Фонетический урок
консультация на тему

Кулова Светлана Кудайнатовна

Диалог по тексту «Лепка» (4-ое занятие)

Задачи I части (ФП)

-Закрепить артикуляционный уклад звуков С и З.

-Дифференцировать звуки С,З в слогах, словах, диалоге в прямой и обратной позиции.

-Автоматизировать звук Т в свободной речи.

-Формировать умение произносить слова, соблюдая ударение.

Задачи II части (РСВ)

Формировать умение воспринимать на слух различные речевые единицы (слоги, слова, фразы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дифференциация звуков С -З19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетический урок

Тема урока: Дифференциация звуков С -З

Диалог по тексту «Лепка» (4-ое занятие)

Задачи I части (ФП)

-Закрепить артикуляционный уклад звуков С и З.

-Дифференцировать звуки С,З в слогах, словах, диалоге в прямой и обратной позиции.

-Автоматизировать звук Т в свободной речи.

-Формировать умение произносить слова, соблюдая ударение.

Задачи II части (РСВ)

Формировать умение воспринимать на слух различные речевые единицы (слоги, слова, фразы).

- Тренировать в различении и опознавании материала разговорно- обиходного характера, речевого материала, связанного с учебной деятельностью, фраз из диалога «Лепка» на слуховой и слухо- зрительной основе.

Коррекционно- развивающие и воспитательные задачи:

-Развивать фразовую речь через ответы на вопросы, отчёт о проделанной работе, ведение диалога.

-Развивать мыслительные процессы через умение дополнить предложение нужным по смыслу словом, через выполнение поручений, через обобщение. Воспитывать навык самоконтроля за произнесением звуков.

Словарь: слова и фразы из диалога, речевой материал из темы: «Учебные вещи»,речевой материал, относящийся к организации учебного процесс

Оборудование:, таблички с речевым материалом, текст диалога, бумажные фигурки детей(Сима и Зина), тетради, пластилин, мешочек, игрушка самолёта, запись звука гудения самолёта, флажки для поощрения.

Ребёнок: Иванова Ира

Диагноз: 2-х ст. СНТ-3 степени. Умственная отсталость лёгкая.

Ход урока

Формирование произношения.

I Организационный момент.

(Дать на голое ухо)

-Сядь. Ты села? (Я села)

-Поздоровайся. (Здра(в)ствуйте.)

-Надень аппарат. (Я надела аппарат)

-Ты слышишь? (Я слышу)

II Слухоречевая зарядка.

(За экраном, с расстояния до 4 метров)

-Будем слушать. Слушай.

-Как тебя зовут? (Меня зовут Ира)

-Как твоя фамилия? (Моя фамилия Иванова)

- В каком классе ты учишься? (Я учусь во втором классе).

-Назови гласные. (Гласные звуки- это А.О,У,И,Э)

III Артикуляционная гимнастика

-Спроси, что будем делать?

- Надежда Николаевна, что будем делать?

-Будем делать гимнастику.

а) «лягушка»; б) «Открой, закрой окно»; в) «Хобот»

IV Фонетическая ритмика

-Будет ритмика (говорит с движениями фонетической ритмики)

Говори и делай.(Слухо- зрительно)

Голосовые упражнения.а) вдохни, говори протяжно:

А_____________ О_____________ У___________ И_________ Э__________

б)вдохни, говори кратко:

А.О,У,И,Э

V Автоматизация звука Т

1.Чтение слогов и слов.

ТА_АТ-АТА-АТА НАТА.

ТУ-УТ- УТУ- - ВОЗЬМИТЕ( Слушай, повтори: Ната, возьмите, стул- дать за экраном)

2.Чтение чистоговорок.

ОТ-ОТ-ОТ-ВОТ КОМПОТ

ОТ-ОТ-ОИ- ЯЛЮБЛЮ КОМПОТ.

3.Мини- диалог. (Использовать фигурки людей).

-Ты любишь компот?

-Да, люблю.

-Вкусный?

-Вкусный.

4. Работа над ударением.

