Игра поле чудес
план-конспект на тему

Грудинина Елена Анатольевна

Конспект занятия игры поле чудес "Имена математиков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pole_chudes_imena_matematikov.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Игра

Поле чудес

Имена математиков

                                   Учитель: Грудинина Е.А.


Тема: Имена математиков

Цель: Развитие интереса к предмету, поисковой и познавательной деятельности

Пояснения: В игре принимают три тройки учащихся, игра состоит из четырех раундов. Для задания читается текс выделенный подчеркиванием и курсивом. После каждого раунда, учащимися не игравшими в игре, зачитывается заранее приготовленное сообщение о каждом из ученных. При этом демонстрируется презентация портретов.

ПЕРВЫЙ РАУНД

1.Дочь известного греческого математика Теона. Она родилась и жила в Александрии. Была первой женщиной математиком. Философом, астрономом и врачем.

Гипатия (или Ипатия) Александрийская, жившая на рубеже IV-V веков н.э. – самая известная женщина-учёный Древнего мира.
Точная дата рождения Гипатии неизвестна. Считается, что она родилась в период между 355 и 370 годами. Гипатия была дочерью известного древнегреческого ученого Теона Александрийского, который был управителем Александрийской библиотеки - крупнейшей библиотеки древности. Теон преподавал астрономию и математику, до нас дошли "Начала" Евклида в редакции Теона, снабжённые его комментариями.

Гипатия получила образование под руководством отца и стала самостоятельно заниматься преподаванием в Александрии. Младший современник Гипатии, церковный историк Сократ Схоластик писал о ней:
"Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей"

Считается, что трудов Гипатии не сохранилось и поэтому мы не можем судить, каковы были её философские и научные взгляды. Впрочем, существует другая точка зрения на сохранность её трудов. В книге “История диофантова анализа от Диофанта до Ферма” И. Г. Башмакова и Е. И. Славутин ставят вопрос о создателе текста, положенного в основу найденной немногим более 20 лет тому назад арабской рукописи "Арифметики" древнегреческого математика Диофанта. Известные русские историки математики полагают, что автора трактата, переведенного Костой Ибн Лукой, следует искать в среде александрийских и византийских ученых IV–VI веков. Башмакова и Славутин приходят к выводу, что арабская рукопись является не частью “Арифметики” Диофанта, а самостоятельным произведением на ту же тему, написанным неизвестным, но хорошо разбиравшимся в методах Диофанта комментатором. Но в период между V–IX вв. жил лишь один математик, о котором источники говорят как о комментаторе “Арифметики” Диофанта. Это - Гипатия. Кроме того, нам ничего не известно о других математиках высокого уровня, живших в этот период. "Таким образом, - заключают Башмакова и Славутин, - можно предположить, что арабский фрагмент является переводом аннотированного ею текста. Если так, то это - единственное сочинение Гипатии, сохранившееся до наших дней".

С 395 года Египет становится Византийской провинцией, управляемой императорским префектом. Александрия - третий по величине город империи (после Константинополя и Антиохии).  Поскольку большинство населения Александрии в то время составляли христиане, большим влиянием в городе пользовался Александрийский патриарх. Язычество и христианские ереси разъедали единство Византийской империи, которая к тому же находилась под угрозой падения от нашествий варваров, поэтому в 391 году император Феодосий своим указом запретил отправление всех языческих культов. В Александрии под управлением патриарха Феофила началось разрушение языческих храмов, что вызвало столкновение между язычниками и христианами. Вероятно, в этот период была полностью уничтожено хранилище языческой мудрости - Александрийская библиотека. Гипатия в конфликте язычников и христиан сохраняла нейтралитет, т.к. среди её учеников были представители обоих религиозных лагерей.

