Система работы учителя математики при обучении детей с ОВЗ
консультация на тему

В настоящее время образование детей с ограничен­ными возможностями здоровья — одна из актуальных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов.

Существующая система специальных учебно-вос­питательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьез­ные изменения и во многом стоит на пороге своего со­кращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеоб­разовательной и специальной школой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система  работы учителя математики при обучении детей с ОВЗ.

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов.

Существующая система специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьезные изменения и во многом стоит на пороге своего сокращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеобразовательной и специальной школой.

        Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и  направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом  они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы.

Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения.

В этой связи повышается роль инклюзивного образования, позволяющего существенно сократить процессы развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и способствующего расширению доступности образования для них. Тем самым таким детям будут создаваться более благоприятные условия для их социальной адаптации.

С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития.

Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации индивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому учащемуся .

Для преодоления этих трудностей общеобразовательная школа уже сейчас должна:

  • обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;
  • обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
  • создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи;
  • создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;
  • разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости — специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика);
  • активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании;
  • обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

В чем плюс, инклюзивного образования: ребенок, который учится в обычном классе, у него создается стереотип видимого благополучия, ведь многое в его обучении теряется от того что он обучается на одинаковом интеллектуальном фоне. То есть существует один общий образец учебного поведения, который не учитывает возможности, способности ребенка, и, кроме того, это может повлиять на его дальнейшую социализацию, ведь наше общество неоднородно. Такая ситуация освобождает ребенка от стремления научиться общаться и подражать более высоким образцам, решать более сложные учебные задачи, он привыкает к «общему образцу» и не стремится его изменить, в конечном итоге у ребенка не формируется и навык конкурентоспособности . Контингент учащихся нашей , смешанный, есть нормально развивающиеся и дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающемся обучении.  

Математика является одним из основных предметов в усвоении образовательной программы средней школы, поэтому основные задачи преподавания математики заключаются в том, чтобы максимально использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), на уроках математики осуществлять коррекцию недостатков познавательной сферы, развивать и воспитывать ряд личностных качеств (целенаправленность, терпеливость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, самоконтроль и др.); развивать умение планировать работу, прогнозировать результат своей деятельности и доводить начатое дело до завершения. Ученики общеобразовательного класса опираются на большой активный фонд знаний и ранее усвоенные способы умственных операций, в более короткий срок усваивают новые понятия, приводят их в соответствие с ранее усвоенными знаниями.

 Детям же, страдающим от задержки психического развития, имеющим ограниченный активный фонд знаний и не владеющим рациональными способами усвоения материала, требуется для этого значительно больше времени. Значит, таким учащимся нужно давать разнообразное количество задач, чтобы они овладели основными способами их решения. Такие дети, привыкнув решать задачи одним способом, не могут отыскать других способов, подходов. Они не в состоянии рационально спланировать свою учебную деятельность: они медленнее, чем ученики общеобразовательного класса, пишут, считают, у них в целом прослеживается более низкий уровень работоспособности при сохранении типичной динамики его в течение недели. Учебники, по которым я работаю, не предназначены для обучения детей с  ОВЗ и поэтому мне много времени приходится уделять составлению заданий и оформлению индивидуальных карточек, приходится искать новые методы преподавания математики в совместных классах – общеобразовательных и детей с ОВЗ. Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ОВЗ я создаю общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании. Формы бывают разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями  

Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями. Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика.

 Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности. Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:

1. При чтении задания необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание). Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания.

 2.В ходе урока, для детей с ограниченными возможностями приходится сокращать время на выполнение заданий и их количество (если это примеры – то решить можно 3, 4, так как дети очень быстро устают). Целесообразнее к этому номеру вернуться позднее.

 3.При ответах на вопросы, отвечающему с ОВЗ  необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна).

