Программа социализации обучающихся "Мир вокруг тебя"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Савельева Елена Максимовна

Программа социализации обучающихся 5-6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по литературе по социализации обучающихся  5-6 класса по литературе «Мир вокруг тебя» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897); основной образовательной программе основного общего образования МБОУ Глубокинской школы по  ФГОС,  федеральному закону  «Об образовании в Российской Федерации» (утверждён 29 декабря 2012 года №273-ФЗ); СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях; учебному  плану МБОУ Глубокинской школы. Программа строится с учётом содержания пособий «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс/ Авт.- сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Издательство МАИК  «Наука», 1996  и  «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 6 класс/ Авт.- сост.К. Сухарев- Дериваз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Наука/Интерпериодика, 1999, которые является составной частью пособий  к урокам литературы, подготовленных Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом  Красного Креста.

   Актуальность разработки Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования по литературе (5- 6 класс) обусловлена тем,  что после перехода из начальной школы учащиеся вступают на новый этап развития как интеллектуального, так и личностного развития в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладываться в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов. Кроме того, отсутствие ясно выраженной системы ценностных ориентиров, способности противостоять негативным явлениям социальной среды, неумение приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения, недостаточное уважение к самобытной культуре своего народа  отрицательно влияет на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку, в целом приводит к низкой общей культуре подрастающего поколения. Формирование нравственного должно быть основано на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностях, традиционных моральных нормах, отражённых в произведения русской и зарубежной литературы. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа должна обеспечить:

  • усвоение обучающимися нравственных  и культурных ценностей;
  • формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм;
  • формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
  • приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям;
  • формирование у обучающихся способности противостоять негативным воздействиям социальной среды;
  • формирование у обучающихся мотивации к труду;
  • осознание обучающимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование готовности к выбору жизненной позиции на основе осознания собственных возможностей.

Цели

      Цель реализации Программы–  социализация обучающихся (усвоение нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно-значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию) посредством приобщения к  искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Задачи

     1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.

   2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов.

  3.  Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики.

   4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основными идеями программы являются:

1.Идея развития:

- развитие обучающегося, его индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;

- развитие личности обучающихся.

2. Идея творчества:

- создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству.

3. Идея сотрудничества:

- совместная деятельность детей и взрослых.

4. Идея толерантности:

- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

- развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии;

- обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.

5. Идея социальной активности:

- формирование активной жизненной позиции обучающихся через организацию социально-значимой деятельности.

Программа    «Мир вокруг тебя»,  построена на личностно-ориентированном, деятельностном обучении литературе учащихся, а именно на совместной учебно-познавательной, творческой, игровой деятельности.

Ценностные установки и ориентиры программы

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования по литературе (5-6 класс) построена на основе базовых национальных ценностей российского общества.

Система базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
  • Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • Семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
  • Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
  • Наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • Традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • Человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Сроки и этапы реализации программы

Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков (10-12 лет). Данная программа предполагает обучение на 2 года, по 34 часа в год, всего 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.  На первом этапе обучения  происходит   расширение читательской компетенции, коммуникативного взаимодействия, вербального и невербального способов общения, начинает активно формироваться умение обучающихся в решении практических упражнений  различного характера и уровня.    На втором этапе формирования, углубления и развития способностей учащихся происходит создание условий для развития комплекса   компетенций,   которые   рассматриваются,   как способности человека    реализовать    свои    замыслы    в    условиях многофакторного   информационного   коммуникационного   пространства.


Принципы формирования учебных групп

- развивающий и  воспитывающий характер обучения (направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности, развитие общечеловеческих ценностей);

- научности содержания и методов учебного процесса;

-систематичности и последовательности;

-связи обучения с практикой;

-доступности обучения;

 - максимального       разнообразия       предоставленных  возможностей для развития личности;

- индивидуализации и дифференциации обучения;

- создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;

-  насыщенности учебного материала заданиями открытого типа;

- поощрения результатов, которые содержат новые идеи.

     Межпредметные связи

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • живопись;
  • иностранный язык
  • музыка

 Принципы отбора содержания образования и организации процесса его освоения обучающимися

Программой предусмотрено изучение основ литературы с позиции этических норм. Программа предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, их культурных и социальных потребностей. 

При реализации программы используются следующие методы работы:

  • Словесные - объяснение, лекция, опрос, сообщение, доклад, указание, поощрение;
  • Наглядные – объяснительно-иллюстративный: показ действий, способов, приемов и техник работы; использование демонстрационного материала: презентаций, иллюстраций, схем, таблиц; наблюдения в реальной действительности;
  • Практические - самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение технологических упражнений, игровая деятельность, написание эссе, разработка презентаций, проектов;
  • Метод проблемного изложения, исследовательский;
  • Методы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Основными формами организации образовательной деятельности являются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации занятий, применяется работа в малых группах.

