Выступление по теме: "Принципы и особенности Основной Образовательной Программы"
статья на тему

Разуваева Е. С.

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razuvaeva_e._s.rar129.1 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы и особенности

Основной Образовательной Программы


    В соответствии с концепцией модернизации  российского образования  основная цель общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей  личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору  в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового  к его продолжению в течение всей жизни.

 

     Ключевыми документами, определяющими для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-управленческие и  содержательно-деятельностные предпосылки осуществления этой цели, является его Основная образовательная программа и программа развития школы.  Они позволяют подчинить входящие в нее основные и дополнительные  образовательные программы, учебную и другие виды образовательной деятельности достижению стратегической цели – раскрытию и развитию с их помощью  человеческого потенциала каждого ученика и направленного формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе.

       Под программой развития подразумевается программа изменений, которые необходимо осуществить в образовательном учреждении для удовлетворения меняющихся потребностей государства, общества и личности.

      Программа развития - это реальная стратегия  учреждения с текстовым оформлением, вовлечение в эту процедуру членов управляющего совета, представителей участников образовательного процесса и партнеров ОУ, совместное формирование видения «образа будущего» школы и путей к его достижению.

      Программа развития формируется и действует  одна на всех ступенях образовательного процесса для данного образовательного учреждения.

      Примерами тем программ развития могут служить следующие: Программа развития инновационных технологий (1), реализация компетентностного подхода в образовании учащихся (12), кадетство и т.д.

      Программа развития МОУ «Средняя школа №25» от 10.01.2011г.

«Оптимизация   образовательного    процесса  посредством создания «пространства выбора»  (на 2011 – 2016 г.г.).

Настоящая программа развития определяет стратегию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации.

Ключевой идеей программы является оптимизация образовательного процесса посредством создания «пространства выбора».

Миссия школы состоит в обеспечении условий, способствующих получению учащимися качественного и эффективного образования, на основе обеспечения индивидуального выбора уровня подготовки по профильным и предпрофильным предметам.

       На ряду с программой развития, также одним из важных нормативных документов разработанных и действующих в нашей школе является Основная образовательная программа. В отличии от программы развития школы, Основная Образовательная программа должна осуществляться на каждой ступени  образовании, поэтому в МОУ «Средняя школа №25» разработаны и реализуются  3 ООП:

Все они разработаны на основании Федерального закона «Об образовании».

1. Образовательная программа МОУ «Средняя
   общеобразовательная школа №25» от 1.09.2010г.
(разработана для учащихся 9-11 классов на основании Федерального государственного стандарта общего образования (1 поколения). Приказ МО РФ от 5.03.2004г. №1089)  

2 и 3 Основные образовательные программы относятся к Гос. стандартам 2 поколения.

2. Основная образовательная программа НОО от 11.01.2013г.(в новой редакции).

(разработана для учащихся 1-4 классов на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ МО и науки РФ от 6.10.2009г. №373).


3. Основная образовательная программа ООО от 1.09.2012г.
(разработана для учащихся 5-8 классов на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ МО РФ от 5.03.2010г. №1897).

Программу развития школы и Основные Образовательные Программы размещены на официальном сайте МОУ «Средняя школа №25», где любой желающий может скачать и ознакомиться с ними.

   Основная Образовательная Программа образовательного  учреждения представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом:  образовательные цели образовательного учреждения;  основные и дополнительные  образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу  развития учреждения.

      Таким  образом, в общеобразовательных учреждениях  Российской Федерации в основу их деятельности положены  основные образовательные программы трех ступеней образования, последовательное освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить аттестат о  среднем (полном) общем образовании.

Что же такое основная образовательная программа?

  • Локальный нормативный документ, описывающий содержание образования и механизм реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов в конкретном образовательном учреждении.
  •  ООП определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса на определенной  ступени общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).
  •  В ООП конкретизируются основные положения стандарта применительно к особенностям вида образовательного учреждения, возможностям  социокультурной среды, образовательным потребностям и запросам обучающихся.

Рассмотрим основные выдержки из закона РФ «Об образовании в Российской федерации»

ст.12   «Основные образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность»

ст.14  Основная образовательная программа образовательного учреждения  разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ

ст.29  Закона «Об образовании в Российской Федерации»:

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей).

