Технология развивающего обучения
статья


Предварительный просмотр:

Технология развивающего обучения

Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя.

Г. Галилей

Актуальность технологии развития творческих качеств личности

Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

(И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию.

Целью данного вида обучения является подготовка обучающихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Обучащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение–целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это:

-   выявление и развитие творческих способностей И.П. Волкова;

-   технология технического творчества (теория решения изобретательских задач)

Г.С. Альтшуллера;

-   технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова.

Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфичные особенности.

Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега,  К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

 Основные характеристики педагогической технологии развития

Название

Цель

Концептуальные положения 

Особенности содержания

Школа творчества И. П. Волкова

1.Выявить, учесть и развить творческие способности;

2.Приобщить обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

1.Компьютерный подход к обучению  2.Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.

3.Блочно-параллельная структура учебного материала.

4.Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники).

Уроки творчества позволяют выявить и развивать задатки и способности детей. В приобщении обучающихся к самостоятельной и творческой деятельности используются все формы работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке (изделия, модели, макеты, изобретения, исследования и т.п.).

В дополнение предлагается новая форма - творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т.д.) обучающиеся, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера

1.Обучить творческой деятельности.

2.Ознакомить с приемами творческого воображения. 

3.Научить решать изобретательские задачи. 

1.Знания - основа творческой интуиции.

2.Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

3.Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

4.Включить доступные обучающимся типы проблем, характерные для данной сферы практики.

Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения. Основным понятием является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: 1) компромисс, примирение противоположных требований; 2) выдвижение качественно новой идеи или новой конструкции.

Г.С.Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения противоречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», «наоборот», динамичности, перехода в другое измерение, частичного или избыточного решения, использования механических колебаний, периодического действия, непрерывности полезного действия, проскока, «обратить вред в пользу», обратной связи, «посредника», самообслуживания, копирования.

В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Коллективное творческое воспитание И.П.Иванова

1.Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру. 

1.Диалог всех возникающих точек зрения.

2. Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире.

3.Социальная направленность деятельности.

4.Коллективная деятельность как средство создать творческое поле.

5.Создание условий формирования основных черт творческой деятельности. 

Коллективные творческие дела - это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творчество самостроительства личности. Его содержание - забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.

Развивающее содержание состоит в переходе от близких к средним, а затем к далеким целевым перспективам. Широко используется игра, состязательность. Совместная деятельность детей и взрослых позволяет вносить вклад в создание социального продукта.

Структура занятия по технологии развития из этапов:

  • Поиск
  • Целеполагание и организация
  • Прогнозирование и планирование
  • Реализация
  • Аналитико-рефлексивная деятельность

Особенности методики

  • Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения педагогу.
  • Педагогика сотрудничества, сотворчество обучающегося и педагога.
  • Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия.
  • Игровые методики.
  • Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. 

Возрастные этапы технологии

Начальное звено:  игровые формы творческой деятельности; знакомство (общение) с произведениями искусства;  освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы);  обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты;  формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества детей, к своим результатам.

Среднее звено:  техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование и т.д.);  участие в театральных мероприятиях;  изобразительное творчество.

Старшее звено:  выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше; исследовательские работы; литературные, художественные сочинения. 

Оценивание 

Похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки обучающегося. Это документ, в котором отмечаются все творческие работы и достижения.

Организация учебно-воспитательной деятельности в рамках технологии развивающего обучения 
«Внедрение методов и приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность».

«Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом»- утверждает ученый-дидакт А.Л. Несмеянов.

Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с новой, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность. Универсальные модели, разработанные в ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. На занятиях использую метод проб и ошибок (эвристический метод обучения). Дети на занятиях раскрепощаются, говорят, придумывают, фиксируют полученный результат.