Виды учебной деятельности

Используются: чтение, пересказ, анализ текста, лекциия,  беседа, занятия-консультации, выполнение практических работ, создание проблемных ситуаций, различные виды игр, конкурсов, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, тематические диспуты, дискуссии, круглые столы, написание статей, тезисов, рассказов, писем,  сообщение, ролевые игры, турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов, проектов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газеты, плаката, защита рисунков, проектов, создание диафильма, работа с комиксом, развёрнутый письменный ответ на вопрос, создание вопроса, работа с афоризмом, просмотр фильма, слушание музыки.

Ожидаемые результаты программы:

- удовлетворенность обучающихся своей деятельностью;                                                                         - повышение активной жизненной позиции обучающихся;                                                                    - осознание обучающимися своих возможностей;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности; 
 - адаптация детей к социуму; 
 - повышение уровня владения детьми ключевыми общепредметными и социальными компетенциями.

Способы диагностики (формы контроля)

   С целью выявления уровня освоения программы  предусмотрено проведение контрольных занятий: входного контроля для определения степени подготовленности детей, определения уровня имеющихся у них знаний, умений, навыков на начало обучения в форме собеседования. Используется метод наблюдения. Выходной контроль в виде письма- послания, эссе, анкеты «Обратная связь». Промежуточный контроль проводится в форме защиты проекта. Используются различные формы: тестовые задания, конкурсы, педагогическое наблюдение, технологические упражнения, коммуникативные игры, самостоятельная работа, творческая работа, написание эссе - виды продуктивной творческой деятельности как средство оценки уровня результативности работы обучающихся по программе «Вокруг тебя – мир…».


Содержание программы

Тема

Теория

Практика

Виды учебной деятельности

5 класс

1-2

Вводное занятие «Вокруг тебя - Мир…». Входной контроль.

1

1

Беседа, рассказ, ответ на вопрос, знакомство с комиксом, чтение фрагмента произведения Анри Дюнана «Воспоминание о битве  при Сольферино», работа со словом «храм», «лелеять», «картечь», «брань», эссе  «Все мы братья!», «Достучаться до сердец».

3-4

Общее счастье. Из фольклора.

1

1

Лекция. Беседа о жанре сказки, рассказ, пересказ, ответ на вопрос, работа с афоризмом, письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Что бы просил у Общего Счастья ты?», «Что ты делаешь, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?»

5-6

Вовремя сказать «Нет!»    

Татьяна Александрова «Светофорчик».

1

1

Чтение с элементами драматизации, беседа, ответ на вопрос, письмо Светику, представление содержания сказки в виде комикса, интервью.


7-8

Жить - значит действовать…

 Андрей Платонов «Неизвестный цветок».

1

1

Работа со словарем, словом: «сказка- быль», «благоухание», «томиться», «тучная земля», «глодать», «превозмогать», «минувший», «мерцающий». Письменный ответ на вопрос: «Какой была жизнь цветка на пустыре?». Устный ответ на вопрос «Была ли у цветка самая главная цель в жизни?». Ваш диалог с цветком. Обмен мнениями. Иллюстрирование эпизода сказки с выбором фрагмента для подписи к рисунку. Работа с афоризмами и подбор их в качестве выводов к произведению. Рассказ на тему «Корни рода», «История семьи.

9-12

О красоте души.

Оскард Уальд «Мальчик – звезда».

1

3

Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «саван», «философ», «обуять», «жернов», «подкидыш», «косец», «помыкать», «свирель», «недужный», «увечный», «прокажённый», «каштан», «стенания», «алебарда», «кольчуга», «тюрбан», «гяур», «мниться», «сторицей», «стократ», «ввергать», «потешаться», «скипетр», «пророчество», «отринуть», «сирый», «преемник», «тиран». Устный ответ на вопрос. Составление кадров диафильма по эпизоду разговора Мальчика-звезды с матерью». Просмотр кадров фильма «Мальчик-звезда» и соотнесение с собственными кадрами.

13-16

Добро и зло…                                          

Лев Николаевич Толстой. Отрывки из романа «Война и мир».

