Рабочая программа по профориентации 9х классов
рабочая программа (9 класс) на тему

Мандригель Ольга Ивановна

Данный курс разработан для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl_proforientatsiya_2018_mandrigel_o.i.docx163.06 КБ

Предварительный просмотр:

                   Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                  средняя общеобразовательная школа № 163

                                     Центрального района г. Санкт – Петербурга

stamp2018.png

                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

              курса профессиональной ориентации для 9-х классов

                                       «Я И ПРОФЕССИЯ»

                                     (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

                                                (34 часа)

Составитель:

учитель профориентации

Мандригель  Ольга Ивановна

                                         Санкт - Петербург

                                                   2018-2019 уч.г.

АННОТАЦИЯ

.

Данный курс разработан для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Основными целями  и задачами курса являются:

- знакомство школьников с основными психологическими понятиями, необходимыми для осознанного  выбора профессии;

- разработка и создание батареи тестов, необходимых для понимания своих личностных и профессионально важных качеств каждым отдельно взятым учеником;

- подбор групповых и по необходимости индивидуальных диагностических методик для создания психологического портрета школьника и возможных рекомендаций по выбору профессии;

- формирование психологической готовности подростка к выбору профессии.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа является элективным курсом профессиональной ориентации учащихся 9-х классов и направлена на подготовку школьников к осознанному выбору дальнейшего профиля обучения и будущей профессии.

Профессиональная ориентация – один из аспектов предпрофильной подготовки,  имеющий своей целью создание системы педагогической, информационной, психологической и организационной поддержки учащихся общеобразовательной школы.

Данная программа предусматривает мероприятия по разработке и проведению диагностического психолого-педагогического тестирования, целью которых является создание психологического портрета каждого учащегося и рекомендации по выбору профильного обучения в соответствии  с предполагаемой избранной профессией.

Подростковый возраст – зачастую, последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии.

Курс профессиональной ориентации учащихся 9-х классов призван помочь ребятам осознанно подойти к выбору профессии, учитывая возможные сложности, связанные с отсутствием должного объёма нужной информации, малым жизненным опытом и не всегда высокой мотивацией к обучению и образованию.

Программа рассчитана на один год при частоте занятий один урок в неделю. При разработке программы использованы различные типы уроков (профессиональная психодиагностика с использованием валидных тестов; контрольные задания; ролевые и деловые игры; психогимнастические упражнения; элементы коммуникативного и сенситивного тренинга; др.).

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учётом принципов дифференцированного обучения. Результаты диагностики могут быть учтены при формировании профильных классов.

Цель учебной дисциплины: формирование психологической готовности учащихся к выбору подходящей для него профессии.

Задачи учебной дисциплины:

- ознакомить учащихся 9-х классов с основными психологическими понятиями, необходимыми для осознанного выбора профессии;

 - педагогическая, психологическая, информационная и организационная поддержка школьников при формировании собственного представления о мире профессий, своём личностном потенциале и профессионально важных качествах, присущих отдельным типам профессий.

По окончании изучения каждой темы проводится контроль знаний в виде опроса, самостоятельных и контрольных работ и зачётной работы.

Перечень знаний и умений учащихся:

Учащиеся должны знать:

- основные понятия общей психологии и необходимые психологические термины;

- особенности, присущие различным типам характера, темперамента;

- навыки межличностной и межгрупповой коммуникации;

- профессиональные и личностные предпочтения, присущие индивидууму;

 - основные правила выбора профессии в соответствии с результатами психодиагностичеких методик;

- спектр современного рынка профессий и востребованность различных профессий на современном рынке труда

Учащиеся должны уметь:

- использовать на практике полученные теоретические знания;

- применять абстрактную информацию к конкретной жизненной ситуации своего собственного выбора;

- пользуясь полученными знаниями, определить своё дальнейшее профильное обучение и выбрать подходящую для себя профессию.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов программы

Кол-во

часов

В том числе:

теория

практические занятия

Раздел I. Введение. Познавательные процессы. Знакомство с основными понятиями общей психологии. Прикладное значение теоретических знаний.

