классный час "Дети войны"
классный час (5, 6, 7 класс) на тему

В материалах классного часа рассказывается о трудной судьбе детей в годы войны, о вкладе в победу над фашизмом "маленьких солдат".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_voyny.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа «Дети и война»,

проведенного в рамках

месячника массово-оборонной

и военно-патриотической работы

Описание: c30.jpg

 МБОУ СОШ№20

 хутора Деревянковка

2016 – 2017 учебный год

Классный час «Дети и война»

Дата проведения  08.02.2017г

Ответственный:   Бутко Вера Викторовна

Задачи:  Убедить ребят в необходимости помнить и знать историю своей страны. Рассказать, какой вклад в победу над фашизмом внесли "маленькие солдаты" - сверстники нынешних ребят, Стремиться "разбудить" и укрепить в детях чувство патриотизма, любви к Родине.

Вед 1: Война…

Вед 2: Жесточе нет слова.

Вед 1: Война…

Вед 2: Печальней нет слов

Вед 1: Война…

Вед 2: Святее нет слова

В тоске и славе этих лет

И на устах иного слова

Еще не может быть, и нет.

1 ученик:

А мы не будем памяти перечить,

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда,

2 ученик:

Была земля жестокой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Демонстрация видеоролика «Дети войны»

Ведущий: Дети и война. Это страшное сочетанию слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь,  остановить, чтобы   предостеречь.

Дороги войны… По ним шли не только солдаты – дети тоже. Пусть это иногда были дороги в тыл – без бомб, без пуль, даже без капельки крови.

В те годы наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Многих детей тогда эвакуировали. В эвакуации ребята, конечно же. Скучали по родным. К праздникам они писали поздравления мамам, хотя посылать их было некуда. Пожалуй, одним из самых больших центров по эвакуации был город Ташкент. На вокзальной площади города круглые сутки дежурили педагоги, воспитатели детских домов и садов, воспитателям детских домов и садов, врачи.

 Они встречали эшелоны с детьми: следили, чтобы не пропал, не затерялся ни один ребенок. Эти люди потом написали: «Помнятся и видятся только ребячьи глаза – полные ужаса, горя, усталости и … надежда. Их не описать, не забыть».

Эти люди – учителя и воспитатели – проделали огромную работу. Они стремились, насколько было возможно, отогреть детские сердца, заменить материнскую ласку.

Несмотря на неимоверные трудности, в годы войны продолжали работать школы. Они часто плохо снабжались продовольствием, не отапливались, но уроки в них велись.

Многим детям приходилось учиться и в более тяжелых условиях. Наверное, вы знаете, что во время войны в городе Одессе в катакомбах жило очень много людей, загнанных туда бедой. И вот в этих катакомбах работали подземные школы. Все было необычно в их классах. Школьная доска – на камнях, классный журнал и указка – на камнях. Там было холодно и сыро. Температура в любую погоду – плюс 10 градусов. Но вот что поразительно: всем хотелось учиться. Опасность рождала в детях острое чувство жизни. И они заново переживали и открывали все школьные радости.

Мы говорили о детях, находившихся в эвакуации.

Однако, не менее трагичными были судьбы тех ребят, которые сражались на фронтах и в партизанских отрядах, сражались наравне со взрослыми. Сегодня мы расскажем вам о юных разведчиках, о бойцах, о юных тружениках тыла, и вы убедитесь: дети выдержали войну и победили вместе со взрослыми.

Вот одна такая судьба. Юная партизанка Клава Шаликова. Ей было 13 лет, когда началась война. Жила она в Бресте. В первый день войны она спасла тяжело раненного солдата, привела в часть и осталась там. Осталась, потому что ей некуда было идти (отец – на фронте, мать и братишек она потеряла). Клава Шаликова стала радисткой. Не раз она выполняла сложные боевые задания. Однажды вынесла из боя раненного командира. Клава была ранена 4 раза. После одного из боев она ослепла. Клава Шаликова прошла всю войну и осталась жива. Она также, как многие, внесла свою лепту в завоеванную победу.

