Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Я сам несу ответственность за свои поступки» ( для обучающихся 7-8 классов)
методическая разработка (8 класс) на тему

Качкина Анна Алексеевна

В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития: музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, секции и пр. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе. Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:

 

- Что же такое правонарушение?

 

- Несет ли подросток ответственность за правонарушения?

 

- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

 «Я сам несу ответственность за свои поступки»

( для обучающихся 7-8 классов)

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся.

Задачи:

-познакомить обучающихся с разными аспектами последствий правонарушений  с точки зрения закона и  морали;  

-способствовать воспитанию законопослушного гражданина

-формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;

- развивать умение работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.

                                                       

                                                                          Ход мероприятия:

Ведущий: В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития: музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, секции и пр. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе. Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:

- Что же такое правонарушение?

- Несет ли подросток ответственность за правонарушения?

- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни.


Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям

Ты несовершеннолетний, но, как любой гражданин, ты имеешь права и обязанности и несёшь юридическую ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми.

Эта ответственность зависит от твоего возраста и тяжести совершённого поступка. Чтобы не допускать совершения правонарушений и уметь защититься от несправедливого обвинения, тебе нужно знать основные положения законодательства об ответственности несовершеннолетних.

Основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц. За невыполнение этой обязанности гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к юридической ответственности.


Каждый правонарушитель, в том числе несовершеннолетний, несет юридическую ответственность. К ней относится материальный, уголовный и административный вид. До определенного возраста ребенок может быть от нее освобожден. Тогда она возлагается на  его законных представителей.

Кроме того, несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение, что формально наказанием не считается, но наступает также за совершение правонарушения. ( Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.)

Ведущий:  Теперь давайте рассмотрим виды ответственности несовершеннолетних.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Уголовная ответственность – это самый строгий вид ответственности. Она наступает, за совершение преступлений, т.е. наиболее опасных правонарушений.

Уголовная ответственность наступает, по общему правилу, с 16 лет, но за многие деяния, которые явно являются преступлениями -  с 14 лет. Например, с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (в том числе, например, в драке), изнасилование, кражу, грабёж, вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, угон транспортного средства, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, хищение либо вымогательство наркотических средств и другие. Нужно иметь в виду, что совершение преступления в составе группы является отягчающим обстоятельством и влечёт более строгое наказание.

Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются:

штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или собственного имущества); лишение права заниматься определённой деятельностью (например, предпринимательством); обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без оплаты труда); исправительные работы (работы по месту, назначенному администрацией города или района, с удержанием из заработка); арест и лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).

Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, наказание может быть ему заменено принудительными мерами воспитательного воздействия (состоящих, например, в отдаче под надзор специализированному органу, обязанности возместить причиненный вред, запрете посещения определённых мест, ограничении пребывания вне дома и т.д.). Кроме того, по усмотрению суда несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на 3 года.

 

Административная ответственность несовершеннолетних

Этот вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения.

Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами административных правонарушений являются: пропаганда наркотических средств, занятие проституцией, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в общественных местах и т.д. Однако если ты распиваешь спиртные напитки (включая пиво) или появляешься в состоянии опьянения в общественном месте, и при этом тебе нет 16 лет, административную ответственность будут нести твои родители. При этом не имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употребления вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие тебе спиртные напитки или иные одурманивающие вещества, также подлежат административной ответственности.

Родители несовершеннолетнего также будут нести ответственность, если ненадлежащим образом воспитывают тебя (в том числе, такое возможно, если ты совершаешь какие либо антиобщественные действия, и будет установлена вина родителей в твоём ненадлежащем воспитании).

Административными наказаниями,  в основном применяемыми к несовершеннолетним являются: штраф, возмездное изъятие орудия правонарушения (например, ружья), конфискация такого орудия (т.е.. безвозмездное изъятие), лишение специального права (например, права охоты или управления автомобилем). 

Административная и уголовная ответственность за одно и то же правонарушение вместе налагаться не могут!

Гражданско – правовая ответственность несовершеннолетних

Она наступает за причинение имущественного вреда кому- либо или причинения вреда здоровью, чести и достоинству и т.д.

Гражданско-правовая ответственность это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу.

Даже если ты причинил вред чьему либо здоровью или оскорбил чью – то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определённой денежной суммы.

Если тебе нет 14 лет, гражданскую ответственность за причиненный тобой вред будут нести твои родители или опекуны.

Если тебе от 14 до 18 лет ты сам должен будешь возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если у тебя его нет или его недостаточно возмещать опять же будут твои родители.

Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних

Она может к тебе применяться, только если ты уже работаешь по трудовому договору. Наступает она за нарушение трудовой дисциплины (опоздание, невыполнение своих обязанностей и т.д.) существуют только три формы дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение. Не может наступать дисциплинарная ответственность в виде удержаний из заработной платы или в иных формах. Однако если ты причинишь вред имуществу работодателя, может наступить материальная ответственность в форме возмещения ущерба.

Иные меры, применяемые к несовершеннолетним

Если несовершеннолетний в возрасте 11 лет и старше совершил уголовно наказуемое деяние, но ещё не достигли возраста уголовной ответственности, либо совершил преступление средней тяжести, но был освобождён судом от наказания, он может быть помещён в специальное учебно – воспитательное учреждение закрытого типа. Это делается на основании постановления судьи или приговора суда. Максимальный срок, на который несовершеннолетний может быть туда направлен 3 года. Эта мера юридически считается не наказанием, а особой формой воспитания несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут быть временно направлены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Там они содержатся, по общему правилу, не более 30 суток.

