Сказкотерапия. "Колобок"
план-конспект на тему

Берлянчик Оксана Сергеевна

Познакомить с правилами поведения на основе сказки «Колобок», воспитать в сознании правильное восприятие окружающего мира, привитие моральных ценностей, стимулирование развития творческих способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-po_skazkaterapii_kolobok.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкатерапия

«Русская народная сказка «Колобок».

Цель. Познакомить с правилами поведения на основе сказки «Колобок», воспитать в сознании правильное восприятие окружающего мира, привитие моральных ценностей, стимулирование развития творческих способностей.

Задачи.

Образовательные:

♦   закрепить знания детьми содержания сказки "Колобок": правильно называть и выделять персонажей сказки и главного героя.

♦   научить правилам поведения на улице.

 Воспитательные:

♦   воспитание доброго отношения детей друг к другу и взрослому,

♦   воспитание дисциплины на занятии.

Коррекционные:

♦   развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса, развитие общей моторики.

♦  учить закрашивать изображение, лепить, конструировать из бумаги и конструктора,

♦  закрепить знания желтого цвета и выделение его среди других цветов, закрепить знание формы,

♦ обсуждение легкомысленности колобка, обучение умению поддержать диалог,

♦ развитие слухового восприятия и вокализации

Оборудование:  кукольный театр «колобок», соленое тесто для лепки, цветные карандаши, рисунки колобка для раскрашивания, кубики сюжетные по сказке колобок, разрезные сюжетные картинки 5 штук по сказке колобок, пазлы 1 штука с сюжетом колобок, гуашь, кисточки 2 штуки, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход занятий.

Занятие 1                                                                                                                                                                                                                                                              

Приветствие.

«Здравствуйте ребята». Дети здороваются.

Викторина по сказкам.

«В гостях у народной сказки»

Цель: закрепить знания русских народных сказок, их главных героев, особенности композиции. Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. Учить культуре общения в группе.

Материалы: иллюстрации к русским народным сказкам, книги сказок, атрибуты к сказкам (шапочки сказочных героев, фишки.

Ход занятия.

Добрая сказка.

Слова и музыка Е.Е. Соколовой

Открываем книжку, каждую страничку,

Просим поскорее маму прочитать

Сказку про зайчишку, хитрую лисичку,

Тайну доброй феи  хочется узнать.

В небе звездочки вечерние зажглись,

Дверь волшебная тихонько отворись.

Сказку добрую мы в гости позовем:

Приди в наш дом.

Психолог совместно с музыкальным руководителем: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

- Правильно. Наш народ издревле славился своими талантами. Русские мастера делают и поныне очень красивые изделия. Это дымковские игрушки, Хохлома, деревянные изделия Городецкой росписи, жостовские подносы, матрешки и многое другое. Русские люди придумывают разные игры, песни (прослушивание).  Сочиняют интересные сказки.

Вот о русских народных сказках мы сегодня с вами поговорим (музыка «В гостях у сказки»). Я хочу посмотреть, знаете ли вы сказки. Мы посоревнуемся. Давайте разделимся на две команды (воспитатель помогает разделиться на команды, дети выбирают капитанов команд).

Психолог. Каждая игра начинается с разминки. У нас тоже будет разминка. Команды придумывают себе название, а называться команда может любым именем героя или названием волшебного предмета из русской народной сказки.

1 конкурс.

Психолог. Сейчас вы по очереди будете называть русские народные сказки. За каждое название вы будете получать по одной фишке.

С места выкрикивать нельзя! Если кто-то из команды будет выкрикивать, то у этой команды будут вычитаться фишки. Вы будете поднимать руки, а я буду спрашивать по очереди.

2 конкурс.

Сейчас я буду читать отрывки из русских народных сказок. Отгадываем название сказки и ее героев по фразам. Тот, кто догадается, из какой сказки отрывок, поднимает руку и отвечает. Спрашивать буду по очереди каждую команду. Помните, не выкрикивать!

Ребята, кому принадлежат эти слова из сказки? Как называется сказка?

- Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы.

(петушок, «Кот, петух и лиса»)

- Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано. (корова, «Хаврошечка»)

- Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная? (Морозко, «Морозко»)

- Не пей, братец, козленочком станешь. (Аленушка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

- Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел. (Баба Яга)

- Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой. (Иван, «Сивка-бурка»)

- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. (лиса, «Заюшкина избушка»)

- Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла. (волк и коза, «Волк и семеро козлят»)

- Вижу- вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша, «Маша и медведь»)

- Ищи меня за 3/9 земель, 3/10 царстве, в 3/10 государстве. (Царевна-лягушка).

3 конкурс.

Сейчас мы будем угадывать сказочные вещи и героев сказок.

Я - Иванушка из сказки «Гуси-лебеди».скажите, какой зверь помог мне и моей сестре убежать от Бабы-Яги? (мышь)

Я – Лисичка – сестричка из русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк». Ответьте, куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (в реку)

Я – Мороз Синий нос из сказки «Два Мороза». Кого я морозил? (барина)

Я – лисичка («Лиса и журавль»). Скажите, какой кашей я угощала журавля? (манной)

Я – Кот («Кот, петух и лиса»). На чем я играл у лисьей норы? (на гуслях)

4 конкурс.

 Сейчас будет конкурс капитанов. У меня в руках картинки к двум сказкам. Картинки перепутаны и непонятно, где начало сказки, а где конец. Кто выполнит задание быстро и правильно получит 2 фишки, кто позже – 1 фишку.

5 конкурс.

Вы вытягиваете иллюстрацию к русской народной сказке и должны будете в лицах, с использованием атрибутов, рассказать только ту часть сказки, которая изображена. (3 фишки команде, которая точнее выполнила задание, другой команде – 2).

6 конкурс.

И последний конкурс. На стенде вы видите много разных книг. Это русские народные сказки. Члены команд будут по очереди называть те сказки, которые вы узнали. Если вы правильно назвали сказку, возьмите книгу со стенда. Команда, которая собирет больше книг получит 2 фишки, меньше -1 фишку.

После этого психолог вместе с детьми подсчитывают общее количество фишек и объявляет победителя.

Всем раздаются сладкие награды.

Поют песню про колобка.

Литература.

1. Евгения Синицына «Умные загадки»

2. Комплексные занятия в старшей группе по программе Васильевой М. А.

Занятие 2    

Приветствие.

«Здравствуйте ребята». Дети здороваются.                                                                                                                                                                                                                                                        

Психолог: «Посмотрите дети, что у меня на столе лежит? Кастрюля. А давайте посмотрим, что там в кастрюле. Там тесто лежит. Давайте мы вместе помесим это тесто».

Загадка про колобка.

Он желтый, как солнце,
Фигурой - клубок,
И все его знают,
Ведь он -…(Колобок)

О ком у нас сегодня будет идти речь?

Дети месят тесто и вымешивают колобок. Высушиваем на доске поделки.

Читаем сказку «Колобок».

Пальчиковая игра.

Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)

тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)

А потом его катаем, (катаем)

на окошко сажаем. (раскрывают ладони)

Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)

Укатился озорник! (вращение кистями)

 Обсуждение героев: бабки, деда и колобка. Как живут? Почему колобок ожил? Детали быта. Изба. Какое настроение? Незнакомые слова: короб, сусеки, сито (показ и объяснение). Все демонстрации сопровождаются музыкой. В конце занятия песня про колобка и ритмические движения.

Колобок.

Слова В. Татаринова, Музыка Г. Струве

Кто там катится вдали, без тропинок, без дорог?

Ты зачем на край земли разбежался, Колобок?

Колобок, Колобок ну, куда ты, дружок?

Ну, какой тебе прок убегать за порог?

Прощаемся.

