Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя - мир" 6 класс ФГОС
рабочая программа (6 класс) на тему

Леонова Ольга Юрьевна

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя - мир" 6 класс ФГОС (И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_vnm_6_klass.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова. – М.: МККК – 160с.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации  для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ в качестве программы учебно-методического комплекса для курса по выбору, факультатива и дополнительного чтения.

Учебник "Вокруг тебя - Мир..." (6 класс)  разработан в рамках образовательной программы "Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ", в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста. Программа распространения знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ реализуется в системе, включающей в себя  мотивационный (ценностно-ориентированный), знаниевый и прикладной (алгоритмизированный) компоненты.

Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами дополнительных занятий в соответствии с целями изучения литературы на основных занятиях в рамках программы по литературе, которые определены  обязательным минимумом основного общего образования.

  Программный материал курса «Вокруг тебя мир» для 6 класса подобран  таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, написанные в разные времена людьми разных национальностей, которых всегда объединяло стремление разобраться в сложностях большого разноголосого мира.

 Особенностью программы для 6 класса является то, что в нее включены такие литературные произведения, в которых решается проблемы, связанные с потребностью соблюдения правил в общении между разными индивидуальностями и ситуациях силового соперничества и о последствиях поступков людей в различных ситуациях. Также  важно заметить и то, что художественные произведения по данной программе позволяют уч-ся размышлять о том, какие правильные решения нужно принять в конфликтной ситуации. Какова связь между поведением человека в самой обычной повседневной жизни и тем, как он ведет себя в экстремальной ситуации, в том числе и в ситуации вооруженного конфликта.

Обучение ведется по  книге «Вокруг тебя -  мир» для ученика. 6 класса/Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова и др.– М.: Наука/Интерпериодика, 2014. – 96 с.

Структура документа

Рабочая  программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. 

Общая характеристика учебного предмета

«Вокруг тебя – Мир…» относится к числу  интегрированных курсов. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературной центрической  программы «Вокруг тебя – мир» с 5-8 классы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Особенностью данного курса является то, что предложенные  произведения позволяют уч-ся по-новому взглянуть на окружающий их мир: друзей, родных, на самого себя, - а также  осознать, что миру нужны  и их внимание, и сострадание, и защита. Особое внимание в программе для 6 класса уделяется анализу нравственности поступков людей, развитию взаимоотношений детей друг с другом, правилам, по которым каждый строит свою жизнь. Также данный курс служит связующим звеном между реальной жизнью и художественной литературой  и  служит материалом для изучения норм международного гуманитарного права.

Цель данного курса:

Изучать художественные произведения данного курса с позиций этических и нравственных норм Международного гуманитарного права и  взаимоотношений между людьми

Задачи данного курса:

  • обучать уч-ся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным
  • дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях
  • обучать уч-ся работать на литературном материале  посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, созданием иллюстраций к изучаемым произведениями т.д.
  • развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком.
  • Способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией
  • Расширять круг чтения шестиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текст

Программа рассчитана на 34 часов в год (1 час  в неделю).

Данный курс дополняет учебники основного курса литературы; согласован с основными программами по литературе; в его основе – проблемно-тематический принцип структурирования; решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с вопросами воспитания. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитательного характера (ориентированность на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта) и частных целей, способствующих литературному образованию учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи).

 Художественные и публицистические произведения, помещенные в УМК, отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам позитивным по звучанию, завершенным (отобранные фрагменты либо взяты из  программных произведений, либо представляют собой достаточно завершенные части целого произведения), принадлежащим перу отечественных авторов (переводная литература составляет лишь одну треть от общего числа текстов).  

      Для УМК характерны:

  • Системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов – литературоведческого, этического, правового;
  • Развивающий характер методики (активно-деятельная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность и др.)

       Программа  включает в себя 7 разделов. Ученики имеют возможность «настроиться» на восприятие предлагаемых для чтения литературных текстов, получают некоторую дополнительную информацию, знакомятся с произведениями или их фрагментами, выясняют значение незнакомых слов, знакомятся с вопросами и заданиями, которые могут быть выполнены на уроке. Между текстами есть логические связки-переходы, в конце разделов подводятся некоторые итоги.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения данного курса ученик должен

Знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному прочтению;
  • наизусть фрагменты прозаических и поэтических текстов, подлежащих изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • основополагающие принципы Устава Международного движения Красного Креста и Красного полумесяца;
  • нормы международного гуманитарного права;

Женевские Конвенции 1949 года. Устав ООН.

Уметь:

  • работать с книгой;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать
  • чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • владеть навыками и умениями проводить  и участвовать в дискуссии;
  • работать со словарными статьями;
  • расширять запас лексики;

  1. Основные планируемые результаты по предмету «Вокруг тебя – мир»

Результаты

Базовый уровень

Повышенный уровень

Личностные

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Регулятивные УУД

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Познавательные УУД

• понимание ключевых проблем изученных произведений народов России и зарубежной литературы;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).