К несовершеннолетним, содержащимся в специальных образовательных учреждениях, могут применять такие меры взыскания, как предупреждение, выговор, строгий выговор.

Ещё одной мерой, применяемой к несовершеннолетним, является исключение из образовательного учреждения (школы, училища и т.д.). Оно может применяться за грубые и неоднократные нарушения устава учреждения или совершение противоправных действий по решению администрации учреждения. Однако эта мера может применяться только к детям, достигшим 14 лет.

Никто из нас не застрахован от совершения против нас какого-либо преступления. Предотвратить беду всегда лучше, чем искать потом выход из сложившейся ситуации.

Ведущий:  Проверим, а насколько вы, ребята, владеете информацией по теме сегодняшнего мероприятия и проведем небольшую викторину.

           

                                                         Викторина

1. Что такое правонарушение? (Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков)

2.С какого возраста наступает ответственность за все виды нарушения закона? (с 16 лет)

3. За какие виды правонарушений ответственность наступает с 14 лет?

4. Что такое мораль? (Мораль - система норм и ценностей, регулирующих поведение людей)

5. Золотое правило нравственности гласит: (закончи фразу)  «Поступай по отношению к другим так, как …….. (как ты хотел, чтобы поступали с тобой.)

Ведущий:  Некоторые подростки рассматривают свои проступки как проявление обыкновенной шалости. «Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, выругался нецензурной бранью, сделал непристойную надпись на парте, сломал дерево», - говорят они, когда приходится отвечать за содеянное. Нет, это не шалости, не мелочи. Стоит только задуматься о последствиях таких проступков и станет понятным, что в результате их несет материальный ущерб государство, морально или физически страдают другие люди, и что самое главное, сам правонарушитель оказывается у опасной черты в нравственном развитии, за которой - преступление.

-Ребята! любой человек, и пожилой, и молодой, и подросток в ответе за себя, за свои слова и свои действия.

                                                  Работа в группах (4 группы сидят за столами).

Ведущий:  Прежде, чем начать выполнять задание  давайте  повторим правила работы в группе:

-Каждый имеет право высказать свое собственное мнение.

- Прежде чем что-то сказать, нужно подумать.

-Формулировать свои выражения просто и ясно.

-Уметь слушать и быть услышанным.

-Уважать мнение каждого члена группы.

-Не оскорблять, не унижать другого, даже если наши точки зрения не совпадают.

-Уметь дискутировать и делать общее заключение.

-Уметь обсуждать заданную проблему за отведенное время.

Задание группам: Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско –правовая.

У- уголовная.

Д – дисциплинарная

    Примеры нарушений:

  1. Порвал учебник одноклассника (Г)
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
  3. Избил одноклассника (У)
  4. Совершил кражу мобильного телефона (У)
  5. Совершил прогул в школе (Д)
  6. Переходил дорогу в неположенном месте (А)
  7. Разбил мячом окно (Г)
  8. Нецензурно выражался в общественном месте (А )
  9. Подростка задержали на улице в23.40 без сопровождения взрослых (Д)
  10. Ехал в автобусе громко разговаривал, нецензурно выражался и агрессивно реагировал на замечания  (А)
  11. Трое учеников восьмого класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин купили бутылку пива, в аллее, напротив школы они её распили .Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению? (А)
  12. Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовый ящики, разбили лампочки на столбах.  К какому виду ответственности они могут быть привлечены ? (А)

Ведущий:  Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время, но можно  и нужно. Предотвратить беду всегда легче, чем искать потом выход из сложившейся ситуации.  «Предупреждён, значит вооружён» -  русская пословица.

 Но как не допустить правонарушение? Давайте совместно составим памятку об этом.

(Работа в группах)

                               «Как не допустить правонарушение»

                                          ( примерная памятка)

  1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
  2. Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
  3. Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
  4. Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
  5. Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность

Ведущий:  Наша встреча подходит к завершению. Однако всегда помните о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Всегда помните и  о том, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает Уголовный Кодекс РФ. Помните, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.

 Ведущий:  Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас? (ответы детей)

Ведущий:  На доске  вы видите «Древо мнений». На нем каждый из вас поместит:

- либо красное яблоко, что значит - я выбираю законопослушное поведение,

- либо зеленый лист, что значит - я задумаюсь,

-либо голубой цветок - я останусь при своем мнении.

Ведущий:  Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Классный часпо профилактике правонарушений среди несовершеннолетних« МЫ  В  ОТВЕТЕ  ЗА  СВОИ  ПОСТУПКИ»...

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»

Классный час направлен на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних...

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних « МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»

Цели проведения:      *профилактика правонарушений несовершеннолетних;      *пропаганда правовых знаний;       *формиров...

Методическая разработка беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»

Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетнихЗадачи:- пропаганда правовых знаний;-формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;- развитие умения работать в группе, выра...

Мероприятие по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Моя ответственность» для обучающихся 7-8 классов.

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихсяЗадачи:- познакомить учащихся с разными аспектами последствий правонарушений, с то...