Главные вкладки

    Программа ОДНКНР 5 класс
    рабочая программа (5 класс) на тему

    Антипина Валентина Михайловна

    Программа ОДНКНР 5 класс 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_odnknr_5_klass.docx28.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Акбулакская СОШ №1»

    Утверждаю                                    Согласовано                                  Рассмотрено

    Директор МБОУ                            Зам. директора по ВР                     Руководитель ШМО

    Акбулакская СОШ №1                  Шамшиева И.С..___________       ________.__________

    Ковалёва О.М.___________                                                            

    30 августа  2017г.                           30 августа 2017г.                            29 августа 2017г.

    Рабочая программа

    по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»             (ОДНКНР)

                                                    для 5классов

    на 2017-2018 учебный         год

    класс: 5А,Б,В

    Учитель: Антипина Валентина Михайловна 

    Планирование составлено на основе  

     1.   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897).

    2.   Программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков  из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013

    Программа обеспечена учебником: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016. . – 160 с.: ил.

    Автор учебника Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016. . – 160 с.: ил.

    Количество часов, всего 34

    В неделю 1

    Пояснительная записка

    Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков  из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и  реализуется с помощью учебника Виноградовой  Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016. . – 160 с.: ил 

    1. Результаты освоения учебного предмета

    В  соответствии  с  федеральным  государственным  стандартом  основного  общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных  и  предметных  результатов  освоения  основной  образовательной программы.

    Личностные  цели  представлены  двумя  группами.  Первая  отражает  изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

    •  готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

    •  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

    •  личностные  качества,  позволяющие  успешно  осуществлять  различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

    Другая  группа  целей  передает  социальную  позицию  школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

    •  формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  понимания особой  роли  многонациональной  России  в  современном  мире;  воспитание  чувства гордости за свою Родину, народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

    •  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

    •  понимание  роли  человека  в  обществе,  принятие  норм  нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

    •   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    Метапредметные  результаты  определяют  круг  универсальных  учебных действий  разного  типа  (познавательные,  коммуника-тивные,  рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

    •  владение  коммуникативной  деятельностью,  активное  и  адекватное использование  речевых  средств  для  решения  задач  общения  с  учетом особенностей  собеседников  и  ситуации  общения  (готовность  слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку  зрения,  оценивать  события,  изложенные  в  текстах  разных  видов  и жанров);

    •  овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и жанров,  в  том  числе  религиозного  характера;  способность  работать  с  информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

    •  овладение  методами  познания,  логическими  действиями  и  операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

    •  освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового характера;

    •  умение  строить  совместную  деятельность  в  соответствии  с  учебной задачей и культурой коллективного труда.

    Предметные  результаты  обучения  нацелены  на  решение,  прежде  всего, образовательных задач:  

    •  осознание  целостности  окружающего  мира,  расширение  знаний  о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

    •  использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

    •  расширение  кругозора  и  культурного  опыта  школьника,  формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

    Личностные результаты:

    – осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство  привязанности  и  любви  к  малой  родине, гордости  и  за  своё  Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

    – понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

    –  проявление  гуманного  отношения,  толерантности  к  людям,  правильного взаимодействия  в  совместной  деятельности,  независимо  от  возраста,  национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

    –  стремление  к  развитию  интеллектуальных,  нравственных,  эстетических потребностей.

    Универсальные учебные действия.

    Познавательные:

    – характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

    –  сравнивать  нравственные  ценности  разных  народов,  представленные  в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

    – различать культовые  сооружения разных религий;

    – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

    Коммуникативные:

    – рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

    –  кратко  характеризовать  нравственные  ценности  человека  (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).  

    Рефлексивные:  

    – оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

    –  анализировать  и  оценивать  совместную  деятельность  (парную,  групповую работу)  в  соответствии  с  поставленной  учебной  задачей,  правилами  коммуникации  и делового этикета.

    Информационные:

    –  анализировать  информацию,  представленную  в  разной  форме  (в  том  числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

    К концу обучения учащиеся научатся:

    •  Воспроизводить  полученную  информацию,  приводить  примеры  из прочитанных  текстов;  оценивать  главную  мысль  прочитанных  текстов  и прослушанных объяснений учителя.

    •  Сравнивать  главную  мысль  литературных,  фольклорных  и  религиозных текстов.  Проводить  аналогии  между  героями,  сопоставлять  их  поведение  с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

    •  Участвовать  в  диалоге:  высказывать  свои  суждения,  анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

    •  Создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

    •  Оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания известных личностей.

    •  Работать  с  исторической  картой:  находить  объекты  в  соответствии  с учебной задачей.

    •  Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

    К концу обучения учащиеся смогут научиться:

    •  Высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного (безнравственного) поведения человека.

    •  Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

    •  Работать с историческими источниками и документами.

    1. Содержание учебного предмета

    Раздел 1. В мире культуры – 4 ч.

    Величие  российской  культуры.  Российская  культура  –  плод  усилий  разных народов.  Деятели  науки  и  культуры  –  представителей  разных  национальностей  (К. Брюллов,  И.  Репин,  К.  Станиславский,  Ш.  Алейхем,  Г.  Уланова,  Д.  Шостакович,  Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).  Человек  –  творец  и  носитель  культуры.  Вне  культуры  жизнь  человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,  упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

    Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 15 ч.

