Главные вкладки

    Рабочая программа по краеведению на тему:
    Рабочая программа по предмету Культура народов РС(Я) в 5-9 классах.

    Худаева Лариса Александровна

    Рабочая программа составлена на основе примерной программы "Культура народов РС(Я), МО РС(Я), 2014. В год 34 часа: 1 час в неделю. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл knrsya_5-9.docx36.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Хангаласское районное управление образования

    МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия»

         

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учебного предмета

     КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

    В 5-9 классах

    УЧИТЕЛЬ – ХУДАЕВА Л.А.

    Уровень образования:  основное общее образование

    Покровск, 2015

    Пояснительная записка

            В Республике Саха (Якутия), являющейся социокультурной моделью  Российской Федерации, проживают представители более 120 национальностей. В условиях исторически сложившейся поликультурной среды система образования РС(Я) как часть единого образовательного пространства России несет ответственность за комплексное формирование у детей гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей на основе базовых ценностей, закрепленных в Конституциях РФ и РС(Я). Включение учебного предмета КНРСЯ в состав основной образовательной программы для 5-9 классов способствует и достижению целей и задач основного общего образования, направленных на становление личности обучающегося, формированию его личностных качеств, необходимых в современном мире и отраженных в статье 66 Федерального закона «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ

            Данная программа реализует требования федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования в части обеспечения сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа России; становления личностных характеристик выпускника как любовь к родному краю и отечеству, уважение своего народа, его культуры и духовных традиций; понимание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активное и заинтересованно познание мира, осознание ценности труда, науки и творчества; уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, сотрудничать для достижения общих результатов.

            Программа учебного предмета «Культура народов РС(Я)» на основе поликультурного, исторического, интегрированного и деятельностного подходов способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

            Личностные результаты. Содержание и технология учебного предмета (курса) «Культура народов РС(Я)  направлены на:

    - воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

    - осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

    - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

    - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

    - развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами.

    - признание ценности поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности.

    - самоидентификация себя как представителя этноса, Республики Саха и гражданина России.

            Метапредметные результаты. Содержание учебного курса  «Культура народов РС(Я) структурировано с учетом формирования метапредметных умений (регулятивных, познавательных и коммуникативных) на основе межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

    - умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

    - умение вести себя в условиях «иной» среды, этнокультур

    - умение работать с разными источниками информации

    - умение работать в паре, группе, коллективе;

    -умение корректно разрешать внутриэтнические и межэтнические разногласия, основываясь на принципах законности;

            Предметные результаты. Программа учебного предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)»  способствует достижению результатов различных предметных областей, изучаемых в основной школе.

    Предметная область «Филология» (формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитание уважения к ним)

    Предметная область «Общественно-научные предметы» (формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового сознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ)

    Предметная область «Искусство» (осознание значения  искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.)

    Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности)

    Развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом материале: абстрактное сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, доказательство.

    Целями изучения предмета «Культура народов Якутии» в основной школе являются:

    - содействие становлению российской гражданской идентичности (Я - россиянин) на основе формирования этнокультурной  (Я – представитель своего народа) и региональной идентичностей (Я - якутянин);

    - формирование культуроведческой компетентности (этнокультурной и межкультурной) на основе достижений гуманитарных наук, систематизации представлений о культурном наследии народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), о культурном и языковом многообразии, осознания места родной культуры в системе национальных культурных ценностей;

    - развитие личности через деятельностное усвоение базовых национальных и этнокультурных ценностей в социокультурном пространстве, повышение уровня духовно-нравственной, политической и социально-правовой культуры в процессе межкультурного диалога (готовность к культурному диалогу и совместной деятельности с представителями разных культур)

    Место учебного предмета в учебном плане основной школы. Для реализации Концепции обновления и развития национальных школ РС(Я) с 1992-93 учебного года в базовые учебные планы русскоязычных школ  введен предмет «Культура народов РС(Я)» с 1-9 классы для реализации принципа «от освоения национальной культуры к русской культуре, культуре народов совместного проживания, затем мировой культуре»

