Главные вкладки

    Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник аппликации
    материал на тему

    Гончарова Евгения Николаевна

    Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития творческого отношения у детей к окружающей действительности. Чтобы создать условия для личностного роста каждого ребёнка, необходимо разнообразить деятельность воспитанников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл goncharova_e.n._iar.docx128.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Московской области

    Государственное образовательное учреждение

    высшего образования Московской области

    «Государственный социально-гуманитарный университет»

    Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

    Кафедра начального и дошкольного образования

    «Педагогика и психология дошкольного образования»

    «Допущена к защите»

    Декан ФПК и ПП

    кандидат филологических наук, доцент

    ___________  Лысоиваненко Е. Г.

    «_____» ____________________2018 г.

    Зав. кафедрой начального

    и дошкольного образования

    кандидат педагогических наук, доцент

    ______________ Макашина Т. Ю.

    «_____» ___________________ 2018 г

    ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

    «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ АППЛИКАЦИИ»

    Выполнила:

    Слушатель  ФПК и ПП

    Группа:                ПДО 2-16        

    Гончарова Евгения Николаевна

    ___________________________        

    Руководитель:

     кпсн.,доцент

    Белоус Елена Николаевна

    Рецензент:

    Коломна - 2018 г.

    Оглавление

    Введение        3

    Глава 1. Теоретические основы развития художественно-творческих способностей старших дошкольников        7

    1.1. Научные подходы к пониманию художественно-творческих способностей дошкольников        7

    1.2. Педагогические условия и возрастные особенности художественной деятельности дошкольников        12

    1.3 Методика применения нетрадиционных видов аппликации в работе с детьми старшего дошкольного возраста        17

    Выводы по 1 главе        22

    Глава 2. Применение нетрадиционных видов аппликации для развития художественно-творческих способностей старших дошкольников        24

    2.1 Организация исследования развития художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов аппликации        24

    2.2. Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов аппликации        29

    2.3. Анализ результатов исследования        33

    Выводы по 2 главе        39

    Заключение        40

    Литература        44


    Введение

    Актуальность. Условия развития современного  общества формируют запрос на личность творческую, инициативную и с высоким уровнем интеллекта.

    Чтобы создать нам условия для личностного развития каждого обучающегося, необходимо нам разнообразить традиционные виды творческой деятельности. Это поможет нам  наиболее полно удовлетворить потребности и интересы обучающихся. В нашем ДОУ в вариативной части программы рассматривается разработка различных форм и методов работы, формирующих творческую и социальную активность обучающихся.

    Специфика занятий изобразительным творчеством дает нам широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического, творческого отношения к действительности.

    Одним из видов такой деятельности является аппликация.  Она способствует развитию и формированию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей, развитию художественно-творческих способностей.

    Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др. Известны нам исследования в этой области Г.Г. Григорьевой, Н.А. Дудиной, Т.В. Лабунской и др.

    В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Подъякова Н.Н. установлено, что «дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность». [6]

    Стимулирующими творческий потенциал детей, являются различные занимательные занятия, которые нам можно разделить на два типа: с использованием традиционных и нетрадиционных художественных техник.

    Нетрадиционные художественные техники соответствуют одному из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразию и вариативности работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы, помогают не допустить в детскую художественную деятельность однообразие и монотонность, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

    Возможность нам использовать различные материалы и техники развивают творчество дошкольников, обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. «Важно, чтобы в деятельности дети не только применяли усвоенные знания и умения, но и могли искать новые решения и творческие подходы. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность, и материалы, с которыми работают дети, тем полнее будут развиваться их художественные и творческие способности». [7]

    Проблема: при каких условиях нетрадиционные виды аппликации будут развивать художественно-творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

    Объект исследования – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования – педагогические условия развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов аппликации.

    Цель исследования - определить условия развития художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов аппликации.

    Гипотеза: нетрадиционные виды аппликации способствуют развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, если:

    - будут созданы условия для самостоятельной творческой работы детей.

    - включить в художественную деятельность детей работу с разнообразным материалом.

    - будут использованы различные техники нетрадиционных видов аппликации, такие как: модульная аппликация, накладная аппликация, аппликация из ниток и салфеток.

    В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования, были сформулированы следующие задачи:

    - изучить и проанализировать теоретическую и практическую литературу по развитию художественно-творческих способностей дошкольников.

    -определить условия, при которых нетрадиционные виды аппликации способствуют развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников.

    - реализовать гипотезу в опытно-экспериментальной деятельности.

    - обобщить результаты эксперимента.

    Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

    - теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию и художественно-творческому развитию);

    - экспериментальные (педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, изучение продуктов детского творчества),

    - аналитические (методы анализа полученных данных).

    Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ детского сада № 27 «Ручеёк» с. Нижнее Хорошово г.о. Коломна Московской обл. В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Занятия проводились 1 раз в неделю.

    Методологические основы исследования составляю работы таких ученых, как Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др.

    Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творчества детей старшего дошкольного возраста, и в выявлении возможностей использования нетрадиционных техник аппликации как средства развития художественно-творческих способностей.

    Практическая значимость данной работы состоит в разработке серии занятий, которые могут использоваться воспитателем для развития художественно-творческих способностей дошкольников.

    Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

    .


