ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
статья на тему

Вхождение в социум является очень важным шагом для выпускников нашей школы, чтобы выйдя за пределы школы, ребенок был более самостоятельным, автономным, умел делать выбор и нести ответственность. И чтобы оно было успешным огромная роль уделяется сопровождению именно в профориентационном направлении, основной задачей, которой является постепенное формирование у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ  РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Казанова Ж.Р., Сизова О.Ф.,

психологи школы-интерната  № 36 города Ставрополя

                 

                                        Для того чтобы никто не ошибался в выборе

                                        профессии,  которая больше всего подходит к его

                                        природному дарованию, государю следовало бы

                                        выделить  уполномоченных людей великого ума и

                                        знания, которые открыли бы у каждого его дарование.

Хуан Уарте, испанский ученый

Как известно, проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Появляются  новые  профессии, о которых школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Чаще всего старшеклассники совершают неосознанный, необоснованный выбор профессии и испытывают при этом существенные трудности, делают выбор не самостоятельно, либо поступают «за компанию» со своими друзьями. Практика показывает, что у молодых людей с нарушенным слухом возникают значительные трудности в определении своего места в мире профессий. Снижение профессиональной пригодности, связанное с дефектом слуха, заметно сужает сферу их профессионального выбора, а трудоустройство, которое зависит от состояния общества, ограничивает возможности их профессиональной самореализации. Слабая ориентация в собственных индивидуальных особенностях и возможностях, а также в постоянно меняющихся условиях общественной жизни приводит к неспособности формирования реальных и адекватных социальной ситуации профессиональных планов. Большинство глухих и слабослышащих учащихся к моменту окончания средней школы психологически не готовы к осуществлению осознанного и рационального определения своего профессионального будущего. Часто глухие боятся быть непонятыми слышищими, в силу недостатков произносительной стороны речи, вследствие чего у них возникает чувство неполноценности, замкнутости, повышенной тревожности.

         Таким образом, вхождение в социум является очень важным шагом для выпускников нашей школы, чтобы выйдя за пределы школы, ребенок был более самостоятельным, автономным, умел делать выбор и нести ответственность. И чтобы оно было успешным огромная роль уделяется сопровождению именно в профориентационном направлении, основной задачей, которой является постепенное формирование у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив.

Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения по профориентационной работы являются:

1) психологическая диагностика с целью:

- проведения диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика;

- использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

- учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;

- использования результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.

Надо отметить, что диагностика у нас проводится индивидуально.

Специфика и особенности интеллектуально-творческой личности слабослышащего подростка, нехватка необходимого словарного запаса, слабо развитой общей эрудиции может вызвать определенные сложности при решении тестовых задач и ответах на тестовые вопросы, в связи, с чем психологическая служба школы уделяет огромное внимание разъяснению смысла и значения предлагаемых слабослышащим учащимся задач, пониманию их целей.

Одной из основных методик является  «Карта интересов», разработанная  А.Е. Голомшток. Базовая  методика адаптирована для неслышащих и слабослышащих подростков с учетом специфики специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.

2) Развивающая профконсультация. Цель данного блока — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Этапы:

- констатация стадии профессионального плана учащегося;

- подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств;

Следующим пунктом данного  блока является групповая работа. И здесь хотелось бы подробнее остановиться на нашем тесном взаимодействии со студентами СКФУ, которые в рамках программы  «Профессиональный навигатор для детей с ОВЗ» проводит совместные занятия с нашими ребятами(9-11 классов). На этих занятиях рассматриваются различные темы («Кем бы ты хотел стать?», «Темперамент и мой профессиональный выбор» и др.), выполняются  практические  задания. Такой вид сотрудничества является важным, так как  помимо  получаемых знаний и интересных заданий, для наших ребят – это еще и отличный опыт общения устной речью. Нами была выявлена тенденция: в  начале таких занятий дети боялись говорить, задавать вопросы, всегда обращались за помощью к близкому взрослому (психологу, учителю, воспитателю), т.е. напрямую не общались, а после двух-трех занятий уже можно было наблюдалось снижение коммуникативного барьера. На каждое занятие приходили новые студенты, и, не смотря на это, у ребят не пропадало, а только активизировалось желание общаться устной речью, и что самое важное,  ребята не боялись озвучивать  свое мнение.

Также одним из направлений групповой работы  являются профориентационные игры, направленные на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей. Именно во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.

В нашей школе  в конце года мы проводим деловую игру  «Найди работу» с учащимися 10-х, 11-х классов. Эта общешкольная игра является итогом. В этой игре дети демонстрируют, полученные знания, которые они усвоили в течение учебного года (умение написать резюме, составить заявление о приеме на работу, умение презентовать себя, опираясь на свои внутренние качества). Целью данной игры – демонстрация рисков при поиске работы, тренировка навыков поиска информации о работе, заполнение анкет и резюме при приеме на работу, прохождения собеседования, активизация коммуникативных навыков, развитие творческих навыков.

