Интернет-площадка: математика.(прил.7-см.видео)
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Интернет-площадка 2019.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.32.36 КБ
Файл прил.110.24 КБ
Файл прил.210.14 КБ
Microsoft Office document icon прил.425.5 КБ
Файл прил.5306.69 КБ
Файл прил.621.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Методы и приёмы устного счёта.

                                                                                                         Маслова М.В., учитель математики

                                                                                                         МБОУ  города Кургана « СОШ № 44»

Цель урока:

Изучить  новые методы и приёмы устного счёта  и показать необходимость умения быстрого счёта и эффективного

использования этих приёмов при умножении натуральных чисел.

Задачи урока:

Вспомнить известные приёмы устного счёта и познакомить с новыми нестандартными способами  устных вычислений

при умножении натуральных чисел.

Развивать умение самостоятельно осваивать теоретический материал.

Прививать коммуникативные навыки.

1.Организационный этап.

Здороваюсь с учащимися и представляю им наших гостей, т.к. это открытый урок.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На доске прикреплены  два  высказывания:

2.1. «Математика-это школа мышления»    Г. Штейнгауз.   (Польский математик) ( прил.1)

               https://nsportal.ru / maslova – margarita – viktorovna        

2.2.  «Счёт и вычисления – основа порядка в голове» И.Песталоцци (Итальянский педагог) (прил. 2)

Предлагаю  учащимся прочитать высказывания и говорю, что мы сегодня будем развивать наше мышление, тренировать

память.

2.3. Показываю через проектор картину Богданова – Бельского «Устный счёт в народной школе Рачинского» (прил.3),

даю краткую справку об этой картине.

«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» — картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского,

написанная в 1895 году.

«На картине изображена деревенская школа конца XIX века во время урока арифметики при решении дроби в уме.

Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский, ботаник и математик, профессор Московского

Университета. В 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для

крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его

навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и

посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского»

Обращаю внимание на то, как увлечены и сосредоточены дети, а так же как один из ребят пытается потихоньку сказать

ответ учителю, не отвлекая остальных. Говорю, что примеру,  написанному на картине, мы вернёмся в 6 классе.

3.Актуализация знаний.

Как вы думаете, почему Рачинский уделял большое внимание устному счёту

А вы хотите хорошо считать устно?

Что нужно знать для того чтобы устно выполнять сложные действия?

Предлагаю  решить устно несколько примеров записанных на доске.

  354х11; 3243х11; 102х103;107х109. Учащиеся не смогли устно выполнить вычисление.

Как вы думаете почему пока у нас не получается быстро и правильно посчитать ответы  в этих примерах?

И учащиеся говорят, что не знаем правил.  Я уточняю – не знаем: правил, способов, методов, алгоритмов, т.е.

различных приёмов необходимых для этих вычислений.  И задаю вопрос: «Значит, чем сегодня нам нужно будет

заняться?»

4.Помогаю сформулировать тему урока «Методы и приёмы устного счёта»

Записываем тему в тетрадь.

Предлагаю вспомнить правила, которые мы знаем.

1.Умножение на разрядную единицу. (15х100;  123х10;  12678х1000) - приписываем к числу нули.

2.Умножение на 5. (1624х5; 286х5; 686х5)-умножаем на 10, т.е. добавляем к числу нуль и делим на 2.

3.Умножение на 25. (68х25;  76х25; 12х25)- умножаем на 100, т.е. добавляем к числу два нуля и делим на 4.

4.Умножение на число 11 двузначных чисел. (16х11;  27х11; 54х11) –сумму цифр записываем между ними.

Показываю примеры, написанные на карточках, а учащиеся называют ответы.

    5.Первичное усвоение новых знаний.

Предлагаю ребятам поработать группами: для ознакомления с новыми предложенными правилами, работают  3 группы по

 7-8 человек.  (На партах лежит раздаточный материал с написанными правилами , решённые  примеры для образца и

 примеры, которые предлагается решить группе с использованием нового метода устного счёта.) (прил.4)

Ознакомиться с правилами

Решить предложенные примеры – записать в тетрадь.

Приготовиться научить этому методу остальных учащихся.

1 группа - Умножение двузначного числа на 101.

2 группа - Умножение многозначных чисел на 11.

3 группа - Умножение чисел близких к 100, но больших 100.

    6.Первичная проверка понимания.

После самостоятельного ознакомления с предложенным материалом представители от каждой группы выходят к доске и

 знакомят остальных учащихся  с предложенным приёмом.