Коммуникативные УУД

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

Предметные результаты

Базовый уровень

Повышенный уровень

Базовые знания

Базовые умения

Повышенные знания

Повышенные умения

- Текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;

- Основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет;

- Находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитет, олицетворения и объяснять их роль в контексте;

- Пересказывать устно и письменно, кратко, подробно и выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения;

- Составлять план небольшого эпического произведения;

- Составлять устный рассказ о литературном герое;

- Пользоваться справочной литературой.

- Тексты, рекомендованные для заучивания наизусть;

- Правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты;

- Выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно- следственную связь между событиями в изучаемом произведении;

Содержание тем учебного курса.

Введение. От авторов. (1ч.)

Авторы о программе «Вокруг тебя – мир», о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Знакомство с целями и задачами курса «Вокруг тебя – мир» в 6 классе.. 

Тогда и теперь. (3ч.)

Человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей. Уважение правил, в том числе и таких, которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное условие сохранения человечества.

  • Гесиод  «Пять веков». (1ч.)

Характеристика века в переложении Гесиода. Обучение письменному развернутому ответу на заданный вопрос.

  • Р. Киплинг. Сказка «Кошка, гулявшая сама по себе». (2ч.)

Главная героиня сказки – Кошка. Прием троекратного композиционного приема и его роль в раскрытии идеи сказки. Письменный ответ на вопрос: «Может ли жизнь человеческого общества быть организована по принципу «каждый сам по себе»?

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? (6ч.)

Правила, ограничивающие проявление насилия, жестокости в  силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.

  • В. Скотт.  Глава 11 из романа «Айвенго». (1ч.)

Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя. Историческая основа романа. Обучение работы в парах и группах по заданиям. Словарная работа с иноязычной лексикой.

  • А.Дюма. Роман «Три мушкетера». Гл.5. Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала. (2ч.)

Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции. Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».

Знакомство с нормами международного гуманитарного права. Женевские Конвенции 1949 года. Устав ООН.        

  • Г. Иванов «Отвратительнийший шум на свете». Последствия ситуаций вооруженного конфликта. (1ч.)

Право безоружного. (6ч.) 

Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - больные, раненые, пленные, - нуждаются в защите.

  • Дж.Ф.Купер. «Последний из могикан». (фрагмент из романа). (2ч.)

Пленник и толпа. Работа над портретной зарисовкой колдуньи. Пленный и личность. Пленный и достоинство.

  • В.Гроссман «Жизнь и судьба». (2ч.) Понятия «достоинство» и «уважение достоинтва».
  • К.Воробьев. Рассказ «Немец в валенках» (2ч.)

Образы пленных. Сближение двух главных героев рассказа. Нравственный выбор героев. Лексическая работа с понятиями  нравственного характера.

S.O.S! (3ч.)

Каждый, кто потерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия или в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи.

  • Готфрид-Август Бюргер. Баллада «Песнь о благородном человеке». (1ч.)

Человек и стихия. Люди в положении крайней опасности. Помощь людей в судьбе семьи таможенника. Подвиг героя.

  • Г.Бочаров. Статья «Что человек может». (2ч.)

Авторская оценка героическому поступку главного героя. Человек и природная стихия.

Деятельность  Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и Международной Федерации Красного Креста и Красного Полумесяца

Жестокие игры. (6ч.)

Взрослеющий человек может оказаться в ситуации силового соперничества.

  • Л.Толстой  «Детство»(2ч.)

Сложность взаимоотношений в группе.

  • В.Железников. «Чучело» (фрагменты из повести). (2ч.)

Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине. Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.

  • В.Распутин. «Уроки французского». (фрагмент из повести).(2ч.)

Главный герой повести. Птаха и компания. Конфликтная ситуация и поведение героев рассказа.

Твой выбор. (5ч.)

Выбирая ту или иную модель поведения без оружия в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях.

  • А.Грин. Рассказ «Победитель». (2ч.)

Смысловые части рассказа. Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе. Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.

  • Е.Носов. Рассказ «Тридцать зерен». (2ч.)

Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа. Лексическая работа со словами  «гуманный», «гуманистический», «гуманитарный».

  • М.Жюно. «Воин без оружия». Глава 22. (2ч.)

Марсель Жюно – делегат МККК. Смысловая нагрузка некоторых цитат из его книги воспоминаний.

Вокруг нас -  мир. Заключительные занятия. Подведение итогов курса. (3ч.)

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету

Вокруг тебя – мир (литература) в 6 «Д» классе.

34 часа в год (1 час в неделю)

№ п/п

Раздел

Тема

Деятельность обучающихся

Форма организации учебного занятия

Сроки

Введение

1ч.

Введение. Уроки нравственности в произведениях писателей

Знакомство с целями и задачами курса «Вокруг тебя – мир» в 6 классе.

беседа

Тогда и теперь

 3ч.

Гесиод «Пять веков»

Характеристика века в переложении Гесиода. Обучение письменному развернутому ответу на заданный вопрос.

беседа

Р.Киплинг.

Р.Киплинг.(продолжение)

Работа с текстом беседа

Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее? 6ч.

