Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования. Дети с нарушениями речи.
презентация к уроку на тему

30.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon deti_s_narusheniyami_rechi.ppt2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования.

Слайд 3

Психофизиологические и психологические механизмы речи Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, которые созданы по определенным правилам. Функции речи коммуникативная функция (использование речи в процессе общения, осуществление процесса общения) номинативная функция (обозначение словом предметов, действий, качества и т.д.), в этом аспекте иногда говорят о символической функции регуляторная функция (с помощью речи человек может влиять, оказывать воздействие на других людей и на самого себя, то есть регулировать поведение) интеллектуальная функция (понятийная) (речь используется в осуществлении познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения) функция сохранения общественно-исторического опыта (опыт человечества фиксируется в языковой форме)

Слайд 4

Виды речевой деятельности: Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности-зависит эффективность, успешность речевого общения. Формы речи Виды речевой деятельности Восприятие речи Воспроизводство речи Устная речь слушание (восприятие речи на слух и ее понимание) говорение (устное выражение мысли) Письменная речь чтение (восприятие и понимание чужой записанной речи) письмо (графическое, письменное выражение мысли)

Слайд 5

Направления развития речи

Слайд 6

Для нормального речевого развития ребенка должны соблюдаться следующие анатомо-физиологические условия:

Слайд 7

Развитие активной речи в онтогенезе

Слайд 8

Классификация нарушений речи у детей Клинико-педагогическая классификация Нарушение устной речи Нарушение письменной речи Фонационные нарушения (внешнее оформление высказывания) Структурно-семантические нарушения (внутреннее оформление высказывания) Расстройства чтения Расстройства письма – нарушение голоса (дисфония, афония) – нарушение темпо-ритмической стороны (брадилалия, тахилалия, заикание) – нарушение звукопроизношения (дислалия, ринолалаия) – нарушение иннервации речевого аппарата (дизартрия, анартрия) Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие. - Моторная алалия -Сенсорная алалия Афазия – полная или частичная утрата речи. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения Алексия – невозможность или большие затруднения при обучении речи. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Аграфия – трудности обучения письму.

Слайд 9

Классификация нарушений речи у детей Психолого-педагогическая классификац ия Нарушение средств общения Нарушение в применении средств общения Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФН – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефект восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи ОНР (у детей с сохранным интеллектом и слухом) и СНР (у детей с умственной отсталостью) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне Коммуникативные дефекты Заикание, проявление речевого негативизма, мутизм и др. Нарушение коммуникативной функции речи, при правильных сформированных средствах общения.

Слайд 10

Дети с ОНР и ТНР в начальной школе Общее недоразвитие речи (ОНР) – речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематической и лексико-грамматической. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематических процессов, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.

Слайд 11

Предпосылки усвоения учебной программы Качество усвоения программы обучения письму и чтению в начальной школе Состояние устной речи Психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью Уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи Уровень сформированности лексико- грамматических средств языка Психологические особенности

Слайд 12

Дети с ОНР и ТНР в начальной школе

Слайд 13

Дети с ОНР и ТНР в начальной школе Ошибки, возникающие из-за дефектов звукопроизношения В устной речи школьник не произносит какой-то звук или заменяет на другой в слове, на письме соответственно пропускает букву в слове или заменяет на другую. Например: Лыбак поймал огломную лыбу на моле. Мауыш упау и запуакау. Ошибки при нарушении слоговой структуры слова В устной речи или на письме школьник пропускает, меняет, добавляет слоги в слове. Например: череха, деверо, кулубника (черепаха, дерево, клубника).

Слайд 14

Дети с ОНР и ТНР в начальной школе Школьник в устной речи заменяет в словах звук на оппозиционный, т.е. близкий по звучанию звук (в письменной речи заменяет букву). Например: шушка, сонтик, фафли, (сушка, зонтик, вафли). Школьник на письме пропускает мягкий знак и/или путается в написании гласных 1 и 2 ряда, значит не дифференцирует на слух твёрдые - мягкие согласные звуки Например: мялчик, тота, лэбед (мальчик, тётя, лебедь).

Слайд 15

Дети с ОНР и ТНР в начальной школе бедность лексического запаса, незнание названий многих предметов, действий, признаков, а также обобщающих понятий; неточность смыслового понимания слов, отсюда замены близких по значению слов, замены слов по сходству звучания; аграмматизмы в речи ; трудности в построении простых и сложных предложений несформированность навыков словообразования и словоизменения; недостаточное понимание предложно-падежных конструкций и логико-грамматических отношений, а также непонимание учебных заданий и инструкций учителя; несформированность монологической (связной) речи.

