Рабочая программа ОДО "Школьная газета"
рабочая программа (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Рабочая программа ОДО "Школьная газета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_gazeta.docx146.82 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа № 5»

(МБОУ «Школа № 5»)

 

ПРИНЯТА

педагогическим советом

МБОУ «Школа № 5»

протокол от«29» августа 2016 г. № 1                         

            УТВЕРЖДЕНА

            приказом МБОУ «Школа № 5»

            от «01» сентября 2016 № 328-п

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

объединения дополнительного образования

«Школьная газета»

Возраст обучающихся: 12 - 16 лет

Срок реализации: 2 года

                                               

    Автор-составитель:

Бочкарева Елена Владимировна,

учитель

г. Дзержинск,

2016 г

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………...3 стр.

Учебный план…………………………………………………….. …7 стр.

Содержание учебного плана………………………………..…....     8 стр.

Методическое обеспечение…………………………………………10 стр.

Список литературы………………………………………………….10 стр.

Пояснительная записка

В современных условиях чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. Темп жизни в XXI веке таков, что не позволяет тратить время впустую. Дети очень чутко чувствуют сложившуюся ситуацию и соответствующе на нее реагируют.

В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит не был востребован в школе.

Выпуск школьной газеты на печатной основе - один из эффективных путей для достижения этого. Газета - это информация, сила которой - слово. И поэтому, главная задача курса - развитие литературно-творческих способностей и на базе этого нравственного роста личности.

Сочинения в различных жанрах, как никакие другие, отвечают духу современной школы и позволяют развивать творческие способности учащихся, дают возможность выражать своё «я», своё мироощущение, глубоко затрагивают интересы школьников и приобщают их к жизни школы, края, страны.

Данная программа помогает решить важнейшую задачу - развитие устной и письменной речи учащихся. Умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания, приобретение необходимых практических навыков поможет в учёбе и дальнейшей жизни.

Школьная газета необходима также для информированности учащихся и педагогического состава о событиях, происходящих в школе. Кружок поможет научиться правильно, оформлять стенгазеты, плакаты к праздникам, разовьет эстетический вкус участников.

Нормативно-правовая база:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008.
  5. Постановление главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2015г. №87 «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015г № 09-3242.

Цель:

Воспитание нравственных качеств и развитие познавательного интереса к русскому языку. Создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования, формирование медиакультуры в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии.

Задачи:

1.Обучающие:

  • Познакомить ребят с детскими периодическими изданиями;
  • Научить детей ориентироваться в страничках-рубриках газет, журналов;
  • Формировать осмысленное восприятие авторского текста;
  • Учить понимать смысл слов, составляя деревья-корнесловы;
  • Обогащать словарный запас;
  • Учить отображать действительность в символах и образах;
  • Расширять знания об окружающей действительности.

2. Развивающие:

  • Формировать у детей умение выделять и понимать позитивную информацию;
  • Способствовать развитию устойчивого интереса к чтению, любви к красоте русского слова, культуры речи;
  • Развивать сенсорные способности через рукотворчество.

3. Воспитательные:

  • Создавать ситуации успешности, способствующие формированию у детей положительных эмоций;
  • Оказывать помощь детям в преодолении психологических трудностей, в определении своих возможностей;
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному языку.

При организации объединения целесообразно опираться на работу учащихся на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя кружка заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, выполняя роль тренировочных упражнений на определенном этапе обучения.

Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.

Рабочая программа рассчитана в 6-7 и 8-9 классах  на 36 часа в год (1 раз в неделю). Набор учащихся в объединение дополнительного образования свободный, осуществляется на добровольной основе.

  Ожидаемые результаты: Метапредметными результатами освоения программы кружка по журналистике является формирование универсальных учебных действий.

Личностными результатами изучения являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий;

– учиться высказывать своё предположение (версию);

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в печатном издании (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  •   осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  •   понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметными результатами являются умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  •   овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  •   способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  •   готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  •   активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметными результатами являются представления:

  • активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач;
  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
  • контролировать действия партнера;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
  •   договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Особенности методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической части. Формой подведения итогов считать: выпуск газеты к различным мероприятием, участие в различных конкурсах, написание статей для газеты.

