Учебное занятие «Конструирование из картона пожарной машины».
план-конспект

Пандо Татьяна Константиновна

Формирование у учащихся навыков конструирования и моделирования объемных игрушек из картона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_iz_kartona_pozharnoy_mashiny.docx253.97 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНОЙ ОКРУГ

Департамент образования

муниципального образования Надымский район

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Учебное занятие на тему:

«Конструирование из картона пожарной машины».

Возраст учащихся 8-9 лет

C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20180518_165828.jpg

                                                                               

 Разработала: Пандо Т.К. педагог дополнительного                                  

                                                                               образования

Тема: «Конструирование из картона пожарной машины».

Цель:        формирование у учащихся навыков конструирования и моделирования объемных игрушек из картона.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление умений работы с циркулем;
  • совершенствование навыков работы с картоном.

Развивающие:

- развитие конструкторского мышления, наблюдательности, самостоятельности;

- расширение познавательного кругозора, знаний в области пожарной техники;

- развитие творческого потенциала учащихся, художественно - эстетического вкуса.

Воспитательные:

  • воспитание нравственных качеств;
  • воспитание аккуратности, терпения.

Тип занятия: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Форма занятия: самостоятельная практическая работа с консультацией педагога.

Методы и приёмы: предварительная экскурсия, домашнее задание, словесный, наглядно-демонстрационный, проблемно - поисковый, практический.

Формы контроля: наблюдение, мини - выставка, защита работ, самоконтроль, обсуждение, дискуссия, оценка и взаимооценка.

Оборудование, материалы и инструменты: мультимедиа, выставка детских рисунков «Наш номер - 01», шаблоны развёртки автомобиля, ножницы, клей, циркуль, линейка, карандаш, цветная бумага и картон.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Актуализация и применение знаний и способов действий. Проектирование практической работы.
  4. Самостоятельная практическая работа.
  5. Физкультминутка.
  6. Подведение итогов занятия. Выставка творческих работ учащихся.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся и гостей занятия. Проверка готовности учащихся к занятию, повторение правил поведения на занятии.
  1. Мотивация.

Сообщение темы, цели и задач занятия.

В нашей трудной службе важно

Быть умелым и отважным.

Поверьте, не хочу себя хвалить,

Но струсишь и огонь не победить.

Вопрос детям: Как вы думаете о человеке, какой профессии здесь говорится? Ответы детей. О пожарном.

Конечно о пожарном.

Сегодня мы с вами не только будем конструировать пожарную машину, но и узнаем некоторые моменты из истории создания пожарной охраны России. Вам было дано задание подготовить небольшие сообщения. Давайте послушаем рассказы, которые приготовили нам ребята.

  1. й учащийся. В старину люди считали огонь «гневом Божьим». В случае пожара служили молебен, просили защиты у святой Никиты Новгородского. Однако уже тогда понимали: с огнём нужно бороться. В 1472 году в Москве вспыхнул большой пожар, даже Великий московский князь Иван III со своей дружиной тушил пожар.

В конце XV в Москве впервые была учреждена «опаса»- так называлась пожарно- сторожевая служба, которая следила за порядком в городе.

Пожарная служба стала развиваться в годы правления царя Петра I. Из Голландии он выписал новые пожарные трубы. На Спасской башне Кремля особые колокола - набаты - «выбивали тревожные повестки на случай пожара».

  1. й учащийся. Взгляни, каким было житье - бытьё первых пожарных. Высокая башня- это каланча. С неё издали виден пожар: где огонь, там и дым. У пожарной части было два этажа. На втором ютились пожарные с семьями. На первом стояли повозки. А на повозках - бочки с водой, багры, лестницы. Но главное тут - лошади! Самые лучшие, самые резвые! Чтобы мигом на пожар примчали, пока разгуляться не успел. Отсюда и пошло: «Лететь, как на пожар». Спешили, мчались во весь опор, в колокол трезвонили... А дом зачастую спасти не успевали. И вины пожарных в том никакой не было. Долго ли деревянному гореть? Тут как бы из-за одного домишки весь город не пострадал.