Другое имя – Леня Голиков, наверное, уже знакомо вам. Мальчик был разведчиком в партизанском отряде. Однажды Леня добыл очень важные документы. За это он был награжден орденом и медалью «За отвагу». Позднее Леониду Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В одном из боев силы партизан и фашистов оказались неравными. Партизаны стали отступать под непрерывным огнем противника. Леня Голиков в этом бою был убит.

Таких ребят, как он, было очень много. В их числе – и Марат Казей. Немцы оккупировали село под Минском, в котором жила его семья. Марат вместе с сестрой Адой и мамой Анной Александровной делали все возможное, чтобы помочь партизанам. Однажды Марат спас раненного красноармейца и привел его к себе в дом. Там раненный долго прятался.

В селе была создана подпольная группа. В нее входили, конечно же, и Марат со своей семьей. Немцы, узнав о подпольщиках, жестоко расправились с ними. Они повесили маму Марата. А Марат ушел в партизанский отряд, стал ловким разведчиком. Часто он в одежде нищего или пастуха отправлялся в немецкий тыл, узнавал ценные сведения, подрывал вместе с партизанами фашистские поезда.

Однажды у партизан завязался с немцами жестокий бой. Тогда Марат попал в окружение. Он стрелял в надвигающихся врагов, пока не кончились патроны. А потом подорвал себя и фашистов последней гранатой.

В апреле 1944 года на белорусской земле произошло событие, о котором позднее напишут, что это – единственный случай в истории Великой Отечественной войны. Из фашистского тыла были вывезены в партизанский отряд около двухсот воспитанников Полоцкого детского дома. Детей спасли белорусские партизаны и летчики 105-ого авиационного полка.

В этой операции принимал участие и совсем молодой летчик- Саша Мамкин. До этого им было совершено 73 боевых вылета. Пилот сделал 8 рейсов, спасая детей. Остался последний, девятый. На борту самолета находилось 10 человек детей, 2 раненых и воспитательница. Тогда и произошла трагедия: самолет подбили вражеские истребители. Мамкин все же посадил горящую машину. Детей он спас, но сам очень сильно обгорел, был ранен. Он потерял сознание. Лишь только ребята успели покинуть самолет, раздался взрыв. Пилот Саша Мамкин погиб, он отдал свою жизнь за нас всех, живущих.

Не склонили головы перед врагом и пионеры Кубани. В Усть-Лабинске фашисты вывели на расстрел около трехсот граждан. Среди них были и дети. Пионер Муся Пинкензон, сын главного врача больницы, не предполагая, что людей горят на казнь, нес с собой скрипку, на которой любил играть. Обреченных на смерти остановили у рва. Отец Муси крикнул немецкому офицеру: « Не убивайте мальчика. Из него выйдет большой музыкант!» Эсэсовец ответил: «Хорошо! Пусть играет, а я послушаю!» Из шеренги смертников вышел мальчик. Он взмахнул смычком и раздались торжественные звуки «Интернационала». И гимн запели все. Тогда палачи открыли яростный огонь. 

Виктор Чаленко, уроженец Ейска, пятнадцатилетний разведчик еще до высадки морского десанта у Новороссийска был награжден орденом Красной Звезды. В бою на Малой Земле он уничтожил пулемет, преграждавший наступление моряков. Во время атаки вражеская пуля скосила юного героя. Мальчика из Ейска наградили посмертно орденом Красного Знамени. В кармане погибшего сохранилась записка: « Если погибну в борьбе за рабочее дело, прошу командира зайти ко мне домой в город Ейск и рассказать моей маме, что сын погиб за освобождение Родины. Мой орден, комсомольский билет передайте мамочке. Пусть хранит и вспоминает своего сына. Передайте ей бескозырку, пусть помнит сына-матроса!» 