7.Первичное закрепление

Для закрепления предложена презентация (прил.5), в неё включены и те примеры, которые были предложены в начале урока.

Перед тем как воспользоваться новыми правилами и работать с примерами, предлагаю настроиться на работу и

прослушать стихотворение В. Берестова «Устный Счёт». Читает стихотворение Алина Богдан.

Ну-ка в сторону карандаши! Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.

Устный счёт! Мы творим это дело только силой ума и души.

Числа сходятся где-то во тьме и глаза начинают светиться,

И кругом только умные лица, потому что считаем в уме.

После этого класс работает  с примерами и задачами,  предложенными в презентации.

8. Домашнее задание:   Повторить правила, научить одному из правил члена своей семьи, друга, таблицу с правилами вклеить в тетрадь. (прил.4)

Каждому учащемуся выдаётся раздаточный материал с новыми правилами (прил.5).

9. Рефлексия. Учащимся предложены вопросы, на которые они дают ответы.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________ ; Я научился (ась) _________________;  Я выполнял(а) задания ____________

Теперь я могу________;  Я приобрёл (а)_________;  У меня получилось _______;  Урок прошёл__________________

К уроку прилагается технологическая карта (прил.6) и презентация с фотографиями урока (прил.7)

Список литературы.

  1. Депман, И.Я. Мир чисел / И.Я. Депман. – М.: Мещерякова И.Д., 2018. –37 с: ил.

  1. Кордемский, Б.А. Удивительный мир чисел: книга для учащихся. / Б.А. Кордемский, А.А. Ахадов – М.:

Просвещение, 1986. –127 с: ил.

  1. Мельникова, Н.Л. Развитие вычислительной культуры учащихся//Математика в школе–2006.-№2. –С. 3-6

  1. Филиппов, Г.А.  Устный счёт-гимнастика ума // Математика в школе –2001.- №3. – С. 25-27



Предварительный просмотр:

Математика –это школа мышления.

                                     Г. Штейнгауз.

                                  (Польский математик)



Предварительный просмотр:

Счёт и вычисления –основа порядка в голове.

                               И. Песталоцци

                                  (Итальянский педагог)



Предварительный просмотр:

Первая группа.    

Чтобы умножить двузначное число на 101 , надо мысленно приписать к данному числу ( справа или слева) еще раз само это число.
Пример.

 58 ∙ 101 = 5858 , так как 58 ∙ 101 = 58 ∙ 100 + 58 ∙ 1 = 5800 + 58 = 5858

•47х101=

•36х101=

•89х101=

•53х101=

Вторая группа.

Чтобы трёхзначное число умножить на 11 

Крайние цифры множимого будут крайними цифрами произведения. Первая средняя цифра произведения равняется сумме первой и второй цифр множимого (3 + 5 = 8); вторая средняя цифра произведения равна сумме второй и третьей цифр множимого (5 + 4 = 9)

354 ∙ 11 = 3894         3+5=8             5+4=9 

Пример 2.    4327  ∙  11 

 4   - первая цифра произведения.

 4 + 3 = 7   -вторая цифра произведения.

 3 + 2 = 5   – третья цифра произведения.

 2 + 7 = 9   -  четвертая цифра произведения.

 7    - последняя цифра произведения.

 Следовательно,

                4327 ∙ 11 = 47597

Умножение на 11  не двузначных чисел.

 •236х11=

•172х11=

•524х11=

•345х11=

•4217х11=

•1263х11=

•4534х11=

Третья группа.

Умножение чисел близких к числу 100, которые больше числа 100.

Чтобы умножить 102х 104 надо сверху, над каждым числом написать

 добавочное число, которое показывает на сколько  данное число больше числа 100

•Перекрёстно сложить, а потом добавочные множители перемножить:

т.к опорное число 100, то при умножении  надо брать две цифры

      2              х             4    =   08

     102           х          104   = 10608

Примеры •105х107=

•109х111=

•106х115=

•102х108=


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель математики Маслова Маргарита Викторовна, МБОУ « СОШ № 44» Методы и приемы устного счета (умножение) 5 класс.

Слайд 2

Первая группа Умножение двузначного числа на 101.

Слайд 3

Пример. 58 ∙ 101 = 5858 , так как 58 ∙ 101 = 58 ∙ 100 + + 58 ∙ 1 = 5800 + 58 = 5858 Чтобы умножить двузначное число на 101 , надо мысленно приписать к данному числу ( справа или слева) еще раз само это число.

