Инновационные технологии в преподавании химии в общеобразовательной школе.
опыты и эксперименты на тему

 

 Инновационные технологии в преподавании химии в  общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 аул Малый Барханчак

Ипатовского района Ставропольского края

 Инновационные технологии в преподавании химии в  общеобразовательной школе.

                                        

                                                             

                                                                           Учитель: Сафаева Эльза Равильевна

Содержание

I  Введение

II Инновационные технологии

          1. Проблемное обучение

          2. Разноуровневое обучение        

          3. Исследовательский метод обучения

          4. Информационно – коммуникационные технологии

          5. Коллективная система обучения

        III Заключение

IV Литература

    В современной школе от учителя требуется постоянное совершенствование профессиональных умений и своего мастерства. Только такой учитель будет услышан, а его деятельность окажется успешной. Современная жизнь подразумевает наличие у человека определенного багажа химических познаний и навыков обращения с некоторыми химическими веществами.

Целью обучения химии является освоение теоретических знаний (понятий, законов, теорий), фактологических знаний (сведений о неорганических и органических веществах и химических процессах), знаний способов деятельности (составление химических формул и уравнений, определения валентности химических элементов, решения расчётных задач, подготовки проведения эксперимента в строгом соответствии с правилами техники безопасности).

Идеи содержания изучаемого курса химии – это идеи материального единства веществ природы, обусловленности свойств веществ их составом и строением, а применение – их свойствами.

Задачи обучения химии в школе: формирование знаний основ науки – понятий, законов, теорий, развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни; развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности, развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности, формирование экологического мышления, убеждённости в необходимости охраны окружающей среды.

Современный школьный круговорот привлечет внимание учеников к предмету, если он его заинтересует, и будет давать ответ на вопрос: «А зачем мне это знать?» Современному школьнику не нужны знания сами по себе, им нужно их жизненное преломление. Поэтому на современном уроке одной из основополагающих целей должен быть ответ на вопрос: «Где в повседневной жизни мы применим полученные знания и навыки.

А задача педагога на уроке правильно направлять действия учащихся.  Для того чтобы осуществлять педагогическую деятельность необходимо определиться с педагогическими технологиями.

«Технология»  в переводе с греческого на русский язык означает искусство, умение, мастерство учить.  

Инновационные педагогические технологии – это сложный процесс реализации методов, процедур, средств, направленных на достижение поставленных целей.

Развитию познавательных и творческих способностей у учащихся способствуют различные педагогические технологии:                                                                                                                                    1. Проблемное обучение

2. Исследовательский метод обучения

3. Информационно – коммуникационные технологии

4. Разноуровневое обучение        

5. Коллективный метод обучения

6.Технология проблемного обучения

Это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению. В результате такой деятельности и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах урока.

    Например: урок в 10 классе по теме: «Ароматические углеводороды».

Исходя из структурной циклической формулы бензола, которую предложил Кекуле, назовите реакции, которые будут характерны для данного вещества (взаимодействия бензола с бромной водой и перманганатом калия). Бензол с ними не реагирует. Перед учащимися создана проблемная ситуация. Показано противоречие между строением молекулы (формулой Кекуле) и свойствами.

В 9 классе при изучении темы: «Фосфор и его соединения» зачитывается отрывок из произведения:

«Его огромная пасть светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящей головы и, оттянув руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте» (А.Конан-Дойл. «Собака Баскервилей»). О каком элементе идет речь? Предлагаю познакомиться с фосфором, как химическим элементом, так и простым веществом. После этого ребята находят ошибку в произведении. Светится белый фосфор, который очень ядовит и воспламеняется на воздухе.

До середины 50-х годов прошлого столетия считали, что этот металл - один из самых малополезных металлов. Ради обладания этим металлом велись войны, порабощались государства, сын убивает отца, братья убивали сестер, дети своих матерей. Гибли целые народы, превращались в пустыни плодородные края, потоками лилась кровь и целыми реками - слезы и пот. Сколько людей погибло и сколько еще погибнет в борьбе за обладание этими металлом, знает, наверное, один Бог. Что же это за кровожадный металл?? В 8 классе при изучении раздела «Металлы» перед учащимися ставится проблемный вопрос.

