рабочая программа по истории культуры народов в 5 классе
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Трефилова Надежда Петровна

 

    Причины появления рабочей программы:

-недостаточное количество времени на изучение истории родного края в курсе истории России;

-отсутствие учебно-методического обеспечения;

-самобытность села Кулиги, которое находится на учете в ЮНЕСКО, желание показать  уникальность края подрастающему поколению…

     Цели и задачи программы:

-расширить знания обучающихся по истории и культуре родного края, показать взаимосвязь культур мира, России и нашего края;

-дать ориентиры в правильном понимании развития событий в жизни народа края и объективную оценку экономического, социального и культурного развития края;

-воспитать чувство патриотизма и национальной гордости за народ, проживающий на территории края, духовную нравственность и социальную ценность;

-открытие в знакомом окружении должна пробуждать любознательность, способствовать формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности;

-приобщение к культурным ценностям других народов призвано содействовать интеграции личности в поликультурную среду, формированию толерантного мышления и достижению гражданского согласия и общенационального единства в обществе, формирование граждански активных, социально значимых качеств, интервьюирование.

-формирование у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5kl_ikn.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и принято на заседании

ШМО учителей гуманитарно-естественных              

дисциплин

Протокол №____ от  ______2013    

Руководитель ШМО          C. Ю. Николаева                                                                                                        

 

Составлена на основе государственных общеобразовательных стандартов под редакцией В.С. Леднева и др. и Базисного учебного плана (Справочно-информационного справочника г. Ижевск, 1998г. И журналов «Преподавание истории в школе».

 Утверждено

Приказ № _____ от __ августа 2013

Директор _______В.Е. Селукова

Рабочая программа по

истории культуры народов для 5 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулигинская средняя общеобразовательная школа» Кезского района Удмуртской Республики

на 2013-2014 учебный год

Составитель: Селукова Надежда Петровна, учитель истории и обществознания

педстаж - 2 года,  образование среднее специальное, квалификационной категории нет

С. Кулига

2013 год.

Пояснительная записка к рабочей программе по

истории культуры народов  России в 5 классе на 2013-2014 учебный год

         Рабочая программа по истории культуры народов  для 5 класса разработана на  основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Кулигинская средняя общеобразовательная школа» Кезского района Удмуртской Республики на 2012-2013 учебный год

2. Положение о рабочих программах МБОУ «Кулигинская СОШ»

3 программа по истории культуры народов Гавшиной Екатерины Артемьевны, учителя МОУ «Кулигинская СОШ», на 2010-2011 учебный год, одобренная заведующей кафедрой регионоведения, кандидатом исторических наук, доцентом Никулиной Т.Е.

                «История культуры народов»  является обязательной дисциплиной. В журнале «Вестник образовании» № 10, 1999 года отмечается, что у обучающихся разных регионов России конкретные знания о крае будут различными, вариативными. В удмуртской Республике пока отсутствует полноценное учебно-методическое обеспечение по этому курсу, в том числе программы:

    Причины появления рабочей программы:

-недостаточное количество времени на изучение истории родного края в курсе истории России;

-отсутствие учебно-методического обеспечения;

-самобытность села Кулиги, которое находится на учете в ЮНЕСКО, желание показать  уникальность края подрастающему поколению…

     Цели и задачи программы:

-расширить знания обучающихся по истории и культуре родного края, показать взаимосвязь культур мира, России и нашего края;

-дать ориентиры в правильном понимании развития событий в жизни народа края и объективную оценку экономического, социального и культурного развития края;

-воспитать чувство патриотизма и национальной гордости за народ, проживающий на территории края, духовную нравственность и социальную ценность;

-открытие в знакомом окружении должна пробуждать любознательность, способствовать формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности;

-приобщение к культурным ценностям других народов призвано содействовать интеграции личности в поликультурную среду, формированию толерантного мышления и достижению гражданского согласия и общенационального единства в обществе, формирование граждански активных, социально значимых качеств, интервьюирование.

-формирование у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм;

     Краеведение объединяет географические, климатические, природоведческие, этнографические и исторические сведения. Именно в таком содружестве знание о совей малой Родине способствует формированию любви к ней, бережного отношения ко всему, что досталось от  предшествующих поколений, будь то природные богатства, памятники культуры или обряды и традиции наших предков. Школьные уроки краеведения способствуют укреплению семейных связей, так как на них широко представлены вопросы истории семьи, ее связей с окружающим миром природы и людей, с событиями нашего современного мира.