    Глава 1. Теоретические основы развития художественно-творческих способностей старших дошкольников

    1.1. Научные подходы к пониманию художественно-творческих способностей дошкольников

    Психологические и педагогические исследования и также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка» [3]. В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленно воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

    При анализе психолого-педагогической литературы, которая связана с проблемой развития творчества у детей дошкольного возраста нам можно отметить, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с «продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. Рассмотрение нам на исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет нам заключить, что эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении психического и личностного развитая дошкольников». [17]

    Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Называют психологи так же различные сроки примерно от полутора до пяти лет. Отметим, что существует гипотеза: развивать творческие способности  необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

    Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период  для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее будут условия, чем ближе они к оптимальным, тогда успешнее начнётся и развитие. Когда созревание и начало функционирования, т.е. развития, совпадут по времени, идут синхронно, а условия созданы благоприятные, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. [2]

    Но, отметим, что возможности развития способностей, достигнув максимального своего значения в "момент" созревания, не остаются неизменными. И если эти возможности не будут использоваться, то есть соответствующие способности не развиваются и не функционируют, т.е. если не занимается ребенок необходимыми видами деятельности, тогда начинают утрачиваться эти возможности и тем быстрее, чем слабее будет функционирование. Это угасание возможностей к развитию есть необратимый процесс.

    С психологической точки зрения, что доказано учёными, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Если родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекают их в различные виды деятельности, то они способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать [8].

    Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт нам прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

    Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

    На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

    Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

    Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

    Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

    Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

    Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. [14]

    Давно известно, намчто для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. [6]

    Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но нам практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.[5]

     Проанализировав нам психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод:

    Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.

    При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

    Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

    1.2. Педагогические условия и возрастные особенности художественной деятельности дошкольников

    Художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.

    Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

    Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества.

    В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.[13]

    Дошкольник 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, то уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока эти функции поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

    К старшему дошкольному возрасту у детей начинает все больше развиваться уровень аналитико-синтетического мышления, а это имеет важное значение для процесса изображения.

    У детей в старшем дошкольном возрасте начинает воспитываться способность планировать работу. В это время ребенок начинает отбирать детали, которые характерны для данного образа. Здесь показателем важности  является то, что отделываются они гораздо тщательнее всего остального.[9]

    Передача динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств, используемых ребенком.

    Если в младшем возрасте движение ещё не изображается, то уже детям старшего возраста будет доступно изображение предметов в движении. Это поможет сделать образ выразительным.

    Но выражение динамики все же является сложным для ребенка, потому что с движением меняется форма и расположение частей предмета. Поэтому, несмотря на выразительность образа, почти всегда форма его бывает искаженной.

    Дошкольники часто вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами.

    Все большую роль в деятельности приобретает воображение. По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Здесьпроявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей. Оно позволяет утверждать, что при изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности дошкольников может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.

    Особенности развития воображения, связанные с движением и общей моторикой ребёнка являются одним из условий становления творческой изобразительной деятельности.

    Раскрывая специфику воображения у детей дошкольного возраста, Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал его моторный характер, который он связывал с двигательной природой воображения дошкольников. Умение воссоздать образы «при посредстве собственного тела» по мнению Л.С. Выготского, является основой формирования творчества. [3]

    Так же одним из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.[14]

    Цель сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. [10]

    Многие педагоги и психологи, такие как Качалова Л.П., Воробьева Д.И., Голованова И.Л., предполагают, что психологическим механизмом развития творчества в изобразительной деятельности является формирование воображения, которое обеспечивает, как смысловую сторону, так и иные технические способы выражения собственного замысла. Формирование изобразительной деятельности с учетом особенностей развития воображения обеспечивает возникновение у детей осмысленной моторики, являющейся важнейшим показателем изобразительного творчества. [9] 

    Творчество в своем развитии предполагает две стороны – замысел и способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие творчества в той или иной деятельности. Ученые выявили связь воображения, рисунка и игры в дошкольном возрасте и определили способы включения воображения в изобразительную деятельность детей. Основными условиями и механизмами развития творчества в дошкольном детстве являются:

    - необходимость самостоятельной предметной деятельности детей;

    - обучение детей изобразительной деятельности ведет к развитию творчества, если оно строится в логике развития игровой деятельности и воображения;

    - специфические особенности воображения у детей дошкольного возраста связаны с формированием осмысленной моторики.[14]

     Вывод:  дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, взрослые способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения.

    Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

    Одним из к условий развития творческих способностей ребенка является наличие материалов для творчества и свобода их в использовании. Необходимо разрешать детям экспериментировать с ними.

    Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

     


    1.3 Методика применения нетрадиционных видов аппликации в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    «Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, орнаментов. Аппликация — вырезание и наклеивание любых узоров, фигурок, и даже целых картин из различных кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и других материалов на материал-основу (фон)» [3].

    Значение занятий аппликацией с использованием нетрадиционных техник, различного занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:

    развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

    развитие художественно - графических умений и навыков;

    развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

    развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

    становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

    получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

    воспитание зрительской культуры.

    Аппликация— один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

    Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.

    Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения — рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого порой резко отличается.[6]

    Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект.

    Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезая элементы узоров, сюжетных изображений и т.д.[ 11]

    Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творческих способностей детей.

    В детском саду можно использовать такую классификацию аппликационных работ:

    - по содержанию: предметные — вырезание и наклеивание форм из отдельных частей или силуэтов; сюжетные - вырезание и наклеивание форм которые взаимодействуют между собой, составляя тему; декоративные — из геометрических и растительных форм;

    -по используемым материалам: в детском саду аппликации могут быть из бумаги, ткани, из природных материалов, коллаж.