Технология проблемного обучения позволяет учителю удерживать внимание ученика. Ведь выдвинутая проблема подвигнет к поиску путей ее решения, выдвижению гипотез, порой самых неординарных, их обоснованию, проверке и в конечном итоге получению результата. Когда информация проходит по такому пути, она прочно и ненавязчиво усваивается. Причем повышается самооценка учеников, так как они понимают, что были участниками процесса решения проблемы. Данная технология повышает самостоятельность ученика, способствует возникновению осознанной потребности в знаниях и учит их приобретать.

Исследовательский метод обучения

Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение при изучении любого предмета. Химия является наукой прикладной, экспериментальной и у неё есть свои особенности, прежде всего, это касается многочисленных экспериментальных и теоретических исследований. Школьный эксперимент может применяться на разных этапах урока, он необходим для лучшего усвоения и закрепления знаний учащихся. Надо отметить, что учебное исследование обладает некоторыми особенностями:

- истина, которую учащиеся открывают в науке, уже известна, но для них эти факты новы, и мыслят они как первооткрыватели;

- учебное исследование проводится под руководством учителя, но учащиеся должны быть уверены в том, что самостоятельно достигли цели;

- учебное исследование не является универсальным методом. В деятельность учащихся можно включить лишь элементы исследований, применять исследования только при изучении отдельных тем и вопросов.

        Виды исследовательской деятельности на уроках могут быть разными. Это демонстрационный опыт, лабораторная работа, практическая работа. Например, в 8 классе, при изучении физических и химических признаков химических явлений, ребята выполняют лабораторную работу и сами делают вывод о признаках химических реакций.

Исследование, это не только работа с реактивами и лабораторным оборудованием, но и работа с таблицами, схемами, справочной и другой литературой. К примеру, пользуясь схемой «Основный оксид», можно исследовать, дать характеристику любому основному оксиду. Пользуясь схемой «Свойства кислот» можно написать уравнения реакций, характеризующие основные свойства кислот.  

Информационно – коммуникационные технологии

Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. Использование компьютерных программ, анимации, позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно.

ИТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Развивают познавательные и творческие способности учащихся. Эти задачи решаются через технологию мультимедийных уроков. Одновременное воздействие на два важнейших органа (слух и зрение) облегчает процесс восприятия и запоминания информации. Не все химические эксперименты можно проводить в школьной лаборатории, здесь на помощь приходит мультимедийное оборудование и коллекция видеоопытов. Заранее приготовленные слайды с таблицами, схемами, рисунками экономят время учителя на уроке, а сам урок делают более запоминающимся и содержательным и эмоциональным, высвобождают много времени для закрепления более сложных узловых моментов новой темы.

Технология разноуровневого обучения. Качество усвоения предмета можно обеспечить технологией уровневой дифференциации. Уровень общеобразовательной подготовки постепенно поднимается до уровня повышенной подготовки, или углубленного изучения предмета. Изучение каждого предмета в школе – не цель, а средство развития ребенка.

1. разноуровневое тестирование с использованием тестовых заданий по форме и содержанию приближенных к вариантам ГИА по химии;

2. составление  кроссвордов. Используется, главным образом, при обобщении и закреплении  материала по теме, способствует отработке не только навыков решения поставленных проблем, но и формулировке самой проблемы;

           3. работа в группах, сформированных из обучающихся с разным уровнем обученности по предмету, при этом более сильные ученики исполняют роль консультантов по вопросам, возникающим у менее сильных;

Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках. Дети часто не связывают воедино разрозненные факты, полученные в рамках одного предмета.

