Педагогический проект на конкурс "Учитель года"
проект на тему

Буланова Анна Вячеславовна

Педагогический проект на конкурс "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Педпроект на конкурс81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 10 ЛИК г. Невинномысска

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Учение с увлечением»

Мотивация школьников к изучению русского языка

Выполнила:

учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 10 ЛИК

г. Невинномысска

Шкляева Анна Вячеславовна

Невинномысск 2014

Содержание проекта «Учение с увлечением»

  1. Введение
  2. Основные компоненты, способы и формы работы при реализации проекта
  3. Этапы реализации проекта
  4. Ожидаемые результаты.
  5. Промежуточные результаты
  6. Литература и информационные ресурсы

    Введение

                                             Ничто для нас столь обыкновенно,

                                                    ничто столь просто кажется, как речь

                                                     наша, но в самом существе ничто столь

удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.

Радищев А. Н.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетенций, активной жизненной позиции.

В важности и необходимости изучения русского языка никто не сомневается, тем не менее, интерес к предмету падает, школьники воспринимают лишь необходимость и обязательность непременной сдачи единого государственного экзамена, которым часто даже пугают учеников. Предмет перестает быть интересным и увлекательным, становится излишне навязываемым, что вызывает отторжение у обучающихся. Русский язык – как средство обучения и воспитания – располагает большим воспитательным и образовательным потенциалом. Однако, как свидетельствуют проводимые опросы, мало у кого из учащихся любимым предметом в школе является русский язык. Падение интереса к языку ведет к снижению грамотности, косноязычию, неумению правильно, логично выразить свою мысль.  Именно поэтому сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к слову, научить детей почувствовать истинный вкус и назначение русского языка. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

Как замотивировать школьников на изучение родного языка? Этот вопрос особенно важен для меня как учителя русского языка и литературы средней ступени. На уроках и не только, надо заинтересовать ребят к самостоятельному изучению, постоянному самосовершенствованию речевых навыков и лингвистических знаний. Необходимо научить школьников пользоваться родным русским словом, понимать и чувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество.  

Поэтому стратегической целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению русского языка.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать практический опыт и необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения.
  2. Используя специальные диагностические методики в тесном сотрудничестве со школьным психологом выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
  3. Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению русского языка.
  4. Разработать систему форм работы, мотивирующих к изучению русского языка.
  5. Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
  6. Анализировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, провести систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Объект исследования: образовательный процесс.

Предмет исследования: мотивация к изучению русского языка у  обучающихся 5-6 классов.

     Проблема мотивации учения меня интересовала  с самого начала педагогической деятельности. Ознакомившись с научно-методической, психолого-педагогической литературой по данной теме, убедилась, что психологическое «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика» (А.К.Маркова).

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию школьников. Сегодня ученикам уже не достаточно овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться. Следовательно, актуальность темы обусловлена следующим:

  • мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость;
  • необходимость переосмысления известных методических решений по актуализации мотивационных механизмов с учетом личностных особенностей учащихся.

Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность.

2. Основные компоненты, способы и формы работы при реализации проекта.

Многочисленные психологические исследования Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина и П.Голу, А.К.Марковой и др. показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

Исходя из этого,  для повышения мотивации я использую следующие формы, методы и приемы работы:

  • личностно-ориентированнный подход,
  • создание проблемной ситуации на уроках русского языка,
  • проведение нестандартных уроков,
  • применение информационно-коммуникативных технологий,
  • использование разнообразного дидактического материала,
  • выполнение творческих заданий.

      В нашей гимназии с 1992 года осуществляется личностно-ориентированное обучение. Суть в том, что, начиная с 5 класса, родители выбирают уровень сложности изучения материала. Для первого уровня уч-ся овладевают материалом на уровне узнавания. Обучающиеся 2 уровня на репродуктивном уровне. У них преобладает осознанное усвоение знаний на уровне государственного стандарта. Уч-ся 3 уровня овладевают материалом на конструктивном уровне, способны грамотно выражать мысль в слове, оперировать понятиями, мыслят категориями. Об-ся 4 уровня способны выдвигать необычные идеи, владеют материалом на творческом уровне.

      В классах, где я работаю, есть об-ся, изучающие материал на 2 и 3 уровнях. Исходя из этого, я подбираю для них дифференцированный материал для работы в классе и дома. Так, например, в 6 классе при изучении темы словообразование ученики 2 уровня получают задание определить способ словообразования данных слов (пришкольный, сгорел, морской, пароход и др.), а уч-ся 3 уровня даю текст, из которого они должны выписать по одному примеру для каждого способа словообразования.

 Примером создания проблемной ситуации может быть работа по определению частей речи. Так, например, начиная изучать числительные, даю ребятам ряд однокоренных слов (семь, седьмой, семёрка, семеро) и прошу определить слова одной части речи приведены или нет.

       Сделать многие понятия живыми для детей можно не только вниманием к самому слову. Но и созданием живой ситуации на уроке. Например, в начале изучения темы «Члены предложения» приношу в класс необычный, непонятный предмет, «нечто с другой планеты». Ученикам предлагаю задать столько вопросов, сколько, по их мнению. Необходимо для того, чтобы получить максимально полную информацию о неизвестном предмете. Задаю следующие вопросы: Что это? Какие у него свойства? Каков он? Где применяется? Как? Для чего?  Почему?  Каждый ответ порождает новый, более конкретный, вопрос на уточнение. Анализирую все прозвучавшие и зафиксированные на доске вопросы, можно увидеть, что все члены предложения: и подлежащее, и сказуемое, и обстоятельство, и определение, и дополнение – в них отражены.

        Далее классу даю задание: в одном предложении попытаться объяснить все, что удалось узнать о незнакомом предмете. Ученики читают свои предложения. И вдруг обнаруживается, что у каждого свое – каждый вынес в объяснение то, что ему казалось наиболее важным. Получаются разнообразные предложения. И с помощью предложения разбираются по членам, анализируются вопросы, которыми связаны в них слова, сопоставляются с теми, которые звучали в самом начале знакомства с темой, все это дает понимание того, зачем нужны члены предложения, с какой целью надо уметь видеть их и различать в предложении. Учащиеся осознают реальную, жизненную необходимость такого подхода в познании нового для них явления. Это один из примеров нестандартного урока.

Большую роль играет дидактический материал, используемый на уроке, в плане воспитания интереса к русскому языку. Считаю, что при изучении любой грамматической темы, прежде всего надо опираться на художественный текст. В своих уроках использую разнообразный дидактический, познавательный и занимательный материал, работаю с этимологией.  Приведу несколько конкретных примеров. В учебнике «Русский язык» для пятого класса дается определение: «Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто? Что?» Понятно, что книга, стол, дерево, доска – предметы. А человек, человечество, космос, спорт и многие другие слова? Идет явное сужение понимания языка, к которому приобщаются ученики.

Что же обозначает ряд существительных?

Любовь, доброта, горечь, восхищение, ненависть – чувства. Космос, хаос, рок, судьба – философские понятия, связанные с мирозданием. Фольклор, народные традиции, обряды – понятия народной культуры. Революция, война, переворот – исторические события. Бег, ходьба – виды движения.

И подобные ряды можно продолжить бесконечно: если внимательно вглядеться в само слово, то можно прийти к выводу, что имя существительное – это то, что существует, все сущее. Даже не давая  учащимся самого понятия «общей семы», можно научить их видеть эту особенность языка, чувствовать его многообразие. Можно использовать следующие приемы обучения: подобрать общее значение к любому ряду слов, разложить общее на возможные составляющие, а после этого сделать вывод, что же такое имя существительное. При таком подходе к изучению лингвистических понятий происходит реальное знакомство с тем, как язык отражает закономерности человеческого мышления: от общего к частному, от частному к общему.

        Очень многие понятия в русском языке остаются для ребят мертвыми, особенно если слово – термин. Вряд ли учащимся известно, почему частям речи даны такие названия: глагол, имя прилагательное, причастие, деепричастие, местоимение. Есть ли в этом какой-то смысл? Читаем в словаре В.И.Даля: «Глагол 1. Слово, речь… 2. Словесная речь человека. 3. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание.

 В.И. Даль дает глаголу определение более широкое, чем современные учебники. Теперь понятно, почему обезлюдело, опустело, темнеет, знобит – тоже глаголы (а не наречия, как считают многие ученики), ведь глаголы могут обозначать не только действия предметов, но и состояние чего-либо (пространства, человека).

        Термин «прилагательное» обозначает то, что прилагается, добавляется к чему-либо. Без чего прилагательное теряет свой полный смысл, без чего невозможно определить его форму? Без существительного. Следовательно, эта часть речи «прилагается» к существительному, всегда сопутствует ему (или тому, что стоит вместо имени существительного – местоимению). Смотрим у В.И. Даля: «Прилагательное имя, прилагаемое к существительному для обозначения свойств или качеств его». И тогда логичным становится не изучение отдельно прилагательного как части речи, а работа по этой теме уже на уровне словосочетания.

        Даю задание дать свое толкование языковых  терминов. Часто получаю неожиданные и оригинальные ответы. Например, причастие объясняется некоторыми учащимися как разряд слов, причастных к тому, о чем говорится в предложении: они не несу основной смысловой нагрузки, то есть они именно причастны к высказыванию.

       Повышению интереса способствует также работа с фразеологизмами. Задания по угадыванию фразеологических оборотов, подобрать синонимы, антонимы, нарисовать, вставить в текст подходящий по смыслу фразеологизм.

       Каждый урок русского языка стараюсь удовлетворять стремление детей к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность. Для этого даю возможность ученику побывать в позиции автора. Стать автором не только творческих работ, сочинений, но и отдельных предложений, высказываний. Часто даю задание составить свои предложений, включив в них слова на нужное правило, выразить свою мысль по определенной синтаксической модели, придумать небольшой связный текст с теми словами, с которыми шла работа на уроке.

      Это лишь несколько приемов, которые способствуют формированию интереса к русскому языку как учебному предмету. Если уроки станут для каждого ребенка источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков ответа на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету отпадет сама собой, ибо только реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение. Живой интерес ребят просыпается тогда, когда язык становится способом познания окружающего мира, человека, самого себя.

        Из приведенных примеров видно, что главным в изучении русского языка становится совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который, безусловно, есть в любом языковом явлении. На первом плане оказывается стремление понять, почему и зачем в языке существуют такие закономерности. А это необходимый шаг к тому, чтобы научиться осмысленно управлять и владеть своей речью, чтобы не просто слушать и слышать, а чувствовать язык другого человека.

3. Этапы реализации проекта.

      Сроки реализации проекта: 2013/14 – 2015/16 учебный год.

Этапы:

1. подготовительный: сентябрь – декабрь 2013 г.

Содержание работы: подбор материала, консультации с психологом, анализ качества обученности, изучение и анализ материалов по теме проекта, современных педагогических технологий и ИКТ.

2. основной: январь 2014 –май 2016 г.

Содержание: проведение уроков с использованием заданий и форм повышения мотивации обучающихся.

3. заключительный: май – июнь 2016 г.

Содержание: подведение итогов, анализ результатов.

4. Ожидаемые результаты.

В результате реализации проекта у обучающихся сформируются:

  • устойчивая внутренняя мотивация к обучению, повышение интереса к русскому языку и развитие мотивов учебной деятельности;
  • сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
  • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
  • способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах;
  • социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.

  1. Промежуточные результаты:

После первого года работы над проектом я имею следующие результаты.   Обученность об-ся 5-6 классов по русскому языку в 2013-2014 г. составляет: 5А - обученность – 100 процентов, качество -83 процента. 6А - обученность - 100 процентов, качество - 87 процентов.