Отхлопай, говори с ударением:

ТА-та-та- Бабушка

та-Та-та- каПУста

та- та-ТА- пластиЛИн

(Перед ребёнком картинки пластилин, капуста, бабушка)

Слушай, покажи, правильно назови –дать за экраном(бабушка, капуста, пластилин)

5. Выполнение поручений

-Будем выполнять поручения.

-Вот тут учебные вещи ( на столе тетради, накрытые салфеткой).

- Отгадай, что тут? ( ребёнок называет учебные вещи).

-Тут тетради.

Поручения:

-Дай три тетради. (Возьмите три тетради).

-Возьми две тетради. (Я взяла две тетради)

Почитай тетради (я посчитала. Пять тетрадей.

Послушай (за экраном). Тетради – это мебель?

-Нет, тетради это не мебель, это учебные вещи. Молодец (дать красный флажок)

-Встань. Отдохнём. (ФИЗМИНУТКА «БУРАТИНО»)

-Буратино потянулся

-Раз согнулся, два согнулся,

-руки в стороны развёл

-и пошел, пошёл, пошёл

VI Дифференциация звуков С-З.

Повторение правильной артикуляции.(использовать зеркало) а) «качай насос-с-с-с»-показать отсутствие голос, наличие холодной воздушной струи;

б) «пищит комар –з-з-з- показать наличие голоса(приложить тыльную сторону ладони к гортани);

2) Чтение прямых и обратных слогов, слов

СА-ЗА АСА-АЗА ЗА-СА-ЗА

СО-ЗО ОСО- ОЗО ЗО-СО-ЗО

СУ- ЗУ УСУ-УЗУ ЗУ-СУ-ЗУ

САЙКА-ЗАЙКА, СОНЯ- ЗОЯ, СУП-ЗУБ.

Дополни предложения по картинкам. По лесу бегает … .

Около дома … .

Мама варит … . (суп, забор, лиса,Соня)

Слушай, повтори (дать за экраном) лиса, бегает лиса, по лесу бегает лиса

Ты слушала хорошо (получает) флажок.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

VII Работа над диалогом (Лепка»)

Сюрпризный момент. Игра «Чудесный мешочек»Слушай, что это? (Звучит запись звука летящего самолёта)

Это самолёт.

Посмотри к нам прилетел самолёт.

Что привёз самолёт?. Мешочек.

-Что в мешочке? Ощупай. (я ощупала, пластилин).

-Как ты думаешь, для чего пластилин?

- Из пластилина лепят.

Будем читать диалог «Лепка»

Слухо- зрительное восприятие диалога (2 раза).-Я Зина.

-А я Сима.

-Это твой пластилин?

-Мой.

-Будем лепить?

-Будем.

-Я буду лепить самолёт

-А я лису.

Задание к диалогу-Как называется диалог? ( Диалог называется «Лепка»)

О ком диалог? (О Симе и Зине).

Что делали девочки? (Девочки лепили из пластилина).( дать флажок)

VIII Итог занятия

Что ты делала?

Как ты занималась?

Сколько у тебя флажков?

-Один, два, три, четыре, пять.

-У меня пять флажков. -Ты занималась хорошо. Старайся всегда, говорить правильно звуки С, З, Т.

Получи «Пять».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Фонетическая зарядка на уроках английского языка

Для отработки фонетических звуков и для  закрепления грамматических правил в своей работе я  постоянно использую пословицы,поговорки, загадки и небольшие стихотворения. Дни недели:We d...

Презентация к уроку русского языка по теме "Фонетическая транскрипция"

Презентация составлена к уроку "Фонетическая транскрипция" по программе С.И. Львова, 5 класс. В презентации представлен дополнительный материал к уроку и задания по учебнику и рабочей тетради....

Формирование и развитие фонетических навыков: приемы обучения, фонетические упражнения.

Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. В данной статье приведе...

Рифмовки и фонетические игры как средство формирования фонетических навыков у младших школьников.

Рифмовки и фонетические игры, представленные в работе, помогают учителю превратить освоение фонетики в увлекательное занятие и достичь больших успехов....

Рифмовки и фонетические игры как средство формирования фонетических навыков у младших школьников.

Рифмовки и фонетические игры, представленные в работе, помогают учителю превратить освоение фонетики в увлекательное занятие и достичь больших успехов....