Рабочач программа по химии основного (неполного) общего образования на базовом уровне к учебнику химии авторов Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Коробкова Галина Алексеевна

Рабочая программа по химии основного (неполного) общего образования на базовом уровне к учебнику химии авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана расчитана на 2 часа в неделю. Программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, литературу. Указано количество часов на каждую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8-9_prog_13-14.docx46.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Возовская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________Сергеева Е.Н.

Протокол №_____от

«___» _________2014 г

«Согласовано»

Заместитель директора школы по учебной работе

_________Болотина Т.Г.

«____»________2014 г

«Утверждено»

Директор школы

________Золотухин Д.А.

Приказ №___от

«____»______2014г

Рабочая программа

по химии

основного (неполного) общего образования на базовом уровне

(на 2014-2015 учебный год)

Составила:  учитель химии:

                              Коробкова Г.А.

2014 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

     Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом , с учетом примерной программы основного общего образования по химии и авторской программой Н.Н. Гара. Программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8-9 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 136 ч/год ( по2 часа в неделю в 8 и в 9 классах  ).Она предназначена для работы  с учебниками  авторов: Г.Е. Рудзис, Ф.Г, Фельдман.

     Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; признана вооружать учащихся основами  химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.      

    Изучение химии в основной школе направлено:

-  на освоение важнейших законов об основных понятиях и законах химии, химической символике;

-  на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основании химических формул веществ и уравнений химических реакций;

-  на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

-  на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

-  на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и пути управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

 Программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

                              СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

8 класс.  68 ч/г ( 2 ч/нед. )

Тема1. Первоначальные химические понятия. (18 ч ) 

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав веществ. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Знаки химических элементов., химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомные единицы массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации. Образцы простых и сложных веществ. Способы очисти веществ. Опыт, подтверждающий закон сохранения вещества. Химическое соединение количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газа.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными химическими свойствами. Разделение смесей веществ с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

Практические работы. № 1.Правила т/б при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.№2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейших формул веществ по массовой доли элементов. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступивших или получающихся в реакции веществ.

Тема 2. КИСЛОРОД ( 5 ч )

 Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.  Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление Тепловой эффект химических реакций. Защита атмосферы от загрязнений.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа.№3 Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. Водород ( 3 )

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород – восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(2).

Тема 4.РАСТВОРЫ.  ВОДА (6 Ч )Вода – растворитель. Растворение веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Практическая работа. №4 Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Тема 5. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ  НЕОРГАНИЧЕСКИХ  СОЕДИНЕНИЙ ( 9 Ч )

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. Кислоты. Классификация, Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации.  Применение. Вытеснительный ряд металлов Н.Н. Бекетова. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение и применение. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикаторов.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практическая работа. № 5 Решение экспериментальных задач по теме « Основные классы неорганических соединений».

Тема 6. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ  ЗАКОН  И  ПЕРИОДИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ  ЭЛЕМЕНТОВ  Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ  АТОМОВ ( 8 Ч )

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Группы и периоды. Значение периодического закона. Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы.

Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с  раствором кислот и щелочей.

Тема 7. СТРОЕНИЕ  ВЕЩЕСТВА.  ХИМИЧЕСКАЯ  СВЯЗЬ  ( 9 ) Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная полярная, ковалентная неполярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Определение степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Кристаллические решетки: ионная, атомная, молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Тема 8. ЗАКОН  АВОГАДРО.  МОЛЯРНЫЙ  ОБЪЕМ  ГАЗОВ ( 3 ч )

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 9. ГАЛОГЕНЫ (7 ) 

 Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Хлор.  Физические и химические свойства галогенов. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворимость в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода.  

Практическая работа №6. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

9 класс.  68 ч/г (2 ч/нед )

Тема1. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ  ДИССОЦИАЦИЯ (10 ч ) .

 Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электролитическую проводимость. Движение  ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа.№1 Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Тема 2. КИСЛОРОД И СЕРА ( 9 ч ) 

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (4 ). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы (6). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид -, сульфит - , сульфат – ионов в растворах.

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме « Кислород и сера».

Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объема одного из вступивших или получающихся в реакции веществ.

Тема 3. АЗОТ  И  ФОСФОР (10 ч )

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение. Соли аммония. Оксиды азота ( 2 ) и ( 4 ). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства. Оксиды фосфора (5 ). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы. №3. Получение аммиака и изучение его свойств. №4 Определение минеральных удобрений.

Тема 4. УГЛЕРОД  И  КРЕМНИЙ  ( 7 ч )

 Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода,  физические и химические свойства. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Кремний оксид кремния (4 ). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат – и силикат – ионы.

