Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы №10 компенсирующей направленности по развитию речи на тему «Насекомые»
методическая разработка на тему

Гладикова Светлана Александровна

закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы: «Насекомые».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-s24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Страна чудес»

Непрерывная образовательная деятельность

с детьми старшей группы №10 компенсирующей направленности по развитию речи

«Насекомые»

        Авторы составители:  

Учитель-логопед

Гладикова Светлана Александровна,

Воспитатель группы «10

Конева Гулмира Хамидовна

г. Балаково

2017г.

       Цель: закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы: «Насекомые».

       Коррекционно- образовательные задачи:

- Закреплять представлений о насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме «Насекомые»;

- Совершенствовать синтаксический строй речи (составлять сложносоченные предложения с противительным союзом а);

- Совершенствовать грамматический строй речи (образование слов антонимов, образование уменьшительно- ласкательной формы имени существительного.);

- Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа.

- Составлять схемы к предложению;

- Дифференцировать звуки [ж], [ з] .

- Закреплять умения употреблять предлоги на, над, под, в, по.

       Коррекционно- развивающие задачи:

Развивать диалогическую речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, координацию речи с движением.

       Коррекционно- воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

       Оборудование:

Фигурки насекомых, конверты с заданиями, мяч, игрушки: машина, буратино, медведь и заяц; «цветные полянки», схемы предложений, карточки для анализа слова «жук», карандаши красного и синего цвета, поезд, сундук с кладом.

                                                      Ход занятия:

        Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Что нужно сделать? (поздороваться). (Приветствие детей)

В: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!

Звучит сигнал электронной почты. П.: Ребята, это на электронную почту пришло письмо. А как узнать что в нем? (нужно его прослушать). Вам интересно, что в этом сообщении?

Д.: да!!!

П. – А чтобы узнать, мы сейчас его прослушаем.

Звучит голосовое сообщение:

Дорогие ребята! Меня зовут Грета. Стояла хорошая погода. Я сидела на цветке и наслаждалась теплым деньком. Вдруг налетели тучи и пошёл сильный дождь. Я не успела спрятаться и дождь смыл все краски с моего тела. Помогите восстановить их. А для того, чтобы помочь восстановить цвет, надо пройти испытания, выполнить все задания в волшебных конвертах. В каждом конверте вы найдете части от моего красивого тела. Когда все задания выполните вы сможете собрать картинку с моим изображением. А подсказки я Вам приготовила в потайных местах.  Первая подсказка лежит на столе. Желаю удачи!!!

На магнитной доске расположена картинка с изображением контура бабочки. (собираем разноцветные части тела бабочки).

П.: Вы готовы выполнить все задания, которые приготовила для вас Грета?

Чтобы получить все части картинки, надо внимательно слушать задания и правильно его выполнять. На столе лежит 1 схема: (графическое изображение предложения: посмотри на подоконнике).

Д.: первый конверт на подоконнике.

П.: открываем: первое задание от Греты.

 Игра с мячом «Закончи предложение».

- майский жук большой, а божья коровка маленькая.

- у мухи крылья короткие, а у стрекозы длинные.

- у жука усы толстые, а у бабочки тонкие.

- у шмеля спина широкая, а у комара узкая.

П.: Вы справились с 1 заданием. Ребята, а Грета в конверте для нас оставила 1 часть, мы получаем первую часть картинки. (картинка собирается на магнитной доске). Ребята, а здесь еще схема-подсказка, где мы можем найти второй конверт.

Схема 2: посмотри в домике.

П.: задание такое:

Помогите жуку найти его картинки в названии которых слышится его песенка ж-ж-ж-, а для комарика в названии которых слышится песенка з-з-з-з.

жук:                                                      комар:

желудь,                                                змея

журнал                                                  заяц

ножницы                                               коза

пружина                                                кукуруза

мороженое                                            зонт

Вы молодцы и получаете часть картинки. Наверняка, здесь есть еще схема...

Схема 3: посмотри под доской.

Д.: конверт под №3 находится под доской.

5. П.: игра «Назови ласково».

комар-комарик                     жук- жучок

пчела-пчелка                          усы- усики

муравей- муравьишка          муха- мушка

стрекоза- стрекозка

П.: здорово у нас есть 3 часть картинки! Где же у нас 4 конверт? Найдем по схеме!

Схема 4: посмотри между медведем и зайцем.

Д.: четвертый конверт между медведем и зайцем.

 П.: Определение положения звука в слове. Найдите, где спрятался звук [ж], если мы услышим звук ж в начале слова поднимите красный флажок, если звук в середине слова, поднимите желтый флажок, если слышим звук в конце слова, поднимите зеленый флажок.

Жук, мороженое, морж.

П.:  получаем 4 часть картинки. А где 5 конверт? Разгадаем следующую схему.

Схема 5: посмотри в руках у воспитателя.

Д.: пятый конверт в руках у воспитателя.

7. П.: в этом конверте игровое упражнения «Вперед четыре шага» (динамическая пауза)

П.:  5 часть картинки у нас.

Схема 6: посмотри за цветком.

Д.: 6 конверт за цветком.

 П.: Звуковой анализ слова жук.

Какой первый звук в слове жук? второй звук, третий звук?

Д.: первый звук Ж, согласный обозначаем синим цветом.

      Второй звук, гласный обозначаем красным цветом.

      Третий звук К, согласный обозначаем синим цветом.

 П.: здорово у нас в руках еще один цвет одна часть картинки.

Ищем последний 7 конверт?

Схема 7: посмотри перед машиной.

Д.:  конверт перед машиной.

Дидактическая игра «Любимые и нелюбимые насекомые»

На нашей планете есть много различных насекомых. Одни насекомые нравятся людям, других почему — то не любят. Вам необходимо разместить насекомых вокруг кругов (красный — нравится, черный — не нравится), и объяснить, почему вам это насекомое нравится, а другое нет.

Карточки: муха, комар, бабочка, жуки, пчелка, осы, муравьи, пауки

Конечно, муху не любят за то, что она садится на пищу, разносит болезни, надоедливая, кусается. Мы часто расцениваем мух, комаров, как вредных насекомых, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепочка питания, равновесия. Оказывается, и мухи, и комары приносят огромную пользу, они служат кормом для птиц, лягушек, стрекоз, пауков. В то же время божья коровка поедает тлю. Все, наверное, помнят, песню «Про кузнечика», в которой говорится о том, как лягушка съела кузнечика.

Вывод: Теперь вы поняли, что в природе не существует не вредного и ненужного. Каждый выполняет свою важную совершенно определенную роль.

Итог:

П. – Ребята, мы помогли Грете? (да). Вспомните, что мы для этого сделали?  Какие задания мы выполняли?

Д. (ответы детей).

Рефлексия:

- Ребята, если вы считаете, что у вас все получилось, прикрепите лепесток зеленого цвета. Если же затруднялись в чем-то, прикрепите красный лепесток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Конспект внеклассного мероприятия по развитию речи на тему: «Насекомые»

Конспект внеклассного мероприятия по развитию речи на тему: «Насекомые»...

Конспект открытого занятия в старшей группе с компенсирующей направленностью с элементами корригирующей гимнастики

Коплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. Предназначен для воспитателей ДОУ, инструкторов по физической культуре, родителей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности с детьми старшей группы № 10 компенсирующей направленности учебный год 2016-2017 гг.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  организации деятельности с детьми старшей группы № 10компенсирующей направленностиучебный год 2016-17 гг....