В 412 году умирает патриарх Феофил и его место в результате внутрицерковной борьбы занимает Кирилл - племянник Феофила. Кирилл стремится к полноте власти в Египте и решительной рукой устраняет всех недовольных, опираясь на верных ему людей - монахов из Нитрийской пустыни и парабаланов (христианская община, члены которой добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших от болезней, в надежде таким образом принять смерть во имя Христа). Кирилл успешно борется с еретиками и иудеями: церкви последователей Новациана (римский антипапа в 251—258 годах) были закрыты, а их имущество конфисковано, иудеи были изгнаны из Александрии и у Кирилла остаётся только помеха в борьбе за абсолютную власть в Египте - императорский префект Орест, ученик Гипатии. Однажды толпа сторонников Кирилла преградила путь колеснице Ореста и принялась оскорблять префекта, обвиняя его в язычестве. Поводом для слухов, что префект принял язычество, стали его симпатии к Гипатии. Защищаясь от брошенного обвинения, Орест сообщил монахам о том, что был крещен константинопольским патриархом Аттиком. Поскольку Аттик был союзником Иоанна Златоуста, противника Теофила (дяди Кирилла), то слова Ореста еще больше разъярили толпу. Противостояние кончилось тем, что один из монахов, Аммоний, бросил в Ореста камень, который попал префекту в голову. Аммоний был схвачен стражей и подвергнут пытке, от которой скончался. Кирилл провозгласил Аммония святым мучеником, за что патриарх подвергся критике со стороны умеренных христиан.
Поскольку противостояние напрямую с Орестом закончилось для Кирилла безуспешно, патриарх решить убрать с пути самого известного в городе союзника Ореста - Гипатию. По городу пошли разговоры, что именно она выступает против примирения патриарха и префекта, а потом появился новый слух: Гипатия якобы практикует черную магию. Слухи достигли желаемого Кириллом результата: мартовским днём 415 года толпа парабаланов напала на Гипатию, вытащила её из повозки и потащила в церковь. Разодрав на Гипатии одежду, христианские фанатики убили ее черепками битой глиняной посуды. Расчленив мёртвое тело, они сожгли его.

ВТОРОЙ РАУНД

2.Эта женщина родилась в 1882 году в германии в городе Эрланген в семье видного математика. Она была самой известной женщиной – математиком первой половины 20 в.

Эмми Родилась в семье математика Макса Нётера в Эрлангене. Обучалась в Эрлангенском университете, где работал её папа, сперва вольнослушательницей, с 1904 года, когда разрешили женское обучение, официально зачислена. Была ученицей математика Пауля Гордана, под руководством которого защитила в 1907 году диссертацию по теории инвариантов.

Уже в 1915 году Нётер внесла вклад в разработку Общей теории относительности; Эйнштейн в письме к мировому лидеру математиков Давиду Гильберту выразил восхищение «проницательным математическим мышлением» Нётер.

В 1916 Нётер переехала в Гёттинген, где знаменитые математики Давид Гильберт и Феликс Клейн продолжали работы по теорией относительности, и знания Нётер в области теории инвариантов были им нужны. Гильберт оказал на Нётер огромное воздействие, сделав её сторонницей аксиоматического способа. Он пытался произвести Нётер приват-доцентом Гёттингенского университета, но все его попытки провалились из-за предрассудков профессуры, в основном гуманитариев. Стала известна мысль Гильберта:

Не понимаю, отчего пол кандидата служит доводом супротив избрания её приват-доцентом. Ведь в этом месте универ, а не мужская сауна!

Нётер тем не менее, не занимая никакой должности, нередко читала лекции за Гильберта. Лишь по окончании Первой важный войны она смогла сделаться приват-доцентом в 1919 году, после этого (1922) сверхштатным профессором.

Самый плодотворный отрезок времени научной деятельности Нётер начинается примерно 1920 года, когда она создаёт целое новое ориентация в абстрактной алгебре. С 1922 года она работает профессором Гёттингенского университета, возглавляет авторитетную и проворно растущую научную школу.

Современники описывают Нётер как не чрезмерно красивую, но на редкость умную, обаятельную и приветливую женщину. Её женственность проявлялась не внешне, а в трогательной заботе об учениках, всегдашней готовности поддержать им и коллегам. В числе ее преданных друзей были ученые с мировым именем: Гильберт, Герман Вейль, Эдмунд Ландау, нидерландский математик Л. Брауэр, советские математики П. С. Александров, П. С. Урысон и многие другие.

