"Организация самоподготовки с воспитанниками обучающимися в коррекционной школе в условиях смешанных групп детского дома"
учебно-методический материал на тему

Итоговая работа, в которой  описываются методические приемы при организации самоподготовки. Рассматривается организация самоподготовки для воспитанников детского дома, организация самоподготовки для воспитанников, обучающихся в коррекционной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Итоговая работа41.45 КБ

Предварительный просмотр:

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Структурное подразделение:  Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного образования)

                                   

Организация самоподготовки с воспитанниками обучающимися в коррекционной школе в условиях смешанных групп детского дома

Итоговая работа

Срок обучения с «19» сентября 2017г. по «28»ноября 2017г.

Исполнители:

Хороброва Т.Н

Киселевск 2017

Содержание

Введение        ……………………….…...3

1.Организация самоподготовки для воспитанников детского дома……5

2.Организация самоподготовки для воспитанников, обучающихся в коррекционной школе…………………………………………………………..10

Литература        ………….…………….….19

Приложения        …………………..……….20

Введение

Воспитателю детского дома ежедневно приходится решать ряд проблем, связанных с воспитанием социализованной,  разносторонне развитой личности.

Для воспитанников школьного возраста учебная деятельность является ведущей, основные знания наши воспитанники получают не в детском доме, а в школе, но задача воспитателя четко направить  и скорректировать учебную деятельность воспитанника.

Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль

Актуальность

Такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка в режиме работы детского дома  является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.

После того как в одной группе стали проживать воспитанники, обучающиеся в коррекционной школе и в общеобразовательной школе, стали возникать проблемы организации самоподготовки с воспитанниками именно коррекционной школы.  Педагоги детского дома ранее не сталкивались с умственно отсталыми школьниками, их методы организации самоподготовки были направлены на воспитанников, обучающихся в обычной школе.

У умственно отсталых школьников познавательные умения крайне низки. У них возникают затруднения с решением поставленных задач, если требуется действие «не по образцу, а возникает необходимость  произвести умственные действия.

Кроме того, на уроках  в школе формированию общеучебных умений часто не уделяется достаточно внимания. Это связано как с тем, что многие педагоги не верят в то, что у умственно отсталых школьников можно сформировать общедеятельностные умения (хотя все специальные методики ориентируют учителя на это), так и отсутствием четких методических рекомендаций по организации данной работы на уроках (особенно ее места в системе работы по теме, разделу, предмету в целом).

 Если на уроках умения организовывать деятельность самостоятельно не формируются (или формируются недостаточно), можно ли ожидать, что дети смогут самостоятельно выполнять домашнее задание? Воспитатели не владеют методиками коррекционной работы на самоподготовке.  Это означает, что коррекционная направленность самоподготовки не реализуется.

Поэтому  стало необходимым разработать методические рекомендации  для воспитателей по организации самоподготовки  воспитанников, обучающихся в коррекционной школе.

Цель работы: Разработка методических рекомендаций  для воспитателей по организации самоподготовки  воспитанников, обучающихся в коррекционной школе.

Задачи:

1.Проанализировать проблемы организации самоподготовки воспитанников детского дома

2. Дать теоретическое обоснование  изучаемой проблемы

3. Сформулировать практические рекомендации по организации самоподготовки с воспитанниками коррекционной школы

Организация самоподготовки для воспитанников детского дома.

Самоподготовка – раздел воспитательной работы. Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях детского дома. В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи: это не только форма проведения и закрепления пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой, справочной и другой дополнительной литературой, используя мультимедийную продукцию.

       Самоподготовка проводится после отдыха детей, во второй половине дня, после прогулки, строго по режиму дня.

       Время, отведенное на самоподготовку, определяется соответственно возрасту учащихся:

- 1 класс – до 1 часа;

- 2 класс – от 1 часа до 1,5 часа;

- 3-4 класс – от 1,5 до 2 часов;

- старшеклассники – от 2,5 до 3 часов.

Время самостоятельной работы для каждого возраста разное, ученик 1 класса работает по 10-15 минут, ученик 4 класса – до 25 минут самостоятельно.

Необходим отдых между различными занятиями, 3-5 минут – разрядка. Однообразие обстановки и деятельности вызывают утомление, снижают работоспособность.

Порядок выполнения определяется сложность учебного материала. Начинаем выполнять от более сложного к более легкому.

