Рабочая программа по предмету Культура народов РС(Я) в 5-9 классах.
рабочая программа по краеведению на тему

Худаева Лариса Александровна

Рабочая программа составлена на основе примерной программы "Культура народов РС(Я), МО РС(Я), 2014. В год 34 часа: 1 час в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knrsya_5-9.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

Хангаласское районное управление образования

МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия»

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

 КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В 5-9 классах

УЧИТЕЛЬ – ХУДАЕВА Л.А.

Уровень образования:  основное общее образование

Покровск, 2015

Пояснительная записка

        В Республике Саха (Якутия), являющейся социокультурной моделью  Российской Федерации, проживают представители более 120 национальностей. В условиях исторически сложившейся поликультурной среды система образования РС(Я) как часть единого образовательного пространства России несет ответственность за комплексное формирование у детей гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей на основе базовых ценностей, закрепленных в Конституциях РФ и РС(Я). Включение учебного предмета КНРСЯ в состав основной образовательной программы для 5-9 классов способствует и достижению целей и задач основного общего образования, направленных на становление личности обучающегося, формированию его личностных качеств, необходимых в современном мире и отраженных в статье 66 Федерального закона «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ

        Данная программа реализует требования федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования в части обеспечения сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа России; становления личностных характеристик выпускника как любовь к родному краю и отечеству, уважение своего народа, его культуры и духовных традиций; понимание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активное и заинтересованно познание мира, осознание ценности труда, науки и творчества; уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, сотрудничать для достижения общих результатов.

        Программа учебного предмета «Культура народов РС(Я)» на основе поликультурного, исторического, интегрированного и деятельностного подходов способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

        Личностные результаты. Содержание и технология учебного предмета (курса) «Культура народов РС(Я)  направлены на:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

- развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами.

- признание ценности поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности.

- самоидентификация себя как представителя этноса, Республики Саха и гражданина России.

        Метапредметные результаты. Содержание учебного курса  «Культура народов РС(Я) структурировано с учетом формирования метапредметных умений (регулятивных, познавательных и коммуникативных) на основе межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

- умение вести себя в условиях «иной» среды, этнокультур

- умение работать с разными источниками информации

- умение работать в паре, группе, коллективе;

-умение корректно разрешать внутриэтнические и межэтнические разногласия, основываясь на принципах законности;

        Предметные результаты. Программа учебного предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)»  способствует достижению результатов различных предметных областей, изучаемых в основной школе.

Предметная область «Филология» (формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитание уважения к ним)

Предметная область «Общественно-научные предметы» (формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового сознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ)

Предметная область «Искусство» (осознание значения  искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.)

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности)

Развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом материале: абстрактное сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, доказательство.

Целями изучения предмета «Культура народов Якутии» в основной школе являются:

- содействие становлению российской гражданской идентичности (Я - россиянин) на основе формирования этнокультурной  (Я – представитель своего народа) и региональной идентичностей (Я - якутянин);

- формирование культуроведческой компетентности (этнокультурной и межкультурной) на основе достижений гуманитарных наук, систематизации представлений о культурном наследии народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), о культурном и языковом многообразии, осознания места родной культуры в системе национальных культурных ценностей;

- развитие личности через деятельностное усвоение базовых национальных и этнокультурных ценностей в социокультурном пространстве, повышение уровня духовно-нравственной, политической и социально-правовой культуры в процессе межкультурного диалога (готовность к культурному диалогу и совместной деятельности с представителями разных культур)

Место учебного предмета в учебном плане основной школы. Для реализации Концепции обновления и развития национальных школ РС(Я) с 1992-93 учебного года в базовые учебные планы русскоязычных школ  введен предмет «Культура народов РС(Я)» с 1-9 классы для реализации принципа «от освоения национальной культуры к русской культуре, культуре народов совместного проживания, затем мировой культуре»

5 класс

Раздел

Описание раздела

Тема урока

УУД

Кол-во часов

План. дата

Факт

Введение

 Общие определения культуры, виды культуры

Понятие о культуре

- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

- умение вести себя в условиях «иной» среды, этнокультур

- умение работать с разными источниками информации

- умение работать в паре, группе, коллективе;

- умение корректно разрешать внутриэтнические и межэтнические разногласия, основываясь на принципах законности;

- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитание уважения к ним)

- формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового сознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ)

- осознание значения  искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению

2

Наша Родина и ее народы

 

 

 

 Многонациональная Россия и Республика. Народы, проживающие в нашей стране.

 

 

 

Российская федерация как государство.

2

Республика Саха (Якутия) в составе Российской Федерации

2

Наш родной край

2

Народ как создатель и хранитель культуры. Человек как носитель и творец культуры

2

Материальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия)

 

 

 

 Виды материальной культуры народов РС(Я)

 

 

 

Традиционный уклад жизни народов Якутии

2

Традиционные занятия коренных народов Якутии

2

Национальный костюм коренных народов Якутии

2

Физическая культура коренных народов  Якутии

2

Духовная культура народов Республики Саха (Якутия)

 

 

 

 

 

 

 

 Виды духовной  культуры народов РС(Я)

 

 

 

 

 

 

 

Понятие духовной культуры

2

Семья, семейные традиции

2

Народная мудрость (традиционные знания)

2

Религия - часть культуры

2

Устное народное творчество коренных народов Республики Саха (Якутия) Народная музыка и песни

2

Танцевальное искусство коренных народов Якутии

2

Национальные праздники

2

Повторение

2

 6 класс 

Раздел

Описание раздела

Тема урока

УУД

Кол-во часов

План. дата

Факт

Введение

 

Диалог культур

- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

- умение вести себя в условиях «иной» среды, этнокультур

- умение работать с разными источниками информации

- умение работать в паре, группе, коллективе;

- умение корректно разрешать внутриэтнические и межэтнические разногласия, основываясь на принципах законности;

- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитание уважения к ним)

- формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового сознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ)

- осознание значения  искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению

2

Из истории народов Республики Саха (Якутия)

 

 

Возникновение человеческой цивилизации на территории современной Якутии

2

Историческое прошлое народов Якутии

2

Материальная культура народов Якутии

 

 

 

 

 

 

 

Жилище коренных народов Якутии. Внешнее пространство и внутреннее убранство жилища

2

Национальная кухня народов Якутии

2

Традиционные промыслы

2

Народное декоративно-прикладное искусство

2

Духовная культура народов Республики Саха (Якутия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовные традиции народов Якутии

2

Представление народов Якутии о природе и человеке

2

Религиозные воззрения народов Якутии

2

Возникновение религий мира и их основатели

2

Мировые религии в РС(Я)

2

Принятие христианства народами

2

Обрядовый фольклор народов Республики Саха (Якутия)

2

Благопожелания. Алгыс

2

Музыкальное искусство народов Якутии

2

Повторение. Годовая контрольная работа

2

7 класс

Раздел

Описание раздела

Тема урока

УУД

Кол-во часов

План. дата

Факт

Введение

Диалог культур

- повышение уровня духовно-нравственной, политической и социально-правовой культуры в процессе межкультурного диалога (готовность к культурному диалогу и совместной деятельности с представителями разных культур)

- осознание значения  искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению. - умение работать с разными источниками информации

- умение работать в паре, группе, коллективе;

- умение корректно разрешать внутриэтнические и межэтнические разногласия, основываясь на принципах законности;

2

Из истории народов Якутии

История вхождения Якутии в состав Российского государства. Первые путешественники. Политссыльные в Якутии и их роль в изучении культуры народов Якутии

Вхождение Якутии в состав Российского государства

2

Якутия глазами этнографов

2

Выдающиеся этнографы. Семинар

2

Повторение. История народов Якутии

2

Материальная культура народов Республики Саха (Якутия)

Быт и традиционный уклад жизни народов Якутии. Что окружает человека. Народная медицина.

Историческое развитие уклада жизни

2

Из истории развития медицины в Якутии. Развитие товарно-денежных отношений

2

Коллективизация в годы Советской власти

2

Повторение. Материальная культура Якутии

2

Духовная культура народов Якутии

Культурный диалог через виды искусства

Межкультурная коммуникация

2

Театральное искусство Якутии

2

Музыкальное искусство Якутии

2

Живопись Якутии

2

Библиотека - хранилище истории развития культуры в печатных изданиях

2

Музеи как хранилища культуры

2

Развитие якутского кино

2

Итоговая контрольная работа

2

8 класс

Раздел

Описание раздела

Тема урока

УУД

Кол-во часов

План. дата

Факт

Введение

 Повторение пройденного материала.

Диалог культур. Человек как носитель культуры.

- становление российской гражданской идентичности (Я - россиянин) на основе формирования этнокультурной  (Я – представитель своего народа) и региональной идентичностей (Я - якутянин);

- формирование культуроведческой компетентности (этнокультурной и межкультурной) на основе достижений гуманитарных наук, систематизации представлений о культурном наследии народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), о культурном и языковом многообразии, осознания места родной культуры в системе национальных культурных ценностей;

- развитие личности через деятельностное усвоение базовых национальных и этнокультурных ценностей в социокультурном пространстве, повышение уровня духовно-нравственной, политической и социально-правовой культуры в процессе межкультурного диалога (готовность к культурному диалогу и совместной деятельности с представителями разных культур)

умение работать в паре, группе, коллективе;

- умение корректно разрешать внутриэтнические и межэтнические разногласия, основываясь на принципах законности;

- повышение уровня духовно-нравственной, политической и социально-правовой культуры в процессе межкультурного диалога (готовность к культурному диалогу и совместной деятельности с представителями разных культур)

2

Якутия в составе многонациональной России

 

 

 

 

 Якутия. Столица Якутии. Культурное и этническое многообразие республики

 

 

 

 

Из глубины веков (из истории Якутии в начале 20 века)

2

Глава и органы государственной власти

2

Якутия в составе РСФСР и российская Федерация

2

Якутск - столица  РС(Я)

2

Языковое и культурное многообразие РС(Я)