    5 класс

    Раздел

    Описание раздела

    Тема урока

    УУД

    Кол-во часов

    План. дата

    Факт

    Введение

     Общие определения культуры, виды культуры

    Понятие о культуре

    - умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

    - умение вести себя в условиях «иной» среды, этнокультур

    - умение работать с разными источниками информации

    - умение работать в паре, группе, коллективе;

    - умение корректно разрешать внутриэтнические и межэтнические разногласия, основываясь на принципах законности;

    - формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитание уважения к ним)

    - формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового сознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ)

    - осознание значения  искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению

    2

    Наша Родина и ее народы

     

     

     

     Многонациональная Россия и Республика. Народы, проживающие в нашей стране.

     

     

     

    Российская федерация как государство.

    2

    Республика Саха (Якутия) в составе Российской Федерации

    2

    Наш родной край

    2

    Народ как создатель и хранитель культуры. Человек как носитель и творец культуры

    2

    Материальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия)

     

     

     

     Виды материальной культуры народов РС(Я)

     

     

     

    Традиционный уклад жизни народов Якутии

    2

    Традиционные занятия коренных народов Якутии

    2

    Национальный костюм коренных народов Якутии

    2

    Физическая культура коренных народов  Якутии

    2

    Духовная культура народов Республики Саха (Якутия)

     

     

     

     

     

     

     

     Виды духовной  культуры народов РС(Я)

     

     

     

     

     

     

     

    Понятие духовной культуры

    2

    Семья, семейные традиции

    2

    Народная мудрость (традиционные знания)

    2

    Религия - часть культуры

    2

    Устное народное творчество коренных народов Республики Саха (Якутия) Народная музыка и песни

    2

    Танцевальное искусство коренных народов Якутии

    2

    Национальные праздники

    2

    Повторение

    2

     6 класс 

    Раздел

    Описание раздела

    Тема урока

    УУД

    Кол-во часов

    План. дата

    Факт

    Введение

     

    Диалог культур

    - умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

    - умение вести себя в условиях «иной» среды, этнокультур

    - умение работать с разными источниками информации

    - умение работать в паре, группе, коллективе;

    - умение корректно разрешать внутриэтнические и межэтнические разногласия, основываясь на принципах законности;

    - формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитание уважения к ним)

    - формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового сознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ)

    - осознание значения  искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению

    2

    Из истории народов Республики Саха (Якутия)

     

     

    Возникновение человеческой цивилизации на территории современной Якутии

    2

    Историческое прошлое народов Якутии

    2

    Материальная культура народов Якутии

     

     

     

     

     

     

     

    Жилище коренных народов Якутии. Внешнее пространство и внутреннее убранство жилища

    2

    Национальная кухня народов Якутии

    2

    Традиционные промыслы

    2

    Народное декоративно-прикладное искусство

    2

    Духовная культура народов Республики Саха (Якутия)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Духовные традиции народов Якутии

    2

    Представление народов Якутии о природе и человеке

    2

    Религиозные воззрения народов Якутии

    2

    Возникновение религий мира и их основатели

    2

    Мировые религии в РС(Я)

    2

    Принятие христианства народами

    2

    Обрядовый фольклор народов Республики Саха (Якутия)

    2

    Благопожелания. Алгыс

    2

    Музыкальное искусство народов Якутии

    2

    Повторение. Годовая контрольная работа

    2

    7 класс

    Раздел

    Описание раздела

    Тема урока

    УУД

    Кол-во часов

    План. дата

    Факт

    Введение

    Диалог культур

    - повышение уровня духовно-нравственной, политической и социально-правовой культуры в процессе межкультурного диалога (готовность к культурному диалогу и совместной деятельности с представителями разных культур)

    - осознание значения  искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению. - умение работать с разными источниками информации

    - умение работать в паре, группе, коллективе;

    - умение корректно разрешать внутриэтнические и межэтнические разногласия, основываясь на принципах законности;

    2

    Из истории народов Якутии

    История вхождения Якутии в состав Российского государства. Первые путешественники. Политссыльные в Якутии и их роль в изучении культуры народов Якутии

    Вхождение Якутии в состав Российского государства

    2

    Якутия глазами этнографов

    2

    Выдающиеся этнографы. Семинар

    2

    Повторение. История народов Якутии

    2

    Материальная культура народов Республики Саха (Якутия)

    Быт и традиционный уклад жизни народов Якутии. Что окружает человека. Народная медицина.

