Главные вкладки

    Рабочая программа по профориентации для обучающихся 9-ых классов
    рабочая программа (9 класс) на тему

    Рабочая программа составлена на основе программы предпрофильной подготовки учащихся "В поисках своего призвания" Кудряшовой С.В. 

    Расчитана на один год обучения для детей  9-ых классов. Количество отведенных часов для освоения программы - 35. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_proforientatsii_9_klassy.docx53.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя школа № 1  им. М.М. Пришвина»

    «Согласовано»

    Руководитель ШМО

    ______________/ ________________

     «_____»  ________________201_ г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по ВР

    _______________/ ______________

    «_______» ________________201_ г.

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина

    ______________  / ____________

    Приказ № ____________

    от  «_____» ____________201_ г.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по ПРОФОРИЕНТАЦИИ

    для 9-ых классов

    Подготовила: педагог-психолог

    Позднякова Марина Николаевна

    Липецкая область, город Елец

    2018 – 2019  учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения  молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.

    Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

    В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.

    Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности:  уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное -  свои способности и склонности.

    Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

    В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

    Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

    На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:

    1. Неопределенность целей профессионального самоопределения.
    1. Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха.
    1. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания.
    1. Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы.
    1. Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся.
    1. Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных институтов.

    Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на учащихся 9-х классов основной школы, их профессиональное определение после окончания основной школы.

    Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

    Сопутствующие цели:

    • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
    • выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи:

    • актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов;
    • обеспечить системой сведений о мире современных профессий;
    • развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

    Нормативно-правовое обеспечение программы:

    • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
    • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
    • Конвенция о правах ребенка;
    • Конституция Российской Федерации;
    • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
    • Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н);
    • Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
    • Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
    • Приказ от 01.09.2018 г. №____ «Об утверждении общеобразовательной программы МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина».

    Рабочая программа составлена на основе программы предпрофильной подготовки учащихся «В поисках своего призвания»  Кудряшовой С.В.

    Основной формой организации образовательного процесса является урок. Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, урок – практикум, урок – исследование, урок – обобщение.

    Технология обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.

    Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний. В качестве форм контроля предусматриваются устный или письменный опрос, а также практические работы и тестовые задания.

    Предусмотрено безоценочное обучение.

    Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 35 часов.

    Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-х классов на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал:  

    • роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности;
    • понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;
    • приемы анализа индивидуальных особенностей личности;
    • сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности;
    • природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;
    • ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;
    • роль эмоций в профессиональной деятельности человека;
    • понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;
    • понятие о специальности и квалификации работника;
    • требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности;
    • характеристику профессий и специальностей;
    • понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования.
    • основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;
    • факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
    • виды и формы получения профессионального образования;
    • виды учреждений профессионального образования.

    По окончании курса учащиеся должны уметь:

    • сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
    • составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности.
    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    Программа реализуется с использованием методического комплекса:

    1. Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Практикум / Информационно – методические материалы для подростков. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2005 . – 36 с.
    2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. (Педагогика. Психология. Управление).
    3. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 336 с: – ил. – (Азбука психологии);
    4. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176 с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако, не все сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте».

    Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация.

    Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы педагога. Создание данной программы по профориентации обусловлено так же и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики недостаточно.

    К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий.

    Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути подросткам. По данным различных исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.

    В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной педагогической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.

    Работа педагога включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе. Формирование профессиональных намерений обучающихся проходит через информационно – просветительскую работу, направленную на развитие профильной культуры учащихся.

    Программа по профориентации дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора дальнейшего выбора.

    Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

    Учебный предмет «Профориентация» нацелен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у обучающихся к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.Цель данной программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. Практически это означает, что подросткам нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи.

    ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

            Курс «Профориентация» расчитан на один год обучения в 9-х классах. Общая недельная загрузка в учебном году – 1 час. Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения в 9-м классе.

    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Личностные результаты освоения учебного предмета:

    • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
    • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
    • использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;  
    • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
    • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

    Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

    • развить самостоятельность;
    • оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
    • систематизировать, анализировать полученные данные;
    • освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

    Предметные результаты осовения учебного предмета:

    • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
    • правила выбора профессии;
    • понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
    •  понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
    •  значение творческого потенциала человека, карьеры;
    • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
    • о современных формах и методах организации труда;
    • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
    • о предпринимательстве;
    • о рынке труда.