В. Скотт «Айвенго»

Обучение работы в парах и группах по заданиям. Словарная работа с иноязычной лексикой. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».

Знакомство с нормами международного гуманитарного права. Женевские Конвенции 1949 года. Устав ООН.

Комментир. чтение

А.Дюма «Три мушкетера»

А.Дюма «Три мушкетера» (продолжение)

Комментир. чтение

Работа с текстом,

беседа

Г.Иванов «Отвратительнейший шум на свете»

Развитие речи.

Развитие речи.

Составление синквейна

Беседа

Право безоружного

6ч.

Дж.Ф.Купер. Ситуация силового конфликта. «Последний из могикан»

Дж.Ф.Купер. Достоинство в положении пленного «Последний из могикан»

Работа над портретной зарисовкой колдуньи. Лексическая работа с понятиями  нравственного характера.

Работа с текстом,

беседа

В.Гроссман «Жизнь и судьба». Понятие «достоинства»

В.Гроссман «Жизнь и судьба». Понятие «уважение достоинства»

Работа с текстом,

беседа

К.Воробьев «Немец в валенках».  Гуманные поступки к военнопленным.

К.Воробьев «Немец в валенках».  Роль сравнений в портретной характеристике

Работа с текстом,

беседа Беседа

«SOS»

3ч.

Г.А.Бюргер «Песнь о благородном человеке. Тяжесть положения людей в стихийном бедствии

Авторская оценка героическому поступку главного героя.

        

Работа с текстом,

беседа

Г.Бочаров «Что человек может». Тяжесть последствий от наводнений        

Г.Бочаров «Что человек может». Герои в беде

Жестокие игры

6 ч.

Л.Толстой «Детство». Проблема отношений подростков.

Л.Толстой «Детство». Сложность взаимоотношений подростков в группе

Конфликтная ситуация и поведение героев рассказа.

        

Работа с текстом,

беседа

В.Железников «Чучело».

В.Железников «Чучело». Ответственность за совершенные поступкм

Беседа

В.Распутин «Уроки французского». Роль неписанных правил в конфликтных ситуациях.

В.Распутин «Уроки французского». Характеры героев.

Работа с текстом,

беседа

Твой выбор

5 ч.

А.Грин «Победитель». Несиловые виды соперничества.

Лексическая работа со словами  «гуманный», «гуманистический», «гуманитарный».

        

Работа с текстом,

беседа

Е.Носов «Тридцать зерен». Ответственность человека за совершенные поступки

Е.Носов «Тридцать зерен». Слова с символическим значением.

Работа с текстом,

беседа

РР Подготовка к сочинению.

РР Сочинение-миниатюра «Я считаю, что нужно поступать вот так…»

Беседа, написание сочинения

Подведение итогов работы

3 ч.

М. Жюно «Воин без оружия». Роль правил

М. Жюно «Воин без оружия». Анализ текста

Смысловая нагрузка некоторых цитат из его книги воспоминаний.

Работа с текстом,

беседа

Подготовка проектов

Беседа

Защита проектов

Материально-технические и учебно-методические условия реализации программы по учебному предмету

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Кол-во

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Кол-во

Технические средства обучения

Кол-во

Оборудование класса

Кол-во

«Вокруг тебя -  мир». Книга для ученика 7 класса/Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова и др.–М.: Наука/Интерпериодика, 2012. – 96 с.

26

1.Различные словари

2.Устав движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

3. Женевские Конвенции 1949 года. Устав ООН.

4.Методические рекомендации для преподавания курса дополнительного чтения «Вокруг тебя -  мир». Книга для учителя. 6 класс/Авт.-сост.К.Сухарев-Дериваз, М.:

Наука/Интерпериодика, 2012.

26

Компьютер

1

Доска

1

Проектор

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС (по программе Т.А. Ладыженской)

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  к учебнику  "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС) по программе Б. М.Неменского

Рабочая программа разработана по ФГОС  для работы с учащимися 5 классов, по программе Б.М.Неменского...

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...

Рабочие программы по обществознанию 7, 8 класс ФГОС, 9, 11 класс ФК ГОС

Рабочие программы по обществознанию на 2018-2019 учебный год составлены в соответствии с требованиями ФГОС (7 класс, 8 класс) и Федерального компонента ГОС (9 класс, 11 класс)...

Рабочие программы по обществознанию 7, 8 класс ФГОС, 9, 11 класс ФК ГОС

Рабочие программы по обществознанию на 2018-2019 учебный год составлены в соответствии с требованиями ФГОС (7 класс, 8 класс) и Федерального компонента ГОС (9 класс, 11 класс)...

Рабочая программа по испанскому языку 5 класс ФГОС. УМК «Завтра» 5-6 классы, М.:Просвещение, 2014 г., авт.-сост. С.В. Костылева, О.В. Сараф, К.В. Морено и др.

Рабочая программа по испанскому языку 5 класс ФГОС. УМК «Завтра» 5-6 классы, М.:Просвещение, 2014 г., авт.-сост.  С.В. Костылева, О.В. Сараф, К.В. Морено и др. (34 учебных часа, из ра...