В своей работе я использую следующие приёмы противоречий для развития творческого воображения:

  • Антропоморфизм. Когда очеловечиваем природные объекты.
  • На что похоже:    
  1. Кляксография – когда на мокрый лист бумаги капает краска, расплывается, а дети должны увидеть и назвать, на какой образ она похожа. И дорисовать.
  2. Волшебные линии. Дети находят сходство линий с предметами и дорисовывают. Усложнение – из множества линий создать законченную композицию.
  3. Монотипия сложением, каплями…; отпечатки пальчиками, ладонями, фруктами и т.д.
  • Дизайн предметов
  • Ассоциации:
  1. Беспредметное рисование на тему «Ночь – это…», «Утро – это...».
  2. Противоположности. Контрасты: белый-чёрный, синий-жёлтый.
  3. Соединение техник и материалов (пример, рисование восковыми мелками и акварелью)
  4. «А что было потом». Дорисовать историю в соответствии с детской выдумкой.
  5. Один объект – разные материалы. Предлагается сделать гриб, используя разные материалы (диски, пластилин, бросовый и природный материал). Можно включать в рисование.
  6. Преобразование. Что нужно сделать с любым животным, чтобы он стал волшебным. И нарисовать. Можно перед этим применить метод фокальных объектов (поиск новых идей и характеристик объекта).
  7. Специализация. Перед Новым годом дети дарят игрушки людям разных профессий, но такие, чтобы люди сразу поняли, что игрушка именно для них.
  8. Новый способ применения предмета: свечи, соли, салфеток.
  9. Сказка по кругу. В течении нескольких минут дети рисуют по желанию на листочках, по сигналу пересаживаются на соседнее место и продолжают  начатый соседом рисунок. Так несколько раз. Затем составляют рассказ о полученном изображении.
  10. Вместо кругов Луллия. Дети выбирают фон, набирают предметы, реально относящиеся к фону, и составляют рассказ. Усложнение: на фон выбирают предметы, не относящиеся реально к фону, и составляют рассказ. Усложнение: дети выбирают фон и предметы и передают его соседу. Составляют рассказ.
  11. Чудесный мешочек. В нем прячутся различные предметы, каждый раз разные. Дети стараются найти им применение, сконструировать поделку.
  • Эмпатия:
  1. Приём вживания в образ. «Я-собака». Не только словесно передать облик и характер персонажа, но и изобразить доступно для понимания других детей.
  2. Злые персонажи становятся добрыми. «Баба Яга приглашает в гости».
  3. Приём вхождения в картину. Дети рассматривают картину. Предлагаю представить, что ребёнок вошёл в картину и оказался на лугу, в лесу и т.д. Задаю вопросы: «Что ты чувствуешь? Как себя ощущаешь? Что бы ты изменил – убрал, добавил?».
  4. Примеривание образа на кого-то: «Человек-птица».
  5. Моё настроение. Беспредметное рисование – цветом передаём своё настроение.
  • Словесные приёмы:
  1. Перепутанные сказки: Детям нравятся задания на внимание: 1) на иллюстрации персонаж удалён, изменён, добавлен; 2) кто лишний или кого не хватает.
  2. Как мне повезло, что Я…. Подсолнух, потому что дарю людям семечки, из них делают масло, халву, потому что я всегда слежу за солнышком…
  3. Мозговой штурм. Называется слово. Например, гроза. Нужно подобрать слова на ассоциацию. Например, молния, гром, дождь, свет, тучи, страх, сверкание…
  4. Хорошо-плохо. Дождь-это хорошо или плохо. Почему вы так считаете? (хорошо - напоит цветы, траву, деревья, смоет грязь, станет чище воздух; плохо - мокро, грязно, сыро, может случиться наводнение ).
  5. Антонимы. Высокий – низкий.
  • Вещи как люди: у нас есть глаза и у… фонаря, машины и т. д.

С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

В результате дети стали более раскрепощённые, у них появилось положительное отношение к заданиям творческого характера, постепенно проявляется высокая степень самостоятельности: научились задавать вопросы, находить на них ответы, размышлять, рассматривая ситуацию с разных сторон, отстаивать своё мнение и уважать чужое. Более ярко проявилась способность к воображению при выполнении работ творческого характера, а так же моделированию нестандартной ситуации.

      «Внедрение педагогической технологии И.П. Волкова в изобразительную деятельность»

И.П. Волков трактует понятие педагогической технологии как описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, пришел к убеждению, что “все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями”. А мы, педагоги, должны выявить и развить их. Значит, необходимо создать необходимые условия для расцвета одаренности обучающихся. Ребенку следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!

Поэтому в учебный процесс я включаю различные виды труда и поощрения творчества ребят.

  1. Занятия творчества. Используется принцип межпредметных связей и модульное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы работы, в результате создается творческий продукт.
  2.  «Портфолио» (творческая книжка). В него записывается содержание творческих работ обучающегося и результаты деятельности (работа по художественному искусству; участие в олимпиадах, конкурсах). Это некий механизм выявления творческих способностей и их развитие.
  3. Занятия по интересам («Творческие комнаты»). На занятиях дети независимо от возраста получают знания о различных направлениях изобразительной деятельности.

