 33 | 1 | Тема: последний звонок, выпускники |
31 | Контрольное тестирование. Подведение итогов работы за год. (Тестовая контрольная работа. Анализ итогов работы за учебный год. Планирование работы редакции на следующий учебный год). | 34 | 1 |
Тематическое планирование
2-й год обучения
(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)
№ | Тема / содержание занятия | № занятия | Количество часов | Приме-чание |
1 | Повторение изученного материала за прошлый учебный год. (Инструменты программы Scribus для создания макета газеты, размещения статей, иллюстраций. Стилевое оформление). | 1-3 | 3 | |
Подготовка макета первого номера газеты. (Подготовка макета газеты к печати). | 4 | 1 | ||
5 | Выпуск первого номера газеты. (Подготовка макета газеты к печати, проверка целостности текстов, проверка на наличие опечаток. Распечатывание в типографии, распространение газеты, опрос читателей). | 5 | 1 | |
6 | Компьютерная графика в издательском деле. (Компьютерная графика в издательском деле. Инструменты графического редактора). | 6 | 1 | |
7 | Компьютерная графика в издательском деле. (Основы работы с объектами. Операции над объектами в GIMP). | 7 | 1 | |
8 | Подготовка и выпуск второго номера газеты. Тест. (Подготовка макета газеты к печати. Распечатывание в типографии, распространение газеты). | 8-9 | 2 | |
10 | Компьютерная графика в издательском деле. (Создание рисунков из кривых. Эффект объема. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов). | 10-11 | 2 | |
11 | Подготовка макета третьего номера газеты. (Подготовка макета газеты к печати). | 12 | 1 | |
12 | Выпуск третьего номера газеты. (Распечатывание в типографии, распространение газеты). | 13 | 1 | |
13 | Компьютерная графика в издательском деле. (Перспективные и изометрические изображения. Создание технических рисунков в GIMP). | 14-15 | 2 | |
14 | Подготовка макета четвертого номера газеты. Тест. (Подготовка макета газеты к печати). | 16 | 1 | |
15 | Выпуск четвертого номера газеты. (Распечатывание в типографии, распространение газеты). | 17 | 1 | |
16 | Создание визитной карточки. (Создание визитной карточки средствами программы Scribus) | 18 | 1 | |
17 | Контрольное тестирование | 19 | 1 | |
18 | Подготовка и выпуск пятого номера газеты. (Подготовка макета газеты к печати. Распечатывание в типографии, распространение газеты). | 20 | 1 | |
19 | Создание рекламного буклета. (Создание информационного буклета средствами программы Scribus). | 21-22 | 2 | |
20 | Создание рекламно-информационного буклета о школе. | 23 | 1 | |
21 | Подготовка макета шестого номера газеты. (Подготовка макета газеты к печати). | 24 | 1 | |
22 | Выпуск шестого номера газеты. (Распечатывание в типографии, распространение газеты). | 25 | 1 | |
23 | Работа с программой компьютерного перевода текста PROMT. (Ознакомление с общими функциями и возможностями системы компьютерного перевода.) | 26 | 1 | |
24 | Работа с программой компьютерного перевода текста PROMT. (Работа со специализированными словарями, создание пользовательского словаря, ввод незнакомых слов в пользовательский словарь). | 27 | 1 | |
25 | Подготовка макета седьмого номера газеты. Тест. (Подготовка макета газеты к печати). | 28 | 1 | |
26 | Выпуск седьмого номера газеты. (Распечатывание в типографии, распространение газеты). | 29 | 1 | |
27 | Закон о рекламе. (Изучение Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ О рекламе). | 30 | 1 | |
28 | Этика журналиста. (Изучение Кодекса профессиональной этики российского журналиста) | 31 | 1 | |
29 | Подготовка макета восьмого номера газеты. (Подготовка макета газеты к печати). | 32 | 1 | |
30 | Выпуск восьмого номера газеты. (Распечатывание в типографии, распространение газеты). | 33 | 1 | |
31 | Контрольное тестирование. Подведение итогов работы за год. (Тестовая контрольная работа. Анализ итогов работы за учебный год. Планирование работы редакции на следующий учебный год). | 34 | 1 |
Литература
- Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике / - М: Изд-во МГУ, 1984 - 80 с.
- Корконосенко С.Г. Основы журналистики / - М: Аспект-пресс, 276 с.
- Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: учеб пособие по журналистике / - М: Аспект Пресс, 2000.
- http://ru.wikipedia.org›wiki/Scribus.
- http://scribus.net.
- http://younglinux.info/scribus/introduction.
- http://gimp.ru.