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

    Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).

    Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в России и за рубежом, особенностям профессионального самопределения молодежи на современном этапе.

    В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются практические работы в форме эссе.

    Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа).

    Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению классификации профессий, а также предлогает практические занятия с использованием психологических тестов.

    В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устный и письменый опросы.

    Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа).

    Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов  выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок при выборе будущей профессии.

    В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.

    Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов).

    Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки.  

    В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы учащихся.

    Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов).

    Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся  с помощью методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе.

    В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются устные и письменные опросы учащихся, а также практические задания в форме психологических тестов.

    Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа).

    Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

    В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.

    Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).

    Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью (правила поведения на собеседовании).

    В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы и практические задания в форме эссе.

    Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в России (4 часа).

    В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального образования в России, а также на учебных заведениях   начально, среднего, высшего профессионального образования в Липецкой области.

    В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы, а также практические задания в виде сочинения-рассуждения.

    Раздел IX. Личный профессиональный план (2 часа).

    В разделе освящается вопрос о том,  как составить профессиональный план по схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации.

    В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос учащихся.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

    Наименование темы

    Кол-во часов

    Основные виды учебной деятельности

    Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).

    1

    Введение в курс. Из истории профориентации.

    1

    Ознакомление с целями и задачами курса. Изучение нового материала.

    2

    Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.

    1

    Изучение нового материала. Постановка и решение проблем. Анализ, выдвижение гипотез и их обоснование.

    Мир профессий и его многообразие (3 часа)

    3

    Что такое профессия?

    1

    Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

    4

    Ориентация в мире профессий – классификация профессий.

    1

    Изучение нового материала.

    5

    Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова.

    1

    Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ.  Рефлексия.

    Секреты выбора профессии (2 часа).

    6

    Мотивы и основные условия выбора профессии.

    1

    Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

    7

    Типичные ошибки при выборе профессии.

    1

    Изучение нового материала. Рассуждение, выдвижение гипотез и их обоснование.

    На пути к самопознанию (7 часов).

    8

    Хорошо ли я себя знаю?

    1

    Рефлексия. Рассуждение.

    9

    Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности

    1

    Изучение нового материала.

    10

    Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка.

    1

    Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ.  Рефлексия.

    11

    Самооценка и уровень притязаний.

    1

    Изучение нового материала.

    12

    Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной деятельности.

    1

    Изучение нового материала.

    13

    Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер.

    1

    Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ.  Рефлексия.

    14

    Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание».

    1

    Изучение нового материала.

    Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе

    (7 часов).

    15

    Интересы и склонности в выборе профессии.

    1

    Изучение нового материала

    16

    Карта интересов и склонностей. Психодиагностика.

    1

    Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ.  Рефлексия.

    17

    Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях?

    1

    Изучение нового материала, анализ, обобщение, рефлексия.

    18

    Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности.

    1

    Изучение нового материала. Анализ. Рефлексия.

    19

    Способности к профессиям социального типа.

    1

    Изучение нового материала, рассуждение.

    20

    Способности к офисным видам деятельности.

    1

    Изучение нового материала, рассуждение.

    21

    Способность к предпринимательской деятельности.

    1

    Изучение нового материала, рассуждение.

    Профессиональная пригодность (4 часа).

    22

    Здоровье и выбор профессии.

    1

    Изучение нового материала.

    23

    Что такое профессиональная пригодность?

    1

    Изучение нового материала, рассуждение.

    24

    Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

    1

    Рассуждение, выдвижение гипотез и их обоснование.

    25

    Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий.

    1

    Рассуждение, анализ, выдвижение гипотез  и их обоснование.

    Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).

    26

    Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.

    1

    Изучение нового материала.

    27

    Имидж и этикет современного делового человека.

    1

    Изучение нового материала.

    28

    Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании.

    1

    Изучение нового материала. Обобщение. Синтез.

    29

    Резюме: структура и содержание.

    1

    Практическая работа по отработке навыков составления резюме.

    Возможности получения профессионального образования в России

    (4 часа).

    30

    Виды профессионального образования в России.

    1

    Изучение нового материала. Рассуждение и обобщение.

    31

    Высшее профессиональное образование Липецкой области.

    1

    Классификация, анализ, обобщение.

    32

    Получение среднего профессионального образования в городе Ельце.

    1

    Классификация, анализ, обобщение.

    33

    Получение среднего профессионального образования в городе Липецке.

    1

    Классификация, анализ, обобщение.