    Аппликация из природных материалов (засушенная трава, цветы, листья и т д.) называется – флористика. Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных разнообразных изображений .

    - по технике выполнения: мозаика; обрывание краев бумаги; аппликация из вырезанных форм.

    - по цветовому решению: монохромные; полихромные [16]

    - по способам закрепления деталей на основе: с помощью клея , на пластилин

    Последовательность выполнения аппликации:

    1. продумывание композиции

    2. подбор бумаги

    3. заготовка деталей

    4. детали изображения располагают на фоне

    5. наклеивание и высушивание деталей изображения

    Способы вырезывания

    Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое (симметричное вырезывание). Вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой» (парносимметричное).

    Силуэтное вырезывание.

    Приемы вырезания: прямолинейное, криволинейное.

    Особенностями развития дошкольника в аппликационной деятельности занимались такие ученые как Богатеева З.Н., Горунович Л.Б., Комарова Т.С., Косминская В.В и др.

    Методы и приемы. Старшие дошкольники уже имеют определенный изобразительный опыт, поэтому такие методические приемы, как исследование образца, показ способа действия применяются в руководстве изобразительной деятельностью детей, но значительно реже — только в тех случаях, когда необходимо обратиться к совершенно новому объекту изображения. Вместе с тем используем: Наблюдение. Заостряем внимание детей на характерных особенностях изображаемого объекта, учим «всматриваться» в него, анализировать, сравнивать, обобщать. Опора на прошлый опыт. [9]

    На каждом занятии педагог обращает внимание на то, как вырезывают и наклеивают дети изображения в целом — от этого зависит качество работ.

    Основное содержание детских работ и в этой возрастной группе — предметное изображение.

    Кроме того, дети выполняют различные работы по замыслу, учатся самостоятельно решать ту или иную тему.

    Проблемно-творческие задания и экспериментирование. Методы, направленные на развитие творческого потенциала детей, познавательных и эстетических интересов; формирование самооценки. [9]

    В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций.

    Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность, старается косвенно подводить детей к правильному решению.

    Анализ аппликаций проводится при активном участии детей. Как и прежде, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой; учит критически оценивать свою работу, сравнивать ее с другими.

    Исследование Г. Г. Григорьевой показало, что использование игровых приемов в процессе занятия повышаем интерес детей к изобразительному искусству, создает положительный эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать, вырезать и наклеивать, повышает эффективность обучения.[5]

    В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

    Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают следующие варианты изображения: плоскостное и полуобъёмное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины бабочки, снежинки, цветка и т.д.

    Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.

    Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы.[4]

    Таким образом систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

    Аппликационная деятельность дошкольников направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение. В свою очередь, развитие этих психических процессов позволяет овладеть теми знаниями, на основе которых у дошкольников формируются художественно-творческие способности.

    Выводы по 1 главе

    Таким образом, осуществляя теоретический анализ литературы, мы выяснили, что способности - это индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью (М.Б. Теплов). Ведущим свойством способности к творческой деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла.

    Воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщения к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний, формирующих убеждения (Л.С. Выготский).

    Согласно С.Л. Рубинштейну, любые специальные способности относятся к творческим способностям.

    Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

    Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. Обучение и творчество дополняют друг друга. На каждом занятии обучающего характера должно быть место творчеству, а в каждом творческом занятии - элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка к самостоятельности и творчеству (Е.А. Флерина).

    Нетрадиционные техники аппликации - это способ развития творческих способностей. Нетрадиционные техники аппликации создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

    Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.

    Так же определили старший дошкольный возраст, как сензитивный период для развития творческих способностей. Ребенок старшего дошкольного возраста с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними. Основная задача обучения аппликации в этом возрасте - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

    Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

    В своем экспериментальном исследование будем опираться на исследования ученых Л.С. Выготского, Е.А. Флериной, Н.А.Ветлугиной, Л.В. Белобрыкиной и Р.Г. Казакову.


    Глава 2. Применение нетрадиционных видов аппликации для развития художественно-творческих способностей старших дошкольников

    2.1 Организация исследования развития художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов аппликации

    Для эффективного развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами аппликации необходимо использовать диагностику, которая позволяет определить исходный и итоговый уровень их развития, выявить проблемы в этом процессе, оценить результативность педагогической работы. Критериями для оценки развития творческих способностей дошкольников, по П. Торренсу, являются беглость, оригинальность и гибкость их творческого мышления и воображения. Воздействуя на них можно повышать продуктивность творческой деятельности и развивать творческие способности каждого ребенка.[20]

    Беглость творческого мышления и воображения определяется общим числом идей (ответов, оригинальных решений) на поставленный вопрос, задачу. Оригинальность творческого мышления и воображения - это необычность подхода к проблеме, которая определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью образов, цветовых решений. Гибкость творческого мышления и воображения - это умение использовать оригинальные идеи и замыслы в новых условиях [17].

    С целью подтверждения гипотезы, выстроена структура экспериментальной работы и исследованы педагогические условия, при которых развитие творчествах способностей в результате использования нетрадиционных техник аппликации в старшем дошкольном возрасте будет являться наиболее эффективными.

    Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ детского сада № 27 «Ручеёк» с. Нижнее Хорошово г.о. Коломна Московской обл.. В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

    Экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующий этап, на котором выявлялся уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; формирующий этап, в рамках которого происходило целенаправленное развития творческих способностей при помощи оригами; контрольный этап, на котором дом анализировались полученные результаты по уровню развития творческих способностей.

