Рабочая программа кружка "Школьная газета"
рабочая программа на тему

Резанова  Любовь Сергеевна

Рабочая программа кружка "Школьная газета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю:

Директор школы: ______/ Уварова Г.Ф.

                    Приказ №___

от «___» ______2016 г.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности

«Школьная газета»

Возраст обучающихся: 12-14 лет

Срок реализации: 1 год

                                                             

                                                              Разработал: учитель русского языка

                                                и литературы Резанова

                                          Любовь Сергеевна

Газимурский Завод, 2016

Пояснительная записка

         Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

 - Федеральным законом об образовании от 29.12.12. № 273;

 - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Образовательной программой МБОУ Газимуро – Заводская СОШ. 

          Направленность программы - социально-педагогическая - направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.

          Актуальность программы

          Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объѐма информации, к еѐ быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.

        Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребѐнка, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.

        Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учѐбе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса  школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

        Программа «Школьная газета» целесообразна для детей с ограниченными возможностями здоровья  для адаптации их в социум, способствует совершенствованию умения учащихся свободно владеть устной речью, красиво и грамотно формулировать связное высказывание в письменной речи.

        Речевое развитие детей с ОВЗ является одним из основных компонентов психологической основы усвоения знаний в школе. Поэтому просто необходимо привлекать учащихся к работе в кружке.

        Новизна программы.

          Новизна программы  состоит в том, что она создаѐт условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы занятия, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка и литературы.        

         Дополнительная программа составлена из расчета 34 часа, 1 раз в неделю по 1

часу для детей 7 классов. Форма обучения – очная.

        Цель программы – создание школьной информационной газеты «Пламя», раскрытие творческого потенциала учащихся.

         Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:

-Познакомить обучающихся с основными терминами журналистики.

-Дать представление о сущности журналистской профессии.

-Познакомить со способами сбора информации.

-Обучить первичным навыкам работы с содержащейся в текстах (различной направленности) информации.

-Формировать у обучающихся первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог.

-Учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты.

-Учить давать самооценку результатам своего труда.

        Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Школьная газета» включает в себя:

Формирование активной жизненной позиции.

Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.

       Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы включает в себя:

Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.

Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).

Формирование умение давать самооценку результату своего труда.

      Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках программы  включает в себя:

Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.

Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к школьной прессе.

Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).

Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты.

Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение кружковцев приѐмам компьютерной верстки газеты).

Развитие творческих способностей обучающихся.

Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.

Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.

       Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках

программы включает в себя:

Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач.

Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формирование уважения к собеседнику.

Формирование у учащихся толерантного сознания.

       Основная форма организации – учебные занятия (индивидуальные и групповые).

      Реализация программы «Школьная газета» предусматривает следующие формы работы с обучающимися: занятия теоретического плана и практические занятия по сбору и обработке информации, работу по  верстке выпуска газеты.

Содержание программы

Профессия журналиста. Формирование представлений о профессии журналиста. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту.

История российской журналистики. Из истории развития газетного дела.

Жанры журналистики. Жанры журналистики и их особенности.

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление. Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Аналитические жанры. Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.  Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

Художественные жанры. Слово, очерк, эссе, фельетон, и др.

 Язык журналистики. Слово и понятие. Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы.  Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Стилистические фигуры речи. Тропы.  

Композиция журналистского материала. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в рассуждении.

Знакомство с оформительским делом. Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).  Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.

Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция».

Дизайн газеты. Классический дизайн газеты.

Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER , MS POWER POINT.).

Особенности газетного языка. Особенности газетного языка.

Речевая культура. Культура устной и письменной речи.

Эстетика и дизайн.  Эстетика как философская категория. Дизайн газеты.

Классический дизайн газеты. Современный дизайн газет. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.  Выбор шрифта для определѐнного по содержанию текста.

Дизайн школьной газеты.  

Роль школьной газеты.

Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь?

Читатель и его интересы. Кто будет читателем школьной газеты, и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений.

