Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
рабочая программа (6 класс) на тему

Силютина Елена Алексеевна

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.

Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…

В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОХОПЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 «НОВОХОПЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 91»

«Рассмотрено»

Руководитель МО классных руководителей

________ Иванникова А.В.

«____» ___________ 201     г.

Протокол № _____________

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

МОУ «Новохоперская СОШ № 91»________ Стативкина Н.А.

«____» ___________ 201     г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Новохоперская СОШ № 91»

___________ Почепцова Н.В.

 «_____» _______ 201      г.

Приказ № __________

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ГАЗЕТА «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА»

уровня (основного) общего образования

(социальное направление)

Составила: Е.А. Силютина, социальный педагог

П. Новохоперский

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать молодому поколению  в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе внеурочной деятельности «Выпуск школьная газета». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Данные занятия  развивают и реализуют творческие способности учащихся через создание школьной газеты.

Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…

В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.

Особенность данной программы  состоит в том, что она  опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию,  культуре речи, расширяет сведения по лексике и грамматике.

Занятия учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Знакомство с программой курса, решение организационных вопросов, техника безопасности.

2. ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:

«Путешествие из Москвы в Петербург»;

Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский – репортер и публицист.

Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.

Задание. Напишите репортаж «Мой  поселок». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

3. ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ.

Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.

4.ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА.

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.

5.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.

Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.

6. ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)

Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.

7.АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ.

Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

8. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ОСНОВА ГАЗЕТЫ.

Статья – роль статьи в газетах и журналах.Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

9. РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ.

Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная.

Задание: Создать рекламу самой необычной вещи.

10. ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»?

Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.

11. РЕПОРТАЖ.

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

12. ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

13. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ.

Создание и презентации своих собственных статей.

14. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра. объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.

15. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ.

16. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.


ПРОГРАММА КУРСА ПОЗВОЛЯЕТ ФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УУД:

познавательные учебные действия

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного

поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-  умение структурировать знания;

-  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной

формах;

-  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов

деятельности.

коммуникативные универсальные учебные действия

-  планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение

целей, функций участников, способов взаимодействия;

-  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической

формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного

языка.

личностные учебные действия

-  установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-  оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

на основе социальных и личностных ценностей.

Ожидаемые результаты

1.  Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.

2.  Расширение кругозора учащихся.

3.  Повышение  уровня  культурно-профессиональных  знаний  в  области  журналистики.

(Умение  грамотно  проводить  интервью,  готовить  фоторепортажи,  редактировать

написанное, верстать печатное издание в текстовом редакторе).

4.   Развитие монологической и диалогической речи.

5.  Свободное владение печатным словом.

6.  Воспитание активной гражданской позиции.

Настоящая  программа  построена  в  соответствии  с  основной  поставленной  целью  –

овладением  навыками  журналистского  мастерства.  Для  достижения  цели  и  выполнения  задач

программой  используются  современные  методики  обучения  основам  журналистики.  Занятия

проводятся  с  учетом  возрастных  и  психологических  особенностей  на  основе

дифференцированного подхода.

 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол-во

часов

Темы

Вид деятельности

Навыки

Дата

1-2

Вводное занятие. Понятие о школьной газете

Беседа

02.09.2016г.

3-6

Из истории журналистики

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

Знакомство со СМИ

09.09.2016г.

16.09.2016г.

7-9

Печатные издания и их роль

Доклад

Устная и письменная работа с текстом

23.09.2016г.

30.09.2016г.

10-12

Текст.

Работа с текстом

07.10.2016г.

13-15

Тема и идея текста.

14.10.2016г.

16-19

Стили речи

Тезисы и конспекты. Работа с текстом.

Умение находить стилистические фигуры в газетных публикациях

21.10.2016г.

28.10.2016г.

20-22

Газета. Какая она должна быть?

Знакомство с техническими средствами

( фотоаппарат, видеокамера)

Фотомонтаж

11.11.2016г.

18.11.2016г.

23-25

Анализ рубрик печатных изданий

Обзор печати

Умение выделять главное в тексте

25.11.2016г.

26-28

Газетная статья

Умение описывать события по наблюдениям

02.12.2016г.

09.12.2016г.

29-31

Что такое очерк

Подбор материала к портретному очерку

Умение использовать особенности жанра.

Диалог в повествовании.

16.12.2016г.

23.12.2016г.

32-34

Реклама на страницах газеты

Подбор материала

Умение правильно строить рекламу

26.12.2016г.

35-37

Интервью

Особенности жанра

Умение правильно взять интервью

13.01.2016г.

20. 01.2016г.

38-40

Репортаж

Особенности репортажа

Умение использовать элементы всех информационных жанров

27.01.2016г.

41-45

Работа над языком статьи

Лексика. Отбор материала

Умение использовать средства художественной выразительности.

03.02.2016г.

10.02.2016г.

46-50

Создание газетных статей

Работа по совершенствованию написанного.

Навыки работы с текстом

17.02.2016г.

24.02.2016г.

51-55

Редактирование текста

Работа с текстом

.

03.03.2016г.

10.03.2016г.

56-60

Оформление, дизайн газеты

Занятие ведет профессиональный журналист

Совершенствование навыков журналистской работы.

17.03.2016г.

24.03.2016г.

61-70

Выпуск школьных газет» Школьные новости»

Формирование навыков по верстке газет.

07.04.2016г.-28.04.2016г.

05.05.2016-26.05.2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Мы – исследователи» 5 класс

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. Рабочая программа  курса внеурочной проектной деятельности «Мы – и...

Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края

Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...