Рабочая программа по традиционной культуре народов КБР
рабочая программа (10 класс) на тему
Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:
-воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
-формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_i_ktp_kultura_narodov_10-11_kl.docx | 52.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по культуре народов КБР в 11 классе
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по культуре народов КБР для 11 класса разработана в соответствии:
- с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.№273 « Об образовании в Российской Федерации»;
- с Законом КБР « Об образовании» № 23-РЗ от 24.04.2014г.;
- с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010 года №1897);
- с основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «СОШ№2» с. п. Малка (Приказ № 78/2 от 31.08.2017);
- с Положением о рабочей программе учебного предмета МКОУ «СОШ№2» с. п. Малка;
- с Учебным планом МКОУ «СОШ№2» с. п. Малка на 2017- 2018 учебный год;
- с Программой и учебником по культуре народов КБР для 11 класса общеобразовательных учреждений Г.Х. Мамбетов, Нальчик. Издательский центр «Эль-фа», 2015 г. Рекомендовано МОН КБР.
Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:
-воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
-формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия.
Задачи реализации регионального компонента по Культура народов КБР:
- дать выпускникам целостное представление об культурном, этнонациональном, своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;
- сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
- обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения;
- способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения;
- помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней, способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
- пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
- развивать у обучающихся интерес к родной культуре, раскрывая сущность явлений и процессов на близком ярком материале;
- развивать творческие способности обучающихся на основе, поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории и культуре края;
- создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры;
- формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.
В результате изучения культуры Кабардино-Балкарии формируется целостный и своеобразный культурный и исторический образ родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников
Учебно-тематическое планирование
№ темы | Название темы | Количество уроков | Зачеты |
1. | Глава 1. Семейная культура | 11 | |
2. | Глава 2. Культура воспитания | 10 | 1 |
3. | Глава 3. .Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев. | 12 | 1 |
Всего | 33 | 2 |
Содержание программы
Введение. 1ч.
Глава1. Семейная культура-10ч.
Большая и малая семья. Брачные запреты. Калым. Свадьба. Обычаи избегания. Первое возвращение невесты домой. Развод. Ребенок и его имя. Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их совершеннолетия.
Глава2. Культура воспитания -10ч.
Физическое, умственное , нравственное и эстетическое воспитание. Трудовое воспитание. Военное воспитание. Адыгский этикет. Этикет балкарский. Уважительное отношение к родителям. Уважительное отношение к старшим. Уважительное отношение к женщине. Обычай приветствий и прощаний. Благопожелания. Тосты и немного о застольном этикете.
Глава 3.Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев- 12ч.
Устное народное творчество. Нартский эпос. Музыкальное искусство. Танцы и танцевальный этикет. Театральное искусство. Народные певцы. Прикладное искусство. Религия. Похоронные обряды. Народная медицина.
.
Учебно-методическое обеспечение
- список литературы для учителя:
1.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014
2.Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2013.
3.Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2013г.
4.Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992г.
5.Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах. Нальчик, 2014.
6.Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР» Нальчик 2014г.
- список литературы для учащихся:
1.Учебник.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014
2.Образовательный стандарт по региональной истории.
3.М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик: Эльбрус, 2008.
4.М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004.
5.М.Д. Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2008.
6.Электронные издания с материалами по истории КБР: «История адыгов», 7.«Материальная и духовная культура народов КБР».
-перечень WEB-cайтов для дополнительного образования по предмету:
http://museum-kbrglav.ru/Сайт Национального музея КБР -
http://www.muzey-kbr.ru/ Сайт Музея ИЗО
www.memorialbnkbr.com Сайт Мемориала
Сайт Адыги.ru/Сабанчиев Х.
Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР»
Календарно-тематическое планирование
по Культуре народов Кабардино-Балкарской республики
11 класс (33ч.)
