Учебная программа по традиционной культуре осетин
рабочая программа (8 класс) на тему

 

                Содержание курса « Традиционная культура осетин» ориентировано на решение двух основных задач: приобщение учащихся к научно выдержанной истории и культуре Осетии и содействие возрождению нравственно-культурных ценностей осетинского народа. Подобранный учебный материал дает возможность подрастающему поколению овладеть многовековым духовным наследием и жизненным опытом своих предков  и приобщает их к национальным основам миропонимания, культуры, религии, морали, быта. При изучении курса важно сформировать у учащихся понимание трудного и  сложного  исторического пути, пройденного осетинским народом.

                Важное  место принадлежит работе  с генеалогическими  преданиями  и таблицами,  помогающие воссоздать не только историю отдельных осетинских фамилий, но  историю  и  культуру Осетии в целом.

                Традиционная культура осетин обеспечила существование народа в сложных природно-географических и хозяйственных условиях гор.  Процессы   модернизации  общественной  и  культурной  жизни привели

в XIX в.  к  формированию  современной  осетинской  национальной культуры, в которой соединились традиции и новации.

                 Знание основ традиционной культуры и понимание общих принципов ее устройства, проникновение в смысл старинных обрядов, сохранившихся до нашего времени, или ушедших в прошлое форм хозяйства – все это поможет современному человеку стать полноправным продолжателем традиций и осмысленно участвовать в строительстве национальной культуры.

                   Для удобства изучения программа разделена на главы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_traditsionnaya_kultura_osetin.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа № 30

                             

                        (для 8 класса)

                     

                                              У ч и т е л ь истории:   КОЗАЕВА Д.Г.

Владикавказ

2017-2018 учебный год

           П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я   З А П И С К А.

                Содержание курса « Традиционная культура осетин» ориентировано на решение двух основных задач: приобщение учащихся к научно выдержанной истории и культуре Осетии и содействие возрождению нравственно-культурных ценностей осетинского народа. Подобранный учебный материал дает возможность подрастающему поколению овладеть многовековым духовным наследием и жизненным опытом своих предков  и приобщает их к национальным основам миропонимания, культуры, религии, морали, быта. При изучении курса важно сформировать у учащихся понимание трудного и  сложного  исторического пути, пройденного осетинским народом.

                Важное  место принадлежит работе  с генеалогическими  преданиями  и таблицами,  помогающие воссоздать не только историю отдельных осетинских фамилий, но  историю  и  культуру Осетии в целом.

                Традиционная культура осетин обеспечила существование народа в сложных природно-географических и хозяйственных условиях гор.  Процессы   модернизации  общественной  и  культурной  жизни привели

в XIX в.  к  формированию  современной  осетинской  национальной культуры, в которой соединились традиции и новации.

                 Знание основ традиционной культуры и понимание общих принципов ее устройства, проникновение в смысл старинных обрядов, сохранившихся до нашего времени, или ушедших в прошлое форм хозяйства – все это поможет современному человеку стать полноправным продолжателем традиций и осмысленно участвовать в строительстве национальной культуры.

                   Для удобства изучения программа разделена на главы.

                             

                                                   

                         П Р О Г Р А М М А

              «Традиционная культура осетин».(34ч.)

   

      ВВЕДЕНИЕ.

Страницы истории Осетии.

  1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

1.Национальная символика. Флаг. Герб. Гимн.

2. Наша жизнь. Конституция России и Осетии. Закон и общество.  «Æгъдау». Роль обычаев и традиций в нашей жизни.

3.Осетинская семья. Роль семьи. Отношения в семье. Мудрый и авторитетный старший - опора и пример для подражания.

4.Осетинская фамилия  ( Мыггаг). Фамилия. Родственные объединения (Æрвадæлта). История-легенда фамилии. Отношения между родственниками. Составление генеалогического древа фамилии . (Анкета прилагается).

5.Искусственные формы родства. Побратимство. Значение этого обычая. Аталычество (хъан) и куначество  ( хъонахъ, лымæн ) как средства установления дружеских связей между народами. Гостеприимство: его роль в общественно-бытовом укладе осетин (святость долга, церемонии приема, забота о безопасности).

6. Религиозные верования осетин. Появление религии. Почитание святых и святилищ (дзуар). Культ предков и  фамильного очага ( къона). Распространение христианства и мусульманства на территории Осетии.

7.Осетинский календарь. Сложность и многомерность представления о времени.

8.Осетинские праздники. Значение и роль праздников в жизни осетин. Молитва богу и ее значение. Подготовка к празднику. Ритуальная пища и напитки. Воздержанность в приеме пищи и напитков. Осуждение пьянства.

9.Устное народное творчество. Осетинские легенды, сказания, пословицы и поговорки. Осетинские народные сказки.

10.Эпос Нартов. Нартовский эпос – энциклопедия народной жизни осетин. Отражение конкретной исторической действительности. Циклы. Урузмаг. Сатана.Сослан. Батраз. Ацамаз. Сырдон.

