Рабочая программа по профориентации (9 класс)
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. К сожалению, многие подростки не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnoe_tematicheskoe_planirovanie_pro.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по профориентации
9 КЛАСС (34 часа: 1 час в неделю)
2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ урока | Тема урока | Содержание | Тип урока |
1 | |||
Предмет и задачи курса. Ориентировочное занятие. | Сообщение целей и задач занятий в течение года. Разминка «Мы с тобой похожи тем, что…» Представление о себе и выборе профессии. Профессиональное будущее. | Комбинированный (Лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия) | |
2 | Психолого-педагогическая диагностика и проф консультирование. (первичная диагностика образовательного запроса) | Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса. | Анкетирование |
3 | Классификация профессий. | Беседа «Что мы знаем о мире профессий?», классификация профессий по Климову, игра «Классифицируй профессии» (участники делятся на 2 команды, каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии по типам). Проводится опросник Климова ДДО, обсуждение результатов. Беседа «Что такое профессиограмма?» В ходе игры «Профессия – специальность» команды соревнуются, кто правильно быстро назовёт специальность к той или иной профессии, затем правила меняются, нужно назвать «профессия – учебное заведение». Обратная связь. | Комбинированный |
4 | Выбор и моделирование. Представление о себе и выборе профессии. | «Я –концепция» «Я – выбор» Профессиональное будущее. Самооценка. | Комбинированный |
5 | Темперамент и выбор профессии. | Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Достижения и характер. | Комбинированный |
6 | Интересы и выбор профессии. | Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии», опросник «Карта интересов» Голомштока А.Е., обработка и обсуждение результатов. Обратная связь. В результате учащиеся получают возможность определиться с направлением своих интересов и склонностей, более четко представляют себе, какие профессии соответствуют их интересам. | Комбинированный |
7 | Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план. | Беседа о правилах выбора профессии. Перечисляются типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. Разворачиваются дискуссия о том, как их преодолеть. Ведущий сообщает мнения и советы психологов по преодолению ошибок. Семинар «Учебные заведения» (дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.) Игра «А вот и я» команды записывают 5-7 правил поведения, добровольцы выполняют роли руководителя и претендента на вакансию, разыгрывается ситуация поведения на собеседовании, обсуждаются ошибки в поведении, ведущий зачитывает рекомендации Карнеги, как вести себя в подобных ситуациях. Обратная связь. | Комбинированный |
8 | Склонности и профессиональные направления. | «Хочу», «Могу» - интересы и способности. | Комбинированный |
9 | Человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху. | Виды памяти и способы их развития. Внимание и деятельность человека.. | Комбинированный |
10 | Секреты выбора профессии. | Упражнение «Я учусь принимать решение» проводится методом «мозгового штурма». Участники делятся на подгруппы, каждой из которых предлагается ситуация профессионального самоопределения. По окончании мозгового штурма представитель каждой группы озвучивает принятое решение, в ходе обсуждения оценивается его адекватность. Обратная связь. В результате учащиеся обучаются навыкам принятия решения, учатся делать самостоятельный выбор, осознают особенности поведения на собеседовании. | Комбинированный |
11 | Возможности получения профессии | Способы получения профессии. НПО, СПО, ВПО. Схема получения профессии. | Комбинированный |
12 | Профессиональная карьера и здоровье. Опросник типа мышления ( анкетирование). | Сообщение о важности поддержания здоровья, проводится упражнение «Четыре стихии» (участники обсуждают, чем каждая полезна для здоровья), мозговой штурм «Из каких компонентов складывается профессиональное здоровье», упражнение «Сказка о потерянном здоровье» (участники сочиняют сказку, где герой исцеляется), упражнение «Самооценка» (оценить своё здоровье по 10-бальной шкале). Обратная связь. В результате учащиеся осознают важность здорового образа жизни. | Комбинированный Анкетирование |
13 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. | Мышление и познание. Человеческие ресурсы. Условия развития личностного потенциала. | Комбинированный |
14 | Методика «Интеллектуальная лабильность». | Работа по заданию методики. | Комбинированный Анкетирование |
15 | Многообразие мира профессий. | Труд и развитие личности. Труд и профессионализм. Предлагается перечень профессий, учащимся необходимо оценить, какие из этих профессий в ближайшем будущем будут наиболее престижны, подчеркнуть 5-7 профессий, которые лично их привлекают, оценить по 10-балльной шкале престижность всех выписанных профессий в эпоху СССР, в эпоху США и представить, насколько будут престижны эти профессии в недалекие лучшие времена. Необходимо подсчитать, какие же профессии оказываются наиболее перспективными в плане повышения престижности. Обсуждение результатов. Обратная связь. В результате происходит ориентировочное индивидуальное прогнозирование престижности тех или иных профессий и видов труда. | Комбинированный |
16 | Возникновение профессий и специальностей. | Профессиональное разделение труда. Социально- профессиональная мобильность –качество современного человека. Дискуссия «Мэр города. Кем бы вы хотели работать в нашем городе.» | Комбинированный |
17 | Новые профессии нашего времени. Анкетирование ( профессиональные типы) | Профессии 21 века. Беседа о современном рынке труда, викторина «Профессии 21 века». | Комбинированный |
18 | Труд. Характер труда в профессиональной деятельности. | Что такое труд. Двойственная природа труда. Творчество в труде. Профессиограмма и анализ профессий. Формула профессий. | Комбинированный |
19 | Человек на рынке труда. | За что люди получают зарплату. Почему люди становятся безработными. | Комбинированный |
20 | Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования. | Специализированные средние и высшие учебные заведения. Формы образования. Ступени высшего образования. Правила приёма, особенности проведения вступительных испытаний, конкурсы, даты дней открытых дверей. | Комбинированный |
21 | Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений. | Документы, гарантирующие качественное ведение образовательного процесса. Лицензия, государственная аккредетация. | Комбинированный |
22 | Система образования в РФ | Формы обучения. Виды образовательных программ. Типы образовательных учреждений. | Комбинированный |
23 | Как достичь успеха в профессии. | Упражнение «План моего будущего» каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух. Упражнение «Я сейчас/ я через 10 лет» - соотнесение образов «Я» и профессии. Участники выполняют два рисунка: «Я сейчас» и «Я через 10 лет». В рисунок «Я через 10 лет» необходимо включить элементы, указывающие на принадлежность к определенной профессии. Выполняется арт-терапевтическая техника коллаж «Моя будущая профессия» (с помощью ножниц и клея из старых журналов вырезаются картинки якобы иллюстрирующие будущую профессиональную деятельность учащегося), демонстрация коллажей и обмен впечатлениями. В результате участники материализуют свои мечты и планы относительно будущей профессии, при этом испытывают положительные эмоции и формируется мотив достижения успеха.
| Комбинированный |
24 | Профессиональная игра « Угадай профессию». | Игра. | Комбинированный |
25 | Вопросник для определения личности. | Анкетирование (предназначена для выяснения ряда характеристик, имеющих непосредственное отношение к работе).стр 105(ВП) | Анкетирование. |
26 | Профориентационная игра «Спящий город» | Чтобы разбудить людей в «Спящем городе» необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. При подведении общего итога все участники сами должны определить, но каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу. В результате повышается уровень осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода. | Комбинированный |
27 | Учебные заведения г. Чебоксары. | Учебные заведения г. Чебоксары: ВУЗы, СУЗы. | Комбинированный |
28 | «Знаешь ли ты свою будущую профессию?» Ролевая игра. | Каждый из участников отвечает на вопросы анкеты, затем обрабатываются результаты, Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнута сформированность личного профессионального плана. Участники озвучивают, какие вопросы вызвали у них затруднения. В результате психолог получает обратную связь об эффективности проделанной работы в течение года и остаётся несколько занятий для коррекции. | Комбинированный |
29 | «Образ будущего» | Эссе по схеме (стр 154) | Творческий |
30 | Мини – проект « Мой вариант продолжения образования. | Мини-проект.(на примере конкретного учреждения) | Творческий |
31 | « Мой вариант продолжения образования». | Презентации учащихся. | Творческий |
32 | Трудоустройство | Беседа о правилах составления резюме. Упражнение «Устраиваемся на работу» - из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование. Группа наблюдает, затем комментирует. Беседа об искусстве самопрезентации, а именно: языке телодвижений, совершенствовании вербальных возможностей, взаимодействии с людьми, деловой этике. Проводится упражнение формирующее навык владения позой, мимикой жестами. Учащиеся делятся впечатлениями. Группы получают задание написать речь для человека, пришедшего на собеседование или оставившего о себе данные на сайте по трудоустройству, зачитывают, что получилось, обсуждают. Тренируются в овладении навыками убеждения, внушения, выработке симпатии у собеседника. В результате участники приобретают навыки самопрезентации. | Комбинированный |
33 | Коллаж «Моя будущая профессия» | Работа в парах. | Творческий |
34 | Заключительная диагностика образовательного запроса) | Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа по профориентации в 9 классе
Программа создана для учащихся 9 класса по профориентации...
Рабочая программа по профориентации 9-10 классы
Рабочая программа по профориентации 9-10 классы...
Рабочая программа по профориентации «Выбери свой путь» для учащихся 9 классов на 2017-18 учебный год (34 часа)
Рабочая программапо профориентации«Выбери свой путь»для учащихся 9 классов на 2017-18 учебный год(34 часа)...
Рабочая программа по профориентации 9х классов
Данный курс разработан для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы....
Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)
В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...