Нётер придерживалась социал-демократических взглядов. На протяжении 10 лет жизни она сотрудничала с математиками СССР; в 1928/29 учебном году читала лекции в Московском университете, где она оказала воздействие на Л. С. Понтрягина и в особенности на П. С. Александрова, до этого нередко бывавшего в Гёттингене. П. С. Александров вспоминал:

Вершиной всего услышанного мною в это лето в Гёттингене были лекции Эмми Нётер по общей теории идеалов… Конечно, самое начало теории заложил Дедекинд, но только самое начало: концепция идеалов во всём богатстве её идей и фактов, концепция, оказавшая такое огромное воздействие на современную математику, есть создание Эмми Нётер. Я могу об этом судить, вследствие того что что я знаю и работу Дедекинда, и основные работы Нётер по теории идеалов.

Лекции Нётер увлекли и меня, и Урысона. Блестящими по форме они не были, но богатством своего содержания они покоряли нас. С Эмми Нётер мы вечно виделись в непринуждённой обстановке и шибко полно с ней говорили, как на темы теории идеалов, так и на темы наших работ, разом же её заинтересовавших.

Наше знакомство, живо завязавшееся этим летом, крайне углубилось следующим летом, а потом, вслед за тем смерти Урысона, перешло в ту глубокую математическую и личную дружбу, которая существовала между Эмми Нётер и мною до конца её жизни. Последним проявлением этой дружбы с моей стороны была речь памяти Эмми Нётер на собрании Московской международной топологической конференции в августе 1935 года.

1932: Нётер, совместно с Эмилем Артином, получает премию Аккермана-Тёбнера за достижения в математике.

После прихода нацистов к власти в 1933 году Нётер, как еврейке, пришлось эмигрировать в США, где она стала преподавателем женского колледжа в Брин-Море (Пенсильвания) и приглашённым преподавателем Института высших исследований в Принстоне. Младший брат Эмми, одарённый математик Фриц Нётер, уехал в СССР, где был расстрелян в сентябре 1941 года за «антисоветские настроения».

Несмотря на блестящие математические достижения, личная существование Нётер не сложилась. Будучи некрасивой женщиной, она так и не вышла замуж. Непризнание, изгнание, одиночество на чужбине, казалось бы, должны были искалечить её нрав. Тем не менее, она без малого всю дорогу выглядела спокойной и доброжелательной. Герман Вейль писал, что более того счастливой.

В 1935 Эмми Нётер умерла позже неудачной операции по удалению раковой опухоли

ТРЕТИЙ РАУНД

3. Родился в 1596 году в городе Лаэна юге Франции в дворянской семье. Отец хотел сделать из него офицера

ДЕКАРТ, РЕНЕ (Descartes, René, латинизированное имя – Картезий, Renatus Cartesius) (1596–1650), французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья.

Декарт родился 31 марта 1596 в Лаэ (ныне Лаэ-Декарт) в провинции Турень (на границе с Пуату) в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани. О детстве и юности Декарта известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из Рассуждения о методе, переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась, с одной стороны, критике, с другой – защищалась позднейшими историками. Для раннего периода жизни Декарта важно, что он учился в организованном иезуитами коллеже Ла-Флеш в провинции Анжу, куда был отдан в 1604 (по данным Байе) или в 1606 (по данным современных историков) и где провел более восьми лет. Там, пишет Декарт в Рассуждениях, он убедился, сколь мало мы знаем, хотя в математике дела в этом смысле обстоят лучше, чем в любой другой области; он понял также, что для обнаружения истины необходимо отказаться от опоры на авторитет, принадлежащий традиции или сегодняшнему дню, и не принимать ничего на веру, пока оно не будет окончательно доказано. Декарт – продолжатель великого интеллектуального наследия греков, бывшего в забвении в римскую эпоху и средние века. Идеи греков стали возрождаться за несколько веков до Декарта, однако именно у него они вновь обрели свой первоначальный блеск.

