Статья. "Коллективная творческая деятельность как способ организации образовательного процесса"
статья на тему

Приводится практический пример применения КТД, а так же описывается  воспитательно-развивающий эффект, который приносит использование данной методики. Подчеркивается зависимость от скоординированной работы каждого из участников коллектива, от точной организации деятельности, соавтором которого становится каждый участник процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._ktd.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективная творческая деятельность как способ организации образовательного процесса

Баранов А.А., педагог-организатор

ГБОУ СОШ №491 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Игорь Петрович Иванов – доктор педагогических наук, создатель данной методики, дает следующее определение коллективной творческой деятельности: КТД – это «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям».

Положительный результат от применения КТД и воспитательно-развивающий эффект, который приносит использование данной методики, зависит от скоординированной работы каждого из участников коллектива, от точной организации деятельности, соавтором которого становится каждый участник.

Процесс организации коллективной творческой деятельности включает в себя организацию жизни детского коллектива как социально значимую. На базе коллективной работы преподавателей и учащихся по улучшении окружающей жизни, своего коллектива, заботы о близких и посторонних людях.

Коллектив создается с использованием принципа сменяемости ролей. В коллективе нет постоянных исполнителей и постоянных руководителей, каждому можно попробовать себя в любой роли. Производится деление на небольшие группы внутри коллектива, чей состав постоянно меняется. Благодаря этому дети учатся сотрудничать с разными людьми. Другими важными аспектами являются: коллективное планирование, подготовка, анализ и организация общих дел, отношений и поступков.

Деятельность детского коллектива необходимо построить как личностно значимую и эмоционально богатую. Важно выработать четкую позицию педагога как старшего товарища, готового и умеющего взаимодействовать с детьми с пониманием и искренностью. Посредством обращения к традициям, использования игровых приемов, жизнь детского коллектива становится художественно насыщенной.

Ключевым условием успешной реализации коллективной творческой деятельности является выполнение набора правил ее организации. В организации «классического» КТД принято выделять шесть стадий:

Первая стадия — предварительная работа коллектива. Ее целью которой является формирование мотивации на будущее дело.

На данной стадии возможны такие формы организации деятельности детей как:

  • Стартовая беседа, в которой педагог показывает обучающимся привлекательность предстоящего дела или выдвигающий проблематику, для решения которой нужно выполнить конкретное дело. Далее происходит коллективное обсуждение по вопросам: что будем проводить, зачем, когда, кто примет участие, какие роли кому отведены. Вопрос практической реализации на этом этапе пока не ставится.
  • Разведка интересных дел (РИД). Выполняется деление класса на микрогруппы. Каждая микрогруппа получает задание: пройти по определенному маршруту и выяснить, какие интересные и полезные дела там можно провести. Затем, во время общей беседы выбирается самое интересное.
  • Другими формами организации деятельности на данном этапе являются «развивающаяся кооперация (общий список предложений, идей, который доводится до решения), «мозговой штурм». Его идея состоит в том, чтобы предложить, как можно больше коллективных творческих дел. Затем, руководствуясь критерием, указанным педагогом, отбираются одно или несколько дел. Еще одной формой на этом этапе является «аукцион идей».

Вторая стадия — коллективное планирование. На этом этапе происходит разработка проекта КТД. Коллектив разбивается на микрогруппы, каждая из которых разрабатывает свой вариант проведения предстоящего дела. Каждая такая микрогруппа защищает свой собственный вариант проведения КТД перед всем коллективом. Выбирается «совет дела» — временный орган, который будет руководить проведением КТД. Так подростки учатся творческому поиску лучшего варианта решения задачи.

Третья стадия — коллективная подготовка КТД. Происходит уточнение выбранного проекта и распределение по микрогруппам поручений по подготовке к предстоящему делу. Поручения обсуждаются в микрогруппах, которые планируют и начинают работу по воплощению отдельных частей общего замысла.

На этой стадии КТД складываются традиции жизни коллектива, традиции повседневного общения, традиции самостоятельной подготовки.

Четвертая  стадия — стадия проведения КТД. Это, собственно, и есть коллективное творческое дело, процесс работы. В коллективном творческом деле все являются непосредственными  участниками.

Пятая стадия — это коллективное подведение итогов проведенного дела. При проведении такого анализа, возможны два направления: анализ организации КТД (что получилось, а что нет; что понравилось; предложения на будущее) и саморефлексия (вопросы, обращенные к анализу своих отношений, чувств, мыслей). Существуют разные формы анализа: разговор по кругу, «время на шум», анкета, методика «цветопись» и другие.

Шестая стадия — ближайшее последействие. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками в учебной и повседневной деятельности того опыта, который был накоплен при подготовке, планировании, реализации и обсуждении КТД.

При использовании технологии организации коллективной творческой деятельности возможно проведение КТД различных направлений — трудовых, познавательных, художественно-творческих, спортивных, общественно-политических.

Каждое проведённое КТД – это комплексное средством воспитания.  Оно предполагает гармоничное развитие личностных, индивидуальных качеств воспитанника.

Главные условия воспитательной эффективности методики коллективных творческих дел:

- тесная связь практической направленности, заключающейся в улучшение жизни всего коллектива, и воспитательной направленности. Каждое КТД — это результат творческого содружества воспитателей и воспитанников;

- творческий характер каждого дела;

- ценностная интерпретация задач каждого дела;

- единство стадий организации каждого дела, объединенных общей идеей.

Формирование конструктивных отношений в команде – одна из главных задач технологии организации коллективной творческой деятельности и одновременно одно из важных условий ее успешной реализации.

Данная технология может органически включать в себя другие воспитательные технологий.

Уместное использование педагогом различных видов требований, поощрений и наказаний позволяет регулировать отношения в микрогруппах и в целом коллективе, делая отношения конструктивными, ставя акцент на стимулировании гуманитарных моделей поведения.

Для становления конструктивных отношений в коллективе педагог должен сам демонстрировать соответствующее поведение и отношения. Для воспитанников особенно важно иметь образец для подражания, в соответствии с которым можно выстраивать личные отношения с окружающими людьми и бизнес-модели поведения.

Одним из важнейших результатов коллективной творческой деятельности является приобретение опыта гуманных отношений в коллективе, формирование понимания важности таких отношений. Достижение этого результата можно рассматривать как показатель правильной организации взаимодействия педагогов и их воспитанников.

Коллективная творческая деятельность — это деятельность как практическая, так и духовная. Она позволяет воспитаннику приобрести не только практические, организаторские и коммуникативные навыки, но также найти свои индивидуальные способности, получить важный опыт проведения диалога, приобщиться к общепринятым ценностным отношениям к обществу и окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»

Наша школа является площадкой для проведения педагогических экспериментов, направленных на поиск оптимальных форм и методов личностно-ориентированного обучения в преподавании. Метод проектов яв...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ.

в материале показан способ организации образовательного и воспитательного процесса  в хореографии...

Новые подходы и способы организации образовательного процесса. Методический семинар

Доклад на тему" Новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика....

«Технология активных методов обучения как способ организации образовательного процесса»

В данной статье рассматриваются активные методы обучения и их применение в образоватлеьном процессе....

Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы

Выступление ( из опыта работы) на фестивале методических идей  на тему "Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на  уроках русского языка и литературы""...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ. Коллективные формы организации творческой деятельности как способ формирования мотивации образовательного процесса в условиях ФГОС

В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Любому учителю ИЗО нужно знать классификацию форм...