Рабочая программа по традиционной культуре народов КБР
рабочая программа (10 класс) на тему

Мидова Фатимат Тембулатовна

Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:

-воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;

-формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_i_ktp_kultura_narodov_10-11_kl.docx52.31 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа по культуре народов КБР в 11 классе

на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

 Рабочая программа по культуре народов КБР для 11 класса  разработана в соответствии:

  • с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.№273 « Об образовании в Российской Федерации»;
  • с Законом КБР « Об образовании» № 23-РЗ от 24.04.2014г.;
  • с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ  от17 декабря 2010 года №1897);
  • с основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «СОШ№2» с. п. Малка (Приказ № 78/2 от 31.08.2017);
  • с Положением о рабочей программе учебного предмета МКОУ «СОШ№2» с. п. Малка;
  • с Учебным планом    МКОУ «СОШ№2» с. п. Малка на 2017- 2018 учебный год;
  • с Программой и учебником  по культуре народов КБР для 11 класса общеобразовательных учреждений Г.Х. Мамбетов, Нальчик. Издательский центр «Эль-фа», 2015 г. Рекомендовано МОН КБР.

          Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:

-воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;

-формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия.

Задачи реализации регионального компонента по Культура народов КБР:

  •  дать   выпускникам   целостное   представление   об   культурном,  этнонациональном,   своеобразии    родного    края,    традициях   духовной    и нравственной жизни, социальном опыте народа;
  •  сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании  и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
  •  обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного   взаимодействия   с   представителями   различных   этносов,   навыки бесконфликтного поведения;
  •  способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения;
  •  помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать   им   знания   и   умения   для   активного   участия   в   ней,   способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
  •  пробуждать   интерес   к  судьбам  людей  родного  края,   к  истории  повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
  •  развивать у обучающихся интерес к родной культуре, раскрывая сущность явлений и процессов на близком ярком материале;
  •  развивать     творческие      способности      обучающихся      на      основе,     поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории и культуре края;
  •  создавать условия для  приобщения обучающихся  к культуре,  искусству, способам художественного самовыражения на примерах        творчества земляков – известных деятелей культуры;
  • формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.

В результате изучения культуры Кабардино-Балкарии формируется целостный и своеобразный культурный и исторический образ родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников

Учебно-тематическое планирование

№  темы

Название темы

Количество уроков

Зачеты

1.

Глава  1. Семейная культура

              11

2.

Глава 2. Культура воспитания

              10

1

3.

Глава 3. .Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев.

     12

1

Всего

     33

2

Содержание программы

Введение. 1ч.       

Глава1.  Семейная  культура-10ч.

Большая и малая семья. Брачные  запреты. Калым. Свадьба. Обычаи  избегания. Первое возвращение невесты домой. Развод. Ребенок и его имя. Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их  совершеннолетия.

Глава2. Культура воспитания -10ч.             

Физическое, умственное , нравственное и эстетическое воспитание. Трудовое воспитание. Военное воспитание. Адыгский этикет. Этикет балкарский. Уважительное отношение к родителям. Уважительное отношение к старшим. Уважительное отношение к женщине. Обычай  приветствий и прощаний. Благопожелания. Тосты и немного о застольном этикете.

Глава 3.Из духовной  культуры кабардинцев и балкарцев- 12ч.

Устное народное творчество. Нартский эпос. Музыкальное искусство. Танцы и танцевальный этикет. Театральное искусство. Народные певцы. Прикладное искусство. Религия. Похоронные обряды. Народная медицина.

.

Учебно-методическое обеспечение

 - список литературы для учителя:

1.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014

2.Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2013.

3.Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2013г.

4.Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992г.

5.Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах.    Нальчик, 2014.

6.Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР»                Нальчик 2014г.

- список литературы для  учащихся:

1.Учебник.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014

2.Образовательный стандарт по региональной истории.

 3.М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик: Эльбрус, 2008.

4.М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004.

5.М.Д. Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2008.

6.Электронные издания с материалами по истории КБР: «История адыгов», 7.«Материальная и духовная культура народов КБР».

 -перечень WEB-cайтов для дополнительного образования по предмету:

 http://museum-kbrglav.ru/Сайт Национального музея КБР - 

 http://www.muzey-kbr.ru/ Сайт Музея ИЗО

 www.memorialbnkbr.com Сайт Мемориала

Сайт Адыги.ru/Сабанчиев Х.

Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР»

 

 

 


Календарно-тематическое планирование

по Культуре народов Кабардино-Балкарской республики

11 класс (33ч.)

 №

                         Тема уроков

количество часов

                Дата  

план

факт

1.

Введение

1

Глава 1. Семейная культура (11ч)

2.

Большая и малая семья.

1

3.

Брачные запреты.