Как написать статью в школьную газету?  Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой».

Темы газетных публикаций. Правила расположение новостей. Рубрики. Полосы.

Требования к информации. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

Источники информации.  Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

Заголовки и иллюстрации. Объем заголовков, их стилистика. Иллюстрации.

Интервью. Основные правила ведения интервью.

Выпуск газеты. Этапы выпуска номера газеты.

Школьная редакция. Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).

Интернет-журналистика. Школьный Интернет – сайт.

Портфель творческих достижений.

Планируемые результаты

        Личностные результаты освоения курса предполагают:

- приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты «Пламя»;

- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;

- понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;

      Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

      Предметные результаты отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Школьная газета» школьники:

- познакомятся с основными терминами журналистики;

- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;

- приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;

- поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций.

          Ожидаемый результат:

        Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «Пламя» (1 раз в месяц).

        

                                     Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

1

Вводное занятие.

Журналистика как профессия.

История российской журналистики.

2

Школьная редакция. Роль школьной газеты.

3

Сбор и обработка информации к выпуску № 1 школьной газеты «Пламя».

4

Выпуск  №1.

5

Жанры журналистики.

6

Особенности газетного языка.

7

Сбор и обработка информации к выпуску № 2 школьной газеты «Пламя».

8

Выпуск № 2.

9

Читатель и его интересы.

10

Темы газетных публикаций.

11

Сбор и обработка информации к выпуску № 3 школьной газеты «Пламя».

12

Выпуск № 3.

13

Требования к информации.

14

Источники информации.

15

Сбор и обработка информации к выпуску № 4 школьной газеты «Пламя».

16

Выпуск № 4.

17

Речевая культура.

18

Заголовки и иллюстрации.

19

Знакомство с оформительским делом.

20

Сбор и обработка информации к выпуску № 5 школьной газеты «Пламя».

21

Выпуск № 5.

22

Знакомство с оформительским делом

23

Сбор и обработка информации к выпуску № 6 школьной газеты «Пламя».

24

Сбор и обработка информации к выпуску № 6 школьной газеты «Пламя».

25

Выпуск № 6.

26

Дизайн газеты.

27

Интервью.

28

Сбор и обработка информации к выпуску № 7 школьной газеты «Пламя».

29

Выпуск № 7.

30

Интернет – журналистика.

31

Интернет – журналистика.

32

Сбор и обработка информации к выпуску № 8 школьной газеты «Пламя».

33

Выпуск № 8.

34

Портфель достижений.

Описание учебно-методического и материально-технического, информационного обеспечения образовательного процесса

Информационно - методическое обеспечение

Средства, необходимые для реализации данной программы:

разработки по темам;

тематический материал периодической печати;

справочники;

словари;

наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации

различные периодические печатные издания.

тексты для редактирования;

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, принтер, сканер, фото - видеокамера.

Учебно-методическое обеспечение

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989. Елена Вовк. ―Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в ―БШ‖ No13, 15, 16. 2004 год Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.

Интернет-источники

1. www.proshkolu.ru

2. www.testoch.com

3. www.festival.1september.ru

4. www.nsportal.ru

5. www.uroki.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Внутришкольная газета «Переменка»»

Рабочая программа для внеклассной работы по обучению детей компьютерной грамотности....

Рабочая программа элективного курса "Газета - это интересно" для учащихся 11 класса

Элективный курс для учащихся 11 класса "Газета - это интересно" помогает старшеклассникам развить полученные в школе навыки чтения и устной речи. Обсуждение проблем современной жизни помогает активизи...

Рабочая программа курса "Создание школьной газеты"

Рабочая программа предназначена для 5 класса, но может быть использована и для других возрастных категорий....

Рабочая программа кружка «Школьная газета «Мир детства»

Программа кружка «Школьная газета «Мир детства» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реал...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа «Школьная газета»

Данный кружок развивает и реализует творческие способности учащихся через создание школьной газеты. Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятель...