Уровень мотивации к изучению предмета (деятельности по направлению) (по результатам диагностики).
материал на тему

Фараонова Валентина Николаевна

Задача современного общества - воспитание человека думающего, обладающего способностью справляться с огромным количеством информации, уметь анализировать ее и находить главное. Многим из этих умений призвана научить современная школа, ориентированная на всестороннее развитие учащегося. Это подразумевает не только повышение интеллектуального уровня, но и учет всей совокупности психических образований личности, включая и такой важный компонент, как мотивация.        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_motivatsii.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Уровень мотивации к изучению предмета (деятельности по направлению)

(по результатам диагностики).

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль положительных эмоций.

Считается, что, для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки.

А для этого необходимо решать следующие задачи:

  1. Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.
  2. Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.
  3. Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся.
  4. Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.

Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации  школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках биологии.

Этому способствует использование:

  • Разнообразных форм и методов работы на уроках;
  • Возможности каждому ученику выступить активным участником образовательного процесса;
  • Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;
  • Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.

Задача современного общества - воспитание человека думающего, обладающего способностью справляться с огромным количеством информации, уметь анализировать ее и находить главное. Многим из этих умений призвана научить современная школа, ориентированная на всестороннее развитие учащегося. Это подразумевает не только повышение интеллектуального уровня, но и учет всей совокупности психических образований личности, включая и такой важный компонент, как мотивация.        

. В практике школьного обучения отчетливо проявляется необходимость планомерной работы по мотивационному обеспечению учебного процесса. Это обусловлено, в частности, сложившимися условиями организации учебной деятельности, в числе которых, на мой взгляд, наиболее значимыми являются следующие:

  • снижение у значительной части школьников учебной мотивации и познавательного интереса в процессе обучения естественным наукам;
  • падение уровня  экологической грамотности;
  • формирования учебной мотивации школьников на уроках биологии и химии.

Принимая во внимание теоретическое состояние проблемы формирования учебной мотивации у школьников и практическую необходимость в ее разработке, мною была сформулирована цель исследования - формирование учебных мотивов у школьников 5-9 классов.

Для достижения намеченной цели исследования необходимо было решить такие задачи:

  1. Установить исходный уровень учебной мотивации у школьников 5-9 классов на уроках биологии .
  2. Определить методические условия эффективного формирования учебных мотивов.
  3. Разработать и экспериментально проверить предлагаемый вариант методики формирования учебной мотивации школьников при изучении биологии в 5-9 классах.

Для решения намеченных задач были использованы следующие методы исследования:

  • наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, характером общения школьников;
  • анкетирование учащихся;
  • индивидуальная  беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы  о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;
  • интервьюирование учащихся;
  • анализ итоговых работ учащихся;
  • статистический и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Используемые методики:

  • Н.Т. Лусканова: “Модифицированный вариант анкеты   школьной мотивации”

Респонденты проводимого исследования учащиеся 6-8 в  2015/2016, 2016/2017/, 2017/2018 учебных годах.

Одним из значимых критериев моей деятельности является рост мотивации к изучению предмета. Понимание значимости высокой, устойчивой мотивации к изучению предмета для успешности освоения общеобразовательной программы по биологии побудило меня выстроить систему диагностики мотивации учащихся.

На протяжении учебного года я осуществляю диагностику мотивации учащихся к изучению биологии.

Результаты исследования

В начале  и конце  учебного года были выявлены следующие уровни учебной мотивации из пяти (высокий уровень школьной мотивации, хорошая школьная мотивация,  средний уровень мотивации, низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе):

Уровни мотивации  обучающихся в 2015/2016, 2016/2017, 2017/2018 годах.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

6 класс (начало учебного года) 2 человека

-

-

50%

1 человек

50%

1 человек

-

-

-

-

6 класс (конец учебного года) 2 человека

.-

-

100%

2 человека

-

-

-

-

-

-

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

7 класс (начало учебного года) 2 человека

-

-

50%

1 человек

50%

1 человек

-

-

-

-

7 класс (конец учебного года) 2 человека

50%

1 человек

50%

1 человек

-

-

-

-

-

-

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

8 класс (начало учебного года) 2 человека

50%

1 человек

50%

1 человек

-

-

-

-

-

-

8 класс (конец учебного года) 2 человека

100%

2 человека

-

-

-

-

-

-

-

-

Анализ полученных данных подтверждает положительную динамику роста школьной мотивации. Этот результат был, достигнут за счет планомерной, целенаправленной работы с учащимися. В своей педагогической практике я использую технологию развития критического мышления, активные методы обучения, личностно-ориентированные методы обучения. Используя разноуровневые задания, консультирование, организацию групп взаимопомощи из числа учащихся, различные виды поощрения,  добиваюсь повышения качества обучения. Такая педагогическая деятельность способствует развитию личностных качеств у учащихся через воспитание интереса к биологии.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности.  Результаты обучения по биологии в 6-8 классах свидетельствуют о высоком уровне мотивации к изучению данного предмета (диаграмма).

Положительная динамика в представленных мной показателях свидетельствуют об устойчивом, повышенном интересе обучающихся к изучению данного предмета.

Степень удовлетворенности уровнем преподавания биологии:

Вопросы

Количество положительных ответов

Общее количество опрошенных родителей

4 чел.

Удовлетворены ли вы уровнем преподавания биологии для вашего ребенка?

100 %

Ваш ребенок с интересом изучает данный предмет?

75 %

Как вы думаете, данный  предметы  является важными в образовании вашего ребенка?

100 %

Таким образом, выстроенная система диагностики мотивации учащихся к изучению предмета позволяет объективно оценить степень интереса учеников к изучению биологии.  

Вывод: значительный рост мотивации объясняется адаптацией учителя к индивидуальным особенностям учащихся; соответствием требований со стороны педагога, ожидаемым результатам; активным применением технологии развития критического мышления и личностно-ориентированной технологии.

Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета я выделяю:

  1. Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней.
  2. Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися, подготовленных учителем.
  3. Позитивная динамика уровня качества обучения.
  4. Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.
  5. Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах.
  6. Удовлетворенность родителями учащихся преподаванием предметов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Посиделки по английски" для учащихся 6-8 классов с пониженной мотивацией к изучению предмета в

Разработка внеклассного мероприятия составлена для учащихся 7-8 классов для проведения методической недели, творческого вечера, занятия предметного кружка, факультатива по английскому языку. Материал...

"КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА".

Задачи предлагаемого доклада - ознакомление со становлением и развитием понятий модели и метода моделирования на уроках физики путём анализа фрагментов работы, которая проводилась мною на основе специ...

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Из опыта работы по теме: Использование ИКТ на уроках биологии  как способ повышения мотивации к изучению предмета                    ...

Организация исследовательской деятельности, как средство повышения мотивации при изучении предмета.

Эпиграф "Только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие". В отчете по теме самообразования излагаю используемые приемы исследовательской деятельности на разных ступ...

Внеурочная деятельность по предмету «Информатика и ИКТ» как средство повышения мотивации к изучению предмета

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...