Выступление на РМО на тему "Социализация ребенка с ОВЗ во внеурочной деятельности".
методическая разработка по теме

Уварова Юлия Степановна

Выступление на районном методическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении

«Социализация ребенка с ОВЗ во внеурочной деятельности. Направления организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ»

Подготовила

учитель истории и

обществознания

МКОУ СОШ № 7

пос. Советское Руно

Уварова Юлия Степановна

2018 г.

  «Дело воспитания ребенка есть дело

  величайшей сложности и трудности.

  Воспитывает не учитель, а все общество

  в целом, вся атмосфера и вся обстановка

  нашей культуры и быта, вся живая 

  повседневность, в которой нет мелочей». 

В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо эта проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения, необходимые для существования в социуме. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей.

  Социализация - это процесс, включающий в себя усвоение человеком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. 

  Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

В данном учебном году в МКОУ СОШ № 7 пос. Советское Руно нет обучающихся с ОВЗ в старших класса. В основном такие дети обучаются в начальной школе.

В нашей школе существуют различные формы и способы работы, направленные на социализацию детей с ОВЗ, но одним из приоритетных направлений является внеурочная деятельность.

Для формирования социальной компетентности у учащихся необходимо воспитывать самостоятельность, инициативу и социальную ответственность. А это возможно лишь в самостоятельной творческой деятельности, основанной не на принципе старшинства взрослых над детьми, а на принципе сотрудничества. 

  Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) следует понимать образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочных, и направленных на достижение планируемых результатов освоения АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели:

- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;

- всестороннее развитие и социализация каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- создание воспитывающей среды, обеспечивающей  развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время.

Направления:

- коррекционно-развивающее;

- духовно-нравственное;

- социальное;

- общекультурное;

- спортивно-оздоровительное. 

Формы организации внеурочной деятельности:

- экскурсии;

- праздники; 

- классные часы;

- предметные Недели;

- акции;

- проектная деятельность.

Проектная деятельность – это вид развивающего  внеурочного обучения, основанного на творческом усвоении ЗУН в процессе совместной деятельности педагогов и обучающихся. Применение проектного метода позволяет развить их важные личностные качества, познавательный интерес, повысить уровень поисковой активности, формировать самостоятельность в поиске информации. 

Работая над проектом, дети учатся ставить  цели, подбирать средства их достижения, оценивать последствия, принимать решения, взаимодействовать  друг с другом.

Классные руководители нашего учреждения активно включают в воспитательный процесс проектную деятельность. Продукт проектов – сборники познавательного  и дидактического материала для проведения внеклассных мероприятий.

У нас в школе очень популярны экологические проекты: «Изучение видового состава лекарственных растений», «Химический анализ энергетических напитков, их влияние на здоровье школьников». В этом году в 5 классе на уроках истории мы познакомились с Византийской мозаикой. Ребятам тема очень понравилась, поэтому мы начали работать над этим проектом. В конце года пройдет защита проектов на данную тематику.

Главной задачей педагогов является создание ситуаций успеха для каждого ребенка, его самореализация,  обучение детей умению сравнивать результаты своей и чужой работы с поставленной целью, определять соотношение затраченного времени и полученных результатов.

Ежегодно обучающиеся нашей школы принимают участие в конкурсах разных уровней: муниципальных, краевых, общероссийских. 

В прошлом году глухая выпускница нашей школы приняла участие в районном конкурсе детей-инвалидов. Она играла на пианино.

В этом году ребята 5 и 4 классов достигли больших успехов в районном соревновании по туризму.

Через участие в конкурсах различного уровня повышается самооценка воспитанников. Все эти навыки, пригодятся детям в самостоятельной жизни, умея, что - то делать руками, можно найти работу, сделать правильный выбор профессии, ведь чаще всего наши дети после школы идут в профессиональные средне - технические училища.

Еще одно немаловажное направление - это участие в ежемесячных общешкольных мероприятиях (предметные Недели, акции, конкурсы рисунков, чтецов, подготовка к календарным праздникам). При подготовке таких мероприятий и на выступлениях формируется представление о собственных возможностях, появляется уверенность в себе. Мы опираемся на личный социальный опыт воспитанников, это помогает им приблизиться к реальным жизненным ситуациям. 

- акция «Каждой пичужке - кормушка»;

- акция «Спешите делать добро», посвященное Дню пожилого человека,

- ко Дню инвалидов волонтеры нашей школы дарят подарки детям – инвалидам.

Роль внеурочной деятельности в социализации личности наших воспитанников с ОВЗ имеет огромное значение. Она способствует развитию духовно-нравственной личности, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Правильно поставленное социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность. 

Традиционно одним из направлений в этой работе являются классные часы, которые распределены по направлениям:

Первое направление:  «Духовно - нравственные ценности».

В нашей школе проводятся семейные праздники, предметные  недели, «Неделя книги».

Второе направление:  спортивно - оздоровительное.

Здесь тоже можно выделить проблему: условия, в которых проживает большая часть детей, приводят к тому, что дети курят, распивают спиртные напитки уже с раннего возраста, поэтому классные часы: «Что значит быть здоровым человеком», «Шалости и травмы», «Чем можно отравиться», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и другие были направлены на профилактику ЗОЖ. 

В нашей школе проводится традиционный конкурс «Совруновская миля», где могут все принять участие в беге, в ГПД проводят развивающие игры, играют в шашки и шахматы.

  Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....

Выступление на августовской конференции "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету"

Выступление на августовской конференции, секция учителей математики. "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету". В ходе данного выступления рассмо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для учащихся 5 классов

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся пятого класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умени...

выступление на педсовете ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5 КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО.

Выступление на педсовете на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ   РАБОТЫ   КЛАССНОГО   РУКОВОДИТЕЛЯПО   РЕАЛИЗАЦИИ    ВНЕУРОЧНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....