Слайд 16

Дети с ОНР и ТНР в начальной школе Ошибки в согласовании прилагательного с существительным (спелая яблоко), числительного с существительным (две мишки, одна ухо, две ухи, пять этажов). Ошибки в управлении (солнце взошла). Ошибки при словоизменении во множ.числе Им.п. (деревы, стулы, креслы) и Род.п. (много куклов, стулях, деревий). Аграмматизмы в предложно-падежных конструкциях (на столу, в шкафе, по поле, за стулями, у куклов). Ошибки из-за непонимания значений предлогов и приставок в приставочных глаголах (Собака вышла в будку. Совенок упал с дупла. Солнце вышло из гор.).

Слайд 17

Дети с ОНР и ТНР в начальной школе Ребенок на письме делает ошибки, возникающие от незнания или непонимания значения слов. Образцы ошибок на письме : Рес вышла на тропу. (Рысь) – слово «рысь» школьнику незнакомо. Л е нейка – лень, л е сичка – лес (затруднен подбор проверочных слов на орфограмму «безударные гласные в корне слова») Дедушка поднимался на зорьки. (Поднимался Куда? , а не Когда? )

Слайд 18

Психологические особенности ребенка с ТНР Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи. Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь). Оптико-пространственный гнозис - на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию). Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания. Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психоречевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.

Слайд 19

Нарушение письменной речи Письмо - сложная форма речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. «Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С.Выготский

Слайд 20

Нарушение письменной речи Операции процесса письма Мотивация письма Замысел письма Членение предложения на слова Звуковой анализ Выделение фонем Перевод фонемы в графему Моторный акт письма

Слайд 21

Нарушение письменной речи

Слайд 22

Нарушение письменной речи Нейропсихологи Т.В.Ахутина и А.Л.Сиротюк рассматривают нарушение письма, как нарушения формирования ВПФ - регуляторная дисграфии (нарушение или несформированность целенаправленного поведения, его организации и контроля, несформированности мотивов); - дисграфия, обусловленная трудностями поддержания рабочего состояния, активности коры головного мозга; .- дисграфии (моторная и сенсорная).

Слайд 23

Нарушение письменной речи Дисграфия рассматривается как речевое нарушение. Нарушение процесса письма Дисграфия : акустическая; артикуляторно-акустическая; на фоне нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическая; оптическая. Аграфия . Дизорфография

Слайд 24

Классификация дисграфии Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: -звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), -свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), -аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). -неправильное обозначение мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", «тота Луса», «больит».

Слайд 25

Классификация дисграфии 1. Артикуляторно-акустическая дисграфия Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

Слайд 26

Классификация дисграфии Эта форма дисграфии проявляется в: заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. на письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие: звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С). неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

Слайд 27

Классификация дисграфии запись целого предложения в виде одного (и чаще всего искаженного) «слова» (ЦВТЫСТЯТ-СТЛЕ вместо ЦВЕТЫ СТОЯТ НА СТОЛЕ); пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении (ТОЛ вместо СТОЛ, ТРЕЛА вместо СТРЕЛА); пропуски гласных букв (ТРКТОР вместо ТРАКТОР, КАРТНА вместо КАРТИНА); вставка лишних букв (СТЛОЛ вместо СТОЛ, КУЛУБНИКА вместо КЛУБНИКА); перестановка букв (ТУРБА вместо ТРУБА, ЛАП-МА вместо ЛАМПА).

Слайд 28

Классификация дисграфии Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

Слайд 29

Классификация дисграфии В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у…..

Слайд 30

Нарушение процесса чтения Дислексия – нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленных несформированностью ВПФ. Виды дислексий : - фонематическая; - семантическая; - аграмматическая; - мнестическая; - оптическая; - тактильная. Алексия – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Слайд 31

Педагогическое воздействие при нарушениях чтения и письма Направления работы:

Слайд 32

Педагогическое воздействие при нарушениях чтения и письма Направления работы:

Слайд 33

Педагогическое воздействие при нарушениях чтения и письма Направления работы

Слайд 34

Педагогическое воздействие при нарушениях чтения и письма Направления работы:

Слайд 35

Учебная деятельность детей с ТНР Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Несовершенство устной речи препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи. Ситуация неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом. Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.

Слайд 36

Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса, вариативность: взаимозаменяемость/сокращение/увеличение академического и социально значимых компонентов обучения, отдельных тематических разделов, учебных часов; применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологи выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве; особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более дробными инструкциями; объективная оценка результатов освоения ООП обучающимися; щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации

  В выступлении рассматриваются типы дизонтогенеза, психопатии, неврозы. Рекомендации педагогам по работе с детьми....

Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...

"Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования"

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г. Москва...

"Специфические особенности нарушения развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации".

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г. Москва...

Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...