Учебный план

Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Первый год обучения (6-7 класс)

36

Введение

1

1

0

лекция

Раздел 1. Краткий экскурс в историю журналистики

8

6

2

творческая работа, конкурс

Раздел 2. Журналистика – творческая деятельность

8

7

1

творческая работа

Раздел 3. Содержательная модель газеты

4

1

3

деловая игра, «круглый стол»

Раздел 4.

Графическая модель газеты

3

0

3

творческая работа, работа на компьютере,

Раздел 5.

Газетный материал

6

3

3

творческая работа, работа на компьютере, «круглый стол»

Раздел 6. Газетные жанры

6

2

4

практикум, творческая лаборатория,

Второй год обучения (8-9 класс)

36

Введение

1

1

0

лекция

Раздел 1. Профессия журналист

25

14

11

Практикум, творческая работа,  коллективно-творческое дело

Раздел 2. Дополнительные возможности Word

7

0

7

Творческая работа, коллективно-творческое дело

Раздел 3. Поиск информации в Интернете

4

1

3

защита проектов

Содержание учебного плана

Первый год обучения (6-7 классы)

Введение

Инструктаж по технике безопасности. Качества, необходимые журналисту.

Раздел 1. Экскурс в историю журналистики

Журналистика и общество. Роль журналиста на каждом этапе развития общества. Значение газеты в современном мире. Венеция - родина термина «газета». Средства массовой информации – своеобразная летопись мировой истории, «зеркало» эпохи. Первые газеты. Возникновение газеты в России.  Газета «Ведомости – начало истории российской печати. «Жёлтая пресса». Газеты будущего.

Раздел 2. Журналистика – творческая деятельность

Система СМИ. Источники информации в каждом из средств СМИ:  звук, текст, изображение. «Плюсы» и «минусы» радио, телевидения, прессы. Что такое типография. Организация современной типографии. Газета – это товар, но товар необычный. Типографский процесс выпуска газеты. Основная функция редакционного коллектива. Структура редакционного коллектива. Единство коллективного и индивидуального творчества в журналистике. Роль редколлегии в организации работы редакции. Редколлегия: специфика работы корреспондента, корректора, наборщика, фотокорреспондента, редактора.

Раздел 3. Содержательная модель газеты

Содержание и внешний вид газеты. Структурные элементы: полоса, колонтитул, фирма. Профессиональные термины: «слепая» полоса, «чердак», «подвал»,  «открытие», «отлёт»,  «портфель», заставка, врезка, инициал, подборка, выворотка и др. Заголовочный комплекс: шапка, заголовок, рубрика, подзаголовок, вводка. Роль заголовков в газете. Макет номера – графическое изображение полосы. Тематические полосы. Составление графического макета. Для чего нужны рубрики в газете. Отличие тематических полос от рубрик.

Раздел 4. Графическая модель газеты

Вёрстка – размещение материалов на газетной полосе. «Лицо» газеты. Виды шрифтов. Оформление газетной полосы. Роль фотоматериалов в газете. Заставка.

Раздел 5. Газетный материал

Своеобразие публицистического стиля: язык газеты  и фактура. Специфика газетной речи. Требования к тексту: точность формулировок, выразительность языка, его простота и ясность. Выбор темы: о чём писать?  Источники информации: люди, документы, личные наблюдения. Написание текста: факты и художественное слово. Литературное редактирование. Понятие корректуры.

Раздел 6. Газетные жанры 

Понятие жанра. Жанры публицистики (информационные, аналитические, художественно-публицистические). Информационные жанры. Информация.  Определение жанра. Его особенности. Душа и сердце информации. Репортаж. Определение жанра. «Эффект присутствия». Виды репортажа: прямой, тематический, фоторепортаж. Интервью. Определение жанра. Достоинства интервью. Цели интервью. Процесс подготовки.  Основные правила и законы при подготовке интервью. Очерк, зарисовка. Особенности жанра.