            Цель констатирующего эксперимента: исследовать сформированность творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной ситуации.

    Сначала было проведено творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)  на выявление творческих способностей. Затем мы детей разделили на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную.

    Цель констатирующего эксперимента: определить начальный уровень развития творческих способностей детей в обеих группах (контрольной и экспериментальной).

    Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)
    Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностический характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предмета, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие
    способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

    Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

    Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе. Оценка 3- высокий уровень—ставится тем детям, если те наделяли предмет оригинальным или разнообразным  образным содержанием, желательно без повторения, одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа Оценка 2 -средний уровень — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но при этом допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.). Оценка 1 —низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).

    Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя он и повторяется в рисунках других детей). Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях:

    1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображении);

    2) по группе в целом (выводя общее число баллов)

    Разный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть операции, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем: -- в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ (это и один из показателей творчества), например, объединение 2-3 кругов в единый предмет (очки, светофор, танк и т. п) или необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус;

    --в способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте соотнося их с поставленной задачей;

    -- в готовности увидеть общее в частном и частное в общем (общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного).

    После проведенного занятия, направленного на выявление у детей творческих способностей, мы выяснили, что в экспериментальной группе 13% с высоким уровнем, со средним уровнем 47%, с низким уровнем 40% детей. В контрольной группе 13% с высоким уровнем, со средним уровнем 54% и с низким уровнем 33% детей. Более наглядно результаты представлены в Таблице 1 и в Диаграмме 1.


    Таблица 1

     Результаты обследования развития творческих способностей детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

    Уровни

    Экспериментальная группа 15 детей

    Контрольная группа

    15 детей

    Количество детей

    Процент соотношения к общему количеству детей

    Количество детей

    Процент соотношения к общему количеству детей

    Высокий

    2

    13%

    2

    13%

    Средний

    7

    47%

    8

    54%

    Низкий

    6

    40%

    5

    33%

    Диаграмма 1. Сравнение результатов обследования развития творческих способностей детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

    Сравнительный анализ результатов диагностики развития творческих способностей у детей дом экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента показал, что различия в результатах групп незначительны. Высокий уровень развития в этих группах одинаков, средний на 7% выше и низкий на 7% ниже в контрольной, чем в экспериментальной группе.

    После проведенного занятия мы выяснили, что уровень развития творческих способностей у детей данной возрастной группы не высок, поэтому с детьми была проведена работа из серии разработанных занятий по аппликации, целью которых являлось развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

    2.2. Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов аппликации

    Цель разработанной нами системы занятий, - развитие творческих способностей дошкольников средствами аппликации.

    Задачи:

    1. Приобщать детей к изобразительному искусству, знакомить их с традиционными, смешанными и нетрадиционными материалами и техниками аппликации, адекватными периоду дошкольного детства.

    2. Способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества средствами аппликации.

    3. Помочь детям овладеть нетрадиционными техниками аппликации как средством развития их творческих способностей (творческого мышления и творческого воображения).

    4. Организовать методическую помощь воспитателям детского сада и взаимодействие с родителями по развитию творческих способностей дошкольников средствами аппликации.

    Содержательный модуль технологии включает 4 организованных образовательных видов деятельности детей, 8 - совместных видов деятельности детей и взрослого и 4 самостоятельных вида деятельности детей по работе с аппликацией.

    Таким образом, педагогическая работа с детьми организуется в 3 этапа.

    1-ый этап: знакомство детей со смешанными и нетрадиционными материалами и техниками аппликации (организованная образовательная деятельность).

    2-ой этап: развитие творческого мышления и воображения детей в процессе овладения ими нетрадиционными средствами аппликации (совместная деятельность детей и взрослого).

    3 этап: закрепление умений детей по самостоятельному использованию нетрадиционных материалов и техник аппликации для воплощения творческого замысла (самостоятельная творческая деятельность детей - аппликация на свободную тему).

    Процессуально - деятельностный модуль педагогической технологии включает методы и формы педагогической работы с детьми. Методы: словесные (объяснение, рассказ, беседа); наглядные (показ и демонстрация); игровые методы (сюрпризные моменты, игра-путешествие и т.д.). Формы: : коллективные, групповые, подгрупповые, индивидуальные.

    Диагностико - коррекционный педагогической технологии включает проведение исходной (до реализации технологии) и итоговой (после реализации технологии) диагностики, сравнение полученных результатов этих диагностик, формулирование выводов и (по необходимости) внесение коррективов в разработанную технологию.

    Использование такой технологии позволило повысить интерес детей к аппликации. Дети овладели нетрадиционными материалами и техниками аппликации, что способствовало развитию творческого мышления и воображения, что и ведёт к развитию творческих способностей дошкольников.

    Методические рекомендации по использованию аппликации как средства развития творческих способностей дошкольников.

    1. Тематика аппликации должна быть интересной для детей, познавательной, посвященной знакомым игровым образам, событиям, персонажам, явлениям.

    2. Проводить непосредственно образовательную и совместную (детей и взрослых) виды деятельности в форме игры или  путешествия, с элементами занимательности.

    3. Создавать проблемную ситуацию для поиска творческих решений при работе над аппликацией.

    4. Поощрять проявления творческого мышления и воображения дошкольников (беглость, оригинальность, гибкость).

    5. При анализе детских работ обращать внимание на оригинальность, новизну цветового решения, выражения образа, качество выполнения техники. Использовать самооценку и самоанализ выполненных работ детьми.

    Значение аппликации как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста состоит в том, что она прививает ребенку любовь к творчеству и инициативе, стремление воплотить оригинальный замысел в аппликации с помощью аппликационных техник. Главное при работе над аппликацией - это атмосфера творчества, дающая ребенку радость открытий, самостоятельного создания детьми оригинальных образов.

    Были проведены занятия по заранее составленному плану, перечень которых представлен в Таблице 2 (конспекты занятий в приложении).


    Таблица 2.

    Содержание формирующего эксперимента в экспериментальной группе исследования

    Количество занятий

    Тема

    Техника

    1

    «Букет из листьев»

    Мозаика

    1

    « Мой дом»

    Мозаика

    1

    « Подводный мир»

    Мозаика. Коллективная аппликация.

    1

    «Золотая осень»

    Мозаика. Самостоятельная работа

    1

    «Ёжик»

    Аппликация из ниток

    1

    «Щенок»

    Аппликация из ниток

    1

    «Фрукты»

    Аппликация из ниток

    1

    «Картина в подарок»

    Самостоятельная работа, аппликация из ниток

    1

    «Зайчик в белой шубке»

    Аппликация из ваты

    1

    «Белый медведь»

    Аппликация из ватных дисков

    1

    «Кудрявый барашек»

    Аппликация из комочков ваты

    1

    «Деревья в инее»

    Аппликация из ваты и ниток. Самостоятельная работа.

    1

    «Снеговик».

    Аппликация из салфеток

    1

    «Елочка»

    Аппликация из скрученных салфеток

    1

    «Берёза зимой»

    Аппликация из салфеток (различные техники)

    1

    Коллективное панно

    «Волшебница зима»

    Выбор техник и материалов по желанию детей

     При составлении календарно-тематического плана занятий учитывались  -  сезонность, тема подбиралась с соответствием времени года. Потому что мы знакомим дошкольников с сезонными изменениями в природе, в основе которых лежит действие естественных факторов.

            Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием организованной дом образовательной деятельности и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Занятия проводились 1 раз в неделю.

            Продолжительность занятий в группе старшего возраста составляет 25 минут. В начале занятия проводится пальчиковая гимнастика, в ходе занятия добавляется физкультминутка. Физкультминутки необходимы для расслабления мышц и снятия напряжения. Комплексы пальчиковой гимнастики и физкультминуток можно подобрать так, чтобы они относились к теме занятия.

    2.3. Анализ результатов исследования

    В заключении был проведен третий этап эксперимента - контрольный. Для выявления эффективности, проведённых занятий необходимо было сравнить знания, умения и навыки детей на начальном и конечном этапах экспериментального исследования.

    Целью контрольного эксперимента было выявление уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста по средствам аппликации после проведения серии занятий в ходе формирующего эксперимента.

    На данном этапе эксперимента нами были поставлены следующие задачи:

    1. подтвердить правильность выбранных педагогических условий;

    1. определить особенности развития творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях с использованием нетрадиционных техник аппликации.

    С ребятами экспериментальной и контрольной  групп было снова проведено творческое задание «Дорисовывание кругов» (автора Комаровой Т.С.)  

    После подсчёта результатов мы выяснили, что в экспериментальной группе 33% с высоким уровнем, со среднем уровнем 53%, с низким уровнем 14% детей. В контрольной группе 20% с высоким уровнем, со среднем уровнем 47% и с низким уровнем 33% детей.

    Результаты представлены в таблице 3 и на диаграмме:

    Таблица 2

    Результаты исследования творческих способностей детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

    Уровни

    Экспериментальная группа

    15 детей

    Контрольная группа

    15 детей

    Количество детей

    Процент соотношения к общему количеству детей

    Количество детей

    Процент соотношения к общему количеству детей

    Высокий

    5

    33%

    3

    20%

    Средний

    8

    53%

    7

    47%

    Низкий

    2

    14%

    5

    33%

    Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента показал достоверные результаты.         Обнаружены значимые различия между контрольной и экспериментальной группами. У детей экспериментальной группы 33% детей показали высокий уровень, 14% - низкий уровень, и 53% - средний уровень показали в обеих группах. В контрольной группе высокий уровень составили 20% детей, 47% -средний и 33%  низкий уровень.

    Диаграмма 2. Результаты исследования творческих способностей детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

    Из, представленных в таблице данных, видно, что в уровнях развития творческих способностей детей экспериментальной и контрольной группы наблюдается расхождение. Количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем превышает количество детей в контрольной группе.

    Анализ результатов контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента наглядно представлен в таблице 3 и на диаграмме 3.


    Таблица 3

    Сравнение результатов исследования развития творческих способностей детей контрольной группы и экспериментальной группы

    до и после обучения

    Уровни развития

    Экспериментальная группа

    детей 15

    Контрольная группа

    детей15

    Констатирующий эксперимент

    Контрольный эксперимент

    Констатирующий эксперимент

    Контрольный эксперимент

    Высокий

    13%

    33%

    13%

    20%

    Средний

    47%

    53%

    54%

    47%

    Низкий

    40%

    14%

    33%

    33%

    Диаграмма 3. Сравнение результатов исследования развития  экспериментальной группы до и после обучения

    Из полученных результатов видно, что уровень развития творчества значительно повысился. До обучения обе группы, контрольная и экспериментальная находились на низком уровне развития творческих способностей. После проведения эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень творческих способностей повысился на 20%, средний – на 6%,а низкий уровень снизился на 26%. Тогда как в контрольной группе низкий уровень развития творческих способностей за время проведения эксперимента не изменился, а высокий уровень повысился на 7% за счёт перехода в развитии детей из среднего уровня на более высокий. Это свидетельствует о продуктивности проделанной работы и говорит об эффективности выбранных педагогических условий, методов и приемов, используемых в нашей работе.

    На основе полученных результатов были выявлены некоторые особенности развития творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации:

    1. разнообразие материала, способов и приемов аппликации стимулируют фантазию детей, развивает воображение;

    2. занятия с использованием нетрадиционных способов аппликации проходят эмоционально, в интересной форме;

    2. детей привлекает необычность материалов и способов изображения;

    3. в процессе занятий по средствам аппликации детям открываются новые выразительные возможности различных материалов, новые способы создания выразительного образа и развития творчества.

    Анализируя работы детей, ощущается эффективность разработанных занятий. Если анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал низкий уровень развития и проявления творчества, то в ходе контрольного занятия стал заметен творческий подход. И в работах детей появились существенные различия от результатов первого занятия. Проделанная работа оказала большое значение для развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Результаты по выбранным нами критериям возросли, о чем свидетельствуют работы детей.

    Таким образом, можно подчеркнуть, что при соблюдении выбранных нами педагогических условий (наличие различного демонстрационного материала для проведения занятий, обучение детей технике аппликации из разных материалов, создание для детей благоприятной эмоциональной и психологической обстановки, индивидуальный творческий подход к каждому ребенку, продукту его творчества, обогащение детского воображения через применение художественного слова, собственной эмоциональности педагога) занятия по нетрадиционным техникам аппликации могут способствовать развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста.

    Таким образом, после проведенного нами исследования мы видим, что применение нетрадиционных техник аппликации влияет на развитие творческих способностей детей. Это мы видим из полученных нами данных. После проведенных нами занятий с использованием нетрадиционных техник у детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, они стали эмоциональней относиться к процессу аппликации, научились не критично оценивать себя и сверстников, приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений между собой и педагогами, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.


    Выводы по 2 главе

    С целью подтверждения гипотезы, выстроена структура экспериментальной работы и исследованы педагогические условия, при которых развитие творчествах способностей в результате использования нетрадиционных техник аппликации в старшем дошкольном возрасте будет являться наиболее эффективными.

    Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ детского сада № 27 «Ручеёк» с. Нижнее Хорошово г.о. Коломна Московской обл.. В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте от 5 до 6 лет и состояла из трех этапов: констатирующий этап, на котором выявлялся уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; формирующий этап, в рамках которого происходило целенаправленное развития творческих способностей при помощи оригами; контрольный этап, на котором дом анализировались полученные результаты по уровню развития творческих способностей.

    Было проведено творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)  на выявление творческих способностей. Затем детей разделили на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную.

    После проведенного занятия мы выяснили, что уровень развития творческих способностей у детей данной возрастной группы не высок, поэтому с детьми экспериментальной группы была проведена работа из серии разработанных занятий по аппликации, целью которых являлось развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

    После проведения эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень творческих способностей повысился на 20%, средний – на 6%,а низкий уровень снизился на 26%. В контрольной группе низкий уровень за время проведения эксперимента не изменился, высокий уровень повысился на 7% за счёт перехода детей из среднего уровня развития на более высокий. Это свидетельствует о продуктивности проделанной работы.

    Заключение

    Развитие творчества у детей зависит от многих факторов: возраста, умственного развития, особенностей развития (какое-либо нарушение психофизического развития), индивидуальных особенностей личности и от разработанности процесса обучения и воспитания.

    Именно поэтому мы в своем исследовании учитывали следующие педагогические условия:

     наличие различного демонстрационного материала для проведения занятий;

    обучение детей технике аппликации из разных материалов;

     создание для детей благоприятной эмоциональной и психологической обстановки;

     индивидуальный творческий подход к каждому ребенку, продукту его творчества;

     обогащение детского воображения через применение художественного слова;

     собственной эмоциональности педагога.

    Для достижения цели исследования нами последовательно были решены поставленные задачи:

    1. Теоретически обоснованы аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.

    2. Выявлены педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.

    3. Разработаны серии занятий, направленных на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник аппликации.

    Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребенка. Именно в нем закладывается фундамент для формирования основ творческой личности. Теоретический анализ литературы по данному вопросу показал актуальность проблемы развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации и недостаточное внимание к ней в практике. Были выявлены некоторые особенности развития творчества у детей данного возраста средствами аппликации.

    В экспериментальном исследовании участвовали 30 дошкольников в возрасте 5-6 лет в ДОУ. Исследовательская работа состояла из трех основных этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

    На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что уровень развития творческих способностей у детей данной возрастной группы не высок. Результаты выглядели следующим образом: в экспериментальной группе 33% с высоким уровнем, со среднем уровнем 53%, с низким уровнем 14% детей. В контрольной группе 20% с высоким уровнем, со среднем уровнем 47% и с низким уровнем 33% детей.