Меткими выстрелами разил гитлеровцев, пионер из станицы Новопокровской Ваня Масалыкин. Выполняли разведывательные задания партизан  Леня Тараканник,  Володя Гуков,  Федя Токарев. Помогали красноармейцам ребята из станицы Брюховецкой Витя и Лена Голубятниковы. Можно было бы назвать и десятки имен юных героев, отдавших свои жизни своей Отчизне
   
В суровую пору Великой Отечественной дети становились воинами и героями. За особые заслуги и мужество высокими наградами и званиями были отмечены многие из них.

   

   Молодое поколение страны защищало свою Родину не только на фронтах и в партизанских отрядах. Ребята стали и тружениками тыла. Они работали наравне со взрослыми. Их уважали, с ними считались, как со взрослыми. Давай задумаемся: а разве это не подвиг?

И таких рабочих бригад было очень много на разных заводах, в разных городах. Случалось, что ребята работали по две смены, а то и больше. А после войны они  вспоминали: «Нас никто тогда не подгонял, только собственное сознание».

Как бы ни было трудно людям в военное лихолетье, они старались поддерживать друг друга, хоть чем-то друг другу помогать.

Отраден и примечателен тот факт, что на войне наши люди не забывали о милосердии. Вот необычная, очень любопытная история. Когда наши войска уже перешли в наступление, одна из частей на дороге в Дрезден нашла немецкого мальчугана лет трех. Мальчик выглядел очень несчастным: грязный, измученный, худой, боявшийся всего. Одна из наших медсестер обогрела мальчика. Позднее она вспоминала: «Я взяла мальчонку, выкупала, накормила, и он моментально уснул. Сама же долго плакала над его вещами: сколько мук и страданий принесла война! …После сна он отыскал меня глазами и улыбнулся. До сих пор помню эту милую детскую улыбку».

Этот мальчик, Клаус, стал сыном полка. После войны его усыновил командир. Лишь много лет спустя матери Клауса удалось найти своего сына. Произошла трогательная встреча. Немецкая женщина горячо благодарила тех русских людей, которые спасли ее ребенка, помогли ему выжить, вырастили его. Этот случай – свидетельство того, что, несмотря на неимоверные трудности, которые война внесла в жизнь нашего народа, сердца человеческие не огрубели, не оскудели на доброту и милосердие. Люди продолжали оставаться людьми. Люди стремились помочь друг другу. Люди учили друг друга быть стойкими.

Дети и война. Может быть, самая страшная, самая горькая ее страница. Неокрепшие души, открытые ужасам войны. Неокрепшие руки, сжимающие автомат. Но война – народная – не обошла их стороной. И дети оказались достойными отцов.

Великая Отечественная война не должна быть забыта, чтобы нынешнее поколение знало, что человек способен на многое, и никогда не теряло бы веру в себя…

Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои…


Вед 2: Вспомним всех поименно, 
С горем вспомним своим… 
Это нужно не мертвым, 
Это нужно живым!

 (Звучит песня «Дети войны» в исполнении Т. Гвердцители  и детского хора).

Использованная литература:

1. Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 5-6 классов. Краснодар,2000

2. Большакова Э.Н. Сценарии школьных праздников. СПб.,2001

3. Горлова И.И. Манаенков А.И. Лях В.И. Культура кубанских станиц. 1794-1917. Краснодар, 1993

4.Дети военной поры./Сост. Э. Максимова. - М.:Политизд. 1988.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый тематический классный час: «Война в Афганистане. 1979-1989 г.г. Память и боль».

15 февраля 2009 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск ...

Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти "

Разработка классного часа посвещена Великой отечественной войне.Рассчитана на учащихся старших классов. В разрабртке классного часа использованы стихотворения автора Иосифа Уткина .песни военных лет ,...

Классный час "Война на дорогах"

Классный час о правилах дорожного движения....

Классный час "Война 1812 года", 5 класс

Сформировать представление о войне 1812 года у учеников 5 класса...

Классный час Война 2012 года

Классный час Война 2012 года...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Классный час. Война 1812г.

Презентация подготовлена для проведения урока мужества "Герои прошлых лет... Война 1812г."...

Презентация для классного часа "Войны и люди на войне"

Презентация для классного часа  разработана для учащихся 5-6 классов на военную тематику...