    Историческое развитие уклада жизни

    2

    Из истории развития медицины в Якутии. Развитие товарно-денежных отношений

    2

    Коллективизация в годы Советской власти

    2

    Повторение. Материальная культура Якутии

    2

    Духовная культура народов Якутии

    Культурный диалог через виды искусства

    Межкультурная коммуникация

    2

    Театральное искусство Якутии

    2

    Музыкальное искусство Якутии

    2

    Живопись Якутии

    2

    Библиотека - хранилище истории развития культуры в печатных изданиях

    2

    Музеи как хранилища культуры

    2

    Развитие якутского кино

    2

    Итоговая контрольная работа

    2

    8 класс

    Раздел

    Описание раздела

    Тема урока

    УУД

    Кол-во часов

    План. дата

    Факт

    Введение

     Повторение пройденного материала.

    Диалог культур. Человек как носитель культуры.

    - становление российской гражданской идентичности (Я - россиянин) на основе формирования этнокультурной  (Я – представитель своего народа) и региональной идентичностей (Я - якутянин);

    - формирование культуроведческой компетентности (этнокультурной и межкультурной) на основе достижений гуманитарных наук, систематизации представлений о культурном наследии народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), о культурном и языковом многообразии, осознания места родной культуры в системе национальных культурных ценностей;

    - развитие личности через деятельностное усвоение базовых национальных и этнокультурных ценностей в социокультурном пространстве, повышение уровня духовно-нравственной, политической и социально-правовой культуры в процессе межкультурного диалога (готовность к культурному диалогу и совместной деятельности с представителями разных культур)

    умение работать в паре, группе, коллективе;

    - умение корректно разрешать внутриэтнические и межэтнические разногласия, основываясь на принципах законности;

    - повышение уровня духовно-нравственной, политической и социально-правовой культуры в процессе межкультурного диалога (готовность к культурному диалогу и совместной деятельности с представителями разных культур)

    2

    Якутия в составе многонациональной России

     

     

     

     

     Якутия. Столица Якутии. Культурное и этническое многообразие республики

     

     

     

     

    Из глубины веков (из истории Якутии в начале 20 века)

    2

    Глава и органы государственной власти

    2

    Якутия в составе РСФСР и российская Федерация

    2

    Якутск - столица  РС(Я)

    2

    Языковое и культурное многообразие РС(Я)

    2

    Развитие материальной и духовной культуры народов РС(Я)

     

     

     

     

     

     

     

     Межкультурный диалог через виды искусства. Развитие культуры в современном мире

     

     

     

     

     

     

     

    Культура и религия

    1

    Профессионализация отдельных форм национальной культуры

    1

    Межкультурный диалог через искусство

    2

    Межкультурный диалог через литературу

    2

    Межкультурный диалог в спорте

    2

    Межкультурный диалог в образовании

    2

    Межкультурный диалог через современные информационно-коммуникативные технологии

    2

    Деятельность культурно-просветительских учреждений и центров

    2

    Обеспечение права на самобытное развитие культуры и традиционного образа жизни коренных народов РС(Я)

     

     

     

     

     Культурное и языковое самоопределение, самоидентификация народов РС(Я)

     

     

     

     

    Культурное и языковое самоопределение как основное конституционное право граждан РФ

    2

    Ассамблея народов РФ - путь к духовному единству многонационального народа России

    1

    Деятельность Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Общественное движение Ассамблея народов РС(Я)

    1

    Национальные общественные организации коренных и некоренных народов Якутии

    2

    Якутская диаспора в регионах России

    2

    9 класс

    Раздел

    Описание раздела

    Тема урока

    УУД

    Кол-во часов

    План. дата

    Факт

    Введение

     Повторение пройденного материала.