    Поэтому была разработана серия экспериментальных занятий, направленных на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник  аппликации, в ходе которых совершенствовались умения и навыки владения различными методами и приёмами работы с различными материалами, бумагой. Внедрение этих занятий в практику подтвердило наше предположение, что если систематически проводить занятия и учитывать выбранные нами педагогические условия, то возможность развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В ходе проведенных занятий была выявлена положительная динамика развития художественного творчества у детей экспериментальной группы. После проведения эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень творческих способностей повысился на 20%, средний – на 6%,а низкий уровень снизился на 26%. Тогда как в контрольной группе низкий уровень развития творческих способностей за время проведения эксперимента не изменился, а высокий уровень повысился на 7% за счёт перехода в развитии детей из среднего уровня на более высокий. Это свидетельствует о продуктивности проделанной работы и говорит об эффективности выбранных педагогических условий, методов и приемов, используемых в нашей работе.

    В процессе исследования достигнута основная цель данной работы: выявить педагогические условия развития художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации. По результатам нашего исследования видно, что использование выбранных нами педагогических условий способствует развитию художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста средствам нетрадиционных техник аппликации.

    В ходе проведения формирующего этапа эксперимента дети, принимавшие в нем участие, научились целенаправленно использовать средства выразительности, повысился художественный уровень детских работ. Стал выше уровень работ детей экспериментальной группы, тогда как в контрольной группе положительная динамика невысока.

    Мы считаем, что разработанную серию занятий целесообразно применять в практической деятельности воспитателем в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Внедрение ее в процесс обучения в нашем ДОУ в качестве кружковой работы окажет положительное влияние на развитие художественно -творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы, видно, что наша гипотеза подтвердилась: проведение занятий по средствами аппликации может активизировать процесс развития творчества у детей старшего дошкольного возраста, при соблюдении выбранных нами педагогических условий. У детей повысился уровень развития творчества. Они стали охотно включаться в игровые ситуации, у них повысился интерес к различным видам аппликации.

    Использование качественных художественных образцов, разнообразных материалов, художественного слова, сюрпризных моментов и игровых приемов способствовало повышению интереса детей к предлагаемым заданиям. Дети с удовольствием знакомились с различными способами аппликации, работы становились интереснее и оригинальнее.

    В своей экспериментальной работе мы опирались на исследование таких психологов, ученых, педагогов, как Л.С. Выготский, В.А.Левин, Т.С.Комарова, О.И.Никифорова, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, Е.А. Флерина, Р.Г.Казакова и др.

    Таким образом, в результате проведения с детьми старшего дошкольного возраста занятий по средствам нетрадиционных техник аппликации происходит активное развитие художественного творчества. Мы считаем целесообразным последующее изучение проблемы развития творчества у детей старшего дошкольного возраста не только средствами аппликации, но и в других видах изобразительной деятельности и художественного труда. Полученный результат мы планируем представить на педагогическом совете в нашем ДОУ.


    Литература

    1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.
    2. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М., 1984.
    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2017.
    4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 2016.
    5. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. – с.34-35
    6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., Просвещение. 1985.
    7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 416 с.
    8. Колдина Д.Н. Нетрадиционные техники рисования с детьми 5–6 лет.//Современное дошкольное образование-  2010.-№4
    9. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество. Что под этим следует понимать? //Дошкольное воспитание - 2005. - №2. - С. 80.
    10. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. – М.: Учитель, 2009. – 114с.
    11. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
    12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2009 – 462 с.
    13. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.- 240с.
    14. Никитин Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М: Просвещение, 2009 - 160 с.
    15. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. //  Вопросы психологии.1990.- № 1.-16с.
    16. Просова, Н.В., Соловьёва, Т.К. Путешествие в страну волшебной бумаги // Дошкольное воспитание. - 2012. - №10. - С. 42-43.
    17. Развитие и диагностика способностей. Под редакцией В.Н. Дружинина, В.Н. Шадрикова. М, 2006 - 170 с.
    18. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - (серия «Вместе с детьми»).
    19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.
    20. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
    21. Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. - Дубна: Феникс плюс, 2007. - С. 63.
    22.  Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. - М.: Академический проект, 2012. - 170 с
    23. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. (сост. Е.П. Климова) Волгоград: Учитель, 2005.

    Приложение.

    Конспект занятия в старшей группе.

    Аппликация «Кудрявый барашек» из ваты

    Цель: развивать точные движения рук через изготовление аппликации из ваты, развивать воображение, фантазию.

    Задачи:

    • Продолжать знакомить с аппликацией из ваты;
    • Учить катать шарики из ваты;
    • Упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.

    Оборудование: образец поделки, цветной картон, шаблоны барашка, вата, клей ПВА, цветные карандаши.

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Ребята, послушайте сказку и ответьте на вопросы: «Что сегодня мы будем делать на занятии, какое животное мы сделаем и какой материал можно использовать для работы?»

    1. Сообщение темы и цели занятия

    Жил-был барашек. Он был такой белый и кудрявый, что все звали его Облачком.

    Барашек любил гулять на зелёном лугу, слушать пение птиц и смотреть на небо. Еще он мечтал полететь вместе с облаками, чтобы повидать дальние страны.

    У хозяйки Облачка было двое детей – мальчик Саша и девочка Маша. Они очень любили барашка. Вместе с псом Шариком пасли его на лугу и часто угощали сладкой морковкой или яблоком.

    - Бе-е, бе-е, как вкусно. Спасибо вам, вы настоящие друзья, - всегда говорил им барашек, уплетая угощение.