2

Развитие материальной и духовной культуры народов РС(Я)

 

 

 

 

 

 

 

 Межкультурный диалог через виды искусства. Развитие культуры в современном мире

 

 

 

 

 

 

 

Культура и религия

1

Профессионализация отдельных форм национальной культуры

1

Межкультурный диалог через искусство

2

Межкультурный диалог через литературу

2

Межкультурный диалог в спорте

2

Межкультурный диалог в образовании

2

Межкультурный диалог через современные информационно-коммуникативные технологии

2

Деятельность культурно-просветительских учреждений и центров

2

Обеспечение права на самобытное развитие культуры и традиционного образа жизни коренных народов РС(Я)

 

 

 

 

 Культурное и языковое самоопределение, самоидентификация народов РС(Я)

 

 

 

 

Культурное и языковое самоопределение как основное конституционное право граждан РФ

2

Ассамблея народов РФ - путь к духовному единству многонационального народа России

1

Деятельность Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Общественное движение Ассамблея народов РС(Я)

1

Национальные общественные организации коренных и некоренных народов Якутии

2

Якутская диаспора в регионах России

2

9 класс

Раздел

Описание раздела

Тема урока

УУД

Кол-во часов

План. дата

Факт

Введение

 Повторение пройденного материала.

Типологизация культур

- содействие становлению российской гражданской идентичности (Я - россиянин) на основе формирования этнокультурной  (Я – представитель своего народа) и региональной идентичностей (Я - якутянин);

- формирование культуроведческой компетентности (этнокультурной и межкультурной) на основе достижений гуманитарных наук, систематизации представлений о культурном наследии народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), о культурном и языковом многообразии, осознания места родной культуры в системе национальных культурных ценностей;

- развитие личности через деятельностное усвоение базовых национальных и этнокультурных ценностей в социокультурном пространстве, повышение уровня духовно-нравственной, политической и социально-правовой культуры в процессе межкультурного диалога (готовность к культурному диалогу и совместной деятельности с представителями разных культур)

2

Международная связь Республики Саха Якутия с государствами расположенными в Арктической зоне

 

 

Арктическая зона, страны арктической зоны, народы, проживающие в арктической зоне. Межкультурный диалог.

 

 

Международная связь Республики Саха Якутия с государствами расположенными в Арктической зоне

2

 

Коренные народы, проживающие в Арктической зоне

2

 

Международные организации, объединяющие страны Арктической зоны

2

 

Международная и внешнеэкономическая связь Республики Саха (Якутия) с государствами, входящими в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

 

 Азиатско-тихоокеанский регион. Страны АТР. Связи России с АТР. Внешнеэкономические и политические связи России и Республики со странами входящими в АТЭС

 

Создание АТЭС

2

 

Якутские постпредства за рубежом

2

 

Обеспечение права на самобытное развитие национальной культуры

 

 

 

 

 

 Международные организации и их связь с РС(Я)

 

 

 

 

 

Международные организации, содействующие развитию коренных народов РС(Я)

1

 

Международные документы ООН, ЮНЕСКО, обеспечивающие право на культурное многообразие

1

 

Деятельность ЮНЕСКО в области развития образования, науки и культуры республики

1

 

Шедевры ЮНЕСКО

1

 

Проблемы экологии и охрана окружающей среды

1

 

Повторение раздела

1

 

Реализация прав на культурное разнообразие, самоопределение

 

Толерантность, солидарность, интеграция культур в мире, стране и республике.  

 

Солидарность народов, интеграция культур

2

 

Якутяне за рубежом

2

 

Вклад РС(Я) в культурное многообразие современного мира

 

 Межкультурный диалог и коммуникация в сфере культуры.

 

Межкультурная коммуникация через виды искусства

2

 

Межкультурный диалог через литературу

2

 

Личность в межкультурном диалоге

 

 

 

Самоидентификация как представителя улуса, республики, страны.

 

 

 

Кодекс межкультурной коммуникации, толерантности

2

 

Профессиональное образование в городах мира

2

 

Межкультурный диалог представителей разных народов

2

 

Обобщение изученного

2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории культуры народов в 5 классе

Причины появления рабочей программы:-недостаточное количество времени на изучение истории родного края в курсе истории России;-отсутствие учебно-методического обеспечения;-сам...

Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)

Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...

Программа по предмету "Культура народов Ямала"

Значимость. Культура народов Ямала –это  учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально - ориентированных знаний о родном крае, предполагающие активное сотворчество восприн...

Рабочая программа по традиционной культуре народов КБР

Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:-воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее ...

Рабочая программа "Духовно-нравственная культура народов России"

Рабочая программа составлена на основе современных требований....

Адаптированная рабочая программа по истории культуры народов в 5 классе

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья помогает детям получать знания, умения при изучении предмета по истории культуры народов. В очень доступной, и...

Адаптированная рабочая программа по истории культуры народов

Курс «История и культура народов Марий Эл» разработан с учетом адаптированной программы для умственно отсталых детей. Данный курс призван обеспечивать региональные особенности содержания о...