     Изучение истории родного края предполагает необходимость общения с людьми старшего поколения, работу с историческими документами, периодической печатью, следовательно, предполагает исследовательскую работу, которая должна развивать творческие способности обучающихся, способствовать выработке умении практически использовать полученные знания и интеллект.

     Формы и методы обучения разнообразны: лекции, беседы, деловые игры, опережающие задания, работа в музее, уроки-диспуты, викторины, походы, уроки-экскурсии.

     Знания обучающихся по ИКН будут оцениваться общими требованиями с историей, то есть устными опросами, тестами, творческими ответами, зачетами, участием в олимпиадах по краеведению, взаимоконтролем.

     Рабочая программа составлена на основе государственных стандартов, журналов «Преподавание истории в школе» (опыта работы других педагогов), ниже указанной литературы, материалов краеведческого музея по истории села Кулиги, которые собирались белее 30 лет, в том числе в Кировском, Ижевском, Глазовском и Кезском архивах и периодической печати. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год,

     Рабочая программа по ИКН 5 классов является продолжением программы, составленной для 2-4 классов и является ее логическим завершением. Возможны частичные изменения в программе по мере появления новых материалов по истории села Кулиги.

     Уровень программы – базовый.

      Прогнозируемый результат курс истории культуры народов вызовет интерес к его изучению, желанию лучших обучающихся участвовать в районных и республиканских конкурсах и олимпиадах, усвоению стандарта минимума знаний.

Учебный план по истории культуры народов для 5 класса

№ п/п

Раздел, название темы

Общее количество часов

Форма контроля за уровнем усвоения

1

Введение. Диагностика

1

Тест. Загадки

2

Общие сведения об Удмуртской Республике

8

Устно. Письменно

3

История нашего края

15

Устно. Тест

4

Культурное наследие

6

Устно. Перфокарта

5

Современные проблемы Удмуртии

2

Дискуссия, творческие задания

6

Итоговое повторение

2

Контрольная работа

ИТОГО

34 часа

                                                                     

Учебно-тематический план по истории культуры народов для 5 класса

№ п/п

Последовательность тем

Последовательность уроков в теме

Форма контроля за уровнем усвоения

1

Введение.

1. Введение. Диагностика

Тест. Загадки

2

Общие сведения об Удмуртской Республике

2. Государственные символы РФ, УР, Кезского района

3. Положение Удмуртии, Кезского района на карте

4-5. Природа нашего края

6-8. города Удмуртии (краткая характеристика)

9. обобщение по разделу

Устно


Карта


Устно.  Рисунки  сообщения тест


Контрольная работа






3

История нашего края

10-12. Основные занятия жителей края

13. Археологические памятники нашего края

14. Архитектурно-исторические памятники Удмуртии

15. Древние жилища жителей края

16-17. о происхождении удмуртов.

18. имена и фамилии удмуртов. Состав семьи, родственные связи

19-20. население, его состав. Национальные обычаи и традиции

21-22. История старых вещей: ручная мельница, грохот, прялка

23. Хлеб в жизни удмуртов

24. Повторительно-обобщающий урок по разделу

Устно. Загадки

Устно. Тест


Загадки. Викторина


Устно ребусы

Сообщения

Опрос


Тест

Опрос

Сообщения


 Творческие задания.  

Контрольная работа

4

Культурное наследие

25. Христианизация удмуртов и языческая религия удмуртов

26. удмуртские сказки

27. русские сказки

28. удмуртская национальная одежда

29. русская национальная одежда

30. Календарные обряды и праздники

Устно

Взаимоконтроль

Составление вопросов тест

Сообщения

Презентация

Творческие задания

5

Современные проблемы

31. Современные экологические проблемы

32. Враги и друзья леса

Дискуссия

Творческие задания

6

 Итоговое повторение

34. итоговая контрольная работа

 33. обобщение и повторение по курсу история культуры народов в 5 классе

Контрольная работа


Викторина


Учебная программа по истории культуры народов для 5 класса

1. введение. Диагностика 1 час

2. Общие сведения об Удмуртской Республике  8часов

Государственные символы РФ, УР, Кезского района  1ч

Положение Удмуртии, Кезского района на карте  1ч

Природа нашего края  2ч

города Удмуртии (краткая характеристика)   3ч

Обобщение по разделу 1ч

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

- символы РФ, УР, Кезского района, обозначение цветов, легенды, связанные с Удмуртским краем

-природу нашего края  - УР, Кезского района

-климат, животный и растительный мир, рельеф, население;

Города Удмуртии, крупнейшие города, столица;

-краткую характеристику крупных городов, отличия, достопримечательности

-работать с исторической картой, показывать положение РФ, УР, крупнейших городов УР;

-давать краткие и полные ответы, делать выводы;

-уметь составлять краткий рассказ, план сообщения и делать доклад перед классом.