Тема 1.Вводное занятие. Предмет и задачи курса. Важность правильного выбора профессии в жизни каждого человека.

1

1

Тема2.Тестирование. Использование ДДО Климова и опросника Йовайши для выявления склонности к определённым типам профессий.

2

1

1

Тема3. Головной мозг. Основные функции. Правое и левое полушария, их особенности и взаимосвязь. Понятие о «право- и левополушарных» людях.

1

1

Тема4. Память. Внимание. Ощущение.

2

1

1

Тема5. Восприятие. Представление. Воображение.

2

1

1

Тема6. Понятие о каналах восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический, дигитальный). Тест на определение ведущих каналов восприятия. Связь между ведущими каналами восприятия и выбором профессии.

2

1

1

Тема7. Понятие о типах нервной системы и темпераментах. Типы темпераментов.. Понятие об интроверсии и экстраверсии. Тест Айзенка. Формирование представления о связи между экстраверсией/интроверсией и выбором предполагаемой профессии.

2

1

1

8.

Итоговое занятие.

1

1

Раздел II. Знакомство с понятиями психологии личности. Понятие о профессиональной деятельности. Прикладное значение теоретических знаний.

9.

Тема8.Тест Голланда на определение типов профессиональной направленности.

2

1

1

10.

Тема9. Понятие о характерах. Типология характеров. Самооценка.Предпочтительный выбор профессии в связи с характерологическими особенностями каждого типа.

2

1

1

11.

Тема10. Понятие о деятельности. Виды деятельности. Направленность в деятельности.

2

1

1

12.

Тема11. Понятие о локус-контроле. Виды локус-контроля. Соотнесение внешнего или внутреннего локус-контроля с видом деятельности и выбором профессии.

1

1

13.

Тема12. Ответственность. Исполнительность. Понятие о профессионально-важных качествах, необходимых для разных профессий.

1

1

14.

Тема13. Основы конфликтологии. Виды конфликтов и способы их разрешения.

2

1

1

15.

Тема14. Мотивационная сфера личности. Понятие о потребностях. Самооценка. Я-концепция.

1

1

16.

Итоговое занятие. Контроль качества знаний.

1

1

Раздел III. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

17.

Тема15. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл жизни человека, его жизненные цели.

2

1

1

18.

Тема16. Знакомство с понятиями: профессия, профессионал и профессионализм, специальность и специалист, специализация и квалификация.

1

1

19.

Тема17. Классификация профессий. Типы профессий. Понятие профессиограммы.

1

1

20.

Тема18. Характеристика профессий типов «человек – природа», «человек – человек», «человек – художественный образ». Встреча с представителями профессий.

1

1

21.

Тема19. Характеристика профессий типов «человек – техника», «человек – знак». Встреча с представителями профессий.

1

1

22.

Тренинг «Моя профессия: за и против».

2

2

23.

Обобщающий урок. Моя профессия. Выводы по пройденному материалу. Выбор будущей профессии.

1

1

Итого

34

16

18


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Введение. Познавательные процессы. Знакомство с основными понятиями общей психологии и психологии личности. Прикладное значение теоретических знаний.

Важность правильного выбора профессии в жизни каждого человека.

Знакомство с основными понятиями общей психологии и психологии личности. Головной мозг. Основные функции. Правое и левое полушария, их особенности и взаимосвязь. Понятие о «право- и левополушарных» людях. Память. Внимание. Ощущение.

Восприятие. Понятие о каналах восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический, дигитальный). Тест на определение ведущих каналов восприятия. Связь между ведущими каналами восприятия и выбором профессии.

Представление. Воображение. Мышление. Их развитие и роль в выборе профессии.

 Понятие о типах нервной системы и темпераментах. Типы темпераментов.Понятие об интроверсии и экстраверсии. Тест Айзенка. Формирование представления о связи между экстраверсией/интроверсией и выбором предполагаемой профессии.

Методическое обеспечение:

1. Опросник Айзенка на определение экстраверсии, интроверсии.

2. Тест на определение каналов восприятия.

3. Методика «Определение типа мышления» (модификация).