Слайд 4

47х101= 36х101= 89х101= 53х101= Примеры:

Слайд 5

Вторая группа Умножение многозначных чисел на 11.

Слайд 6

Крайние цифры множимого будут крайними цифрами произведения. Первая средняя цифра произведения равняется сумме первой и второй цифр множимого (3 + 5 = 8); вторая средняя цифра произведения равна сумме второй и третьей цифр множимого (5 + 4 = 9) 354 ∙ 11 = 3 8 9 4 3+5= 8 5+4= 9 Чтобы трёхзначное число умножить на 11.

Слайд 7

4 - первая цифра произведения. 4 + 3 = 7 -вторая цифра произведения. 3 + 2 = 5 – третья цифра произведения. 2 + 7 = 9 - четвертая ц ифра произведения. 7 - последняя цифра произведения. Следовательно, 4327 ∙ 11 = 4 7 5 9 7 Пример 2. 4327 ∙ 11

Слайд 8

236х11= 172х11= 524х11= 345х11= 4217х11= 1263х11= 4534х11= Умножение на 11 не двузначных чисел.

Слайд 9

Третья группа Умножение чисел близких к числу 100, если числа больше 100.

Слайд 10

Перекрёстно сложить, а потом добавочные множители перемножить: т.к опорное число 100, то при умножении надо брать две цифры 2 х 4 = 08 102 х 104 = 106 08 Чтобы умножить 102х 104 надо сверху над каждым числом написать добавочное число , которое показывает на сколько данное число больше числа 100.

Слайд 11

105х107= 109х111= 106х115= 102х108= Примеры

Слайд 12

повторим Чему мы научились?

Слайд 13

354 ∙ 11 Вычисли

Слайд 14

3894 Ответ

Слайд 15

3243х11 Вычисли

Слайд 16

35673 Ответ

Слайд 17

97х101 Вычисли

Слайд 18

9797 Ответ

Слайд 19

38х101 Вычисли

Слайд 20

3838 Ответ

Слайд 21

125х11 Вычисли

Слайд 22

1375 Ответ

Слайд 23

263х11 Вычисли

Слайд 24

2893 Ответ

Слайд 25

102х103 Вычисли

Слайд 26

10506 Ответ

Слайд 27

102х104 Вычисли

Слайд 28

10608 Ответ

Слайд 29

107х109 Вычисли

Слайд 30

11663 Ответ

Слайд 31

104х106 Вычисли

Слайд 32

11024 Ответ

Слайд 33

На день рождения мамы в связи с её 35-летием Таня решила подарить ей 35 роз . В цветочном магазине роза стоит 101 руб. В копилке у Тани было 3550 рублей , накопленных ею на велосипед. Сможет ли Таня порадовать маму своим букетом в день её рождения? Задача

Слайд 34

разводит тюльпаны, у него 101 сорт этих чудесных цветов. Для городской выставки он из каждого сорта решил выбрать по 27 самых красивых представителей. Сколько тюльпанов он повезёт на выставку? Садовод-любитель

Слайд 35

в кляссере они у неё разложены по 11 темам, в каждой теме по 136 марок. Сколько марок всего у Лизы? Лиза собирает марки

Слайд 36

За год он каждому отправил 115 смайликов. Сколько всего смайликов отправил Саша за год? У Саши в чате 103 друга ,

Слайд 37

Колин дедушка ведёт здоровый образ жизни и всё лето, каждый день, ходит пешком по лесной тропинке длина, которой 98м. Сколько километров проходит Колин дедушка за лето, если в июне 30 дней, в июле 31 день и в августе 31 день ? Задача

Слайд 38

9016м = 9км.16м. Ответ:

Слайд 39

Кому из вас захотелось познакомить с такими приёмами устного счёта членов своей семьи или друзей? Молодцы!!!



Предварительный просмотр:

  Технологическая карта урока по предмету: « Практикум по математике  5  класс»

  Тема урока:  Способы и приёмы устного счёта.

 Цель для ученика: Познакомиться с новыми  способами и приёмам и устного счёта.

Цель для учителя: Повторить знакомые учащимся способы и приёмы устного счёта и познакомить с новыми интересными способами.

Тип урока

Урок «Открытия нового знания

Форма урока:

Урок-исследование; урок - взаимообучение.

Опорные понятия, термины:

Разрядная единица, дополняющие числа, перекрёстное вычитание, опорное число.

Новые понятия:

Перекрёстное сложение.