   Идею необходимости межпредметных связей высказывал еще К.Д. Ушинский.  Он считал, что весьма актуальной и перспективной является связь между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Все это способствует расширению и углублению знаний и превращению их в конечном результате в мировоззрение.

Например. На уроке 10 классе «Кислородсодержащие органические вещества», где проходила интеграция химии, биологии и экологии.

Коллективный метод обучения

Эта технология используется при изучении химии в старших классах. Это активные формы обучения: семинары, практикумы, консультации, уроки- лекции,

Применение на уроках презентаций, созданных учащимися, даёт им возможность принимать активное участие в создании урока (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к уроку ученики могут использовать Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную информацию.  

Теоретический материал излагается «блоком». Используется двукратное объяснение:  сначала в форме лекции с демонстрацией опытов и применением средств наглядности, затем кратко, с выделением опорных знаний и вычленением наиболее существенного в изложенном.

Это делается с целью обобщения, углубления и систематизации материала, изученного в 8-9 классах; осуществить интеграцию знаний учащихся по органической и неорганической химии на основе общности понятий, законов и теории подходов к классификации веществ и закономерности протекания химических реакций. С целью адаптации учащихся к будущему обучению в вузе при изучении химии в  10-11 классе использую в основном лекционно-семинарскую систему, в которой увеличена доля самостоятельного изучения материала учениками (в парах, группах). Предусмотрен определённый практикум, включённый в изучаемые темы.

Используемые мною педагогические технологии способствуют повышению мотивации обучения, качеству усвоения знаний.

Практически каждый год выпускники 9-ых и 11-ых классов выбирают химию при сдаче ГИА и ЕГЭ, показывая хорошие результаты. Участвуют в школьных и муниципальных этапах олимпиад по химии. За период с 2014 по 2018 годы 2 выпускника выбрали профессию технолога пищевой промышленности, 1 выпускница поступила в медицинскую академию, 5 выпускников в медицинский колледж, 1 выпускница в педагогический университет на отделение биологии-химии.

Литература:

  1. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006.
  2. Матвеева И. А.. Реализация компетентностного подхода посредством технологии метода проектов. http://festival.1september.ru.
  3. Муравлева О. И. Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителей химии. http://festival.1september.ru.

      4. Алексеев Н.Г. проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности                                               2002, №2

      5. Веденина Т.И. Дифференциация обучения, как важный фактор развития                                                                  познавательных интересов школьников. http://festival.1september.ru.

 6. Галанов А.Б. Реализация метода проектов средствами компьютерных телекоммуникаций в системе профильного обучения . www.eidos.ru 

7. Имакаев В.Р. Образование и ось времени  // Философия образования и реформа                         современной школы. – Пермь 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование инновационных технологий в преподавании русского языка"

В докладе подробно рассказывается об инновационных педагогических технологиях, о том ,какую  роль они играют в современном образовательном процессе. Приведены фрагменты конспекта урока с ис...

Инновационные технологии в преподавании химии

Статья  "Инновационные технологии в преподавании химии" и презентация к ней подготовлена к городским педчтениям, посвященным 85 - летию Профессионального лицея кулинарного мастерства Санкт-Петерб...

Статья "Инновационные технологии в преподавании химии"

Статья "Инновационные технологии в преподавании химии" подготовлена для выступления на методическом совете....

Статья на тему "Инновационные технологии в преподавании предмета технология"

Задача системы образования: делать все возможное для достижения образовательных результатов...

Инновационные технологии в преподавании образовательной линии «Технология»

Информационные технологии повышают эффективность и качество процесса обучения, активизируют познавательную деятельность обучающихся, обеспечивают интеллектуальное развитие школьников....

Статья "Инновационные подходы в преподавании математики в школе"

Статья Инновационные подходы в преподавании математики в школе...

Статья "Инновационные технологии в преподавании химии"

Применяя инновационные технологии, мы повышаем компетентность учащихся, развиваем творческую мыслительную деятельность, активизируем способности, повышаем эффективность обучения предмету.Предлагаю ваш...