Прошло немало времени, прежде чем взгляды Декарта окончательно оформились и были опубликованы. В 1616 он получил степень бакалавра права в университете города Пуатье (где занимался изучением права и медицины), хотя впоследствии никогда не занимался юридической практикой. В возрасте 20 лет Декарт прибыл в Париж, а оттуда отправился в Голландию, где в 1618 записался добровольцем в протестантскую армию, через год был направлен под командование Морица Оранского (Нассауского), затем вступил в армию герцога Баварии Максимилиана I. В качестве вольнонаемного офицера путешествовал по Германии, Австрии, Италии и, по-видимому, также по Дании, Польше и Венгрии. Затем возвратился в Париж и приступил к написанию своих трудов.

Декарт сразу же столкнулся с практической проблемой: как сделать, чтобы отрицание авторитетов и традиции не было в глазах общества отрицанием этики и религии, и каким образом не превратить самого себя во врага в глазах католической церкви. Эта проблема встала еще более остро, когда инквизиция осудила Диалог Галилея (1633). Декарт, живший в то время в Голландии, работал над произведением, получившим название Мир, или Трактат о свете (Le Monde, ou Traité de la Lumière, опубликовано в 1664), в котором выражал свое согласие с учением Галилея; однако ввиду случившегося отложил работу над книгой, посчитав ее (как следует из его переписки) опасной. После этого Декарт стал бывать только в странах с высокой степенью интеллектуальной свободы: в Голландии, которая стала ему вторым домом и куда он перебрался в 1628, Англии и Швеции. Но даже в протестантской Голландии он подвергся своего рода религиозному преследованию со стороны голландских гугенотов. Декарт всячески пытался убедить католическую церковь в благонамеренности своей философии и даже в том, что ее следует принять в качестве официальной доктрины церкви. Хотя его усилия в этом направлении не увенчались успехом, они, по-видимому, какое-то время сдерживали неодобрительную реакцию церкви.

Будучи своего рода затворником (следуя девизу «Bene vixit, bene qui latuit», «Тот жил счастливо, кто хорошо укрылся»), Декарт посвящал время узкому кругу друзей и детальной разработке своих научных, философских и математических теорий. Его первая опубликованная работа, Рассуждение о методе, появилась лишь в 1637, однако благодаря ей и последующим трудам он завоевал известность в Европе. В 1649 Декарт переехал в Стокгольм, чтобы наставить в принципах картезианства королеву Швеции Кристину по ее просьбе. Имея привычку проводить утренние часы в постели, Декарт был вынужден вставать зимой посреди ночи и добираться до королевского дворца, преодолевая значительное расстояние. Возвращаясь как-то с уроков, назначенных на пять утра, он простудился и умер от пневмонии на девятый день болезни 11 февраля 1650. Спустя шестнадцать лет останки Декарта были перенесены во Францию, и ныне прах его покоится в церкви Сент-Жермен-де-Пре в Париже.

ФИНАЛ

4.Много практических задач по математике и физике решил греческий ученый и изобретатель. Знаменитый закон гласит: тело,  погруженное в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им вода.

 Архимед (ок. 287-212 гг. до н. э.) родился в городе Сиракузы на острове Сицилия. Его отец, Фидий, был математиком и астрономом. Видимо, отец оказал влияние на научные интересы Архимеда еще в детстве. Для более глубокого изучения наук Архимед отправляется в Египет, в Александрию. В те времена Александрия была культурным центром античного мира. Там был организован Мусейон, сообщество ученых, которые посвятили себя научным исследованиям и получали от царя плату за свои занятия. Они изучали четыре дисциплины - литературу, математику, астрономию и медицину. Ученые пользовались огромной по тому времени библиотекой, имевшей около 700000 книг. После жизни в Александрии Архимед возвращается на родину в Сиракузы. Может быть, причиной уехать было то, что в Александрии царили лесть, заискивание, желание нравиться правителям Египта. А может быть в большей степени то, что Архимед не мог разделить модных в те времена воззрений на механику как на "ремесленный навык", достойный раба. А ведь механика все более влекла его к себе. Но связи с Александрийской школой он не прерывал. Большинство его работ написано в виде писем к его друзьям (Эратосфену, Конону, Досифею). Домой, в Сиракузы, он привез богатый опыт научных исследований в различных областях: математика, физика, астрономия, продолжил заниматься и делать открытия в инженерном деле. В Сиракузах он живет без забот, он окружен почетом, вниманием и не нуждается в средствах. Впрочем, он мало думает о своем бытии, увлеченный вычислениями и изобретательством.