Необычной удалью и геройством славились пожарные. За это и любил их народ. Особенно ребятишки.

Педагог. В начале XX века появились первые пожарные автомобили, начали применять химические огнетушители. Пожарная техника совершенствовалась, а профессия пожарного стала одной из самых важных и почитаемых.

  1. й учащийся. А вот пожарная часть в наши дни. На втором этаже размещаются дежурные пожарные. На первый этаж они спускаются так же, как и раньше: в полу проделано отверстие, а в нём гладкий столб. Это чтоб по тревоге быстрее вниз соскальзывать. Но не к лошадям и повозкам, а к машинам. А каланча выше которой прежде ничего не строили, своё отслужила. Вон какие дома теперь - великаны! Да и пожаре сейчас сообщают по телефону: 01!

Дозорца на каланче теперь сменил дежурный у пульта. Вот он и принимает сообщения о пожаре.

Тревога! Громкоговоритель называет адрес. Времени на сборы в обрез. Отличный пожарный одевает снаряжение за 18 секунд. А через тридцать он уже занимает своё место в кабине боевого расчёта. Настежь ворота части! Пожарные автомобили- красные с белым. С громкими сиренами, синими мигалками. Им позволено ехать на красный свет, им уступают дорогу машины и пешеходы.

Педагог. Мы с вами были на экскурсии в пожарной части города Надыма. Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Педагог. Обратите внимание на экран. На нём вы видите изображение различных видов пожарной техники.

Рассматривание мультимедийных иллюстраций пожарной техники с комментариями педагога. Приложение 1-4

  1. Актуализация и применение знаний и способов действий. Проектирование практической работы.

А сейчас мы перейдем с вами к практической части нашего занятия. Давайте рассмотрим образец автомобиля, который вам предстоит конструировать. Из каких частей он состоит? Какая главная деталь? Ответы детей (кабина и кузов). Сегодня кабина и кузов состоят из одного шаблона - развёртки. Он находится на ваших рабочих местах. Вам нужно перевести его на красный или оранжевый картон, сделать разметку, рицовку по линиям чертежа и склеить автомобиль. С помощью циркуля начертить круги для колёс, затем оформить автомобиль, используя свои наблюдения и впечатления, полученные от сегодняшних рассказов.

  • Какие приёмы изготовления окружности вы знаете?
  • Как вы думаете, какими способами можно соединять детали автомобиля? Ответы детей.
  • Непременная деталь пожарного автомобиля - лестница. Каким способом можно её сконструировать? (Целиком или по частям).
  • Какими ещё деталями можно дополнить автомобиль?

Так как нам сегодня придётся работать не только с ножницами, но и с циркулем, давайте вспомним правила работы с циркулем.

Осмысление содержания и проектирование практической работы. Инструктаж по ТБ. Опрос учащихся по правилам ТБ. (Кратко повторяются правила хранения, передачи и работы с инструментами).

  1. Самостоятельная практическая работа.

Учащиеся выполняют работу по конструированию автомобиля из картона. Практическая работа осуществляется самостоятельно. Используется метод дифференцированного подхода (предоставление свободы выбора оформления конструируемой поделки, выбора уровня сложности изготовления лестницы). Педагог оказывает дозированную помощь при необходимости. Физкультминутка.

Педагог: Давайте с вами немного отдохнём. Вы все встанете около своих рабочих мест. Я вам буду показывать движения, читать стихи, а вы повторяйте движения за мной, хором дополняйте стихи:

Раз, два, три, четыре-

У кого пожар в ... (квартире)?

Дыма столб поднялся вдруг

Кто не выключил ...(утюг)?

Красный отблеск побежал,

Кто со спичками ...(играл)?

Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил бельё над ...(газом)?