Самоподготовка строится на определенных принципах:

1. Закрепление знаний, умений, навыков.

2. Развитие самостоятельности учащихся (развитие познавательной активности, воспитания у учащихся умения учиться).

3. Связь учителя и воспитателя

4. Индивидуальный подход к учащимся.

В процессе самоподготовки решаются воспитательно-развивающие задачи:

  • развитие воли, умения преодолевать трудности;
  • формирование характера;
  • выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.;
  • совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей.

Реализация этих задач позволит воспитанникам детского дома успешно учиться в условиях массовой школы.

Основная задача воспитателя на самоподготовке – прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы, получении знаний, умений и навыков.

Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки воспитанников в детском доме.

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность выполнения домашних заданий, согласовать и скоординировать единые требования к способам учебной работы воспитанников, их доступность и рациональность. Здесь же можно обсудить трудности, с которыми воспитанники встречаются при самостоятельной работе.

Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать единые требования к воспитанникам. Внимательно наблюдая за работой воспитанников на уроках и во время самоподготовки, воспитатель совместно с учителем обсуждает, кого из воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует проработать индивидуально.

Согласованности в действиях учителя и воспитателя могут способствовать не только их встречи и беседы, взаимные посещения, но и ведение “Тетради взаимосвязи” .  В ней учитель записывает не только замечания  и домашние задания, но и может давать указания, на что обратить особое внимание при их выполнении, кому из воспитанников и в чем необходима помощь.

Воспитателю необходима и ежедневная информация о текущей успеваемости своих воспитанников как показатель качества их самоподготовки.

Некоторые воспитанники детского дома в силу своих индивидуальных и топологических особенностей высшей нервной деятельности или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, вместе со своей группой, им мешают другие ребята, они быстро утомляются, часто “отключаются” и в результате сами нарушают дисциплину; некоторые могут готовить устные предметы только вслух; некоторые, особенно дети, хорошо успевающие, нуждаются в работе по индивидуальному режиму и т.д. Воспитатель должен помочь таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учетом их особенностей. Таким воспитанникам можно разрешить приготовление уроков вне групповой комнаты –в других, специально отведенных воспитателем для этого местах. Однако, воспитатель должен все время держать этих воспитанников в поле всего зрения и время от времени проверять ход их работы.

Практика нашего детского дома показывает, что самоподготовку лучше все – таки проводить в учебных классах группы. Рабочая обстановка, дает возможность использовать наглядные пособия, справочники.

Воспитателю необходимо знать хотя бы основные индивидуальные особенности каждого воспитанника: его общее развитие, интересы, стремления; отношение к учению, степень его работоспособности; темперамент, основные черты характера; особенности развития внимания, памяти, мышления – насколько быстро и глубоко или медленно и поверхностно воспринимает и мыслит ученик, в какой мере самостоятельны его суждения, прочно ли его запоминание; особенности чувств, восприятия, представления и других психических особенностей.

Знание индивидуальных особенностей воспитанников – это еще половина успеха работы воспитателя. Надо научиться учитывать эти особенности, т.е. овладеть методикой руководства самоподготовкой воспитанников с учетом их возможностей, интересов и склонностей.

Педагоги на самоподготовке используют  различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интереса к учению.

Кроме этого, используют  разнообразные формы контроля: устный опрос, индивидуальное задание на карточке, основанное на сегодняшнем правиле, фронтальный контроль в конце самоподготовки в форме викторины, тестового задания.

Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки.

Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.

Самоподготовка в детском доме, организованная воспитателем, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

В нашем детском доме педагоги в достаточной мере владеют методикой организации самоподготовки, однако следует рассмотреть специфику самоподготовки для воспитанников, обучающихся в коррекционной школе.

Организация самоподготовки для воспитанников, обучающихся в коррекционной школе

В работе воспитателя специальной (коррекционной) школы 8 вида на самоподготовке коррекционная задача выходит на первый план.

   В теории обучения и воспитания умственно отсталых детей умение выполнить работу самостоятельно считается показателем качества коррекционной работы. Самостоятельность деятельности обеспечивают общедеятельностные  (общеучебные, общетрудовые) умения, к которым относят:

  • Умение проанализировать условия задачи и определить способ ее решения (или установить, что способ неизвестен, и решить, к кому или к чему обратиться за помощью);
  • Умение планировать  свою деятельность;
  •  Умение контролировать себя в ходе деятельности и оценивать ее конечный результат.