«Внедрение технологии коллективного творческого воспитания

И. П. Иванова в изобразительную деятельность»

Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. О методике КТД говорят как о “педагогике сотрудничества”, при котором дети становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны; их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, служение добру, творческий подъем, товарищество. В работе я использую следующие виды коллективной творческой деятельности:

  1. Трудовые КТД: создаются условия для обогащения знаний ребят об окружающем мире, воспитания стремления вносить свой вклад в улучшение действительности,  заботы о близких и далеких людях, работы самостоятельной и творческой на пользу и радость людям  (пример: трудовые акции и др).
  2. Познавательные КТД: создаются условия для развития у обучающихся таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (пример: викторины, конкурсы на смекалку).
  3. Художественные КТД: создаются условия для развития художественно - эстетических вкусов детей; для обогащения внутреннего мира человека (пример: конкурсы и выставки изобразительного искусства и ДПИ).
  4. Спортивные КТД: создаются условия для развития выносливости, находчивости и настойчивости, смелости и мужества, коллективизма и дисциплинированности (пример: спортивные мероприятия).
  5. Общественно-политические КТД: создаются условия для воспитания гражданского отношения к своей семье, к большой и малой родине; расширения и углубления своих знаний об истории и культуре своей страны (пример: мероприятия к Дню знаний, к Дню Пожилого человека, к Новогоднему празднику, к Дню Защитника Отечества, к Международному женскому дню, к Дню Победы).
  6. Организаторские КТД: любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (пример: оформление плаката, коллективное планирование, чередование традиционных поручений).

Вызовы современности все настойчивее требуют преодоления формализма в учебно-воспитательной работе, а, значит, неуклонно будет расти интерес к новым способам организации творческой деятельности и воспитания обучающихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии
  2. Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова
  3. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М.: Народное образование, 1998. - 89 с.
  4. Кукушин. В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ В.С. Кукушкина.-М.: ИКЦ «МарТ», 2004.-306 с.
  5. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М., 1972. - 112 с.
  6. Селевко, Г.К. Современные преподавательные технологии: ччебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 62 - 71 с.



Предварительный просмотр:

Применение технологии развивающего обучения для активизации учебно-познавательной краеведческой деятельности обучающихся

  1. Приёмы мотивации обучающихся.

Методические приёмы

                                    Содержание

Привлекательная цель

Перед обучающимися ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую, он волей- неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное!

Отсроченная отгадка

В начале занятия педагог даёт загадку (или удивительный факт), отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом.

Пример: сказка «Кто в лесу главный».

Фантастическая добавка

Реальная ситуация дополняется фантастической.

Пример: тема «Наша Родина» Представьте себе, что вы инопланетяне, что вы можете увидеть, приближаясь к нашей Родине?

Вопросы к теме

Педагог сообщает тему занятия, обучающиеся составляют вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать или найти сами.

  1. Приёмы развития логического мышления

Методические приёмы

                                    Содержание

Терминологический диктант

Предлагается дать определение ранее изученным терминам.

Найди соответствие

Предлагается понятие и их определение, нужно найти их соответствие.  

Составь рассказ

Используя опорные слова, составьте связный рассказ. Пример: имя, родители, семья, родословная;

человек, жилище, рыбалка, охота.

Капитан Врунгель

Предлагаются рассказы «бывалого моряка», нужно найти географические ошибки.

Белая ворона

Найти лишний объект.

Пример: Тема «Хвойные и лиственные деревья». Перечислены деревья, определить лишнее, объяснить причину.

Да - нет

Педагог загадывает или объект или какое – либо событие или явление природы. Обучающиеся задают вопросы, а педагог отвечает только «да» или «нет», или из дидактических соображений может отказаться от ответа. Эта игра учит систематизировать уже имеющуюся информацию, связывать разрозненные факты в единую картину, а так же слушать и слышать обучающихся.

Почта

Суть этого приема сводится к следующему: обучающийся получает несколько конвертов с разными изображениями и набор карточек, который ему надо рассортировать по этим конвертам. Например, на обобщающем занятии теме «Чем богат наш край» обучающийся получает три конверта. На одном из них написано «Домашние животные», на втором-«Дикие животные», на третьем - «Птицы». Рядом лежат 12 карточек, которые ему нужно разложить по конвертам. На карточках изображены животные и птицы. Обучающийся должен разложить все 12 карточек по конвертам так, чтобы в каждом конверте оказались только те карточки, которые связаны с изображением на конверте. Этот прием развивает такую мыслительную операцию, как классификация.