1

4.

Сватание

1

5.

Свадьба

1

6.

Обычаи избегания

1

7.

Первое возвращение невесты домой.

1

8.

Развод

1

9.

Ребенок и его имя.

1

10.

Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их совершеннолетием.

1

11.

Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

1

Глава 2. Культура воспитания (10ч)

12.

Трудовое воспитание

1

13.

Военное воспитание

1

14.

Адыгский этикет. Этикет балкарцев

1

15.

Уважительное отношение к родителям.

1

16.

Уважительное отношение к старшим.

1

17.

Уважительное отношение к женщине.

1

18.

Обычаи приветствий и прощаний.

1

19.

Благопожелания. Тосты и немного о застольном этикете

1

20.

Зачет по главе «Культура воспитания»

1

21

Устное народное творчество.

1

22

Нартский эпос.

1

Глава 3. .Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев(12ч)

23

Музыкальное искусство.

1

24

Театральное искусство.

1

25

Народные певцы.

1

26-27

Прикладное искусство.

2

28-29

Религия

2

30-31

Похоронные обряды.

2

32

Народная медицина

1

33

Брачные запреты.

1

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения предмета «Культура народов Кабардино-Балкарской Республики» ученик должен:

Знать:

  • основные этапы и ключевые события истории культуры народов Кабардино-Балкарской Республики, выдающихся деятелей этой истории;
  • основные понятия и термины по изучаемому курсу;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников.

Уметь:

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации;
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, карта, схема);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата.
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим явлениям;
  • использовать различные источники информации.

Использовать при обретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии;
  • использования знаний о традициях и культуре народов КБР в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.

Рабочая программа по культуре народов КБР в 10 классе

на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

  Рабочая программа по культуре народов КБР для 10 класса  разработана в соответствии:

  • с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.№273 « Об образовании в Российской Федерации»;
  • с Законом КБР « Об образовании» № 23-РЗ от 24.04.2014г.;
  • с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ  от 17 декабря 2010 года №1897);
  • с основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «СОШ№2» с.п. Малка (Приказ № 78/2 от 31.08.2017);
  • с Положением о рабочей программе учебного предмета МКОУ «СОШ№2» с.п. Малка;
  • с Учебным планом    МКОУ «СОШ№2» с.п. Малка на 2017- 2018 учебный год;
  • с Программой и учебником  по культуре народов КБР для 10 класса общеобразовательных учреждений Г.Х.Мамбетов, -,Нальчик. Издательский центр «Эль-фа», 2015 г..Рекомендовано МОН КБР.

      Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:

  • воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
  • формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия.

     Задачи реализации регионального компонента по Культура народов КБР:

  • дать   выпускникам   целостное   представление   об   культурном,  этнонациональном,   своеобразии    родного    края,    традициях   духовной    и нравственной жизни, социальном опыте народа;
  • сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании  и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
  • обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного   взаимодействия   с   представителями   различных   этносов,   навыки бесконфликтного поведения;
  • способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения;
  • помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать   им   знания   и   умения   для   активного   участия   в   ней,   способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
  • пробуждать   интерес   к  судьбам  людей  родного  края,   к  истории  повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
  • развивать у обучающихся интерес к родной культуре, раскрывая сущность явлений и процессов на близком ярком материале;
  • развивать     творческие      способности      обучающихся      на      основе,     поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории и культуре края;
  • создавать условия для  приобщения обучающихся  к культуре,  искусству, способам художественного самовыражения на примерах        творчества земляков – известных деятелей культуры;
  • формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.

В результате изучения культуры Кабардино-Балкарии формируется целостный и своеобразный культурный и исторический образ родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников.

Содержание программы

Введение.

Глава1.Культура жизнеобеспечения.( экономика  и материальная   культура)  

Земледелие. Некоторые обычаи  и традиции, связанные с земледелием. Скотоводство. Охота. Пчеловодство. Крестьянские промыслы. Пути сообщения и средства передвижения. Поселения кабардинцев. Поселения балкарцев. Усадьба и жилище кабардинцев. Усадьба и жилище балкарцев. Традиции и обычаи , связанные со строительством. Внутреннее убранство жилищ. Хозяйственные постройки. Одежда. Пища. Общественная взаимопомощь.

Глава2. Общественные институты.

Княжеские съезды- советы. Народные собрания – хасы. Съезд доверенных Кабарды и Горских обществ. Сельские сходы. Судебные органы.

Глава 3. Гостеприимство. Куначество. Аталычество. Другие формы родства.Кровная месть.

Глава 4. Большая и малая семья. Брачные  запреты. Калым. Свадьба. Обычаи  избегания. Первое возвращение невесты домой. Развод. Ребенок и его имя. Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их  совершеннолетия.