    «Береги  землю  родимую,  как  мать  любимую».  Представления  о  патриотизме  в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь  ратными  подвигами  полна.  Реальные  примеры  выражения патриотических  чувств  в  истории  России  (Дмитрий  Донской,  Кузьма  Минин,  Иван Сусанин,  Надежда  Дурова  и  др.).  Деятели  разных  конфессий  –  патриоты  (Сергий Радонежский,  Рабби  Шнеур-Залман  и  др.).  Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод  добрых  трудов  славен…».  Буддизм,  ислам,  христианство  о  труде  и трудолюбии. Люди  труда.  Примеры  самоотверженного  труда  людей  разной  национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.  Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.  Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность,  симпатия,  взаимопомощь  и  поддержка  –  главные  семейные  ценности.  О

    юбви  и  милосердии  в  разных  религиях.  Семейные  ценности  в  православии,  буддизме, исламе,  иудаизме.  Взаимоотношения  членов семьи.  Отражение  ценностей  семьи  в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

    Раздел 3. Религия и культура – 11 ч.

    Роль  религии  в  развитии  культуры.  Вклад  религии  в  развитие  материальной и духовной культуры общества.  Культурное  наследие  христианской  Руси.  Принятие  христианства  на  Руси, влияние  Византии.  Христианская  вера  и  образование  в  Древней  Руси.  Великие  князья Древней  Руси  и  их  влияние  на  развитие  образования.  Православный  храм  (внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка.  Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы  в  сокровищницу  мировой  культуры.    Декоративно-прикладное  искусство народов,  исповедующих  ислам.  Мечеть  –  часть  исламской культуры.  Исламский календарь. Иудаизм  и  культура.  Возникновение  иудаизма.  Тора  –  Пятикнижие  Моисея. Синагога  –  молельный  дом иудеев.  Особенности  внутреннего  убранства  синагоги. Священная история иудеев  в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные  традиции  буддизма.  Распространение  буддизма  в  России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

    Раздел 4. Как сохранить духовные ценности – 2 ч.

    Забота  государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  Конституционные гарантии  права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные  меценаты России.  

    Раздел 5. Твой духовный мир – 2 ч.

    Что  составляет  твой  духовный  мир.  Образованность  человека,  его  интересы, увлечения,  симпатии,  радости,  нравственные  качества  личности  –  составляющие духовного  мира.  Культура  поведения  человека.  Этикет  в  разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека.

    1. Календарно-тематическое планирование курса ОДНКНР

    № п/

    Тема урока

    (тип урока)

    Кол-

    Домашнее задание

    П

    Ф

    В мире культуры

    1-2

     Величие многонациональной    российской культуры

    2

    Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость»

    3-4

    Человек – творец и носитель культуры

    2

    Подготовить сообщение об одном из героев эпоса народов России

    Нравственные ценности

    5-6

    «Береги   землю родимую, как мать любимую»

    2

    Ответить на вопросы.

    7-8-9

    Жизнь ратными подвигами полна

    3

    Ответить на вопросы

    10

    В труде – красота человека

    1

    Объяснить значение пословиц

    11

    «Плод добрых трудов славен»

    1

    пословицы и поговорки о труде

    12-13

    Люди труда

    2

    Готовить проекты

    14

    Бережное отношение к природе

    1

    сообщение о заповеднике

    15-16-17-18-19

    Семья – хранитель духовных ценностей

    5

    Подобрать примеры произведений УНТ своего народа о нравственных качествах человека

    Религия и культура

    20

    Роль религии в развитии культуры

    1

    Вспомнить произведения о справедливости

    21-22-23

    Культурное наследие христианской Руси.

    3

    Сообщение-презентация о царь-колоколе

    24-25-26

    Культура ислама

    3

    Сообщение-презентация об исламе

    27-28

    Иудаизм и культура

    2

    Сообщение- иудаизме

    29-30

    Культурные традиции буддизма

    2

    Сообщение- буддизме

    Как сохранить духовные ценности

    31

    Забота  гос-ва о сохранении духовных  ценностей

    1

    Сообщение- храмах, мечетях,

    32

    Хранить память предков

    1

    Подготовить ответы на вопросы

    Твой духовный мир

    33-34

    Твой духовный мир

    2

    Итого

    34



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа ОДНКНР 5 класс

    Пояснительная записка, планируемые результаты, содержание, тематическое планирование 5 класс...

    Рабочая программа ОДНКНР

    Рабочая программа по ОДНКНР  "Православная культура"...

    Рабочая программа ОДНКНР

    Рабочая программа по ОДНКНР "Православная культура"  основная школа...

    Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год

            Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...

    Программа ОДНКНР 5 класс "Православная культура"

    Программа ОДНКНР 5 класс "Православная культура"...

    Рабочая программа. ОДНКНР. 5 класс

    Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО...

    Рабочая программа "ОДНКНР" 7 класс

    Рабочая программа "ОДНКНР"  7 класс...