Краткое описание игры: участникам игры дается задание найти объявления о работе, найти место нахождения офиса или фирмы, устроится на работу (пройти собеседование) – все это дети делают самостоятельно,  без посторонней помощи. В игре участвуют также педагоги и сотрудники школы, они проводят собеседование при приеме на работу. В игре также есть «ловушки», где детям предлагают зарабатывать большие деньги (сетевой маркетинг), участники игры должны распознать это, и не попасться в «ловушку». По итогам игры проводится обсуждение и анализ игры, по результатам которых выстраивается дальнейшая работа на следующий год.

3) Работа с родителями.

 Нередко в семье возникают конфликтные ситуации, связанные с выбором профессии и дальнейшего пути получения образования. Причинами могут выступать неадекватная позиция родителей в профессиональном самоопределении ребенка или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей. Именно поэтому одним из главных направлений в профориентационном сопровождении является активная работа психологов школы с родителями.

Психологической службой проводится анкетирование родителей  («Каким я вижу своего ребенка?», «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выборе профессий»). Также проводится параллельное анкетирование учащихся и родителей, которое дает возможность выявить искаженные представления родителей о личности детей, уровень понимания общей ситуации профессионального выбора. Смысл проводимого анкетирования заключается в том, чтобы родители могли сравнить свое мнение и мнение своего ребенка по вопросам подготовки к будущей профессии. Полученные данные помогают правильно выбрать направление консультационной работы в рамках «родитель-ребенок».

         Также одной из форм работы является участие в проведении родительских собраний по вопросам профориентации. Вопросы, которые  обсуждаются на собраниях с родителями, касаются не только  выбора профессии. Мы разбираем особенности подросткового и юношеского возраста ребенка с нарушением слуха, выполняем различные задания практического характера (эффективные способы общения с подростком, как помочь подростку приобрести уверенность в себе, как научится быть ответственным за свои поступки и др.). На этих занятиях создаются различного вида ситуации, где родитель приобретает  новый опыт, он научается понимать внутренние процессы своего ребенка, правильно поддерживать его в предстоящем выборе, также у них снижается уровень тревоги. Все это  способствует грамотному и экологичному взаимодействию  детско-родительских отношений, что, несомненно, помогает подростку найти свою нишу в мире и подойти к выбору профессии осознанно и с хорошей поддержкой.

Таким образом, профориентация подростков представляет собой трудоемкий и долгий по времени процесс. Но грамотный подход, терпение со стороны педагогов и родителей позволят детям делать правильный выбор и не совершать досадных ошибок, которые сложно исправить, а порой и совершенно невозможно. Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека, значит, и подход к ней должен быть серьезный и взвешенный.

Лев Семенович Выготский говорил: «Дефект глухоты и тугоухости в обществе — проблема социальная». Он был убежден, что для того, чтобы глухие сами не ощущали своей неполноценности и не давали для этого повода другим, необходимо  помнить, что инвалид – это не состояние души, а всего лишь социальный статус.

В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребёнок не были дефективными. Человечество сможет победить слепоту, и глухоту, и слабоумие в социальном и педагогическом плане прежде, чем в плане медицинском и биологическом. Очень важно,  чтобы люди с инвалидностью жили не только на социальные пособия,  а получали бы хорошее образование и находили себя на рынке труда с учетом их особенностей.  Но для этого необходимо изменить как  сознание инвалида, так и сознание общества.

Литература:

  1. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/Под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2008. – 366 с.
  2. Резапкина Г.В. «Психология и выбор профессии», Москва:, Генезис, 2005 г. – 208с.
  3. Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии». – Москва.: Генезис, 2005г. – 140с.
  4. Резапкина Г.В. «Я и моя профессия» // «Школьный психолог», 1999 г. – №14.
  5. «Теория и практика профориентации и профконсультирования»  / под ред. В.В.Спасенникова. – Калуга, 1996г. – 406с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического сопровождения Совета старшеклассников "Школа лидера"

Развитие лидерских качеств у старшеклассников, формирование активной жизненной позиции...

КВН "Пословицы и поговорки" для старшеклассников с нарушением слуха

Ознакомление с пословицами и поговорками как с жанром устного народного творчества. Развивать интерес к русскому народному творчеству. Продолжить формирование нравственных ценностей у детей, развивать...

Возможности коммуникации старшеклассников с нарушениями слуха со слышащими людьми

На современном этапе создана система работы по развитию слухового и слухозрительного восприятия устной речи, её произносительный стороны речи у школьников с нарушением слуха. Однако при общении с незн...

Статья "Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях школы-интерната".

В данной статье отражен опыт работы по профориентации детей, имеющих нарушения слуха, в условиях коррекционной школы-интерната № 23 г. Белгорода....

Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников....

Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников...

Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков старшеклассников с нарушением слуха

Статья "Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков старшеклассников с нарушением слуха"...