Практическая работа №5. Получение оксида углерода ( 4 ) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Тема 5. ОБЩИЕ  СВОЙСТВА  МЕТАЛЛОВ. ( 14 ч )

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева .Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряженности металлов. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы: сталь, чугун, бронза. Проблема безотходного производства  в металлургии и охрана окружающей среды. Щелочные металлы. Положение их в периодической системе, строение атома,  нахождение в природе, физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений. Щелочноземельные металлы: положение в периодической системе, строение атомов, нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий и железо: положение в периодической системе и строение атомов, нахождение в природе, физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида  алюминия. Железо. Положение железа в периодической системе и строение  его его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (2) и (3).

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших соединений калия, натрия, природными соединениями кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (2) и (3) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы. №6 Решение экспериментальных задач по теме « Элементы 1А – 3А-групп периодической системы химических элементов». №7 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 6.           Краткий обзор важнейших органических  веществ (18 ч )

Первоначальные сведения о строении органических веществ .Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений. Предельные углеводороды. Метан. Этан. Физические и химические свойства. Применения. Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Циклоалканы. Бензол. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические и химические свойства..Физиологическое действие на организм. Применение. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

 Карбоновые кислоты. Жиры. Муравьиная и уксусная кислоты, их физические свойства и применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота. Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Глюкоза и сахароза . Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. Крахмал и целлюлоза – природные – полимеры.  Нахождение их в природе, получение.

Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании.  Понятие о ферментах и гормонах. Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров. Химия и здоровье. Лекарства.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов  и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продукты переработки. Опыты выделения водорода из этилового спирта. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты. Получение и свойства угольной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. Качественные реакции на глюкозу, крахмал, белки. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства.

Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям  элементов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ    ПЛАНИРОВАНИЕ  К  УЧЕБНИКУ   Г.Е.РУДЗИТИСА, Ф.Г. ФЕЛЬДМАНА. «Химия 8 класс» Просвещение. 2010 г.

8 класс.    68  часов (2 часа в неделю).

№ урока в году

№ урока в главе

Глава. Количество часов. Тема урока.

Тип

урока

Время проведения.

  1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (18 часов)

1

1

Химия как часть естествознания. Понятие о веществах.

Изучение нового мат.

2

2

П/р.№1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

П/р

3

3

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Комбинированный

4

4

П/р.№2 Очистка загрязнённой поваренной соли.

П/р

5

5

Физические и химические явления.

комбинированный

6

6

Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Комбинированный.

7

7

Простые и сложные вещества. Химический элемент.

Комбинированный.

8

8

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

Комбинированный.

9

9

Закон постоянства состава веществ.

Комбинированный.

10

10

Относительная молекулярная масса. Химические формулы.

Комбинированный.

11

11

Массовая доля химического элемента в соединении.

Решение задач

12

12

Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности.

Изучение нового мат.

13

13

Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности.

Комбинированный

14

14

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

Комбинированный.

15

15

Классификация химических реакций по числу  и составу исходных и полученных веществ.

Комбинированный.

16

16

Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Комбинированный.

17

17

Решение расчётных задач по химическим уравнениям реакций.

Решение задач

18

18

Контрольная работа №1  по теме   «Первоначальные химические понятия»

Контроль знаний

  1. КИСЛОРОД. /5 часов /

19

1

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.     Получение кислорода и его физические свойства.

Изучение нового материала

20

2

Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе.

Комбинированный

21

3

П/р №3 Получение и свойства кислорода.

П/р

22

4

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Комбинированный

23

5

Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

Комбинированный.

  1. ВОДОРОД, / 3 часа /

24

1

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства.

Изучение нового материала

25

2

Химические свойства водорода. Применение.

Комбинированный

26

3

Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород».

Повторение и обобщение

  1. Растворы. Вода. / 6 часов/

27

1

Вода растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.

Изучение нового материала

28

2

Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества

Решение задач

29

3

П/р №4 Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

П/р

30

4

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез.

Изучение нового мат.

31

5

Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе.

Комбинированный

32

6

Контрольная работа №2 по темам «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода».

Контроль знаний

  1. ОСНОВНЫЕ  КЛАССЫ  НЕОРГАНИЧЕСКИХ  СОЕДИНЕНИЙ. /9 часов /

33

1

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Свойства оксидов. Получение. Применение.

Изучение нового материала

34

2

Основания. Классификация. Номенклатура. Получение

Комбинированный.

35

3

Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.

Комбинированный.

36

4

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот.

Комбинированный.

37

5

Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей.

Комбинированный.

38

6

Физические и химические свойства солей.

Комбинированный.

39

7

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Комбинированный.

40

8

П/р №5 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

П/р

41

9

Контрольная работа №3 по теме « Основные классы неорганических соединений».

Контроль знаний

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ  ЗАКОН  И  ПЕРИОДИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА  ХИМИЧЕСКИХ  ЭЛЕМЕНТОВ  Д.И.  МЕНДЕЛЕЕВА.  СТРОЕНИЕ  АТОМА. / 8 часов /

42

1

Классификация химических элементов. Амфотерные соединения.

Изуч н. м.

43

2

Периодический закон  Д.И. Менделеева.

Комбинированный

44

3

Периодическая система химических элементов. Группы и периоды.

Комбинированный.

45

4

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент – вид атома с одинаковым зарядом ядра.

Комбинированный.

46

5

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона.

Комбинированный.

47

6

Состояние электронов в атоме. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах.

Комбинированный.

48

7

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

Комбинированный.

49

8

Повторение и обобщение по теме « Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома».

Повторение и обобщение

  1. СТРОЕНИН ВЕЩЕСТВА. /9 часов /

50

1

Электроотрицательность химических элементов.

Изучение нового мат.

51

2

Ковалентная связь.

Комбинированный

52

3

Полярная и неполярная ковалентные связи

Комбинированный.

53

4

Ионная связь.

Комбинированный.

54

5

Кристаллические решетки.

Комбинированный.

55

6

Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

Комбинированный.

56

7

Окислительно – восстановительные реакции.

Комбинированный.

57

8

Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь»

Комбинированный.

58

9

Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества», «Строение вещества. Химическая связь2.

Контроль знаний

  1. ЗАКОН АВОГАДРО.МОЛЯРНЫЙ ОБЪЕМ ГАЗОВ. /3 часа/

59

1

Закон Авогадро. Молярный объём газов.

Изучение нового мат.

60

2

Относительная плотность газов

Комбинированный.

61

3

Объёмные отношения газов при химических реакциях

Комбинированный.

  1. Галогены. /6 часов/

62

1

Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Хлор.   Физические и химические свойства хлора. Применение.

Изучение нового материала

63

2

Хлороводород. Получение. Физические свойства.

Комбинированный.

64

3

Соляная кислота и её соли.

Комбинированный.

65

4

Сравнительная характеристика галогенов.

Комбинированный.

66

5

П/р №6 Получение соляной кислоты и её свойства.

П/р

67

6

Контрольная работа №5 по темам «Закон Авогадро. Молярный объём газов», « Галогены».

Контроль знаний

68

-

1 час – резервное время (Урок обобщения за курс химии 8 класса.)

Повторение и обобщение

Тематическое планирование /2 часа в неделю/ к учебнику химии 9 класса авторы: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Просвещение.

№ урока  в году

№ УРОКА  В ГЛАВЕ

Глава. Количество часов

Тема урока.

Тип урока.

Дата проведения.

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ  ХИМИЯ

Тема 1.  Электролитическая диссоциация.

   /10 часов/

1

1

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.

Изучение

нового мат.

2

2

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей.

Комб.

3

3

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

Комб.

4

4

Реакции ионного обмена и условия их протекания.

Комб.

5

5

Реакции ионного обмена и условия их протекания.

Комб.

6

6

Окислительно-восстановительные реакции.

Комб.

7

7

Окислительно-восстановительные реакции.

Комб.

8

8

Гидролиз солей.

Комб.

9

9

П/Р №1 Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

П/р

10

10

Контрольная работа по теме «Электролитическая диссоциация»

контроль

 Тема 2.        Кислород и сера     /9 часов/

11

1

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон – аллотропная модификация кислорода.

Изучение

нового мат.

12

2

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение.

Комб.

13

3

Сероводород. Сульфиды.

Комб.

14

4

Сернистый газ. Сернистая кислота  и её соли.

Комб.

15

5

Оксид серы (4).Серная кислота и её соли.  

Комб.

16

6

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Комб.

17

7

П/р №2 Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

П/р

18

8

Понятие скорости химической реакции. Катализаторы.

Комб.

19

9

Вычисление по химическому уравнению массы, количества вещества или объема по известной массе, количества вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ.

Комб.

Тема 3. Азот и фосфор.  /10 часов/

20

1

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Свойства, применение.

Изучение

нового мат.

21

2

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение.

Комб.

22

3

П/р №3 Получение аммиака и изучение его свойств.

П/р

23

4

Соли аммония.

Комб.

24

5

Оксид азота(20 ) и оксид азота (4)

Комб.

