Программа кружка « Школьная газета» 9-11 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Настоящая программа кружка « Школьная газета» рассчитана на 1 год(144 часа). Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи. Формы занятий, предусмотренные программой, разнообразны. Это и творческая дискуссия, ролевые игры, выполнение творческих заданий, лекции и практикумы, зачеты. На каждом занятии воспитанник узнает какой-то новый материал, приобретает навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля речи, учится писать заметки, репортажи, отчеты, интервью. Данная программа способствует обогащению словарного запаса воспитанников, развивает логическое и творческое мышление, учит бережному отношению к русскому языку. Цель программы: Знакомство с журналистикой как профессией и областью литературного творчества. Задачи программы: Развивающие: - развитие образного и логического мышления; - развитие творческих способностей подростков; - развитие умения устного и письменного выступления. Обучающие: - формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля; - овладение основными навыками журналистского мастерства. Воспитывающие: - формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства; - формирование нравственных основ личности будущего журналиста. Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах. Формы контроля разнообразны: - самостоятельные работы в различных жанрах журналистики; - семинары-практикумы по изученной теме; - творческие конкурсы; - публикации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Пояснительная  записка

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы со школьниками. В последнее время получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, факсимильная связь, телевидение, радио, телефонные мобильные сети. Новые информационные технологии все чаще становятся инструментом для освоения новых знаний, достижения высоких профессиональных требований. Но по-прежнему остаются высокие требования, предъявляемые обществом к средствам массовой информации.

Необходимость содействия воспитанникам в анализе и освоении устного и печатного слова понимается многими педагогами, поэтому данная программа кружка «Школьная газета» разработана для воспитанников 15 лет. Она нацелена также на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку, развивает художественное воображение.

Настоящая программа кружка « Школьная газета» рассчитана на 1 год(144 часа).

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи. Формы занятий, предусмотренные программой, разнообразны. Это и творческая дискуссия, ролевые игры, выполнение творческих заданий, лекции и практикумы, зачеты. На каждом занятии воспитанник узнает какой-то новый материал, приобретает навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля речи, учится писать заметки, репортажи, отчеты, интервью.  Данная программа  способствует обогащению словарного запаса воспитанников, развивает логическое и творческое мышление, учит бережному отношению к русскому языку.

Цель программы:

Знакомство  с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Задачи программы:

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

        Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

        Формы контроля разнообразны:

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации.

Содержание образовательной программы

      1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

        Знакомство с журналистикой.

1 .Журналистика как вид деятельности и профессия.

2.Информация-это все. Профессия – журналист.

3.Журналистика как форма. информационной деятельности.

4.Профессиональные качества журналиста.

2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ. Этические и нравственные аспекты деятельности. Законодательство о СМИ.

1.Играем по-честному.

 2.Этико-правовые основы журналистов.

 3.С законом не шутим.

 4.Этику не нарушаем.  

      3. Выпуск газеты.

4. ИСТОРИЯ отечественной и зарубежной  журналистики.

  1. Русская журналистика 19 века. Известные советские и зарубежные журналисты.  
  2. Жанры журналистики(ознакомительная беседа).
  3. Журналистика XVIII века.
  4. Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
  5. Журналистика XIX века.
  6. Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:
  7. «Путешествие из Москвы в Петербург»;
  8. Журналы «Современник», «Отечественные записки».
  9. Журналистика XX века.
  10. В.И. Гиляровский – репортер и публицист.
  11. Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.

12.Практическое занятие. Репортаж «Навстречу Универсиаде». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

13.        Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

5. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:

       1. Информационная; коммуникативная;выражение мнений определённых групп;формирование общественного мнения.

       2.        Журналист как представитель определенного слоя общества.  Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

7. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ

        Жанры журналистики и их особенности.

        1.Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

        Отличие заметки от корреспонденции.

        2.Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.

        3.Статья – роль статьи в газетах и журналах.

        4.Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

        5.Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

        6.Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

        Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

        Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

        7.Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

        Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

        8.Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

8. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ.

        

        1.Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

        2.Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

        3.Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

        4.Стилистические пласты лексики.

        5.Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ.

1.Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

2.Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

10. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА.

        

        Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

        Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

        Основные структурные связи в рассуждении.

        Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

11. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА

        Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)

        Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)

Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.

12.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ, НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ.

        Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.

Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.

13. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

        Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.

        Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.

 Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.

Календарно-тематическое планирование  кружка  «Школьная газета».

№ п/п

Наименование раздела

Тема занятия  

теория

практика

сроки

Кол-во часов

 

1.

2.

3.

4.

 

5.

6.

7.

 

8.

9.

10

11.

12.

13.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ЗНАКОМСТВО С ЖУРНАЛИСТИКОЙ.

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ. Этические и нравственные аспекты деятельности. Законодательство о СМИ.

ВЫПУСК ГАЗЕТЫ «Школьный меридиан».

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ.

 

 ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ.

 ТРЕБОВАНИЯ  К ЖУРНАЛИСТУ.

 ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ.

 ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ.

 СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ.

КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА

 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ, НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

ИТОГО:

1.Журналистика как вид деятельности и профессия.

2.Информация-это все. Профессия – журналист.

3.Журналистика как форма. информационной деятельности.

4.Профессиональные качества журналиста.

5.Играем по-честному. 6.Этико-правовые основы журналистов.

7.С законом не шутим.

8.Этику не нарушаем.  

9..Русская журналистика 19 века.Известные советские и зарубежные журналисты.  

10.Жанры журналистики.  Ознакомительная беседа.  

11.Журналистика XVIII века.

12.Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

13.Журналистика XIX века.

14.Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:

15.«Путешествие из Москвы в Петербург»;

16.Журналы «Современник», «Отечественные записки».

17.Журналистика XX века.

18.В.И. Гиляровский – репортер и публицист.

19.Истоки нравственных основ журналистской этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.

20.Практическое занятие. Репортаж «Воспоминания об Универсиаде».

21.        Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

22. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ   -

 информационная; коммуникативная;выражение мнений определённых групп;формирование общественного мнения.

23.        Журналист как представитель определенного слоя общества.  Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

24. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии,

- владение литературным языком.

        

        25.Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

        26.Отличие заметки от корреспонденции.

        27.Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.

        28.Статья – роль статьи в газетах и журналах.

        29.Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

        30.Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

        31.Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

        32.Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров.

33. Картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

        34.Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

        35.Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести.

36.Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

        37.Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

        38.Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

        

        39.Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. 40.Ошибки в употреблении многозначных слов.

        41.Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

        42.Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

        43.Стилистические пласты лексики.

        44.Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

45.Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

46 анафора и эпифора 47.антитеза, градация, эллипсис.

48.прием кольца, умолчание, риторическое обращение. 49.риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

        50.-51.Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

52.Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. 53.Прямая хронология с отступлениями.

        54.Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. 55.Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

56.        Основные структурные связи в рассуждении.

57.        Умозаключение в доказательстве или опровержении. 58.Восхождение от конкретного к абстрактному.

        59.Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)

        60-61.Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)

62.Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.

        63.Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.

64.Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации.

65.Сочетание записи и прямого эфира. 66.Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.

        67.-68.Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.

        69.-70.Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.

71.Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов.

72. Презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.

т

т

т

т

т

т

т

т

п

т

п

т

т

т

т

п

т

т

п

т

п

п

т

т

т

т

п

п

т

п

т

п

т

п

т

т

т

т

т  

п

т

п

т

т

п

п

п

п

п

п

т

т

п

т

т

т

т

т/п

п

т

т

т

т

т/п

т\п

п

п

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

4,5

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

144  ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Школьная газета - издательское дело"

В связи с  развитием средств информации, таких, как: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь требуется новый подход к формам работы с детьм...

Программа кружка школьной газеты "Форум.ру"

программа школьного кружка,расчитана на обучающихся с 5-11 кл.,з летний курс обучения....

программа кружка школьная газета

Рабочая программа рассчитана на 1 год.Обучающиеся учатся писать в газетных жанрах журналистики...

Рабочая программа кружка «Школьная газета «Мир детства»

Программа кружка «Школьная газета «Мир детства» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реал...

Рабочая программа кружка "Школьная газета"

Рабочая программа кружка "Школьная газета"...

Программа кружка « Школьная газета»

Рассмотрено на педагогическом совете                                               ...

Программа кружка "Школьная газета"

Программа кружка "Школьная газета"...