 Календарно-тематическое планирование

по Культуре народов Кабардино-Балкарской республики

10 класс, 34ч.

Тема

кол-во

час.

Дата

План

Факт

1.

Введение

1

Глава1. Культура жизнеобеспечения.(18ч)

2.

Земледелие

1

3.

Некоторые обычаи и традиции, связанные с земледелием.

1

4.

Скотоводство.

1

5.

Охота

1

6.

Пчеловодство.

1

7.

Крестьянские  промыслы.

1

8.

Пути  сообщения и средства передвижения.

1

9.

Поселения кабардинцев.

1

10.

Поселения балкарцев.

1

11.

Усадьба и жилище кабардинцев.

1

12.

Усадьба и жилище балкарцев.

1

13.

Традиции и обычаи, связанные со строительством жилища.

1

14.

Внутреннее убранство жилищ.

1

15.

Хозяйственные постройки.

1

16.

Одежда.

1

17.

Пища.

1

18.

Общественная взаимопомощь.

1

Глава 2. Общественные институты.(5ч)

19.

Княжеские съезды – советы.

1

20.

Народные собрания – хасы.

1

21.

Съезд доверенных Кабарды и Горских обществ.

1

22.

Сельские сходы.

1

23.

Судебные  органы.

1

Глава 3. Некоторые обычаи и традиции.(5ч)

24.

Гостеприимство.

1

25.

Куначество.

1

26.

Аталычество.

1

27.

Другие формы искусственного родства.

1

28.

Кровная месть.

1

Глава 4. Семейная культура.(6ч)

29.

Большая и малая семья.

1

30.

Брачные запреты.

1

31.

Сватание.

1

32.

Калым.

1

33.

Свадьба. Обычаи избегания..

1

34.

Зачёт по курсу.

1

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения предмета «Культура народов Кабардино-Балкарской Республики» ученик должен:

          Знать:

  • основные этапы и ключевые события истории культуры народов Кабардино-Балкарской Республики, выдающихся деятелей этой истории;
  • основные понятия и термины по изучаемому курсу;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников.

            Уметь:

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации;
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, карта, схема);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата.
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим явлениям;
  • использовать различные источники информации.

               Использовать при обретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной  

               жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии;
  • использования знаний о традициях и культуре народов КБР в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.

Учебно-тематическое планирование

№  темы

Название темы

Количество уроков

Зачеты

1.

Глава 1. Культура жизнеобеспечения.(18ч)

18

2.

Глава 2. Общественные институты.(5ч)

 5

3.

Глава 3. Некоторые обычаи и традиции.(5ч)

   5

1

4

Глава 4. Семейная культура.(6ч)

  6

Всего

33

1

Учебно-методическое обеспечение

- список литературы для учителя:

1.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014

2.Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2013.

3.Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2013г.

4.Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992г.

5.Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах.    Нальчик, 2014.

6.Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР»                Нальчик 2014г.

- список литературы для  учащихся:

1.Учебник.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014

2.Образовательный стандарт по региональной истории.

 3.М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик: Эльбрус, 2008.

4.М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004.

5.М.Д. Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2008.

6.Электронные издания с материалами по истории КБР: «История адыгов», 7.«Материальная и духовная культура народов КБР».

 -перечень WEB-cайтов для дополнительного образования по предмету:

 http://museum-kbrglav.ru/Сайт Национального музея КБР - 

 http://www.muzey-kbr.ru/ Сайт Музея ИЗО

 www.memorialbnkbr.com Сайт Мемориала

Сайт Адыги.ru/Сабанчиев Х.

Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории культуры народов в 5 классе

Причины появления рабочей программы:-недостаточное количество времени на изучение истории родного края в курсе истории России;-отсутствие учебно-методического обеспечения;-сам...

Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)

Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...

Рабочая программа по предмету Культура народов РС(Я) в 5-9 классах.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы "Культура народов РС(Я), МО РС(Я), 2014. В год 34 часа: 1 час в неделю....

Рабочая программа "Духовно-нравственная культура народов России"

Рабочая программа составлена на основе современных требований....

Адаптированная рабочая программа по истории культуры народов в 5 классе

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья помогает детям получать знания, умения при изучении предмета по истории культуры народов. В очень доступной, и...

Адаптированная рабочая программа по истории культуры народов

Курс «История и культура народов Марий Эл» разработан с учетом адаптированной программы для умственно отсталых детей. Данный курс призван обеспечивать региональные особенности содержания о...

Урок-фестиваль "Традиционные культуры народов Нижегородского Поволжья"

Класс: 7 Предмет: историческое краеведениеТип урока: урок-фестиваль.Вид урока: урок изучения нового материала.Девиз фестиваля: « Мы - разные в этом наше богатство,...