25

6

Азотная кислота и её соли.

Комб.

26

7

Окислительные свойства азотной кислоты.

Комб.

27

8

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.

Комб.

28

9

Оксид фосфора (5). Ортофосфорная кислота и её соли. Минеральные удобрения.

Комб.

29

10

П/р №4 Определение минеральных удобрений.

П/р

Тема 4.    Углерод и кремний. /7 часов/

30

1

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода.

Комб.

31

2

Химические свойства углерода .Адсорбция.

Комб.

32

3

Углекислый газ, свойства, физиологическое действие на организм.

Комб.

33

4

Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли.

34

5

П/р№5 Получение оксида углерода (4) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

П/р

35

6

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.

Комб.

36

7

Контрольная работа по темам «Кислород и сера», «Азот и фосфор»

контроль

Тема 5 Общие свойства металлов. /14 часов/

37

1

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов.

Изучение

нового мат.

38

2

Химические свойства металлов. Ряд напряженности металлов

Комб.

39

3

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходного производства в металлургии и охрана окружающей среды.

Комб.

40

4

Сплавы.

Комб.

41

5

Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение.

Комб.

42

6

Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения.

Комб.

43

7

Жесткость воды и способы её устранения.

Комб.

44

8

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.

Комб.

45

9

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия

Комб.

46

10

П/р №6 Решение экспериментальных задач по теме «Элементы 1А – 3А –групп периодической системы химических элементов».

П/р

47

11

Железо. Нахождение железа в природе. Свойства железа.

Комб.

48

12

Оксиды, гидроксиды и соли железа (2) и железа (3).

Комб.

49

13

П/р №7Решение экспериментальных задач по теме « Металлы и их соединения».

Комб.

50

14

Контрольная работа по теме «Общие свойства металлов».

контроль

ОРГАНИЧЕСКАЯ   ХИМИЯ

Тема 6    Первоначальные понятия об органических веществах  /2 часа/                                                                                  

51

1

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений.

Изучение

нового мат.

52

2

Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Комб.

Тема 7    Углеводороды/4 часа/

53

1

Предельные углеводороды. Метан. Этан. Физические и химические свойства. Применение.

Комб.

54

2

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение.

Комб.

55

3

Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах.

Комб.

56

4

Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Комб.

Тема 8   Спирты /2 часа/

57

1

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

Комб.

58

2

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин.. Применение.

Комб.

Тема 9    Карбоновые кислоты. Жиры /3 часа/

Комб.

59

1

Муравьиная и уксусная кислота. Применение.

Комб.

60

2

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

Комб.

61

3

Жиры. Роль жиров в обмене веществ в организме.

Комб.

Тема 10    Углеводы  /2 часа/

Комб.

62

1

Глюкоза. Сахароза.       Нахождение в природе. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

Комб.

63

2

Крахмал. Целлюлоза – природные полимеры. Применение.

Комб.

Тема 11  Белки. Полимеры./4 часа/

64

1

Белки – полимеры. Состав белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.

Комб.

65

2

Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение.

Комб.

66

3

Химия и здоровье. Лекарства.

Комб.

67

4

Контрольная работа по теме «Органическая химия»

контроль

68

Анализ контрольной работы.

закрепление

Критерии оценивания

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

УЧЕБНАЯ  И  МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЛИТНРАТУРА.

1.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. Просвещение. 2010 год.

2.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. Просвещение. 2010 год.

3.Гара Н.Н. Химия: Уроки в 8 классе.

43.Гара Н.Н. Химия : Уроки в 9 классе.

5.М.А.  Шаталов. Уроки химии. Методическое пособие. Вентана – Граф. 2006 год

6М.А. Шаталов. Уроки химии. Методическое пособие. Вентана – Граф. 2006 год.

С.В. Гарбунцова. Тесты по основным разделам школьного курса. 8-9 алассы. Москва «ВАКО»   2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков химии 9 класс по учебнику авторов: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

Планирование составлено на основе программы курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов общеобразовательных  учреждений (базовый уровень). Автор: Н.Н. Гара,...

Модульное планирование уроков химии 10 класс (базовый уровень - авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)

Планирование составлено на основе: 1) программы   курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 10-11классов общеобразовательных  учреждений (базовый...

Календарно-тематическое планирование по химии 9 класс, автор Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

Данное календарно-тематическое планирование  разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (б...

Рабочая программа по химии для обучающихся 10-го класса базового уровня.

Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-го класса гуманитарного профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельно...

Программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры» основного общего образования на базовом уровне для учащихся 5 классов

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры»» разработана на период до 2023года.Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:...