ст.9  Закона «Об образовании в Российской Федерации»:

 Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности

Образовательная  программа:

1) общеобразовательная (основная и дополнительная)

2) профессиональная (основная и дополнительная)

ст.9  Закона «Об образовании в Российской Федерации»:

К основным общеобразовательным программам относятся :

    1) программа дошкольного образования;

    2) программа начального общего образования;

    3) программа основного общего образования;

    4) программа среднего (полного) общего  образования.

Основные источники  для проектирования Основной Образовательной Программы

1.ФГОС.

2. Примерная основная образовательная программа.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования.
6. Примерные программы по предметам.
7. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
8. Устав ОУ.
9. Программа развития ОУ.

ФГОС выдвигает совокупность требований к:

  • Результатам освоения основной образовательной программы
  • Структуре основной образовательной программы
  • Условиям реализации основной образовательной программы

1.Требования к условиям освоения основной образовательной программы:

  • Кадровым
  • Финансовым
  • Материально-техническим

2.Требования к результатам освоения основной образовательной программы:

  • Личностным
  • Метапредметным
  • Предметным

3.Требования к структуре основной образовательной программы (ФГОС):

        Основная образовательная программа  должна содержать следующие разделы:

1. пояснительная записка;

2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

3. учебный план;

4. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

5. программы отдельных учебных предметов, курсов;

6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;

7. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

8. программа коррекционной работы;

9. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Раздел 1. Пояснительная записка должна раскрывать:

  • цели реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
  • принципы и подходы к формированию основной образовательной программы и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;
  • общую характеристику основной образовательной         программы.

Раздел 2.  Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

Планируемые результаты - система обобщенных личностно-ориентированных целей образования,

  •  обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы
  • являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы

Раздел 3. Учебный план.

Учебный план - основа для разработки учебного плана образовательного учреждения.

Учебный план состоит из двух частей:

  • обязательной части
  •  части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность.

В учебном плане отражаются основные показатели :

  • состав учебных предметов;
  • недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
  • направления внеурочной деятельности.

Раздел 4. Примерная программа формирования универсальных учебных действий.

Примерная программа формирования универсальных учебных действий:

  • устанавливает ценностные ориентиры;
  • определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий;
  • выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
  • определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от одного уровня образования к другому;

Виды универсальных учебных действий. соответствующие ключевым целям общего образования:  личностные, регулятивные,                                                   познавательные, коммуникативные.

Раздел 5. Примерные программы учебных предметов.

В соответствии с ФГОС программы включают:

  •  пояснительную записку,
  • общую характеристику учебного предмета;
  • описание его места в учебном плане и ценностных ориентиров его содержания;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
  • основное содержание учебного предмета;
  • примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  • описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Раздел 6.  Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  • Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
  • Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
  • Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания
  • Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
  • Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию
  • Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

Раздел 7. Примерная  программа формирования культуры здорового и безопасного  образа жизни.

  • комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
  • содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни.

Раздел 8. Примерная программа коррекционной работы

Направлена на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы.

Раздел 9. Система оценки достижения планируемых результатов

  • содержательной и критериальной базой системы оценки выступают планируемые результаты
  • функциями являются:
  • ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 
  • обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования

Каков же Портрет выпускника школы, которого мы учителя хотим видеть, реализуя программу развития школы, а также Основные Образовательные программы на всех ступенях обучения:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

И в заключении хотелось сказать, что Программа развития школы и Основные Образовательные программы (суть и содержание которых должен знать каждый участник образовательного процесса, а в первую очередь педагог) обеспечивают и определяют успешность школы в целом в достижении качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме "Воспитательный потенциал дополнительной образовательной программы "Английский язык"

В настоящее время языковая культура является неотъемлемой и существенной частью человека в целом. Стоит отметить, что  иностранный язык как предмет образования обогащает человека во многих смысла...

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений

 Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...

Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений

 Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...

Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений

 Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...

Выпускная квалификационная работа на тему "Принципы составления учебника по английскому языку для начальных классов образовательных организаций Республики Тыва"

Выпускная квалификационная работа на тему "Принципы составления учебника по английскому языку для начальных классов образовательных организаций Республики Тыва"...

Выступление на педсовете на тему "Принципы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя" в сентябре 2015 года

Данное выступление на педсовете редназначалось для специалистов и воспитателей детского сада при обсуждении планов концертно-развлекательной деятельности в 2015-16 учебном году....