4. Мини-тест на определение типов темперамента.

Раздел 2. Знакомство с понятиями психологии личности. Понятие о профессиональной деятельности. Прикладное значение теоретических знаний.

Тест Голланда на определение типов профессиональной направленности. Психогимнастические упражнения на закрепление предыдущего материала.

Гексаграмма типов профессиональной направленности. Практическая работа по соотнесению типа проф. направленности с выбором профессии. Психогимнастические упражнения.

Понятие о характерах. Типология характеров. Самооценка. Предпочтительный выбор профессии в связи с характерологическими особенностями каждого типа.

Понятие о деятельности. Виды деятельности. Направленность в деятельности.

Понятие о локус-контроле. Виды локус-контроля. Соотнесение внешнего или внутреннего локус-контроля с видом деятельности и выбором профессии.

Ответственность. Исполнительность. Понятие о профессионально-важных качествах, необходимых для разных профессий. Общение. Основы конфликтологии. Виды конфликтов и способы их разрешения.

Мотивационная сфера личности. Понятие о потребностях. Самооценка. Я-концепция.

Методическое обеспечение:

1. Тест Голланда на определение типов профессиональной направленности. Гексаграмма типов профессиональной направленности.

2. Опросник Йовайши для изучения профессиональных предпочтений.

3. Мини-тест на определение уровня самооценки.

Раздел 3. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл жизни человека, его жизненные цели.

Знакомство с понятиями: профессия, профессионал и профессионализм, специальность и специалист, специализация и квалификация.

Классификация профессий. Типы профессий. Понятие профессиограммы.

Характеристика профессий типов «человек – природа», «человек – человек», «человек – художественный образ». Встреча с представителями профессий.

Характеристика профессий типов «человек – техника», «человек – знак». Встреча с представителями профессий.

Тренинг «Моя профессия: за и против».

Моя профессия. Выводы по пройденному материалу. Выбор будущей профессии.

Методическое обеспечение:

1. Методика ДДО Е.А.Климова (выявление склонности к тому или иному типу профессии в соответствии с разработанной им классификацией профессий).

2. Опросник профессиональной готовности Кабардовой Л.Н.


Список литературы:

1. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»),

2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М.: «Ось-89», 2001. – 224с.

3. Головин С. Ю. Словарь психолога – практика. – 2-е изд., перераб. и  доп.- Мн.: Харвест, 2005. – 976 с. – (Библиотека практической психологии).

4. Гурин Ю. В. , Жакова О. В. Большая книга игр и развлечений. СПб.: ООО «Издательский Дом «КРИСТАЛЛ», М.: ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 2000. – 272 с., илл.

5. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь,  2012. – 160с.

6. Под научной редакцией д.п.н., профессора, члена – корреспондента РАО  Чистяковой С. Н. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9 -11 классы / Кропивянская С. О., Лернер П. С., Пало О. Д. и др. – М.: ВАКО, 2009 – 160 с. (Педагогика. Психология. Управление).

7. Под ред. Копытина А.И. Практикум по арт-терапии. – СПб.: Питер, 2001. – 448с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

8. Под ред. Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге.- СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2001. – 256с.

9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8 – 11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

10. Фопель к. Групповая сплочённость. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2011. – 336 с. – (Всё о психологической группе).

11. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика. Пер. с нем. – М.:  Генезис, 2013. – 272 с. – (Всё о психологической группе).

12. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 240 с.: ил.

13. Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе.: Учебное пособие. – СПб.: ООО Издательство «Северо – Запад»; Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2006. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...

Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...

Рабочая программа по профориентации (9 класс)

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. К сожалению, многие подростки не всегда учитываю...

Рабочая программа по профориентации в 9 классе

Программа создана для учащихся 9 класса по профориентации...

Рабочая программа по профориентации 9-10 классы

Рабочая программа по профориентации 9-10 классы...

Рабочая программа по профориентации «Выбери свой путь» для учащихся 9 классов на 2017-18 учебный год (34 часа)

Рабочая программапо профориентации«Выбери свой путь»для учащихся 9 классов  на 2017-18 учебный год(34 часа)...

Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)

В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...