    Однажды, в конце осени, в хлев, где жил барашек, корова и поросёнок, пришла хозяйка.

    - Можно я тебя подстригу? – спросила она Облачко. - Скоро наступит зима, и мне нужна шерсть на тёплые носочки и варежки для Саши и Маши.

    - Бе-е, - замотал головой барашек, - я не хочу отдавать свою шёрстку. Я боюсь замёрзнуть.

    «К тому же, если меня подстричь, то я не буду похожим на облако», - подумал он.

    - Не бойся. У тебя отрастёт новая шёрстка. А без варежек и носков дети не смогут зимой выйти из дома.

    - Не-е-т, - заупрямился Облачко. – Не-е-е отдам свою шёрстку.

    Расстроенная хозяйка ушла ни с чем.

    - Ты правильно поступил, - похвалил барашка поросёнок, слышавший разговор. – Никогда не отдавай другому то, что тебе самому может пригодиться.

    И довольный собой, он захрюкал.

    - А я думаю, что тебе надо было согласиться на стрижку, - сказала корова, - чтобы помочь друзьям.

    - Не слушай корову, - хрюкнул поросёнок. – Подумаешь, друзья. Ты и без них прекрасно проживёшь!

    Вот так Саша и Маша остались зимой без варежек и тёплых носочков. Однажды, в солнечный морозный день они не выдержали и выбежали на улицу. Дети не заметили, как замёрзли, и простудились.

    За зиму Облачко оброс ещё больше. Ему было очень жарко в тёплом хлеву. Его густая длинная шерсть свалялась, и барашек уже не напоминал лёгкое нежное облако.

    - Даже не знаю, как теперь тебя называть, - смеялся над ним поросёнок. – Сейчас ты похож на серый валенок.

    - Му-у, не надо его мучить, - защищала барашка корова.

    Однажды в хлев забежал Шарик.

    - Из-за твоего упрямства, Саша и Маша пошли в мороз гулять без варежек и носочков, - сообщил он барашку. - Дети простудились и теперь болеют. Они так тебя любят, а ты пожалел для них шерсти.

    Услышав эти слова, барашек расстроился.

    - Подстригите меня, пожалуйста, - попросил он хозяйку, как только та зашла в хлев.

    - Эх, Облачко, Облачко, и почему ты сразу не согласился нам помочь? Ладно, лучше поздно, чем никогда, - вздохнула женщина и пошла за ножницами.

    Увидев стриженого барашка, поросёнок принялся хохотать:

    - Ой, не могу! Ой, как смешно! Какой ты, оказывается, худой. Одни рёбра. Теперь ты похож на какую-то косточку.

    - Не расстраивайся, скоро у тебя отрастёт новая шерсть, - утешала барашка корова.

    Вскоре Шарик рассказал, что из шерсти Облачка хозяйка связала не только варежки и носочки, но и шарфики для Саши и Маши.

    Барашек так обрадовался, что дразнилки поросёнка совсем перестали его огорчать.

    Наступила весна, и барашка, наконец, выпустили на улицу. Стесняясь своего вида, он вышел из хлева последним.

    - Смотрите, наше Облачко идёт! – услышал барашек голоса детей.

    К нему со всех ног бежали Саша и Маша.

    Облачко посмотрел в лужу и увидел, что снова оброс белой пушистой шерстью. Вдруг где-то вдали раздался церковный колокольный звон.

    - А почему звонят колокола? – спросил барашек.

    - Сегодня же праздник праздников - Пасха! – хором ответили дети. У нас для тебя есть подарок! – И они повязали на шею Облачку колокольчик на нарядной красной ленте!

    - Спасибо! Я всегда мечтал о таком колокольчике. Теперь и у меня будет праздник! – Он помотал головой, радуясь веселому звону.

    1. Практическая часть

    Сейчас я напомню вам вопросы и послушаю ваши ответы  (ответы детей)

    Всё правильно. Сегодня мы будем выполнять аппликацию. На нашем занятии мы сделаем героя сказки – барашка из необычного материала – ваты. Как вы думаете, почему сегодня мы используем вату? (ответы)  Посмотрите какой барашек у вас получится в конце занятия. (Демонстрация готовой поделки)

    Вспомним правила работы с клеем:

    1.    С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

    2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

    3.    Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

    4.    При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

    5.    По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

    6.    При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

    Помойте руке прежде, чем начать работу с ватой.

    1. Используя бумажный клей, приклейте, на лист картона шаблон барашка

    2. Накатайте шариков из ваты разных размеров

    3. Приклейте вату к картону, капнув в нужное место клеем ПВА. Не давите сильно на вату – она перестанет быть пушистой.

    4. Раскрасьте барашка цветными карандашами или фломастерами. Украсьте аппликациями в виде травы, солнышка, облаков.

    1. Подведение итогов

    Какие прекрасные Облачка у нас получились. Вспомните, что поборол в себе Барашек из сказки?

    - жадность.

    Тем самым он помог ребятам не замерзнуть зимой. Очень жаль что он осознал свою ошибку уже после того как они заболели. Но все же он молодец. Так же как и вы все!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

    Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

    Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование

    Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особ...

    «Развитие классификационных способностей детей старшего дошкольного возраста в разделе «Восприятие музыки средствами ТРИЗ – технологии».

    laquo;Развитие классификационных способностей детейстаршего дошкольного возраста в разделе «Восприятие музыки средствами ТРИЗ – технологии».        ...