11.Осетинские песни, музыка, танцы. Песни: героические, исторические. трудовые, обрядовые, культовые. Порядок исполнения песен. Осуждение в песнях пороков людей. Музыкальные инструменты осетин (свирель, хъисын фæндыр,  двенадцатиструнная арфа, трещотка), их устройство. Известные исполнители. Танцы: порядок исполнения и их место в быту.

12.Осетинские народные игры и развлечения. Формы игр: мужские, женские, детские. Роль и значение игр и развлечений.

                 II.   МАТЕРИАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА

1. Осетинское село (хъæу). История возникновения горных сел. Переселение осетин на равнину в XVIII в.- основание равнинных сел. Старейшины и молодежь села. Ныхас. Жизнь, труд, обычаи села. Лучшие села Осетии..

2. Осетинская улица ( сых) .Отношения между соседями: старшие и младшие; радость и горе. Роль улицы .

3. Жилища осетин. Типы жилищ ,комплексы жилища (хæдзар, уат, уазæгдон, къæбиц и т.д.) Башни: жилые, боевые, сторожевые (мæсыг, галуан, гæнах). Хозяйственные постройки осетин.  

                                                                                                                                                                                                                           4. Национальная одежда осетин. Изготовление одежды. Мужская одежда. Женская одежда. Детская одежда. Праздничная и рабочая одежда. Обувь.

5.Традиционная национальная кухня. Приготовление пищи. Мучная пища. Мясная пища. Молочная пища. Напитки и их приготовление.

6.Ритуальная пища осетин. Значение осетинского стола (фынга). Ритуальные три пирога (значение цифры «3»). Жертвоприношение и значение его частей на столе. Бокал и его значение. Старшие и младшие за столом. Обычаи   осетинского  фынга.   Прислуживающий   за столом (уырдыглæууæг).

7.Оружие. Появление оружия. Виды оружия в прошлом. Технология  изготовления оружия,  пороха и пуль. Предметы защиты воина-осетина. Оружие в обрядах и церемониях в прошлом.

8. Орудия труда. Орудия труда земледельца. Кузница. Мельница. Предметы домашней утвари.

 

         

 III.  ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ   БЫТ

1.Земледелие. Появление земледелия. Процесс пахоты. Земледельческие культуры (еуу, мæнæу, хъæбæр хор, нартхор и т. д). Категории пахотной земли ( хъугом, кæрон зæххытæ). Цена земли . Единицы измерения площади пашни. Календарь земледельческих работ. Выращивание овощей и фруктов. Разделение труда. Земледельческие праздники . Покровители  урожая и плодородия . Уацилла. Земледелие в фольклоре осетин( песни, легенды, предания, поговорки).

2. Скотоводство. Возникновение скотоводства .Природные условия. Виды скота. Формы аренды скота. Скотоводство в фольклоре осетин. Фæлвæра. Роль и значение скотоводства в жизни осетин. Птицеводство. Пчеловодство. Обряды и верования, связанные с птицеводством и пчеловодством .

3.Охота. Время охоты на различных животных. Подготовка к охоте. Охотничье ружье, принадлежности и одежда охотника .Правила распределения добычи между участниками охоты. Ритуальный шашлык.  Правила поведения на охоте. Охотничья лексика. Легендарные охотники. Отражение охоты в осетинской мифологии. Æфсати. Кæрчиклой. Охота в настоящее время на территории Осетии. Охрана окружающей среды - завет предков.

4. Ремесла и домашние промыслы. Натуральный характер хозяйства осетин. Обработка шерсти. Ткачество (бурочное и суконное производство). Обработка кож и шкур. Обработка рога и кости. Деревообработка. Металлообработка. Ювелирное дело. Строительство и зодчество. Швейное дело. Отражение  ремесла и домашних промыслов в осетинском фольклоре.

     IV.            Б Р А К   И   С Е М Ь Я .

1. Семейно-брачные обычаи. Брачный возраст. Материальные, физические, нравственные условия для заключения брака. Выбор невесты. Брачные ограничения и запреты. Калым (ирæд). Этапы свадьбы. Свадьба сегодня .

2. Родильные обряды и воспитание детей. Весть о рождении ребенка. Укладывание в люльку (авдæн). Наречение имени (номæвæрæг). Описание «кæхцгæнæн». Уход за детьми. Трудовое воспитание детей. Детские игры и их значение.

3. Погребальные обряды и траур. Взгляд осетин на смерть и ее причины. Вестник печали (хъæргæнæг), его функции. Формы выражения горя. Участие родственников, друзей, соседей в похоронах. Поведение ближайших

родственников умершего. Подготовка  умершего  к погребению. Обряд прощания с покойником. Причитания (хъарджытæ). Поминки. Траур: формы траура и продолжительность. Представление о загробной жизни.  

                             

Л И Т Е Р А Т У Р А

 1.  Б.А.Калоев.  Осетины,  Москва ,1971.

 2.  Б.А.Калоев.   Материальная культура и прикладное искусство осетин,                        

                           Москва. ,1973.

 3.  А.Х.Магометов. Общественный строй и быт осетин (XVII-XIXвв.),

                             Орджоникидзе,1974г.