3. История нашего края  15 часов

Основные занятия жителей края  3ч

Археологические памятники нашего края  1ч

Архитектурно-исторические памятники Удмуртии  1ч

Древние жилища жителей края  1ч

 о происхождении удмуртов.   2ч

 имена и фамилии удмуртов. Состав семьи, родственные связи 1ч

население, его состав. Национальные обычаи и традиции  2ч

История старых вещей: ручная мельница, грохот, прялка   2ч

 Хлеб в жизни удмуртов   1ч

обобщение и повторение по разделу  1ч

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

- представления о занятиях, промыслах ремеслах жителей края, их быте;

-древние жилища, их особенности, отличия

-предназначение некоторых старинных вещей ушедших или уходящих из употребления;

-описание архитектурных памятников Удмуртии;

-историю происхождения  распространения удмуртов  по территории;
-значение хлеба в жизни удмуртов, пословицы, поговорки молитвы и легенды с ним связанные;


-давать краткие и полные ответы, делать выводы;

-уметь составлять краткий рассказ, план сообщения и делать доклад перед классом;

4. Культурное наследие  6 часов

Христианизация удмуртов и языческая религия удмуртов  1ч

удмуртские сказки   1ч

русские сказки   1ч

удмуртская национальная одежда  1ч

русская национальная одежда   1ч

Календарные обряды и праздники   1ч

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

-религия язычество,

-культурное наследие жителей края: сказки, одежда, особенности жилища, кухни

-особенности празднования календарных праздников и проведение обрядов, заклинания


-давать краткие и полные ответы, делать выводы;

-уметь составлять краткий рассказ, план сообщения и делать доклад перед классом;

-видеть сходство и отличий культуры русской и удмуртской

5. Современные проблемы Удмуртии 2 часа

31. Современные экологические проблемы  1ч

32. Враги и друзья леса  1ч

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

-проблемы экологии в Удмуртии и  возможности их разрешения;

-санитары леса

-вредители леса

-охрана лесов и меры применяемые государством

-работать с исторической картой, показывать положение РФ, УР, крупнейших городов УР;

-давать краткие и полные ответы, делать выводы;

-уметь составлять краткий рассказ, план сообщения и делать доклад перед классом;

-видеть сходство и отличий культуры русской и удмуртской

6. Итоговое посторенние 2 часа

обобщение и повторение по курсу история культуры народов в 5 классе -контрольная работа 2ч

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

- символы РФ, УР, Кезского района, обозначение цветов, легенды, связанные с Удмуртским краем

-природу нашего края  - УР, Кезского района

-климат, животный и растительный мир, рельеф, население;

Города Удмуртии, крупнейшие города, столица;

-краткую характеристику крупных городов, отличия, достопримечательности

- представления о занятиях, промыслах ремеслах жителей края, их быте;

-древние жилища, их особенности, отличия

-предназначение некоторых старинных вещей ушедших или уходящих из употребления

-религия язычество,

-культурное наследие жителей края: сказки, одежда, особенности жилища

-работать с исторической картой, показывать положение РФ, УР, крупнейших городов УР;

-давать краткие и полные ответы, делать выводы;

-уметь составлять краткий рассказ, план сообщения и делать доклад перед классом;

-видеть сходство и отличий культуры русской и удмуртской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)

Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...

Рабочая программа по предмету Культура народов РС(Я) в 5-9 классах.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы "Культура народов РС(Я), МО РС(Я), 2014. В год 34 часа: 1 час в неделю....

Рабочая программа по традиционной культуре народов КБР

Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:-воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее ...

Рабочая программа "Духовно-нравственная культура народов России"

Рабочая программа составлена на основе современных требований....

Адаптированная рабочая программа по истории культуры народов в 5 классе

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья помогает детям получать знания, умения при изучении предмета по истории культуры народов. В очень доступной, и...

Адаптированная рабочая программа по истории культуры народов

Курс «История и культура народов Марий Эл» разработан с учетом адаптированной программы для умственно отсталых детей. Данный курс призван обеспечивать региональные особенности содержания о...

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.

Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится    2 часа в неделю, всего    68...