Рабочая программа по химии для обучающихся 10-го класса базового уровня.
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Зенина Елена Васильевна

 

Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-го класса гуманитарного профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного материала в соответствии с концепцией модернизации химического образования и федеральным государственным образовательным стандартом. Рабочая программа курса «Химия»  разработана на основе примерной программы среднего (полного) образования по химии базового уровня для 10-х классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение 2011 год) и авторской педагогической разработкой адаптационного типа по курсу «Химия», 10 класс (автор Зенина Е.В., 2012 г.) в рамках федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. 

Учебник - В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, А.А. Дроздов «Химия», 10 класс. – М., «Дрофа», 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prgramma_10-gum.docx44.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Шелеховского района «Шелеховский лицей»

«Рассмотрено»

На заседании кафедры

Заведующий кафедрой

___________ Е.В. Зенина/

Протокол от _______________№ ___

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________/ С.К. Садовская/

«____»____________20____ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ШР «Щелеховский лицей» __________________ О.А.Меновщикова

Приказ  от «___»________20___ г.  №_______

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

Класс – 10 г (гуманитарный профиль)

Всего часов на учебный год – 34

Количество часов в неделю – 1

Составлена в соответствии с  авторской педагогической разработкой адаптационного типа по курсу «Химия», 10 класс (автор Зенина Е.В., 2013 г.)

Учебник - В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, А.А. Дроздов «Химия», 10 класс. – М., «Дрофа», 2011 г.

                  Составитель: Зенина Елена Васильевна

учитель химии МБОУ ШР

                                                                                                                                                                                                 «Шелеховский лицей»

г. Шелехов, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность курса

Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-го класса гуманитарного профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного материала в соответствии с концепцией модернизации химического образования и федеральным государственным образовательным стандартом. Рабочая программа курса «Химия»  разработана на основе примерной программы среднего (полного) образования по химии профильного уровня для 10-х классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение 2011 год) и авторской педагогической разработкой адаптационного типа по курсу «Химия», 10 класс (автор Зенина Е.В., 2013 г.) в рамках федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Одна из главных целей данного курса – формирование  у обучающихся в средней (полной) школе  системы химических знаний как компонента современной естественнонаучной картины мира.

Целевой направленностью программы является изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами,  исследование закономерностей химических реакций. Поэтому в данной программе нашли отражение основные содержательные линии: вещество, химическая реакция, применение веществ, язык химии.

        Такое построение курса позволяет подвести обучающихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений.

Исходя из целей, основными задачами обучения данного курса являются:

  • сформировать знания о строении и свойствах веществ; закономерностях химических реакций;
  • развить умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, выдвигать гипотезы, намечать план их проверки;
  • привить практические умения по постановке химического эксперимента для получения новых знаний о свойствах веществ, выдвигать и проверять гипотезы, давать аргументированные выводы;
  • показать роль химии в решении глобальных проблем: защиты окружающей среды от загрязнения, рациональном природопользовании;
  • раскрыть представления обучающихся о вкладе химии в понимание научной картины мира;
  • развить интерес к химии как к возможной области будущей практической деятельности.

Содержание программы включает основы органической  химии.

В программе представлены основные блоки содержания и составляющие их вопросы для обязательного изучения, перечислены виды расчётов, химический эксперимент (демонстрации, лабораторные опыты, практические работы).  Учитывая, что данная программа составлена для обучающихся гуманитарного профиля профиля, то с учётом особенностей их памяти, мышления, восприятия материала в содержании курса предложены: уроки-конференции, уроки-беседы. содержащие методы анализа и обработки, формирующие коммуникативные навыки, а также навыки сотрудничества и безопасного обрапщения с веществами в повседневной жизни. Содержание программы строится на основе учёта возрастных особенностей лицеистов, спектра их познавательных интересов, что даёт возможность признать право каждого ребёнка на индивидуальный выбор и разработана с учётом межпредметных связей с другими дисциплинами: математика (расчётные задачи, логические приёмы при работе с Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева), биология (экологические вопросы, в теме «Биологически активные вещества»), информатика  (составление кроссвордов, презентаций, оформление опорных конспектов), литература (написание эссе, сочинение стихов), история (патриотическое воспитание, биографии учёных).  Прослеживаются  межпредметные связи химии с естественными и гуманитарными науками. 