Увеличился интерес к участию в первом туре Всероссийской олимпиады по русскому языку. В 2013/14 уч.году  в гимназическом этапе среди об-ся 5-6 классов приняли участие 22 человек.

Победитель в 6А классе - Афонина Юлия.

Призеры: Авакян Милена (5А), Пластун Екатерина (6А),  Погорелова Владислава (6А).

    В 2014/15 учебном году - 30 человек. Изменилось количество победителей и призеров. В 2013/14 учебном году победитель один, призеров три. В 2014/15 учебном году победителей три, призеров пять. Пластун Екатерина, ученица 7А класса, призер муниципального этапа олимпиады по русскому языку.

В 2013 году в международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» участвовало 14 человек. В 2014 – 34 человека.

В 2014 году среди об-ся 6-ых классов - 18 человек, 7-ых классов - 16 человек.

       Приняли участие в «Творческой неделе», работая над созданием проектов по русскому языку 5 пятиклассников и 5 шестиклассников.

Результаты тестирования педагогом-психологом общего уровня мотивации  обучаемых подтверждают сохранение  мотивации к обучению по русскому языку, наблюдается тенденция к повышению этого уровня, несмотря на сложности подросткового периода детей 11-13 лет.

Известный психолог А.Н. Леонтьев говорил, что под мотивацией он понимает «…то, что является единственным побудителем направленной деятельности» И деятельность эту можно стимулировать различными приемами в  учебном процессе. В данный момент я нахожусь на основном этапе реализации своего проекта, вижу, что он дает положительные результаты, поэтому работу над ним буду продолжать.

Литература

  1. Буслаев, Ф.И. О первоначальном преподавании родного языка // Буслаев. Избранные труды – М.: Просвещение, 1994.- 243 с.
  2. Даль Ф.И., В.И. Толковый словарь живого великорусского языка./ В.И. Даль. – М.: Дрофа, - 2001. – 578 с.  
  3. Маркова А.К., Т.А.Маттис, А.Б.Орлов, Формирование мотивации учения: Кн. для учителя, Просвещение, 1990
  4. Маркова А.К., Формирование мотивации учения в школьном возрасте, Москва, Просвещение, 1983
  5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование №7 2000
  6. Поташник М.М. Требования к современному уроку: методическое пособие/М,2007
  7. Интернет ресурсы
  8. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании // К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т.2. – М., 1974.- С. 12-29.
  9. Intel. Обучение для будущего. Учебное пособие, М. Издательско–торговый дом «Русская редакция» 2004

Интернет ресурсы

  1. www.it-n.ru сеть творческих учителей
  2. www letopisi.ru
  3. www.metod kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогический проект "Ученик года"

Материал содержит описание, этапы проведения и материалы по проведению данного проекта....

Социально-педагогический проект "Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Бессмертный полк"

Социально-педагогический проект, посвященный празднованию Победы в Великой Отечественной войне. Актуальность.  Цели. Задачи. Ожидаемые результаты. Риски. Реализация. Перспектива проекта....

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Методическая разработка «Учебно-педагогический проект «Школьная книга года» для обучающихся 9 классов

laquo;Учебно-педагогический проект «Школьная книга года»»Учебно-педагогический проект «Школьная книга года» - методическая разработка, направленная на создание эле...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)

В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...

Педагогический проект. Организация предметной недели по технологии на тему: «Долг памяти: Трудовой подвиг советского народа в годы Великой отечественной войны». Учитель технологии - Гришина.Т.А.,Школа№144,г.Казань

Актуальность проекта рассматривается  как необходимость развития у учащихся мотивации к занятиям  техническим творчеством.По результатам нашего исследования:только 20 % учащихся  школы ...

ОТЧЁТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ» В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ

В рамках реализации проекта систематически, по мере изучения конкретных тем, осуществлялась диагностика уровня развития и сформированности финансовой грамотности у обучающихся 6-7-8, 10-11 классов по ...