Согласен - не согласен

Обучающиеся пишут в столбик цифры от 1 до 10. Затем педагог зачитывает список из десяти предложений, каждое из которых содержит в себе некоторую законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной. Обучающийся должен оценить истинность сказанного педагогом. Если он согласен с данной мыслью, то ставит напротив соответствующей цифры знак « + », а если не согласен, то знак «-».

Шарады

Ребусы

Шарадами называют загадки, в которых зашифровано какое-либо слово. Слово должно быть разбито на несколько частей, каждая из которых звучит как отдельное слово. Шарады можно найти в стихотворной форме. Пример:

Меня ты не напрасно ценишь - 
Тебя насытить я могу. 
Но если «у» на «е» ты сменишь,
Я по деревьям побегу.
(булка-белка)

  1. Подвижные игры

Цель игр прежде всего - учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать.

Географическая разминка.

а) В течение 1-2 минут по заданию педагога или обучающихся показывать географические объекты. Можно применять почти на каждом занятии для тренировки географической зоркости.

б) «Одежда, орнаменты народов ханты и манси». Дети путаются в новых для них понятиях: чум, кисы, нарты, бисер. Возможный вид разминки: педагог предлагает “поиграть по правилам”. Педагог довольно быстро называет термины; если термин относится к теме, руки опускают вниз, наклоняются (не вставая из-за парты), если не относятся – тянут обе руки вверх. Не сбиваясь с темпа, в заключение обязательно задается спорный вопрос.

Похлопаем, помашем

а) Выходит один отвечающий, как только он ответит на вопрос, обучающиеся должны отреагировать следующим образом: при правильном ответе громко захлопать, а при неправильном – помахать высоко поднятой рукой. Данный приём можно использовать как экспресс - диагностику знаний обучающихся.

б) “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Педагог дает задание, например, «Диктую города округа. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову города. Список должен быть довольно большим, название произносить необходимо громко и внятно, но достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных, народы.

Игра “Раз! Два! Три!”

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: « Раз! Два! Три! Море назови!» При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто- нибудь промолчит, то он выбывает из игры.

Игра со словами: «Раз! Два! Три! Город (реки) назови» продолжается, пока не останется минимальное количество участников.

Игра “Север и Юг”

Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - « птицы Юга», вторая – «птицы Севера», третья - «животные Юга», четвёртая - животные Севера». Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет Юг или Север, участники игры быстро вспоминают, где они находятся. Те, которые представляют «Юг», должны быстро присесть. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.

  1. Деловые игры

В отличие от игровой деятельности, деловые игры требуют более тщательной подготовки от обучающихся, анализирование и изучение различных источников   (дополнительной литературы, карт), а также умение выдвигать свою точку зрения. Являясь хорошей формой для коллективного познания, деловые игры позволяют моделировать реальную «взрослую» деятельность.

Методические приёмы

                                    Содержание

Экспертиза

Задание: создать экспертные группы и провести экологическую экспертизу состояния окружающей среды и природных ресурсов округа. Предложить пути решения проблем и рационального природопользования.

Учебный мозговой штурм

С помощью УМШ организуется решение творческой задачи. Главной целью является развитие творческого стиля мышления, а так же обучающиеся тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга.

Пример. Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развивающего обучения во внеклассной работе.

В классах, где преобладают обучающиеся со средними и низкими математическими способностями, с девиантным поведением, с низким уровнем общей подготовки необходимо развить потребность в обучении, ...

Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах

Переход учащихся из начальной  в основную школу часто сопровожда­ется трудностями адаптации к новым условиям обучения. Большой интерес и внимание вызывают школьники, обучавшиеся по системе развив...

Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.

Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...

использование технологий развивающего обучения на уроках технологии.

В данной статье рассматриваются технологии развивающего обучения, применяемые мною на уроках технологии для повышения мотивации к учению....

Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Технологии развивающего обучения. Краткий обзор технологий данной группы"

Мы точно представляем, что такое педагогическая технология, как она возникла, какова ее роль в образовательном процессе, какие требования к ней предъявляются, и   какими качествами она облад...