Общедеятельностные умения, обеспечивают человеку возможность уверенно и успешно действовать не только в «штатных» бытовых и профессиональных ситуациях, где можно обойтись автоматизмами, но и при столкновении с посильными для выполнения, но относительно новыми задачами.      

На самоподготовке мы решаем совершенно конкретную и чрезвычайно важную для реальной трудовой жизни задачу: мы приучаем своего воспитанника действовать по определенному алгоритму организации любой своей деятельности: читать задание, (инструкцию), сверяться с образцом до выполнения работы, просить помощь, если образец  « не находится» или не «вспоминается», смотреть на часы во время работы, просматривать выполненную работу. Мы формируем привычки правильной организации работы в условиях относительной самостоятельности.

         В специальной педагогике к самоподготовке предъявляют ряд требований, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность:

  • Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя
  • Соблюдение охранительного педагогического режима.
  • Правильная дозировка домашних заданий.
  • Дифференцированный подход при определении домашнего задания.

Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя.

        Учитель и воспитатель должны одинаково понимать цели и задачи самоподготовки. Обязанность учителя – обеспечить возможность самостоятельного выполнения домашнего задания детьми. Воспитатель не занимается на самоподготовке восполнением пробелов в работе учителя ( не объясняет материал повторно, не ведет фронтальной работы по закреплению знаний, умений, навыков). Учитель и воспитатель должны наблюдать за деятельностью друг друга и обязательно обсуждать используемые ими способы и приемы воспитания у детей самостоятельности.

Соблюдение охранительного педагогического режима.

  • Самоподготовка должна проводиться после полуторачасовой дневной прогулки. В последней трети прогулки воспитатель ограничивает двигательную активность детей, организует спокойные игры, занятия, непринужденные разговоры.
  • Не рекомендуется проводить перед самоподготовкой воспитательные занятия.

Учебный статус самоподготовки и воспитательного занятия – разный. Если самоподготовка – это учебный режимный момент, требующий от детей максимальной сосредоточенности внимания и умственных сил, то занятие в современной методике воспитательной  работы рассматривается как организация досуга детей. Если после самоподготовки воспитатель не может организовать детей на занятии, нужно проанализировать режим школы либо пересмотреть нагрузку на самоподготовке ( если дети часто бывают невнимательны из-за усталости), либо методику поведения занятия (если они  отвлекаются просто из-за того, что им неинтересно). В некоторых случаях такие вопросы решаются на уровне организации воспитательной работы школы в целом.

Правильная дозировка домашних заданий.

При определении домашнего задания учитель руководствуется следующими правилами:

-На дом  задается только то, что объяснено, хорошо понятно учениками и может быть выполнено ими самостоятельно, без посторонней помощи.

-Объем задания составляет треть от выполненного (именно выполненного, а не запланированного) на уроке.

-Нужно учитывать, что в младших классах дается задание только по одному письменному предмету в день (или русский язык, или математика), задание по чтению дается каждый день.

Дифференцированный подход.

В школе 8 вида домашнее задание дается дифференцированно, причем не только по объему, но и по сложности.

  • Как правило, это означает, что дети второй и третьей группы по педагогической дифференциации, разработанной коллективом под руководством В.В. Воронковой, получают задание, аналогичное хорошо разобранному и успешно выполненному на уроке.
  • Именно для второй и третьей групп задание может варьироваться по объему.
  • Дети первой, наиболее успешной по обучаемости, группы могут получить задание, предполагающее несколько большую самостоятельность выполнения.
  • Учащиеся самой «слабой», четвертой, группы должны выполнять дома репродуктивные задания (например, списать текст, а затем подчеркнуть и написать выделенные в нем существительные).

Таким образом, общий принцип дозировки и определения содержания домашнего задания в каждом индивидуальном случае должен быть таким: ребенок должен со всем заданием, во-первых, самостоятельно, во-вторых, за 30-40 минут в начальных классах и 60-80 минут в старших.

Определение последовательности выполнения заданий.

  В начальной школе на этапе нахождения домашнего задания воспитатель объясняет, что первым выполняется письменный предмет, так как здесь нужно «и читать, и думать, и еще писать, поэтому и внимания нужно больше». Периодически воспитатель возвращается к этому правилу, но теперь спрашивает детей, в какой последовательности они собираются делать домашнюю работу. В остальное время воспитатель следит (наблюдает) за тем, чтобы дети начинали работу с письменного предмета, напоминая правило лишь тем, кто его не соблюдает.

     Нельзя говорить детям, что «чтение легче, чем математика и русский  язык». Во-первых, это может спровоцировать неответственное отношение к чтению, во-вторых, для некоторых детей чтение.- самый трудный предмет.

   В старших классах, когда задаются несколько устных предметов, дети сами определяют, в каком порядке им хочется выполнять работу. В некоторых случаях воспитатель подсказывает ученикам, какой вид работы потребует от них большего напряжения и времени.

Чтобы учащиеся не уставали, можно чередовать письменные задания с устными.

Планирование распределения времени.

Более сложная задача – формирование у детей умения распределять время между несколькими заданиями и укладываться в отведенное на самоподготовку время.

 В начальных классах за распределением времени следит воспитатель. Дети должны научиться беречь время, работать не отвлекаясь.

 На этапе работы с дневником воспитатель говорит детям, сколько времени они могут затратить на каждый предмет, чтобы успеть выполнить все задания вовремя.

Младших школьников нужно учить «чувствовать» время. Для этого используются следующие виды работы.

 Приучение детей смотреть на часы во время работы. Уже первоклассники должны знать  расположение стрелок, соответствующее началу и концу самоподготовки. С этим у воспитанников коррекционной школы возникают большие трудности, многие даже в старших классах не умеют определять время. Возможны следующие формы:

- Использование «символических часов». На большом картонном циферблате  воспитатель отмечает цветом сектор, соответствующий отведенному на самоподготовку времени. Передвигая накладные стрелки, он обращает внимание детей на то, сколько прошло и сколько осталось времени.

-Использование картинного «плана самоподготовки», (например, работа с дневником – картинка дневника, дидактическая игра – рисунок мяча и т.д.). Воспитатель знакомит детей с готовым планом или составляет его вместе с детьми. План вывешивается на доске в начале самоподготовки. Во время работы детей воспитатель будет отмечать специальным значком ( стрелкой, контурным рисунком будильника и т.п.), на каком этапе находится дети и сколько еще работы осталось.

Самостоятельное выполнение задания детьми.

Цель этого этапа – приучение детей к самостоятельности, поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлены на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности. Воспитатель может помочь на самоподготовке, но его помощь должна восприниматься детьми как исключение, а не как правило.

Главное требование на этом этапе – сведение до минимума фронтальной работы и предоставление детям возможности работать в собственном темпе.

Воспитатель не отвлекает детей, чтобы фронтально «разобрать» задание (это обязанность учителя на уроке!), не организует фронтальную проверку и исправление ошибок (это тоже будет делать учитель). Он не подводит на самоподготовке промежуточный итог после выполнения того или иного предмета.

Фронтальная работа на самоподготовке должна быть связана только с формированием умений работать самостоятельно.

В связи с тем, что в смешанных группах детского дома  дети обучаются в разных классах, проведение фронтальных занятий невозможно. Вся работа выполняется индивидуально.

Этап  самостоятельного выполнения детьми домашнего задания включает три подэтапа для каждого предмета.

-Ориентировка в домашнем задании.

-Выполнение задания.

-Самопроверка.

При выполнении письменных предметов воспитатель приучает детей следовать алгоритму:

 Прочитать задание (приучаем начинать выполнение любого письменного упражнения с чтения задания и его повторения).

Повторить правило (ребенок должен определить или вспомнить, на какое правило дано задание, найти его в учебнике или на карточке и прочитать).

Посмотреть  похожее упражнение в тетради  (т.е. найти образец в классной работе).

Записать первые строчки (слова) упражнения.

Проверить себя.

Знакомство детей с алгоритмом осуществляется во втором классе, как только появляются письменные задания, требующие обращения  к правилу. Однако уже во втором классе нужно постепенно отказываться от фронтального разбора задания и чтения правила вслух.

При затруднениях детей и просьбах о помощи воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи:

-предложение перечитать задание;

-перечитать правило;

-посмотреть аналогичное задание в классной работе.

Только, если эти виды помощи не помогли, воспитатель указывает на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, разобрав аналогичный пример.

Не следует завышать возможности детей и ставить на самоподготовке задачу формирования навыков самоконтроля (например, самостоятельно использовать прием выполнения обратного арифметического действия). Но сформировать привычки, например, перечитывать написанное, пересчитывать легкие примеры, вполне можно.

По окончании выполнения письменного предмета дети по очереди подходят с тетрадями к столу воспитателя. Проверка письменных работ воспитателем осуществляется не с целью поиска ошибок, а для закрепления у детей привычки проверять себя. Воспитатель не указывает на ошибки, тем более не исправляет их, так как это работа учителя. Он оценивает качество проверки ребенком. При организации этого этапа воспитатель использует такие речевые формулы:  «Я проверяю,  хорошо ли ты себя проверил», «Молодец, хорошо себя проверил» (если воспитатель видел, что ребенок перечитывал работу), «Ты понадеялся на себя, не убедился, что готов к уроку, не проверил себя», «Нужно еще раз проверить работу» и т.п.

Воспитателю также полезно знать, что даже на уроке при проверке домашнего задания учитель не требует озвучивать правильные ответы. Он предлагает детям либо рассказать, как они выполнили задание, либо выполнить и объяснить аналогичное задание.

Проверка «устных» предметов, особенно чтения в начальных классах, осуществляется без затруднений, если учитель использует на уроках прием «жужжащего чтения». В этом случае воспитатель на самоподготовке может прослушивать отдельных детей, проходя по рядам. Для проверки сознательности усвоения материала лучший прием на самоподготовке – вопросы по содержанию. Вопросы задаются индивидуально, с той же мотивировкой, что и при проверке письменных предметов. Для проверки качества подготовки детей по чтению (беглость и правильность чтения, пересказ) можно также использовать взаимопроверку.

Итог самоподготовки.

  • При подведении итога самоподготовки воспитатель оценивает (естественно, качество) прежде всего самостоятельность детей.
  • Акцент делается на успехах.
  • Можно повторить вслух значение того или иного формируемого умения (например, для чего нужна самопроверка; как нужно начинать выполнение письменных предметов и т.п.).
  • Кроме этого отмечается прилежание детей, активность, настойчивость, бережное отношение ко времени, готовность прийти на помощь товарищам.

Итак, в педагогической практике многие формы, приемы сливаются, накладываются один на другой, цели перекрещиваются.

Но для того, чтобы методически правильно, грамотно, целесообразно организовать, провести самоподготовку мы должны четко знать, ясно представлять все методы и приемы, чтобы правильно их использовать, особенно с воспитанниками обучающимися в коррекционной школе.


Список использованной литературы

1. Попова, И. Н. Организация и содержание работы в группе продленного дня: практическое пособие : начальная школа         [текст]         / И. Н. Попова, С. А. Исаева, Е. И. Ромашкова. - 2-е изд. - М : Айрис пресс :, 130 с.

2. Хрестоматия по логопедии. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических заведений [текст]/ под ред Л.С.Волковой, В.И. Селиверстова

Ресурсы удаленного доступа:

1. Социальная сеть работников образования [электронный ресурс] – Режим доступа: http // nsportal.- свободный.- загл. с экрана. –яз. Рус.

2. Болотова С. Самоподготовка как один из основных этапов в режиме группы продленного дня . [электронный ресурс]  http://festival.1september.ru/articles/102391/

3. Володина Т.В. Группа продленного дня. [электронный ресурс] http://my-rabota.3dn.ru/news/samopodgotovka/2011-08-24-6.

4. Газина О.В., Сингатулина С.Ю. Методы и приемы проведения самоподготовки. [электронный ресурс] http://rbnka1.himki.net/scool/program/self/

5. Жиженская Г. Н. Характеристика самоподготовки младших школьников в ГПД. [электронный ресурс] http://dreamynight.blog.tut.by/2011/11/04/harakteristika-samopodgotovki-mladshih-shkolnikov-v-gpd/

Приложение

Алгоритм проведения самоподготовки в детском доме

Структурные элементы самоподготовки

1.Организационный момент:

- обязательное проветривание помещения;
- приготовление рабочего места детьми (нужных книг, тетрадей, письменных принадлежностей, расположение их в определенном порядке на рабочем столе);
- получение словарей, пособий, которые будут необходимы в процессе работы

2. Коррекционно-развивающая работа перед самоподготовкой:

- проведение упражнений направленных на развитие познавательных процессов и интеллекта;
- использование элементов нейро-лингвистического программирования.