Организация обучения

Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования,  а так же элементов современных образовательных технологий: личностно-ориентированной, информационно-коммуникационной, исследовательской.

Формы работы:  лекция, беседа, рассказ, инструктаж,  демонстрация,  упражнения,  решение задач, работа с книгой.    

Методы обучения:  

  • По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
  • По уровню познавательной активности: проблемные, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные;
  • По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Основные типы учебных занятий.

  • урок нового материала;
  • комбинированный урок;
  • урок обобщения по отдельным разделам;
  • урок контроля знаний;
  • лабораторные и практические работы.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы;

 Формы проверки и оценки результатов обучения:

  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос;
  • тестирование;
  • практикум;
  • самостоятельная работа;
  • контрольная работа;
  • защита творческих проектных работ и исследовательских работ.

Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические работы.


Результаты освоения курса химии.

Личностные результаты обучающихся:

  • в ценностно – ориентационной  сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
  • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельности.

Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы программы по химии являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно- информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • использование различных источников для получения химической информации.  

Предметными результатами освоения обучающимися основной школы программы по химии являются:

1.В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий: органическое соединение (атом, радикал, изомер, молекула, гомолог, номенклатура, молекулярная и структурная формулы, валентность, предельные, непредельные и ароматические  углеводороды, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, простые и  сложные эфиры,  жиры, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты, амины, основность и амфотерность органических веществ,  химическая связь в органических соединениях, степень окисления углерода и его валентность, полимеры ); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь,  реакции  замещения,  присоединения,  полимеризации,  поликонденсации,  изомеризации,  качественные  реакции на  гомологические  ряды веществ);
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
  • описывать и различать изученные классы  органических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проведенные опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений,  изученных химических закономерностей,  прогнозировать  свойства неизученных веществ по аналогии  со  свойствами изученных;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  • моделировать строение молекул изомеров соединений различных гомологических рядов,  строение простых и сложных молекул.

2. В ценностно– ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать  последствия  для  окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере:

  • проводить химический эксперимент.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других  травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 Из них

Уроки

(теоретический материал)

Практические работы

Контрольные работы (зачёты)

1.

Основные положения органической химии

3

3

-

-

2.

Углеводороды и их природные источники

9

8

-

1

3.

Кислород- и азотсодержащие соединения

10

9

-

1

4.

Биологически активные вещества

6

5

1

-

5

Высокомолекулярные соединения

6

5

1

-

Итого:

34

30

2

2

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока п/п

Название темы

Тема урока

Кол-во часов/№ у-темы

Дата

Тип урока

Элементы содержания (главные понятия, изучаемые на уроке)

Формы контроля/

эксперимент

 (Лаб., ПР)

1

 Тема I. Основные положения   органической химии (3 часа)

Предмет и значение органической химии

1/1

Урок формирования новых знаний

Предмет органической химии. Особенности состава органических соединений. Роль органической химии в жизни современного общества.

2

Теория химического строения органических соединений. Изомерия.

1/2

Урок-беседа

Радикал. Химическое строение. Теория химического строения органических соединений. Структурная формула. Углеродный скелет. Изомеры. Изомерия. Изомеризация.

Устный опрос.

3

Основные классы органических соединений. Гомологические ряды.

1/3

Урок формирования новых знаний – урок-исследование

Функциональная группа. Гомологическая разность.

Устный опрос.

4

Тема II. Углеводороды и их природные источники (9 часов)

Предельные углеводороды: номенклатура, изомерия, свойства.

1/1

Урок-беседа

Гомолог. ряд алканов. Изомерия углер. скелета.

Реакция Вюрца.

Л. 1. Построение моделей молекул изомеров пентана.

5

Этиленовые углеводороды: номенклатура, изомерия, свойства.

1/2

Урок-практикум

Реакции присоединения, окисления.

Тест.

6

Полиэтилен, его свойства, применение. Резина. Каучуки.

1/3

Комбинированный

Полимер. Мономер. Полимеризация. Структурное звено. Степень полимеризации.

Л.2. Составление моделей молекул непред.углеводор.

Самост. работа.

7

Ацетиленовые углеводороды: номенклатура, изомерия, свойства.

1/4

Урок формирования новых знаний – урок-исследование

Ацетилен. Тройная связь.

Тест.

Л.2. Составление моделей молекул непредельных углеводородов.

8

Ароматические углеводороды: номенклатура, изомерия, свойства.

1/5

Комбинированный

Бензол. Формула Кекуле.

Самостоятельная работа.

9

Нефть. Природный газ и энергетика.

1/6

Урок - семинар

Крекинг нефти. Ри-форминг. Ректификация. Октановое число.

Устный опрос.

10

Выполнение упражнений по темам «Основные положения органической химии», «Углеводороды и их природные источники».

1/7

Урок обобщения и систематизации знаний

Тест.

11

Систематизация знаний по темам «Основные положения органической химии», «Углеводороды и их природные источники».

1/8

Урок обобщения и систематизации знаний

Устный и письменный опрос.

12

Контрольная работа № 1по темам «Основные положения органической химии», «Углеводороды и их природные источники».

1/9

Урок-проверки знаний по темам

КР № 1

13

Тема III. Кислород- и азотсодержащие соединения

 (10 часов)

Одноатомные спирты: номенклатура, изомерия, свойства, получение.

1/1

Комбинированный, частично-исследо- вательский.

Алканолы. Этанол. Простой эфир. Дегидратация. Реакция этерификации.

Л.3. Свойства этилового спирта.

14

Многоатомные спирты: свойства.

1/2

Урок - семинар

Качественная реакция на многоатомные спирты.

Л.4. Свойства  глицерина.

Устный и письменный опрос.

15

Фенол: строение, свойства, получение.

1/3

Урок формирования новых знаний

Качественная реакция на фенол.

Л.5. Свойства фенола.

16

Альдегиды и кетоны.  

1/4

Урок формирования новых знаний

Реакция «серебряного зеркала». Формальдегид. Ацетальдегид.

Л.6. Качественные реакции на альдегиды.

17

Карбоновые кислоты. Физические свойства муравьиной, уксусной и стеариновой кислот.

1/5

Урок формирования новых знаний – урок-исследование

Карбоксильная группа.

Опорный конспект.

18

Свойства карбоновых кислот.

1/6

Урок -эвристическая беседа

Особые свойства муравьиной кислоты.

Л.7. Свойства уксусной кислоты.

19

Сложные эфиры. Гидролиз сложных эфиров.

1/7

Урок - практикум

Этилацетат. Сложный эфир.

Самостоятельная работа.

20

Амины: свойства, получение. Анилин.

1/8

Урок -эвристическая беседа

Аминогруппа. Анилин. Органические основания.

Устный опрос.

21

Систематизация знаний по теме «Кислород- и азотсодержащие соединения».

1/9

Урок формирования и развития практич.навыков

Тест.

22

Контрольная работа № 2 «Кислород- и азотсодержащие соединения».

1/10

Урок-проверки знаний по теме

.

КР № 2

23

Тема IV. Биологически активные вещества

(6 часов)

Углеводы. Глюкоза: свойства, применение.

1/1

Урок формирова-ния новых знаний, урок-беседа

Моносахариды. Альдегидоспирт.

Л.8. Свойства глюкозы.

Устный опрос.

24

Сахароза, крахмал, целлюлоза: свойства, применение.

1/2

Урок формирова-ния новых знаний, урок-беседа

Дисахариды. Полисахариды. Реакция поликонденсации.

Опорный конспект.

Тест.

25

Жиры, их строение и свойства.

1/3

Урок - семинар

Синтез и гидролиз жиров.

Л.9. Обнаружение непредельных соединений в растительном масле.

26

Аминокислоты. Получение, химические свойства.

1/4

Комбинированный, частично-исследо- вательский.

Пептидная или амидная связь, α-аминокислоты.

Самостоятельная работа.

27

Белки. Нуклеиновые кислоты.

1/5

Комбинированный

Полипептидная цепь. Цветные реакции белков.

Л.10. Цветные реакции белков.

28

Практическая работа № 1 «Идентификация органических соединений».

1/6

Урок формирования и развития практических навыков

Составление плана решения экспериментальных задач.

ПР № 1

29

Тема V. Высокомолекулярные соединения (6 часов)

Полимеры. Реакции полимеризации и поликонденсации.

1/1

Урок формирования новых знаний, урок-беседа

Полимеры. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Устный опрос.

30

Полимерные материалы. Пластмассы и волокна.

1/2

Урок формирования новых знаний, урок-беседа

Качественное определение пластмасс и волокон.

31

Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон».

1/3

Комбинированный

ПР № 2

32

Генетическая связь между классами органических соединений.

1/4

Урок-конференция

Генетическая связь.

Тест.

33

Резервное время.

1/5

34

Резервное время.

1/6

Учебно-методический комплект

Для учителя:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
  3. Примерные программы по учебным предметам. Химия.10-11 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. -88 с. – (Стандарты второго поколения);
  4. В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, А.А. Дроздов, В.И. Теренин. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. 
  5. В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, А.А. Дроздов,. Химия. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2010.
  6. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003г.
  7. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Попков В.А. Начала химии. М.: Экзамен, 2000.
  8. Карцова А.А. Химия: профильный уровень: 10 класс: методическое пособие. –М.: Вентана-граф, 2012.
  9. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Справочник школьника по химии. 8-11 классы. М.: Мир и Образование, 2001-2004: Экзамен, 2006-2009.
  10. А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин, М.Г. Снастина ЕГЭ -2013:самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013.
  11. Н.Е. Кузьменко и др. «Сборник конкурсных задач по химии» М.: «Экзамен»2010.
  12. З.В.Малыхина «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по органической химии».М.: «Сфера», 2001.

Для ученика:

  1. В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, А.А. Дроздов,. Химия. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2010.
  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П.  Химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Химия. ГИА – 2011.М., Просвещение, 2012.
  4. Лёвкин А.Н., Карцова А.А.: Самое необходимое для учащегося. СПб.: Азбука-Классика, 2004.

Интернет - ресурсы

http //www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование».

http //www.mon/ gow. ru.- Министерство образования и науки Российской Федерации.

http //www.fsu. mto. ru - Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.

http //him. lseptcmber. ru. - сайт для учителя «Я иду на урок химии».

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

 http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Средства обучения:                                    

Учебные пособия на печатной основе:

  1. Таблицы
  2. Плакаты
  3. Портреты учёных
  4. Инструкции

Экранно-звуковые средства обучения:

CD- диски, компьютерные презентации

ТСО:

Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочач программа по химии основного (неполного) общего образования на базовом уровне к учебнику химии авторов Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.

Рабочая программа по химии основного (неполного) общего образования на базовом уровне к учебнику химии авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана расчитана на 2 часа в неделю. Программа содержит пояснител...

Рабочая программа по химии Г.Е.Рудзитис (11 класс базовый)

Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования для 11 классов общеобразовательных учреждений по химии,  автор Н.Н. Гара, ...

Рабочая программа по математике для обучающихся 10 – 11 классов (базовый уровень), «Алгебра и начала анализа" автор Ю.М. Колягин, «Геометрия. 10-11 класс" автор Л.С. Атанасян.

Данная рабочая программа по математике для обучающихся 10-11 классов составлена на основе "Алгебры и начала математического анализа" автора Ю.М. Колягина и "Геометрии 10-11 класс" ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 9 КЛАССОВ (уровень: базовый, общеобразовательный)

Рабочая программа по информатике  для  5-9  классов МБОУ  «СОШ №  10» г.  Байкальска была разработана на  основе  требований  к  результат...

«КИОКУСИНКАЙ: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2019/2020 учебный год для группы базового уровня сложности 2 года обучения

Программа конкретизирует объем, содержание, планируемые результаты образовательной деятельности, характеризует организационно- педагогические условия и формы промежуточной аттестации....

Рабочая программа по химии на уровень среднего общего образования, базовый уровень (УМК Е.Е. Минченкова)

Данная рабочая программа (базовый уровень, 2 часа в неделю) составлена для изучения химии по  учебникам: Э.Е. Нифантьев, П.А. Оржековский «Химия 10 класс. Базовый уровень», учебн...

Рабочая программа по технологии для обучающихся 6 “Г” классов на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)

Рабочая программа по учебному предмету “Технология ” для  6 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010г.). Входит...