Рабочая программа курса "Создание школьной газеты"
рабочая программа (5 класс) по теме

Рабочая программа предназначена для 5 класса, но может быть использована и для других возрастных категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx45.06 КБ
Файл titul.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус  документа.

Настоящая программа проекта «Школьная газета» («Рюкзак») создана как авторская программа учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №56 Шингаренко  Нины Анатольевны. Программа развивает стратегию обучения и воспитания учащихся по русскому языку, применение знаний на практике, то есть использование знаний, умений и навыков по развитию речи при создании текстов, предназначенных для школьной газеты.

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять  полученные знания. А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.

Реализация Программы воспитательной деятельности школы и Программы гражданско-патриотического образования школьников должна осуществляться в том числе посредством школьной газеты.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Газета остается самым простым и доступным школьным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты, осваивая затем и более сложные формы.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. 

         Структура документа: Программа проекта представляет собой целостный документ,  включающий в себя пояснительную записку, задачи школьной газеты, методические принципы, необходимые в работе, основное содержание, требования к подготовке и практическим действиям учащихся.

   Задачи  школьной  газеты:

  • освещение в газете школьной жизни;
  • содействие в воспитании информационной культуры школьников;
  • повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;
  • развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни;
  • реализация гражданско-патриотического воспитания;
  • формирование у учащихся толерантного сознания

       Методические принципы, необходимые в работе:

  • личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
  • коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);
  • деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);
  • взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
  • поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).

Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании. Дети успешно осваивают программу Corel Draw, с помощью которой верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты. Успешно овладевают возможностями не только векторной графики, но и растровой – готовят изображения для публикации в газете. С этой целью проводятся консультации и уроки по векторной и растровой графике, обучение программам MS Publisher, Adobe PageMaker, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader.

Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.

 Содержание курса

Тема 1. Что такое школьная газета.  

Какой должна быть газета, чтобы её читали. Современные принципы оформления газет. Элементы полосы.

Тема 2.  Содержание и форма газеты.

.Как осуществляется подбор материала для газеты. Деятельность корреспондентов. Кто такие дизайнеры. Фотография в газете. Метрические характеристики издания: формат, поля, количество колонок. Выбор текстового и заголовочного шрифтов. Служебные элементы: логотип, колонтитул, выходные данные – и способы их оформления.

Тема 3.  Создание страниц школьной газеты.

Понятие о публицистических жанрах. Что такое статья, заметка, интервью, очерк? Заголовок, его назначение в газете и рекомендации по оформлению. Типографические приемы оформления разных типов текстов: рецензия, список, опрос.  

Тема 4. Оформление газеты.  Дизайн. Основные элементы полосы: заголовок, текст, фото.

  Правила газетного набора, основные ошибки и способ их устранения. Принципы отбора фотографий и основные ошибки в области фотоиллюстрирования. Кадрирование фотографий. Подпись под фото.

Тема 5. Понятие об интервью. Что значит «взять интервью»?

Интервью как публицистический жанр. Тематика интервью. Форма, формулировка, манера «задавания» вопросов.

Тема 6. Первые пробы пера. Основные принципы верстки полосы формата А4. Работа в программах MS Publisher, MS Word.

Создание страниц газеты. Размещение материала.

Определение объема материалов в формате набора как первый этап макетирования полосы. Отправные точки построения композиции: центральный материал, центральная иллюстрация. Количество материалов на полосе и их взаиморасположение. Иерархия элементов на полосе.

Тема 7. Обработка материала. Корректура. Работа со словарями.

 

Что значит корректура? Зачем нужны словари? Работа со словарями в библиотеке, в  Интернете. Использование при работе текстового редактора MS Word.

Тема 8. Обсуждение макета газеты, дизайна, эмблемы. Взаимосвязь дизайна с планированием и редактированием

Способы планирования материалов, оптимизирующие процесс верстки издания. Понятие типового макета и преимущества его использования. Редактирование текста материала, производство текстографических элементов. Методика написания информационного заголовка.

Тема 9. Итоговое занятие.

Первый выпуск газеты.

Календарно-тематическое планирование.

 

Тема

Теория

Практика

Дата

1

Тема 1. Что такое школьная газета.  

1

2

Тема 2.  Содержание и форма газеты.

0,5

0,5

3

Тема 3.  Создание страниц школьной газеты.

0,5

0,5

4

Тема 4. Оформление газеты.  Дизайн. Основные элементы полосы: заголовок, текст, фото.

0,5

0,5

5

Тема 5. Понятие об интервью. Что значит «взять интервью»?

1

с/р

6

Тема 6. Первые пробы пера. Основные принципы верстки полосы формата А4. Работа в программах MS Publisher, MS Word.

1

7

Тема 7. Обработка материала. Корректура. Работа со словарями.

1

8

Тема 8. Обсуждение макета газеты, дизайна, эмблемы. Взаимосвязь дизайна с планированием и редактированием

1

9

Тема 9. Итоговое занятие.

Первый выпуск газеты.

1

Итого

3,5 часов

5,5 часов

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

  • особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
  • виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
  • структуру текста (заголовок, смысловые части);
  • основные жанры журналистики: заметка, статья, репортаж, интервью,  фоторепортаж;
  • принципы оформления газеты.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать источники информации;
  • набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
  • находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;
  • составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
  • написать газетную заметку, статью, репортаж; взять интервью;
  • составлять фоторепортаж.

Библиография:

  1. Босова Л.Л. Курс информатики и ИКТ как точка роста процесса информатизации образования [электронный ресурс]
  2. Громыко  Н. В. Надпредмет. Учебное пособие для учащихся старших классов [электронный ресурс]/ Ю.В.Громыко. — М., 2001.
  3. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум [текст]/ Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю., Зимин А.Е., Горюнова И.А. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. Изд. Вентана-Граф, 2006.
  5. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.// Практика административной работы в школе. №6.
  6. Спирина Н.А.Журналистика в школе. , Волгоград, «Учитель», 2008.
  7. О печати: закон РФ.

Ресурсы интернет:

  1. Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры проектов).   http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260
  2. Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [электронный ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474 3.Что такое журналистика? (определение). http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html
  3. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Юный журналист». http://festival.1september.ru/articles/511439/
  4. Школьная газета «Панорама». Выпуск 1. http://86sch3-nv.edusite.ru/p9aa1.html
  5. Рабочая программа внеурочной деятельности по журналистике. http://www.uchmet.ru/library/material/152845/

 

 



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Школьная газета - издательское дело"

В связи с  развитием средств информации, таких, как: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь требуется новый подход к формам работы с детьм...

Программа кружка школьной газеты "Форум.ру"

программа школьного кружка,расчитана на обучающихся с 5-11 кл.,з летний курс обучения....

программа кружка школьная газета

Рабочая программа рассчитана на 1 год.Обучающиеся учатся писать в газетных жанрах журналистики...

Рабочая программа кружка «Школьная газета «Мир детства»

Программа кружка «Школьная газета «Мир детства» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реал...

Программа кружка « Школьная газета» 9-11 класс

Настоящая программа кружка « Школьная газета» рассчитана на 1 год(144 часа). Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной ...

Рабочая программа кружка "Школьная газета"

Рабочая программа кружка "Школьная газета"...

Рабочая программа ОДО "Школьная газета"

Рабочая программа ОДО "Школьная газета"...