4.Контрольные и самостоятельные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.). При их решении некоторым учащимся я разрешаю пользоваться опорными алгоритмами

Так же, для детей с ОВЗ особое внимание стоит уделять формулировке заданий: во – первых, оно должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде. Во – вторых, каждое задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом. В – третьих, при формулировании заданий показывать конечный продукт (законченный номер, решение математической задачи, т.е подготовить алгоритм решения или карточки-подсказки). В – четвертых, формулировать задание, стоя рядом с ребенком (или с помощью ученика-консультанта). Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты: 1.Стараюсь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое. 2.Не обращаю внимания на не очень серьезные нарушения дисциплины. 3.Придумываю какое-то «особое» слово, после произнесения которого ребенок поймет, что поступает не должным образом. 4.Использую промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс. 5.Разрешаю ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу). 6.Использую систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

 Какова структура урока в инклюзивных классах: (со стороны здоровьесберегающих технологий)? 1. Обстановка в кабинете (гигиенические условия, как прибран кабинет, эстетическое окружение кабинета) Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимся возможность для работы всех анализаторов. Если вызвать интерес к изучаемой теме, то учащиеся не только хорошо усвоят материал, но и надолго запомнят его. В кабинете должно быть много подсобного материала из бумаги, картона, проволоки, пластилина и т.п. 2. Число видов деятельности (норма 4-7 опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассмотрение наглядных пособий). 3. Чередование видов деятельности (через 7-10 мин). 4. Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (не менее 3). 5. Применение ТСО и интерактивного оборудования, компьютера 6. Через 15 и 30 минут физкультминутки. 7. Наличие мотивации (а для чего, зачем это), поэтому задания должны содержать опору на жизненные ситуации, вопросы с содержанием о здоровье. 8. Наличие эмоциональных разрядок: шутки, улыбка, отступления на уроке, чтобы плотность урока была не более 75-80%. 9. Видеть и чувствовать моменты утомления учеников, чтобы сменить вид деятельности. 10. Выбор оптимальной посадки учащихся: от урока к уроку она может изменяться (ученик с ЗПР + ученик-консультант, Ученики с ЗПР отдельной группой) 11. Темп окончания урока, особенности окончания (не торопясь дать домашнее задание заранее, объяснить его, прочитать, закончить урок каким- нибудь высказыванием, жизненным примером).

Поурочное планирование ведется учителем с учетом подобранных программ, имеющихся в классе. Ход урока зависит от ряда обстоятельств, например, насколько соприкасается общая тема у детей разных уровней, какой этап урока берется за основу. Если у всех детей в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном материале, подобранном в соответствии с программой. Если на уроке изучается разный материал и совместная работа при изучении нового материала затруднительна, то в этом случае занятия планируются по структуре малокомплектной школы. Рекомендации к поурочному планированию:  наметить план деятельности на уроке для каждого интегрированного ребенка; включить в общий план для класса блоки заданий для детей с ОВЗ,  закреплять новый материал дифференцированно;  давать разноуровневое домашнее задание. Стоит отметить, подготовка к данным урокам очень большая.

Работа над индивидуализацией подходов к обучению требует от педагога наблюдательности, терпения и внимания к ребенку с особыми образовательными потребностями. Однако единожды собранная «копилка» способов и методов индивидуализации обучения позволит с успешностью обучать любого ребенка в условиях общеобразовательной школы.

Все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения.

Литература 1. Банж Г., Валео Э. Влияние специального и инклйзивного образования на установки сверстников: Практическое и теоретическое исследование // Журнал исследований социальной политики. – Т. 6. – № 1. 2. Ферапонтова О.И. Социальные аспекты инклюзивного образования детей-инвалидов // Вестник Самарского государственного университета. – 2007. – № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юрикова Елена Васильевна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Руденко Ирина Александровна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Цукерман Статья «Работа кружков внеурочной деятельности по повышению мотивации к успешному обучению по математике»

Обучение ради запоминания некоторого количества знаний – ничто. С началом реализации ФГОС перед нами стоит задача – воспитать компетентного человека. Такой выпускник школы всегда знает,  где найт...

Методическая разработка по теме» «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в обучении детей с ОВЗ»

Всеобщая компьютеризация и внедрение компьютерных технологий требует от педагогов постоянного развития в данной области. Ведь именно это, является методом повышения эффективности учебного процесса. Но...

Использование опорных схем на уроках математики при обучении детей с нарушениями интеллекта

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках математики способно не только заложить определённый ...

Особенности деятельности учителя по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы....

Методическое пособие для учителей-дефектологов по обучению детей раздельному сбору отходов и экологическому воспитанию

Данное пособие содержит теоретические и практические материалы, сценарии, конспекты уроков для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями по обучению учащихся раздельному сбору бытовых отходов и ...