Методы: Создание проблемной ситуации;

Рассказ; Изучение текста; Исследование;

Индивидуальный и фронтальный опрос;

Создание ситуации успеха;

Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Приёмы: Вводный вопрос;

Организация осмысления материала при помощи раздаточного материала;

Организация рефлексии на стадии размышления;

Формы контроля: Метод устного контроля это монологичесий ответ учащегося;

Индивидуальные и фронтальные опросы;

Домашнее задание:   Повторить правила, научить одному из правил члена своей семьи, друга, таблицу с правилами вклеить в тетрадь.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД (л - личностные; К -коммуникативные; р-регулятивные)

1.Организацион-

ный этап

Привлечь внимание учащихся. Познакомить с гостями.

Сконцентрировать внимание.

Посмотреть - кто пришёл на урок.

Л - создаётся настрой на урок.

К - ознакомились с гостями, пришедшими на урок.

2.Этап мотивации к учебной деятельности.

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу)

Картина  «Устный счёт в  школе Рачинского»

Рассматривают картину.  Знакомятся с краткой исторической справкой.

Л -  создаётся мотивационная основа учебной деятельности;

К - строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.

3. Этап актуализации

Знаний.

Учитель даёт возможность учащимся попытаться самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке.

Попытка решить устно примеры предложенные учителем.

Л-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Р-умеют принимать и сохранять учебную задачу;

4. Этап выявления места и причины затруднения.

Организация анализа учающимися возникшей ситуации, выявление причины затруднения.

Учащиеся фиксируют свои затруднения и называют причину возникших затруднений.

Л- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; Л-понимание необходимости учения, внутренняя позиция учащихся на уровне положительного отношения к образовательному процессу.

5.Этап построения проекта выхода из затруднений

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств реализации. Уточнение темы урока.

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения, т .е. формулируют чему им надо научиться. Предлагают тему урока.

К - формулируют собственное мнение и позицию.

6. Этап повторения ранее изученного материала

Учитель предлагает решить устно примеры на ранее изученные правила

Вспоминают правила и применяют их к решению примеров.

Р- учитывают установленные правила в планировании и контроле способа, решения;

Р-оценивают правильность выполнения действия;

П- используют модели и схемы для решения поставленных задач.

К- формулируют собственное мнение и позицию.

К- контролируют действия одноклассников

7.Этап реализации построенного проекта

Организуется работа в группах с  предложенным учителем материалом.

Применяют новый способ для решения примеров, вызвавших затруднения:

Фиксируют новый способ в речи и знаково.

Р-учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с группой учащихся ;

Р- оценивают по образцу правильность выполнения действий; Р- проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

8. Этап первичного закрепления с проговариванием

Контроль над работой групп и в трудных ситуациях оказание небольшой помощи .

Читают правила и решают несколько типовых примеров на новый способ действия, при этом проговаривают выполненные шаги.

Р-применяют установленные правила для решения примеров; К- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; К-строят понятные для партнёра высказывания; К-задают вопросы; К- контролируют партнёра;

9. Этап самостоятельной работы у доски  по объяснению правил другим группам

Учителем подготовлены примеры для работы по данному правилу, при необходимости корректируются объяснения

Учащиеся от каждой группы объясняют правила остальным группам и закрепляют их на примерах.

Л - учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения примеров устно; Р - вносят необходимые коррективы в действия. П - строят сообщения в устной форме;

П-обобщают материал; К-передают необходимую информацию другим группам как ориентир для построения действий.

10. Этап включения в систему знаний

Учитель предлагает решить задачи с практическим содержанием

Учащиеся применяют полученные знания  при решении задач.

Л-понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; Р- преобразовывают   практическую задачу в познавательную; К-осуществляют взаимный контроль .  

11.Этап рефлексии учебной деятельности.

Организуется рефлексия

В форме презентации.

Самооценка собственной учебной деятельности на уроке. Домашнее задание с элементами творчества.

Л-положительная адекватная  самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли; Р-самостоятельно оценивают правильность выполнения действий и вносят необходимые коррективы в исполнение;

П-осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения; П-произвольно и осознанно владеют общими приёмами; К-осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет площадка -математика (прил.3)

Картина Богданова – Бельского «Устный счёт в народной школе Рачинского»...

Конкурсная интернет-площадка «Мүнгэн дугы» («Серебряный мост»)

Работа данного сайта «Мүнгэн дугы» был ориентирована на систематизацию и тиражирование педагогического опыта преподавания предметов этнокультурного компонента, при этом используя и беря за основу дол...