№ | Тема уроков | количество часов | Дата | |
план | факт | |||
1. | Введение | 1 | ||
Глава 1. Семейная культура (11ч) | ||||
2. | Большая и малая семья. | 1 | ||
3. | Брачные запреты. | 1 | ||
4. | Сватание | 1 | ||
5. | Свадьба | 1 | ||
6. | Обычаи избегания | 1 | ||
7. | Первое возвращение невесты домой. | 1 | ||
8. | Развод | 1 | ||
9. | Ребенок и его имя. | 1 | ||
10. | Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их совершеннолетием. | 1 | ||
11. | Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. | 1 | ||
Глава 2. Культура воспитания (10ч) | ||||
12. | Трудовое воспитание | 1 | ||
13. | Военное воспитание | 1 | ||
14. | Адыгский этикет. Этикет балкарцев | 1 | ||
15. | Уважительное отношение к родителям. | 1 | ||
16. | Уважительное отношение к старшим. | 1 | ||
17. | Уважительное отношение к женщине. | 1 | ||
18. | Обычаи приветствий и прощаний. | 1 | ||
19. | Благопожелания. Тосты и немного о застольном этикете | 1 | ||
20. | Зачет по главе «Культура воспитания» | 1 | ||
21 | Устное народное творчество. | 1 | ||
22 | Нартский эпос. | 1 | ||
Глава 3. .Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев(12ч) | ||||
23 | Музыкальное искусство. | 1 | ||
24 | Театральное искусство. | 1 | ||
25 | Народные певцы. | 1 | ||
26-27 | Прикладное искусство. | 2 | ||
28-29 | Религия | 2 | ||
30-31 | Похоронные обряды. | 2 | ||
32 | Народная медицина | 1 | ||
33 | Брачные запреты. | 1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Культура народов Кабардино-Балкарской Республики» ученик должен:
Знать:
- основные этапы и ключевые события истории культуры народов Кабардино-Балкарской Республики, выдающихся деятелей этой истории;
- основные понятия и термины по изучаемому курсу;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, карта, схема);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата.
- объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим явлениям;
- использовать различные источники информации.
Использовать при обретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии;
- использования знаний о традициях и культуре народов КБР в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.
Рабочая программа по культуре народов КБР в 10 классе
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по культуре народов КБР для 10 класса разработана в соответствии:
- с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.№273 « Об образовании в Российской Федерации»;
- с Законом КБР « Об образовании» № 23-РЗ от 24.04.2014г.;
- с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897);
- с основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «СОШ№2» с.п. Малка (Приказ № 78/2 от 31.08.2017);
- с Положением о рабочей программе учебного предмета МКОУ «СОШ№2» с.п. Малка;
- с Учебным планом МКОУ «СОШ№2» с.п. Малка на 2017- 2018 учебный год;
- с Программой и учебником по культуре народов КБР для 10 класса общеобразовательных учреждений Г.Х.Мамбетов, -,Нальчик. Издательский центр «Эль-фа», 2015 г..Рекомендовано МОН КБР.
Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:
- воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
- формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия.
Задачи реализации регионального компонента по Культура народов КБР:
- дать выпускникам целостное представление об культурном, этнонациональном, своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;
- сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
- обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения;
- способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения;
- помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней, способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
- пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
- развивать у обучающихся интерес к родной культуре, раскрывая сущность явлений и процессов на близком ярком материале;
- развивать творческие способности обучающихся на основе, поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории и культуре края;
- создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры;
- формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.
В результате изучения культуры Кабардино-Балкарии формируется целостный и своеобразный культурный и исторический образ родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников.
Содержание программы
Введение.
Глава1.Культура жизнеобеспечения.( экономика и материальная культура)
Земледелие. Некоторые обычаи и традиции, связанные с земледелием. Скотоводство. Охота. Пчеловодство. Крестьянские промыслы. Пути сообщения и средства передвижения. Поселения кабардинцев. Поселения балкарцев. Усадьба и жилище кабардинцев. Усадьба и жилище балкарцев. Традиции и обычаи , связанные со строительством. Внутреннее убранство жилищ. Хозяйственные постройки. Одежда. Пища. Общественная взаимопомощь.
Глава2. Общественные институты.
Княжеские съезды- советы. Народные собрания – хасы. Съезд доверенных Кабарды и Горских обществ. Сельские сходы. Судебные органы.
Глава 3. Гостеприимство. Куначество. Аталычество. Другие формы родства.Кровная месть.
Глава 4. Большая и малая семья. Брачные запреты. Калым. Свадьба. Обычаи избегания. Первое возвращение невесты домой. Развод. Ребенок и его имя. Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их совершеннолетия.
Календарно-тематическое планирование
по Культуре народов Кабардино-Балкарской республики
10 класс, 34ч.