(Пример: Ребята, давайте настроимся на успешную работу. Закройте глаза пространство разделите на две части: темная: это все негативное, что окружает вас в процессе подготовки уроков, вам предстоит в течении двух часов писать, решать, отвечать на вопросы, что-то у вас не получиться и вы будете выполнять это задание снова и снова, а так хочется выйти на улицу, пообщаться с друзьями, посмотреть телевизор, заняться своим любимым делом , но вам необходимо заниматься еще два часа и от этих мыслей становиться грустно и тоскливо. Светлая: а теперь давайте перенесемся в другую часть пространства, она светлая, ведь вы знаете, что занимаетесь, вы становиться умнее, развивается ваша память, внимание, мышление, речь. Вы узнаете много нового, тренируете свою волю. А завтра в школе вы, не боясь, сможете ответить на любой вопрос учителя, решите любую задачу, сможет получить хорошую оценку и этим порадует не только себя, но и учителя, воспитателя. А как вам будет приятно, когда самоподготовка закончиться, заняться своим любимым делом).

3.Постановка цели и мотивация деятельности воспитанников.

- сообщение цели,

- воспитатель четко объявляет содержание занятия, объясняет наиболее рациональную последовательность его выполнения;

-под влиянием воспитателя дети должны испытать сильный интерес к
предстоящей работе. Вот некоторые варианты мотивирующих высказываний воспитателя: “ Как человек становится умным? Прочитал 1000 умных книг и стал умным? Нет. Человек становится умным, когда думает, ищет каждый вопрос свой ответ. Сначала на маленькие вопросы, не очень трудные, а постепенно – на сложные и большие, Вот и мы с вами будем развивать свой ум прямо сейчас, выполняя задание по предмету (математика) или др.

4. Дозировка времени на определенные предметы.

- Регулирующую роль в самостоятельной деятельности воспитанников играет ограничение времени на выполнение задания, но предмету. В учебном классе желательно установить часы так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания..

5. Самостоятельная работа воспитанников над выполнением домашних заданий.

Во время самоподготовки должна активно работать учебная доска, имеющаяся в каждой группе.

- Доска — это “ инструкционное поле”: здесь плакаты с памятками, план, алгоритмы выполнения заданий; познавательные задачи. Воспитатель должен показать образец действий.

6.Индивидуальная работа со слабоуспевающими воспитанниками.

7. Дополнительная работа на закрепление материала.

- Работа по карточкам, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, повторение таблицы умножения, чтение интересных книг.

8. Работа с детьми, раньше других выполнившими домашнее задание

(Сюрпризный момент, игра, вручение воспитаннику яркого конверта с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом и т.д.)

9.Контроль выполнения заданий (частичный, индивидуальный, фронтальный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего театрализованного представления для школьных групп детского дома.

Данный сценарий предназначен для детей школьного возраста. Может быть использован как в школах, так и в различных учреждениях дополнительного образования детей.  Этот сценарий также можно до...

К вопросу о роли бабушки и дедушки в воспитании и обучении ребенка в условиях нетрадиционной семьи детского дома-школы «Дом детства» №95

Формирование системы ценностей ребенка-сироты в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с понимающим и значимым для данного ребенка взрослым –  бабушками и дедушками....

Самоподготовка в 7 классе специальной (коррекционной) школы вида

Конспект самоподготовки в 7 классе специальной (коррекционной) школы  вида...

методические рекомендации по организации самоподготовки с воспитанниками детского дома-интерната с ОВЗ

Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях детского дома....

Воспитание и обучение дошкольников с ОВЗ в разновозрастной группе детского дома

Рабочая программа "Воспитание и обучение дошкольников с ОВЗ в разновозрастной группе детского дома". В программе отражены современные взгляды на возможности психического развития детей с нарушениями и...

Открытая самоподготовка в 6 классе в коррекционной школе

Цели: 1. Закрепление и повторение материала , пройденного на уроке. 2. Формирование у детей знаний, умений, навыков самостоятельной деятельности, через самостоятельные и дополнительные ...

План-конспект самоподготовки с воспитанниками старшей группы детского дома-школы

Организация подготовки домашнего задания в условиях интернатных учреждений....