Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"
элективный курс по информатике и икт (10 класс) по теме

Панова Анна Павловна

Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы обучения, формы организации учебных занятий, планируемые результаты курса, способы оценивания уровня достижений учащихся; а также тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа

 с углубленным изучением отдельных предметов №19


«Рассмотрено»


на заседании педагогического совета

МБОУ г. Иркутска СОШ №19



Протокол № ___ от «___»__________2013 г.


«Утверждено»


Директор

МБОУ г. Иркутска  СОШ № 19


_______ /С.Г. Большещапова/


Приказ № ___ от «___»__________2013 г.

 


«Согласовано»


Заместитель директора МБОУ г. Иркутска  СОШ № 19

по НМР

________ /С.А. Савина/



«___»__________2013 г.


Программа элективного курса

для учащихся 10-11  классов

 «Основы издательского дела.

 Создание школьной газеты в издательской системе Scribus»

Автор программы:

Учитель информатики

МБОУ г. Иркутска СОШ №19

Панова Анна Павловна

Личная подпись_____________

«____»_________________2013 г.

г. Иркутск,  2013

Пояснительная записка

Основной целью изучения элективного курса «Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus» является освоение базовых понятий и методов компьютерной верстки печатных изданий; изучение графических программ; обеспечение глубокого понимания принципов журналистики; профориентация учащихся.

Курс рассчитан на изучение в 10-11-х классах средней школы. На курс отводится по 34 часа (1 час в неделю) в каждом классе, за 2 года – 68 часов.

Курс состоит из двух основных разделов «Основы журналистики» и «Основы издательского дела».

Раздел «Основы издательского дела» состоит из блоков:

  1. Издательское дело в среде издательской системы Scribus.
  2. Интернет-технологии в издательском деле.
  3. Компьютерная графика в издательском деле. Графический редактор Gimp.
  4. Программа компьютерного перевода текста.
  5. Работа с техническими устройствами (цифровой фотоаппарат, принтер, сканер).
  6. Информационное общество.
  7. Информация как товар.

Раздел «Основы журналистики» состоит из блоков:

  1. Публицистический стиль.
  2. Роды, виды и жанры журналистики.
  3. Речевая культура журналиста.
  4. Закон о рекламе.
  5. Этика журналиста

Цели курса:

  1. научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые проекты;
  2. формировать способы научно-технического мышления и деятельности, направленных на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части издательского дела;
  3. реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания;
  4. формировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций при конструировании печатных изданий.

Задачи курса:

  1. познакомить с таким видом печатного издания как газета, с функциональными, структурными и технологическими особенностями газеты;
  2. сформировать навыки проектирования, верстки макета издания;
  3. научить основам работы в издательской системе Scribus;
  4. сформировать навыки работы в коллективе с комплексными проектами.

Методы обучения:

Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения.

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – графического файла, газеты, рекламного буклета  и т.п.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) контрольные тестовые работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствует устранению весьма распространенного недостатка формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой, публикацией и рефлексивной оценкой.

Планируемые результаты курса

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  1. знают принципы и структуру издательского производства, формы предоставления и управления информацией в издательском деле;
  2. умеют найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет, печатных изданий с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
  3. умеют спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему;
  4. владеют способами работы с изученными программами (Scribus, Gimp);
  5. знают и умеют применять при создании своего проекта основные принципы дизайна;
  6. владеют необходимыми способами проектирования, создания, верстки печатного продукта;
  7. владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению печатного продукта;
  8. имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании печатных изданий;
  9. способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по издательским технологиям.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (издания, фотографии, буклеты, презентации и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого издания.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
  2. взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
  3. публичная защита, публикация выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых).

Тематическое планирование

1-й год обучения

(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)

Тема / содержание занятия

№ занятия

Количество часов

Приме-чание 

1

Введение.

(Вводное занятие. Распределение обязанностей среди членов редакции. Планирование постоянных газетных рубрик.).

1

1

2

Первое знакомство с программой Scribus. 

(Планирование шаблона газеты). 

2

1

3

Стиль оформления газеты.

(Создание стилевого оформления газеты в программе Scribus с помощью инструмента Стиль. Форматирование импортируемого текста с помощью текстовых фильтров. Пункт меню Инструменты > Свойства).

3

1

4

Инструменты размещения статей в макете газеты. Тест.

(Просмотр и редактирование готовых статей главным редактором. Размещение статей в макете газеты. Работа с инструментами Текстовый блок, Блок изображения.  Подбор фотографий, иллюстраций к статьям).

4

1

5

Выпуск первого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати, проверка целостности текстов, проверка на наличие опечаток. Распечатывание в типографии, распространение газеты, опрос читателей).

5

1

Первый номер  газеты можно приурочить к Дню учителя

6

Работа с техническим устройствами. (Работа с техническими устройствами: цифровой фотоаппарат,  сканер, принтер. Анализ результатов опроса. Работа над недочетами, предложениями, пожеланиями).  

6

1

7

Особенности публицистического стиля. Средства языка.

(Использование стилистических и художественно- изобразительных средств языка. Планирование тем статей следующего номера газеты)

7

1

8

Подготовка макета второго номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

8

1

9

Выпуск второго номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

9

1

10

Роды, виды и жанры журналистики.

(Опреративно-новостные (заметка). Оперативно – исследовательские (интервью, репортаж). Исследовательско-новостные (рецензия, комментарий). Исследовательские (статья, письмо, обозрение). Исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет)).