Занятие 3

Приветствие.

Повторение темы.

Психолог: «Посмотрите ребята, что у нас получилось на прошлом занятии? (колобок из теста) Правильно, колобок. Дети, а чем мы смотрим друг на друга? Глазками. Покажите, где у вас глазки» Дети показывают глазки.  

Психолог: «А давайте нарисуем колобку глазки».  Дети рисуют кисточкой глазки на предварительно слепленном и высушенном колобке.

 «А чем мы с вами кушаем и разговариваем? Ротиком. Покажите рот у себя». Дети показывают.

«А давайте нарисуем рот колобку».  Рисуем кисточкой ротик.

«Посмотрите, дети, какой у нас колобок красивый получился.»

Психолог: «Ребята, вам понравилась сказка?»

«Какого героя встретил колобок первым?»

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса.

Там зверёк живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся?

(ЗАЙКА)

Д/игра «Подбери слово»:

А заяц какой? (белый, серый, длинноухий, косой, трусливый т.д.)

Загадка про зайчика. Обсуждаем зайку как персонажа, с его особенностями, его настроением, поведение.

Раскрашиваем зайку.

Под музыку изображаем зайку – прыгаем медленно, быстро. Песенка про зайчика.

 Давайте попробуем сыграть зайку и произнести его слова.

Собираем разрезные картинки с зайчиками.

Психолог: «А какой урок мы можем извлечь из этой сказки? Колобок убежал от бабушки и дедушки. Можно убегать от родителей? Нет. А гулять без разрешения взрослых? Нет, конечно. А с незнакомыми людьми разговаривать, а тем более хвастаться можно? Нет. К чему привело хвастовство колобка? Хвастовство привело колобка к беде. А, может быть, он предупреждал, что его есть нельзя, что он сделан не из чистой хорошей муки, а в ней есть нечистоты?  А теперь дети встанем из-за столов и подвигаемся, поиграем с колобком».

Физкультурная минутка.

Колобок, колобок,                             Идут, взявшись за руки хороводом.

Колобок — румяный бок                  Идут на носочках, держась за руки   .

По дорожке покатился                            

И назад не воротился.                        Встав лицом в круг,

Встретил мишку, волка, зайку,       изображают медведя, волка, зайца                                                                         Всем играл на балалайке.                  Изображают игру на балалайке.

У лисы спел на носу, —                     Пляшут вприсядку.

Больше нет его в лесу.                        Разводят руками                                                                                                                                                                    

          Музыкальный руководитель поет песни про колобка и про зайчика, вместе выполняют ритмические движения под музыку и рассуждают как в музыке можно передать характер героев и ситуацию.

Колобок (песня-игра)

Музыка, слова и описание движений О. Боромыковой

Колобок я, колобок, у меня румяный бок. (дети идут по кругу, в центре колобок, держа руки на поясе, поочередно выставляет ноги на пятку)

Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел,

К вам я в гости пришел (руки вправо,  руки влево, руки развести в стороны) и в веселый пляс пошел. (руки на пояс)

Колобок ты, колобок! (идут по кругу) У тебя румяный бок.

С нами вместе поиграй, (сужают круг)

 Раз- два –три, всех догоняй! (три хлопки, дети разбегаются, колобок их догоняет)

 (На 2 часть колобок пляшет, дети хлопают в ладоши)

Прощаемся.

Занятие 4

Приветствие.

Повторение темы.

 Рыщет там и рыщет тут.

Серым все его зовут.

Он в охоте знает толк,

Потому что это –

(ВОЛК)

Д/игра «Подбери слово»:

Волк какой? (Злой, зубастый, серый, голодный, т.д..

Рассказ-объяснение про волка и его повадках, об эмоциональных состояниях и настроениях волка в разных сказках. Какое настроение в этой сказке, какую эмоцию испытывает волк при встрече с колобком?

Разрезные картинки: волк, заяц и колобок. Пазл из сказки и кубики с изображением волка (дети выполняют в зависимости от их возможностей).  