Легенды рассказывают, что Архимед забывал о пище, подолгу не бывал в бане и готов был чертить везде: в пыли, пепле, на песке, даже на собственном теле. Однажды, в ванне, его вдруг осенила мысль о выталкивающей силе, действующей на погруженное в жидкость тело и, забыв обо всем, голый, бежал он по улицам Сиракуз с победным кличем: "Эврика!" ("Я нашел!"). Его мало заботит людская молва. Некоторые свои озарения он даже не считает нужным записывать. Архимед - автор многочисленных открытий, гениальный изобретатель, известный во всем греческом мире благодаря конструкции многих механизмов: машины для орошения полей, водоподъемного механизма, системы рычагов, блоков для поднятия больших тяжестей (кранов), военных метательных аппаратов. Он соорудил систему блоков, с помощью которой один человек смог спустить на воду огромный корабль "Сиракосия". Крылатыми стали произнесенные тогда слова Архимеда: "Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю". Инженерный гений Архимеда с особой силой проявился при осаде Сиракуз. Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города невиданными машинами: мощные катапульты прицельно стреляли каменными глыбами в бойницах были установлены метательные машины, выбрасывающие грады ядер, береговые краны поворачивались за пределы стен и забрасывали корабли противника каменными и свинцовыми глыбами, крючья подхватывали корабли и бросали их вниз с большой высоты, системы вогнутых зеркал поджигали корабли. Историк Плутарх описывает ужас, царивший в рядах римских воинов. Он утверждал, что Архимед "один был душой обороны, приводил все в движение и управлял защитой". Но мы не знаем конструкции его боевых машин, мы можем судить о них только по работам Плутарха и других историков. Архимед именно о тех своих открытиях, благодаря которым приобрел славу, не оставил ни одного сочинения. Древний Рим так и не узнал всех секретов машин Архимеда и единственным трофеем Марцелла, украшением его дома стала знаменитая "сфера" Архимеда - небесный глобус, модель небесных светил. Архимед погиб от меча римского легионера. Он был поглощен работой и не заметил, что город уже занят римлянами. Когда посыльный солдат явился к нему и потребовал, чтобы он немедленно явился к Марцеллу, Архимед поморщился, лениво, как от надоедливой мухи, отмахнулся от него и, не поднимая глаз от чертежа, пробурчал: "Не мешай, я вычисляю". Солдат выхватил меч и убил его. На своей могильной плите Архимед завещал выгравировать шар и цилиндр - символы его геометрических открытий. Могила заросла травой и место это было забыто очень скоро. Лишь через 137 лет после его смерти Цицерон разыскал в Сиракузах этот могильный камень, на котором были уже стерты временем часть знаков. А потом могила опять затерялась, уже навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра «Поле чудес» Тема: Слова из мира животных и их новые названия

Материал для внеклассного занятия по русскому языку представлен в форме игры, цель:расширить знания учащихся о словах, их значениях, прививать интерес к русскому языку...

ИГРА "ПОЛЕ ЧУДЕС"

"Кто в Интернете главный?"...

Игра "Поле чудес" для учащихся 5-6 классов

Авторская игра "Поле чудес" для учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия: расширить и обобщить знания школьников об истории родного края, её экологии....

Математическая игра "Поле чудес"

Очень интересная игра....

Математическая игра "Поле чудес"

Очень интересная игра 5-8 классов....

Внеклассное мероприятие по математике игра "Поле чудес"

Внеклассное мероприятие по математике - игра "Поле чудес" на тему: " Великие математики"...

Внеклассное мероприятие «ИГРА-ПОЛЕ ЧУДЕС Олимпийские игры. Сочи 2014.»

Внеклассное мероприятие  «ИГРА-ПОЛЕ ЧУДЕС Олимпийские игры. Сочи 2014.»...