10-11

2

11

Подготовка макета третьего номера газеты. Тест.

(Подготовка макета газеты к печати).

12

1

12

Выпуск третьего номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

13

1

13

Интернет-технологии в издательском деле.

(Эффективный поиск информации в сети (по адресам, расширенный поиск, по рубрикатору, по ключевым словам,  поисковые машины). Электронная почта, пересылка корреспонденции. Образовательные ресурсы глобальной сети Интернет).

14-15

2

14

Подготовка макета четвертого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

16

1

15

Выпуск четвертого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

17

1

Возможная тема выпуска: Новый год

16

Информационное общество.

(Характеристика информационного общества. Информационная культура человека. Информационная безопасность. Защита информации)

18

1

17

Контрольное тестирование

19

1

18

Подготовка и выпуск пятого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати. Распечатывание в типографии, распространение газеты).

20

1

19

Тонкости макетирования газеты в программе Scribus.

(Создание страниц с разными макетами. Создание текстового блока с градиентной заливкой. Управление цветом).

21-22

2

20

Информация как товар.

(Информационные ресурсы, услуги и продукты. СМИ как товар. Рынок СМИ).

23

1

21

Подготовка макета шестого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

24

1

Возможная тема: 23 февраля и 8 марта

22

Выпуск шестого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

25

1

23

Речевая культура журналиста.

(Культура устной речи. Культура письменной речи).

26

1

24

Практикум по речевым нормам

27

1

25

Подготовка макета седьмого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

28

1

26

Выпуск седьмого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

29

1

27

Макетирование и верстка календаря.

(Макетирование и верстка календаря средствами программы Scribus).

30

1

28

Макетирование и верстка рекламной листовки.

(Макетирование и верстка рекламной листовки средствами программы Scribus).

31

1

29

Подготовка макета восьмого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

32

1

30

Выпуск восьмого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

33

1

Тема: последний звонок, выпускники

31

Контрольное тестирование.

Подведение итогов работы за год.

(Тестовая контрольная работа. Анализ итогов работы за учебный год. Планирование работы редакции на следующий учебный год).

34

1

Тематическое планирование

2-й год обучения

(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)

Тема / содержание занятия

№ занятия

Количество часов

Приме-чание 

1

Повторение изученного материала за прошлый учебный год.

(Инструменты программы Scribus для создания макета газеты, размещения статей, иллюстраций. Стилевое оформление).

1-3

3

Подготовка макета первого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

4

1

5

Выпуск первого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати, проверка целостности текстов, проверка на наличие опечаток. Распечатывание в типографии, распространение газеты, опрос читателей).

5

1

6

Компьютерная графика в издательском деле.

(Компьютерная графика в издательском деле. Инструменты графического редактора).

6

1

7

Компьютерная графика в издательском деле.

(Основы работы с объектами. Операции над объектами в GIMP).

7

1

8

Подготовка и выпуск второго номера газеты. Тест.

(Подготовка макета газеты к печати. Распечатывание в типографии, распространение газеты).

8-9

2

10

Компьютерная графика в издательском деле.

(Создание рисунков из кривых. Эффект объема. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов).

10-11

2

11

Подготовка макета третьего номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

12

1

12

Выпуск третьего номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

13

1

13

Компьютерная графика в издательском деле.

(Перспективные и изометрические изображения. Создание технических рисунков в GIMP).

14-15

2

14

Подготовка макета четвертого номера газеты. Тест.

(Подготовка макета газеты к печати).

16

1

15

Выпуск четвертого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

17

1

16

Создание визитной карточки.

(Создание визитной карточки средствами программы Scribus)

18

1

17

Контрольное тестирование

19

1

18

Подготовка и выпуск пятого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати. Распечатывание в типографии, распространение газеты).

20

1

19

Создание рекламного буклета.

(Создание информационного буклета средствами программы Scribus).

21-22

2

20

Создание рекламно-информационного буклета о школе.

23

1

21

Подготовка макета шестого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

24

1

22

Выпуск шестого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

25

1

23

Работа с программой компьютерного перевода текста PROMT.

(Ознакомление с общими функциями и возможностями системы компьютерного перевода.)

26

1

24

Работа с программой компьютерного перевода текста PROMT.

(Работа со специализированными словарями, создание пользовательского словаря, ввод незнакомых слов в пользовательский словарь).

27

1

25

Подготовка макета седьмого номера газеты. Тест.

(Подготовка макета газеты к печати).

28

1

26

Выпуск седьмого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

29

1

27

Закон о рекламе.

(Изучение Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ О рекламе).

30

1

28

Этика журналиста.

(Изучение Кодекса профессиональной этики российского журналиста)

31

1

29

Подготовка макета восьмого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

32

1

30

Выпуск восьмого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

33

1

31

Контрольное тестирование. Подведение итогов работы за год.

(Тестовая контрольная работа. Анализ итогов работы за учебный год. Планирование работы редакции на следующий учебный год).

34

1

Литература

  1. Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике / - М: Изд-во МГУ, 1984 - 80 с.
  2. Корконосенко С.Г. Основы журналистики / - М: Аспект-пресс, 276 с.
  3. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: учеб пособие по журналистике / - М: Аспект Пресс, 2000.
  4. http://ru.wikipedia.orgwiki/Scribus.
  5. http://scribus.net.
  6. http://younglinux.info/scribus/introduction.
  7. http://gimp.ru.