Второй год обучения (8-9 классы)

Введение

Инструктаж по технике безопасности. Качества, необходимые журналисту.

Раздел 1. Профессия журналист

Журналистика. СМК – средства массовой коммуникации. СМИ – средства массовой информации. Способы передачи актуальной, общественно значимой информации. Знаковая система: индейцы – звуками тамтамов, древние инки – пламенем костров. Каменные скрижали, папирусные свитки, глиняные и натертые воском дощечки, на которых писали острой палочкой (стило), гипсовые доски с сообщениями, бумага. Ораторское искусство – риторика. Демосфен (Греция, III в. до н.э.), Цицерон (Рим, I в. до н.э.), Александр Невский, Василий Буслаев. Распространители политической информации в Европе – глашатаи, герольды, курьеры и вестники. Функции. Обязанности. Социализация. Хроника. Информация. Зарисовка. Интервью. Отчет. Путевые заметки. Обозрение. Репортаж. Корреспонденция. Статья. Обзор. Рецензия. Жизненный материал. Литературная основа. Тема. Идея. Композиция. Сюжет. Драматургия. Троп. Эпитет. Метонимия, синекдоха, литота и гипербола. Метафора. Корыстолюбие. Продажность. Наглость. Журналист. Фотограф. Репортер. Справочники. Энциклопедии. Классика.

Раздел 2. Дополнительные возможности Word 

Формат. Колонки. Раздел. Формат. Абзацный отступ. Буквица. Вставка. Номера страниц. Разрыв. Стиль. Форматирование стилей. Сложный (структурированный) текст. WordArt. Рекламный проспект. Визитная карточка

Раздел 3. Поиск информации в Интернете

Технология поиска информации (текста и рисунков по объему). Поисковые серверы. Бесплатные ресурсы. Работа с постоянно обновляемой базой по словам и словосочетаниям. Web-страницы и Web-сайты

Методическое обеспечение:

  1. Богданов Н.Г. Справочник журналиста Л. Лениздат, 1971.
  2. Васильева Л.А. Делаем новости! (учебное пособие). М. Аспект-Пресс, 2002.
  3. Ворошилов В.В. Журналистика. СПб, 2000.
  4. Ворошилов В.В. История журналистики России. СПб, 2000.
  5. Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета. Занятия, тренинги, портфолио. Волгоград, «Учитель», 2009. 
  6. О печати: закон РФ.
  7. Оформление периодических изданий. / под ред. Киселева А.П. М., 1988.
  8. Попов А.А. Производство и оформление газеты. М., 1986.
  9. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995.
  10. Развивайте дар слова. Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. - М., 1990
  11. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
  12. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М., 1994.
  13. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. - М., 1971.
  14. Спирина Н.А. Журналистика в школе. Программа, материалы к занятиям. Волгоград, «Учитель», 2010.
  15. Шостак М.И. Интервью. Метод и жанр. М., 1997.


Список литературы:

  1. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1969.
  2. Зивильчинская Л. Заметка о литературном мастерстве. М., 1962.
  3. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995.

Y:\2016-2017 УЧ.ГОД\ОДО 2016-2017\ОДО сканы\2017-04-07\школьная газета.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Внутришкольная газета «Переменка»»

Рабочая программа для внеклассной работы по обучению детей компьютерной грамотности....

Рабочая программа элективного курса "Газета - это интересно" для учащихся 11 класса

Элективный курс для учащихся 11 класса "Газета - это интересно" помогает старшеклассникам развить полученные в школе навыки чтения и устной речи. Обсуждение проблем современной жизни помогает активизи...

Рабочая программа курса "Создание школьной газеты"

Рабочая программа предназначена для 5 класса, но может быть использована и для других возрастных категорий....

Рабочая программа кружка «Школьная газета «Мир детства»

Программа кружка «Школьная газета «Мир детства» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реал...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа кружка "Школьная газета"

Рабочая программа кружка "Школьная газета"...