Рисуем волка по трафарету и раскрашиваем его.                                      

Дети выполняют задание.

Психолог: «Какие молодцы, очень красивые картинки получились.  Колобок  очень обрадовался таким подаркам и говорит вам спасибо.

Музыкальный руководитель поет песни о колобке и про волка, вместе выполняют ритмические движения под музыку; рассуждают, как в музыке можно передать характер героев и ситуацию, какие музыкальные инструменты позволяют это сделать.

 Давайте попробуем сыграть волка и произнести его слова.

  Пальчиковая игра.

Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)

тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)

А потом его катаем, (катаем)

на окошко сажаем. (раскрывают ладони)

Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)

Укатился озорник! (вращение кистями)

Прощаемся.

Занятие 5

Приветствие.

Повторение темы.

Лапу он свою сосёт,

Спит всю зиму напролёт.

А вот, как придёт весна,

Пробуждается от сна.

И давай в лесу реветь…

Все зовут его…

(МЕДВЕДЬ).

Д/игра «Подбери слово»:

Медведь какой ? (косолапый, большой, бурый, неуклюжий, т.д.) 

Сыграть медведя.

Разрезные картинки: волк, заяц и колобок, медведь. Пазл из сказки и кубики с изображением медведя (дети выполняют в зависимости от их возможностей).  

Динамическое упражнение «Мишка».

Вылез мишка из берлоги, (Присесть, встать - 2 раза.)

Разминает мишка ноги. (Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)

На носочках он пошёл, (Ходьба на носках.)

И на пяточках потом, (Ходьба на пятках.)

На качелях покачался (Подниматься высоко на носках и опускаться на пятки.)

И к лисичке он подкрался. (Переступание с ноги на ногу.)

И спросил он молодицу:

— Ты куда бежишь, лисица? (хором, слегка наклониться и развести руки)

Молодцы, выполнили задание медведя.

Рассказ-объяснение про медведя и его повадках, об эмоциональных состояниях и настроениях медведя в разных сказках. Какое настроение в этой сказке, какую эмоцию испытывает медведь при встрече с колобком?

Музыкальная игра – «Поймай колобка».

Музыкальный руководитель поет песни о колобке и про медведя, вместе выполняют ритмические движения под музыку; рассуждают, как в музыке можно передать характер героев и ситуацию, какие музыкальные инструменты позволяют это сделать.

 Пальчиковая игра.

Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)

тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)

А потом его катаем, (катаем)

на окошко сажаем. (раскрывают ладони)

Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)

Укатился озорник! (вращение кистями)

Прощаемся.

Занятие 6

Приветствие.

Повторение темы.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее.

(ЛИСА)

Изобразить лису и произнести ее слова.

– Лиса, ребята, очень хочет Колобка съесть, но мы поможем ему – выполним все задания лисички, чтобы она его не съела.

– Сейчас мы с вами поиграем в игру «Настроение Колобка» : показать разное настроение колобка. разные эмоции на личике колобка: радость, грусть, удивление.

Теперь покажем эти эмоции на своих личиках.

Проводится подвижная игра «Спасаем Колобка».

Дети стоят по кругу, ведущий ребенок - Лиса, он за кругом. По кругу быстро передают мяч – Колобок, а ребёнок – Лиса пытается догнать его. Игра проводится несколько раз.

Рассказ-объяснение про лису и его повадках, об эмоциональных состояниях и настроениях лисы в разных сказках. Какое настроение в этой сказке, какую эмоцию испытывает лиса при встрече с колобком?

Музыкальная игра – «Поймай колобка».

Музыкальный руководитель поет песни о колобке и про лису, вместе выполняют ритмические движения под музыку; рассуждают, как в музыке можно передать характер героев и ситуацию, какие музыкальные инструменты позволяют это сделать.

Аппликация «Лисичка».

Пальчиковая игра.

Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)

тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)

А потом его катаем, (катаем)

на окошко сажаем. (раскрывают ладони)

Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)

Укатился озорник! (вращение кистями)

Прощаемся.

Занятие 7

Приветствие.

Повторение темы.

Вопрос 1. Из какой сказки эта картинка: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»? 
(В вопросе для детей старшего дошкольного возраста употребляю слово «иллюстрация»)
Ответ: «Колобок»
Вопрос 2. Откуда появился Колобок в сказке?
Ответ: Колобок испекла бабушка.

Вопрос 3. На какую фигуру похож Колобок?
Ответ: шар.
Здесь можно уточнить названия объемных фигур, сравнить, чем они похожи (цветом) и чем различаются (формой и размером). 
(Младшие дошкольники еще не знают названия объемных фигур, и шар называют кругом, куб – кубиком).
Предложить сосчитать, сколько всего фигур. (Для детей младшего дошкольного возраста допустим ответ «много», хотя многие уже могут считать до 2-х)

Вопрос 4. Куда бабушка положила Колобка после того, как испекла его? А зачем?
Ответ: на окошко, остывать.

Вопрос 5. Кого Колобок встретил первым? Кого вторым? Кого третьим? Кого четвертым? Кого последним?
Ответ: первым – зайца, вторым – волка, третьим – медведя, четвертой (или последней) была лиса. 
(Младшие дошкольники в первом полугодии чаще всего не умеют считать до пяти, но понимают значение слов «первый» и «последний». Поэтому им можно задавать следующие вопросы: «Кого Колобок встретил первым (или сначала)? Кого потом?» и т.д.)
Предложить детям назвать всех, кто изображен на картинке по отдельности и одним словом («животные»). Предложить сосчитать, сколько всего животных. (Для детей младшего дошкольного возраста допустим ответ «много»)

Вопрос 6. Кого не было в сказке «Колобок»?
Ответ: мышки.
После того, как дети назовут мышку можно предложить им сосчитать, сколько изображено животных и сколько людей.
(Для детей младшего дошкольного возраста допустим ответ «много»)

Вопрос 7. Как Лиса обхитрила Колобка? 
Ответ: сначала попросила сесть Колобка на носок, потом на язычок, потому что она плохо слышит песенку.
Вопрос 8. Чем закончилась сказка?
Ответ: Лиса съела Колобка.
Вопрос 9. Почему Лиса съела Колобка?
Ответ: потому что Колобок ушел от дедушки с бабушкой, разговаривал с незнакомыми зверями, поверил Лисе.
Вопрос 10. Что Колобок в разговоре с Лисой сделал неправильно?
Ответ: Колобок поверил Лисе, что она плохо слышит. Колобок любил хвастаться. Ему понравилось, что Лиса его похвалила за песенку.

Пальчиковая гимнастика «Колобок»
Лепим, лепим колобка, 
Тесто месим мы слегка (сжимаем и разжимаем пальцы,
А потом его катаем (катаем),
На окошко сажаем (раскрывают ладони).
Он с окошка прыг, да прыг, 
Укатился озорник! (хлопают в ладони)

Предложить всем вместе воспроизвести события сказки.
Очень интересно и весело придумывать другое окончание сказки. Например, чтобы было, если бы дедушка и бабушка увидели, что Колобок укатился? Или, чтобы было, если бы Лиса не съела Колобка?

Предложить обвести Колобка по контуру сначала пальчиком в воздухе. Потом каждому раздать индивидуальный бланк, на котором надо обвести Колобка по пунктирной линии карандашом и раскрасить его.

 

Со сказкой жалко нам прощаться,

С Колобочком расставаться.

Но не будем унывать,

Сказку будем в гости звать:

Сказка, сказка, приходи,

Будут рады малыши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие. Сказкотерапия "Колобок в стране Доброты"

Занятие для обучающихся 1 класса. Проводится в рамках недели коррекционной работы  в День Доброты....