№ | Тема | кол-во час. | Дата | |
План | Факт | |||
1. | Введение | 1 | ||
Глава1. Культура жизнеобеспечения.(18ч) | ||||
2. | Земледелие | 1 | ||
3. | Некоторые обычаи и традиции, связанные с земледелием. | 1 | ||
4. | Скотоводство. | 1 | ||
5. | Охота | 1 | ||
6. | Пчеловодство. | 1 | ||
7. | Крестьянские промыслы. | 1 | ||
8. | Пути сообщения и средства передвижения. | 1 | ||
9. | Поселения кабардинцев. | 1 | ||
10. | Поселения балкарцев. | 1 | ||
11. | Усадьба и жилище кабардинцев. | 1 | ||
12. | Усадьба и жилище балкарцев. | 1 | ||
13. | Традиции и обычаи, связанные со строительством жилища. | 1 | ||
14. | Внутреннее убранство жилищ. | 1 | ||
15. | Хозяйственные постройки. | 1 | ||
16. | Одежда. | 1 | ||
17. | Пища. | 1 | ||
18. | Общественная взаимопомощь. | 1 | ||
Глава 2. Общественные институты.(5ч) | ||||
19. | Княжеские съезды – советы. | 1 | ||
20. | Народные собрания – хасы. | 1 | ||
21. | Съезд доверенных Кабарды и Горских обществ. | 1 | ||
22. | Сельские сходы. | 1 | ||
23. | Судебные органы. | 1 | ||
Глава 3. Некоторые обычаи и традиции.(5ч) | ||||
24. | Гостеприимство. | 1 | ||
25. | Куначество. | 1 | ||
26. | Аталычество. | 1 | ||
27. | Другие формы искусственного родства. | 1 | ||
28. | Кровная месть. | 1 | ||
Глава 4. Семейная культура.(6ч) | ||||
29. | Большая и малая семья. | 1 | ||
30. | Брачные запреты. | 1 | ||
31. | Сватание. | 1 | ||
32. | Калым. | 1 | ||
33. | Свадьба. Обычаи избегания.. | 1 | ||
34. | Зачёт по курсу. | 1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Культура народов Кабардино-Балкарской Республики» ученик должен:
Знать:
- основные этапы и ключевые события истории культуры народов Кабардино-Балкарской Республики, выдающихся деятелей этой истории;
- основные понятия и термины по изучаемому курсу;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, карта, схема);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата.
- объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим явлениям;
- использовать различные источники информации.
Использовать при обретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии;
- использования знаний о традициях и культуре народов КБР в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.
Учебно-тематическое планирование
№ темы | Название темы | Количество уроков | Зачеты |
1. | Глава 1. Культура жизнеобеспечения.(18ч) | 18 | |
2. | Глава 2. Общественные институты.(5ч) | 5 | |
3. | Глава 3. Некоторые обычаи и традиции.(5ч) | 5 | 1 |
4 | Глава 4. Семейная культура.(6ч) | 6 | |
Всего | 33 | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
- список литературы для учителя:
1.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014
2.Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2013.
3.Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2013г.
4.Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992г.
5.Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах. Нальчик, 2014.
6.Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР» Нальчик 2014г.
- список литературы для учащихся:
1.Учебник.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014
2.Образовательный стандарт по региональной истории.
3.М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик: Эльбрус, 2008.
4.М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004.
5.М.Д. Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2008.
6.Электронные издания с материалами по истории КБР: «История адыгов», 7.«Материальная и духовная культура народов КБР».
-перечень WEB-cайтов для дополнительного образования по предмету:
http://museum-kbrglav.ru/Сайт Национального музея КБР -
http://www.muzey-kbr.ru/ Сайт Музея ИЗО
www.memorialbnkbr.com Сайт Мемориала
Сайт Адыги.ru/Сабанчиев Х.
Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории культуры народов в 5 классе
Причины появления рабочей программы:-недостаточное количество времени на изучение истории родного края в курсе истории России;-отсутствие учебно-методического обеспечения;-сам...
Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)
Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...
Рабочая программа по предмету Культура народов РС(Я) в 5-9 классах.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы "Культура народов РС(Я), МО РС(Я), 2014. В год 34 часа: 1 час в неделю....
Рабочая программа "Духовно-нравственная культура народов России"
Рабочая программа составлена на основе современных требований....
Адаптированная рабочая программа по истории культуры народов в 5 классе
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья помогает детям получать знания, умения при изучении предмета по истории культуры народов. В очень доступной, и...
Адаптированная рабочая программа по истории культуры народов
Курс «История и культура народов Марий Эл» разработан с учетом адаптированной программы для умственно отсталых детей. Данный курс призван обеспечивать региональные особенности содержания о...
Урок-фестиваль "Традиционные культуры народов Нижегородского Поволжья"
Класс: 7 Предмет: историческое краеведениеТип урока: урок-фестиваль.Вид урока: урок изучения нового материала.Девиз фестиваля: « Мы - разные в этом наше богатство,...