2

2

Прослушивание фрагментов оперы «Война и мир». Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «эсаул», «кафтан», «припускать», «бурка», «гусар», «мундир», «попона», «галоп», «нагайка», «панталоны», «стремя», «сконфуженный», «стремя», «высокоблагородие», «адъютант», «караулка», «изволок», «сажень», «яровое поле», «озябший», «лощина», «увязить коней», «шельма», «пластун», «староста», «миродёры», «блюсти», «кавалерия», «платье», «мушкетон», «обух», «колушки», «меренина», «чин», «оспа», «ладный», «негожающий», «шпажка», «задавать стречка»,  «маркитант»,  «фуга»,  «фура», «с Георгием в петлице», «чопорный», «ножны», «подпруга», «поводья», «плетень». Работа с афоризмами, соотнесение их с поведением Пети Ростова.  Описание переживаний французского барабанщика. Создание текста- описания внешности героев. Работа с афоризмом – выводом. Письмо (президентам воюющих стран, или их внукам, или их родителям), пронизанное мыслями Л.Н. Толстого.

17-21

Добро и зло…                                          

Фёдор Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле».

1

4

Просмотр кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук). Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «оправиться», «пристенок», «брага», «на авось», «земский», «окольный», «волость», «лангедок», «прованс», «гренадёр», «егерь», «мушкетёр», «орда», «благовоние», «Андалузия», «алтарь», «схима»,  «фиал», «кропильница»,  «кропило», «риза», «отшельник», «прозябение», «поселяне», «сотский»,  «писарь», «валовый итог». Развёрнутый письменный ответ на вопрос: Как лично ты относишься к поступку вдовы генерала Тучкова?».                                                  Презентация-проект «На Бординском поле. По мотивам русских художников».

22-23

Что есть совесть?..

Денис Давыдов. Отрывок из дневника «1812 год».

1

1

Просмотр кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук). Работа с портретом Д. Давыдова. Просмотр кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук). Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «варварство», «натравить»,  «сих»,  «предрассудок»,  «кои», «спесивый»,  «корпус», «урядник»,  «надзирать», «квартира», «оный», «теснить», «приверженный». Выбор афоризма  и соотнесение с ответом на вопросы: «Для кого из участников спора «орущие барабаны» заглушают голос нравственного закона?  У кого есть «нравственный компас» - совесть? Обоснование мнения. Мини- сочинение- рассуждение о том, какими правами должны обладать люди, оказавшиеся в плену?

24-26

Не падать духом.

Александр Куприн «Чудесный доктор».

1

2

Рассказ, пересказ, анализ текста. Работа со словарём и словом: «дюжий», «предания», «плачевно», «пустые щи», «полозья», «залог», «поденная работа», «риза», «сюртук», «трактир»,  «ярлык», «сочельник», «слыть». Развёрнутый ответ на вопрос: «Можно ли помочь семье Мерцаловых?». Работа с композицией рассказа. Знакомство с ответами сверстников. Рассуждение-дискуссия на тему «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться». И. Гёте). Сочинение на тему: «В какие чудеса следует верить людям?» или «Надо ли жизни следовать совету Пирогова: «… главное- не падайте никогда духом»?

27-28

Не предать…

Евгений Носов «Трудный хлеб».

1

1

Анализ текста. Работа со словарём и словом: «палые листья», «сюртук», «кряква», «ситник», «крохаль», «спаниель», «кряква, «ягдташ»,  «подранок», «давеча», «плотвица», «двустволка».  Письмо-отклик на газетную статью с адресатом: хозяин убитой собаки, автор статьи, дети охотника. Дискуссия на тему: «Должна ли быть от собаки хоть какая-то польза?»  Составление собственного афоризма.

29-33

Проект «Ангелы-хранители».  Из книги Ю. Хечинова « Ангелы-хранители. Страницы истории Отечества».

2

3

Моделирование ситуаций. Работа с афоризмами. Формулирование одного из главных законов Мира. Чтение текста. Анализ текста. Создание проекта.

34

Письмо- послание «Вокруг меня мир…». Выходной контроль.

1

Письмо-эссе. Анкета «Обратная связь».

6 класс

1-2

Вводное занятие «Вокруг тебя - Мир…». Входной контроль.

1

1

Знакомство с пособием. Беседа. Конкурс «Мир слова». Анкетирование.

3-4

Тогда и теперь.

Миф «Пять веков».

1

1

Лекция «О мифах». Чтение, пересказ, анализ текста. Ответ на вопросы, работа с эпитетами, характеризующими «век». Работа со словарём и словом: «блаженный», «тучный», «сумрачный»,  «обильный», «кара». Составление собственного мифа, описывающего настоящий «век».

5-6

Тогда и теперь.

Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе».

1

1

Лекция «Р. Киплинг». Пересказ текста. Работа с часто повторяющим словом «дикий». Работа со словом «договор».  Соотнесение поведения кошки и человека. Дискуссия на тему: «Быть самим по себе - это хорошо?».  Соотнесение литературной и народной сказки. Сравнение сказки с мифом Гесиода. Рассуждение на тему: «Зачем людям нужны правила?» Письменный ответ на вопрос: «Может ли моя жизнь организована по принципу: «Я сам по себе?»

7-8

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?

Вальтер Скотт «Айвенго» (глава 11).

1

1

Лекция «Об авторе Айвенго». Доклад о произведении. Доклад об эпохе, описываемой в произведении. Работа по вопросам в группах. Работа со словарём и со словом: «саксы», «норманны», «Ричард Львиное сердце», «рожок», «упор», «фут» «шишак», «ревностный», «палица», «секира», «паж», «изваяние», «жезл», «увалень». Ответ на вопрос: «Каким вы можете себе представить рыцарский турнир сегодня?»

9

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?

А. Дюма «Три мушкетёра» (глава 5).

1

Лекция «А. Дюма». Доклад о произведении. Доклад  «О дуэли». Анализ стихотворения. Работа по вопросам в группах. Работа со словарём и со словом: «дуэль», «авион». Рассуждение на тему «Разрушительные последствия войны».

10-11

Право безоружного.

Дж. Ф. Купер «Последний из могикан» (отрывок из романа).

1

1

Лекция «Дж. Ф. Купер». Чтение и анализ отрывка произведения. Работа со словарём и со словом: «гуроны, лепаны, делавары». Работа по вопросам. Рассуждение на тему: «Всякий ли пленный обладает честью и достоинством?». Иллюстрация эпизода.

12-14

Право безоружного.

Константин Воробьёв «Немец в валенках».

1

2

Чтение пересказ и анализ произведения. Работа со словарём и со словом: «штрафники», «битва под Москвой», «конвоиры», «барак», «френч», «эрзац», «исступленный», «суетно», «праведно». Доклад о Женевской конвенции 1949г. Работа по вопросам.  Анализ высказываний А. Суворова «Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать». Сочинение «Всякий ли пленный вызывает сострадание?»

15-16

Возможности человека безграничны.

Г.- А. Бюргер. Баллада «Песнь о благородном человеке».

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «баллада». Работа со словарём и со словом: «Рейн», «дукат», «таможенник», «коловращение», «гранитные быки», «SOS». Нахождение подтверждение ответам на вопросы в тексте. Работа с описательными художественными средствами. Сочинение-рассуждение «Какого человека можно назвать благородным?»

17-18

Возможности человека безграничны.

Г. Бочаров. Статья «Что человек может?»

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «статья». Обсуждение основных проблемных вопросов статьи.  Работа со словарём и со словом: «Красный Крест», «Красный Полумесяц». Доклад-презентация «Российское обществ Красного Креста». Работа  с текстом, оглавление главных частей, составление плана. Рассуждение на тему «Важно, чтобы каждый человек мог рассчитывать на помощь».

19-20

Возможности человека безграничны.

А.С. Новиков-Прибой «Цусима» (фрагмент из романа).

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «роман». Пересказ. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «броненосец», «киль», «кингстон», «корма», «таран»,  «шлюпка», «зюйдовый ветер», «спасательный нагрудник», «крейсер», «штурман». Анализ эпизода «Гибель броненосца «Ушаков».  Работа с опорными словами. Работа с афоризмами, отражающими основную мысль текста. Работа с картинами Айвазовского И.К. «Чесменский бой» (1848). Сочинение по темам «Право безоружного» и «S.O.S».

21-22

Порочный круг.

Фрагмент из летописи «Повесть временных лет» «Месть Ольги».

1

1

Лекция «Древнерусская литература». Рассказ о жанре «летопись». Чтение и  обсуждение основных проблем «Что такое месть?», «Имеет ли человек право на месть?». Работа с переводами детской писательницы  А.О. Ишимовой и историка С.М. Соловьёва - сравнительный анализ. Работа со словарём и со словом: «древляне», «ладья», «величаться», «тризна». Работа над статьёй «О мести».

23-24

Порочный круг.

Фрагмент из повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».  

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «повесть». Пересказ фрагмента повести. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «мстительная решимость» и «высшая справедливость»- дискуссия. Письмо- рассуждение «Опасна ли месть во время войны?».

25-26

Порочный круг.

В. Солоухин «Мститель».

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «рассказ». Пересказ рассказа от лица героя Витька. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «теплинка», «катыш». Работа над композицией (кульминация) и содержанием рассказа.  Составление плана по теме «Какие этапы в своих чувствах и рассуждениях проходит «мститель»? Конкурс иллюстраций по теме «На что похожа месть?» (нарисовать и обозначить одним словом). Подбор ряда однокоренных слов к слову «месть». Сравнительный анализ слов «месть» и «возмездие». Понятие «эстафета мщения». Рассуждение на тему  «Месть в нашей жизни».  Письменный отзыв на произведение.

27-28

Жестокие игры.

Л.Н. Толстой «Детство» (глава 19 «Ивины»).

1

1

Лекция «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого». Чтение и пересказ эпизодов, анализ эпизодов. Рассуждение-рассказ о «ролях» в группе мальчиков «лидер, вожак», «преследователи», «жертва». Работа со словом. Игра «Продолжи предложение»: «настоящий лидер – это…». Сочинение по теме «Радость и боль Николеньки».

29

Жестокие игры.

Фрагмент из повести                                 В. Железникова «Чучело».

1

Беседа. Пересказ фрагмента. Просмотр кадров фильма. Работа по вопросам. Рассуждение на тему: «Можно ли допустить унижение достоинства другой личности?», «Что потерял город?» Оценка собственных поступков.

30

Твой выбор.

А. Грин «Победитель».

1

Беседа. Пересказ фрагмента. Работа с эпиграфом. Работа со словарём и со словом: «фавор», «портал», «фунт», «ваять», «фут», «Юнона», «Гера», «Готье Теофиль», «фортуна». Рассуждение по теме «Трудность выбора и ответственность за принятое решение». Работа с понятием «несиловая форма соперничества». Работа над композицией рассказа (разделить на основные части, озаглавить их). Работа с портретом главного героя (выбор описательных характеристик). Работа с открытой концовкой рассказа (придумай концовку и сравни её с авторской). Работа над метафорой названия. Работа с  выражениями «Победить любой ценой» и  «Цель оправдывает средства». Письменный ответ на вопрос «Считаешь ли ты, что цель оправдывает средства?»

31-32

Твой выбор.

Е. Носов «Тридцать зёрен».

1

1

Чтение и пересказ текста. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «гуманный», «гуманитарный», «гуманистический». Рассуждение на тему «Человек и природа». Подбор однокоренных слов к слову «человек». Создание собственных вопросов по теме «Человек в ответе за Мир» с представление о том, кому можно задать данные вопросы. Эссе на тему « Я- Человек».

33

Твой выбор.

М. Жюно «Воин без оружия» (глава 22).

1

Рассказ о Марселе Жюно. Чтение главы произведения. Работа с понятием «воин без оружия». Работа над плакатом «Международное гуманитарное право», или «Я- Человек», «Я и МИР».

34

Эссе «Это мой выбор». Выходной контроль.

1

Эссе «Это мой выбор».


Учебно-методические средства обучения

  1. Вартаньян Э.А. Путешествие  в слово. / Э.А. Вартаньян.– М.: Просвещение,  1987
  2. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.–М.: Просвещение, 1974.
  3. «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс/ Авт.- сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Издательство МАИК  «Наука», 1996  
  4.   «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 6 класс/ Авт.- сост.К. Сухарев- Дериваз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Наука/Интерпериодика, 1999Винокуров Г.О. Культура языка. – М., 1989, с.38.
  5. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».- М.: Дрофа, 2007
  6. Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.– М.: Знание, 1976.
  7. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведения русских писателей XVIII-XX вв.- М.: Дрофа, 2007
  8.  Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.– М.: Просвещение, 1994.
  9. Семёнова Н.М. Новый краткий словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2007

Материально-техническое обеспечение:                                                                                           1)Технические средства:                                                                                                      компьютер;                                                                                                                                          проектор;                                                                                                                                                          экран                                                                                                                                                                     2) Комплекты:                                                                                                                         видеофильмов, аудиокассет;                                                                                                                                  портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;                      программные иллюстрации                                                                                                                                  3) Программное обеспечение:                                                                                                      операционная система Windows 98/Me (2000/XP);                                                            текстовый редактор MS Word;                                                                                                                    4) Электронные пособия:                                                                                                                   Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2012, ООО «Физикон», 2012                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....

Рабочая программа элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» для 5 класса

Цель изучения элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» в школе — приобщение обучающихся к основам международного гуманитарного права; формирование навыков содержательного, смыслового и стилевого анализа...

Авторская программа факультативного курса "Вокруг тебя- мир.."

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методические ресурсы. Факультатив разработан для уч-ся 5-8 классов....

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя - мир" 6 класс ФГОС

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя - мир" 6 класс ФГОС (И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова)...

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 8 класс

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 8 класс...