    Типологизация культур

    - содействие становлению российской гражданской идентичности (Я - россиянин) на основе формирования этнокультурной  (Я – представитель своего народа) и региональной идентичностей (Я - якутянин);

    - формирование культуроведческой компетентности (этнокультурной и межкультурной) на основе достижений гуманитарных наук, систематизации представлений о культурном наследии народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), о культурном и языковом многообразии, осознания места родной культуры в системе национальных культурных ценностей;

    - развитие личности через деятельностное усвоение базовых национальных и этнокультурных ценностей в социокультурном пространстве, повышение уровня духовно-нравственной, политической и социально-правовой культуры в процессе межкультурного диалога (готовность к культурному диалогу и совместной деятельности с представителями разных культур)

    2

    Международная связь Республики Саха Якутия с государствами расположенными в Арктической зоне

     

     

    Арктическая зона, страны арктической зоны, народы, проживающие в арктической зоне. Межкультурный диалог.

     

     

    Международная связь Республики Саха Якутия с государствами расположенными в Арктической зоне

    2

     

    Коренные народы, проживающие в Арктической зоне

    2

     

    Международные организации, объединяющие страны Арктической зоны

    2

     

    Международная и внешнеэкономическая связь Республики Саха (Якутия) с государствами, входящими в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

     

     Азиатско-тихоокеанский регион. Страны АТР. Связи России с АТР. Внешнеэкономические и политические связи России и Республики со странами входящими в АТЭС

     

    Создание АТЭС

    2

     

    Якутские постпредства за рубежом

    2

     

    Обеспечение права на самобытное развитие национальной культуры

     

     

     

     

     

     Международные организации и их связь с РС(Я)

     

     

     

     

     

    Международные организации, содействующие развитию коренных народов РС(Я)

    1

     

    Международные документы ООН, ЮНЕСКО, обеспечивающие право на культурное многообразие

    1

     

    Деятельность ЮНЕСКО в области развития образования, науки и культуры республики

    1

     

    Шедевры ЮНЕСКО

    1

     

    Проблемы экологии и охрана окружающей среды

    1

     

    Повторение раздела

    1

     

    Реализация прав на культурное разнообразие, самоопределение

     

    Толерантность, солидарность, интеграция культур в мире, стране и республике.  

     

    Солидарность народов, интеграция культур

    2

     

    Якутяне за рубежом

    2

     

    Вклад РС(Я) в культурное многообразие современного мира

     

     Межкультурный диалог и коммуникация в сфере культуры.

     

    Межкультурная коммуникация через виды искусства

    2

     

    Межкультурный диалог через литературу

    2

     

    Личность в межкультурном диалоге

     

     

     

    Самоидентификация как представителя улуса, республики, страны.

     

     

     

    Кодекс межкультурной коммуникации, толерантности

    2

     

    Профессиональное образование в городах мира

    2

     

    Межкультурный диалог представителей разных народов

    2

     

    Обобщение изученного

    2

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая учебная программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) в 5-9 специальных (коррекционных) классах VIII вида

    В методическом материале "Рабочая учебная программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) в специальных (коррекционных) 5-9 классах VIII вида"представлены: пояснительная записка, учеб...

    рабочая программа по истории культуры народов в 5 классе

    Причины появления рабочей программы:-недостаточное количество времени на изучение истории родного края в курсе истории России;-отсутствие учебно-методического обеспечения;-сам...

    Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)

    Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...

    Программа по предмету "Культура народов Ямала"

    Значимость. Культура народов Ямала –это  учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально - ориентированных знаний о родном крае, предполагающие активное сотворчество восприн...

    Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» (базовый уровень) для 5 - 9 классов

    Рабочая программа предназначена для учителей английского языка, работающим по УМК  "Английский в фокусе"....

    Рабочая программа по предмету "Культура речи" для 7 класса

    Аннотацияк рабочей программепо предмету "Культура речи"для 7 класса         Рабочая программа состоит из следующих разделов:- Пояснительная записка;- Общая хара...

    Рабочая программа по предмету «Технология» разработана для обучения учащихся 5-9 классов

    Рабочая программа по предмету «Технология» разработана для обучения учащихся 5-9 классов МАОУ «Гимназия имени А.С. Пушкина» в соответствии с: ·         Федераль...