    Личный профессиональный план (2 часа).

    34

    Профессиональный план. Диагностика работоспособности.

    1

    Изучение нового материала. Познание своих индивидуально-личностных особенностей.

    35

    Итоговое занятие по курсу.

    1

    Повторение полученного материала. Анализ, Синтез, обобщение.

    Итого: 35 часа

    ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Для реализации учебной программы необходимы следующие учебно-методические средства:

    1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
    2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.  
    3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
    4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –  М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000.
    5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.
    6. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2009.- 171с.
    7. Учебники:  Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений М.С.   Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко и др. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 159 с.
    8. Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным содержанием сопровождением курса / авт. Сост: Л.Н. Бобровская , О.Н. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. 2-е изд.; доп.- М.: Глобус, 2008.  -101 с. – (Профессиональная школа).

    Требования к материально-техническим условиям реализации программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования определяются необходимостью наличия на уроках: компьютера, мультимедийного проектора, стимульного материала к методикам, комплектов презентаций к некоторым урокам, словарей и справочников.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    • Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.
    • Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.
    • Сформированные рефлексивные действия:

    • способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;
    • способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;
    • способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.

    • Выпускник основной школы сможет:

    • проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);
    • устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом;
    • работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.
    • совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии;
    • выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы.

     

    Приложение № 1

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

    9  КЛАССА

    Наименование разделов и тем

    Количество часов

    Дата проведения

    План

    Факт

    Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).

    1

    Введение в курс. Из истории профориентации.

    1

    2

    Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.

    1

    Мир профессий и его многообразие (3 часа)

    3

    Что такое профессия?

    1

    4

    Ориентация в мире профессий – классификация профессий.

    1

    5

    Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова.

    1

    Секреты выбора профессии (2 часа).

    6

    Мотивы и основные условия выбора профессии.

    1

    7

    Типичные ошибки при выборе профессии.

    1

    На пути к самопознанию (7 часов).

    8

    Хорошо ли я себя знаю?

    1

    9

    Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности.

    1

    10

    Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка.

    1

    11

    Самооценка и уровень притязаний.

    1

    12

    Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной

    деятельности.

    1

    13

    Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер.

    1

    14

    Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание».

    1

    Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе

     (7 часов).

    15

    Интересы и склонности в выборе профессии.

    1

    16

    Карта интересов и склонностей. Психодиагностика.

    1

    17

    Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях?

    1

    18

    Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности.

    1

    19

    Способности к профессиям социального типа.

    1

    20

    Способности к офисным видам деятельности.

    1

    21

    Способности к предпринимательской деятельности.

    1

    Профессиональная пригодность (4 часа).

    22

    Здоровье и выбор профессии.

    1

    23

    Что такое профессиональная пригодность?

    1

    24

    Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

    1

    25

    Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий.

    1

    Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).

    26

    Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.

    1

    27

    Имидж и этикет современного делового человека.

    1

    28

    Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании.

    1

    29

    Резюме: структура и содержание.

    1

    Возможности получения профессионального образования в России

    (4 часа).

    30

    Виды профессионального образования в России.

    1

    31

    Высшее профессиональное образование Липецкой области.

    1

    32

    Получение среднего профессионального образования в городе Ельце.

    1

    33

    Получение среднего профессионального образования в городе Липецке.

    1

    Личный профессиональный план (2 часа).

    34

    Профессиональный план. Диагностика работоспособности.

    1

    35

    Итоговое занятие по курсу.

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике для обучающихся 5-х классов

    Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по УМК С. М. Никольского  "Математика - 5" в соответствии с требованиями пункта 18.2.2 ФГОС...

    Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе

    В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...

    Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе

    В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...

    Рабочая программа по химии для обучающихся 10-го класса базового уровня.

    Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-го класса гуманитарного профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельно...

    Рабочая программа по математике для обучающихся 5 -х классов

    Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравстве...

    Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися воспитанниками 9 класса

    Данная программа разработана на основе:Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционная) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Минис...

    Рабочая программа по математике для обучающихся 10 – 11 классов (базовый уровень), «Алгебра и начала анализа" автор Ю.М. Колягин, «Геометрия. 10-11 класс" автор Л.С. Атанасян.

    Данная рабочая программа по математике для обучающихся 10-11 классов составлена на основе "Алгебры и начала математического анализа" автора Ю.М. Колягина и "Геометрии 10-11 класс" ...