Столб огня чердак объял,

Кто там спички... (зажигал)?

Побежал пожар во двор

Это кто там жёг... (костёр)?

Пламя прыгнуло в листву

 Кто у дома жёг... (траву)?

Кто бросал в огонь при этом Незнакомые ...(предметы)?

Помни каждый гражданин

Этот номер...(01).

Дым увидел - не зевай

И пожарный... (вызывай).

Ну вот, ребята, вы не только отдохнули, но и узнали причины возникновения пожара. А какие это причины?

6. Подведение итогов занятия.

Выставка работ.

Защита работ. Дискуссия, оценка и взаимооценка выполненных работ. Поощрение, похвала.

Педагог:

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии, что особенно запомнилось?
  • Что было самое интересное?
  • Какие новые слова узнали?
  • Испытывали ли вы трудности при изготовлении пожарного автомобиля? В чём?
  • Как вы собираетесь использовать свою поделку? (В качестве подарка своим домашним, будете играть сами, поставите как сувенир на полку)

На память о нашем занятии я хотела бы вам раздать вот такую памятку:

Памятка

  1. Нельзя играть со спичками.
  2. Не оставляй включёнными электроприборы без присмотра.
  3. Не оставлять не затушенных костров.
  4. Не поджигать сухую траву, мусор.
  5. Нельзя без взрослых пользоваться пиротехническими изделиями.

Глоссарий новых слов.

  1. Заборный рукав - пожарный шланг для забора воды.
  2. Каланча - высокая башня ( в старину с неё наблюдали возникновение пожара).
  3. Ствол - приставной металлический наконечник у пожарного рукава.
  4. Набат - особый колокол для выбивания тревожного сигнала.
  5. Пожарник - пострадавший от пожара.
  6. Пожарный - человек, который тушит пожары.
  7. Пожарный рука в- толст ый шланг из особой ткани для тушения пожаров.

Литература.

  1. Развитие технического творчества младших школьников. Под редакцией Андрианова П.А., Галагузовой М.А. М. «Просвещение, 1990
  2.  Энциклопедический словарь юного техника. Сост: Б. В. Зубков, С.В. Чумаков. М. «Педагогика», 1987
  3. Данные интернет ресурсов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Пожарная машина"

Вашему вниманию предлагаю МК по изготовлению пожарной машины из бросового материала. Работа с успехом выполняется детьми 2-3 классов в объединении "Умелые руки". Модель, выполненная Абрамовым Максимо...

План-конспект урока по ручному труду в 4 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Конструирование из картона Мишка-попрыгунчик"

План-конспект урока по ручному труду в 4 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Конструирование из картона Мишка-попрыгунчик"...

Интегрированное занятие «Конструирование моделей технических объектов для учебного макета «Изучение Правил дорожного движения» (презентация к занятию)

Презентация к интегрированному занятию «Конструирование моделей технических объектов для учебного макета «Изучение Правил дорожного движения»...

Учебное занятие. Конструирование робота из бросового материала.

Формирование у учащихся навыков конструирования и моделирования объемных игрушек на основе промышленных коробок....

Конспект урока по ручному труду "Конструирование из картона "Мишка-попрыгунчик"

Цель урока: обучить технологии  конструирования из картона «Мишки – попрыгунчика»....

Конспект учебного занятия «Изготовление декораций и героев из бумаги и картона. Распределение ролей. Пробы чтения текста. Репетиции»

Цель занятия: совершенствование навыков озвучивания мультипликационных и анимационных фильмов, учитывая исполнительские возможности каждого ребёнка.Задачи:1. Учить детей анализировать свой м...

Приложение к учебному занятию «Изготовление декораций и героев из бумаги и картона. Распределение ролей. Пробы чтения текста. Репетиции»

Данное приложение является дополнением к конспекту учебного занятия "Изготовление декораций и героев из бумаги и картона. Распределение ролей. Пробы чтения текста. Репетиции"...