 4.  В.И.Абаев.       Избранные труды. Владикавказ,1990.

 5.  В.И.Абаев.       Нартовский эпос осетин.

 6.  Б.П. Березов.  Переселение осетин с гор на плоскость.  

                               Орджоникидзе.1980.

 7.  К.Л.Хетагуров. Избранное.

 8.  Эпос Нартов (любое  издание).

 9.  Этнография и мифология осетин (словарь)

10.  Осетия и осетины (сост. Челохсаты Казбек),  Владикавказ.1994.

11.  История Осетии в 2-х томах.

12.   Х.В.Дзуцев.  Жизнь осетинской семьи. Владикавказ.1993

13.  Б.Каргиев. Осетинские обряды и обычаи.

14.  Осетия: историко-этнографический справочник. С.-П.-Владикавказ.1998.

15.  Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвал.1998.

16.  Б.А.Галаев. Осетинские народные песни.

17.  В.Ф.Миллер. Осетинские этюды.

18.  Т.Б. Мамукаев. Тайна Нузальской часовни.

19.  Осетинские народные сказки.

20.  Осетинские пословицы и поговорки.

21.  Ф.Х.Гутнов.  Древо жизни: заметки о фамилиях осетин.

22.   Ф.Х.Гутнов.  Происхождение осетинских фамилий.

23.  Журнал «Дарьял».

24.   Журнал « Кавказ».

25.  Журнал «Мах дуг».

26.  Журнал  «Фидиуæг».

27.  Газета «Рæстдзинад».

                                                                                          Приложение

                                     

                               Анкета   «Д Р Е В О   Ж И З Н И»

       1. Откуда происходит  фамилия:

а) из какого селения в горах вышла;

б) в каких горных и равнинных населенных пунктах проживала и живет эта фамилия в горах и на равнине, с какого времени.

       2. История фамилии:

а) предания, песни, легенды;

б) известные лица;

в) осетинская ли эта фамилия в первооснове и национальное происхождение;

г) участвовала  ли в переселении в Турцию, есть ли  там однофамильцы;

д) были ли у них в прошлом кровники

        3. Основная сословная принадлежность в прошлом: а)уæздан; б)фæрсаг; в)кæвдæсард; г)кусæг.

        4. Имела ли фамилия башни, земельные участки в горах и где они находились.

        5. Имела ли фамилия или отдельные семьи фамилии тамги (клеймо).

        6. Есть ли у этой фамилии «æрвадæлтæ» -однофамильцы ( какие и как объясняют  родство).

        7. К какому колену (объединению) принадлежит фамилия.

        8. Родословная фамилии. Генеалогическая таблица.

        9. Почему фамилия носит такое имя? Происходит ли эта фамилия от имени предка или иначе образована.

       10. С какими фамилиями роднились в прошлом.

       11. Имелись ли родственные связи с другими народами.

       12. Есть ли у фамилии свой дзуар (покоровитель).

       13. Каким   общеосетинским    дзуарам  поклонялась фамилия.

       14. Проводятся ли сейчас общефамильные   кувды: где, когда, как.

       15. Какого вероисповедания были члены фамилии. Чем  занимались в прошлом  (промысел, ремесла и т.д.)

       16. Обычаи и традиции фамилии. Чем занимались в прошлом     (промыслы, ремесла и т.д.)

       17. Есть ли документальные материалы, фотографии (выяснить, кто на фотографии).

        18. Антропонимика – имена, прозвища, клички, легенды и т.д.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Русская традиционная культура"

Пояснительная записка. Каждый народ имеет свою неповторимую национальную культуру. На протяжении тысячелетий из поколения в поколение люди хранили веками накопленные знания, передавая их через уст...

Рабочая учебная программа по физической культуре 5-9 классы

Рабочая программа разработана на основе программ для общеобразовательных учреждений по физической культуре для 1-11 классов классов. Составители: А.Н. Каинов, к.п.н. Г.И. Курьерова...

Рабочая учебная программа по физической культуре на 2012-2013 уч.г. для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа разработана на основе программ для общеобразовательных учреждений по физической культуре для 1-11 классов. Автор: А.Н. Каинов, к.п.н. Г.И. Курьерова "Учитель", Волгоград 2011....

ПЛАН- ГРАФИК прохождения учебной программы по физической культуре с учащимися 5 класса на 2012 – 2013 учебный год.

ПЛАН- ГРАФИКпрохождения учебной программы по физической культурес учащимися 5 класса на 2012 – 2013 учебный год....

Рабочая учебная программа по физической культуре для «пилотных» 5а,5б класса МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» на 2012-2013 учебный год

Физическая культура  Программа по физической культуре предназначена для 5–6 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовател...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре учителя физической культуры и ОБЖ Федотова А.Г. во 2 классе.

Система оценки по физической культуре имеет комплексный  подход к оценке результатов  образования, позволяющий вести  оценку достижения обучающимися всех  трёх групп  результа...

Рабочая программа по традиционной культуре народов КБР

Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:-воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее ...