проект "Коррекция и развитие речи у учащихся 5 СКК"
проект

Рассмотрена проблема изучения и коррекции специфических нарушений учтной и письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся 5 СКК. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_romashenko_l.f.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №79 им. Н. А. Зайцева»

Проект

 Коррекция и развитие речи у учащихся

5 С КК.

(срок реализации - 1 год)

Составила: учитель-логопед

 Ромашенко JI. Ф.

Нижний Новгород

2016 год


Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.

Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи у учащихся. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних - в усвоении грамматики родного языка.

Дисграфические ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Характеристика группы.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают стойкие трудности при усвоении учебной программы из-за недостаточной сформированное™ речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью, а именно: нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы, недостаточной сформированности фонематических процессов, нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы, психологических особенностей.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонемы родного языка. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения, сочинения.

2. Цели и задачи программы.

В связи с вышеизложенным, цель программы следующая: предупреждение неуспеваемости - учащихся и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку.

На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, и, прежде всего, навыков и умений планировать, осуществлять и контролировать учебную работу. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации учебной деятельности учащихся, что очень важно для полноценного овладения грамотой, чтением и письмом.

Проводится обследование учащихся и дальнейший мониторинг речевого развития. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы.


Цели программы:

  1. своевременная коррекция выявленных ошибок с целью недопущения перехода их на последующее обучение;
  2. дальнейшее развитие речи.

Одной из главных задач коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что у детей на первом этапе необходимо продолжать:

  1. Формирование полноценных фонематических процессов.
  2. Формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза состава слова.
  3. Коррегирование дефектов произношения (если такие имеются).

На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:

  1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
  2. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
  3. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:

  1. Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
  2. Программирование смысловой структуры высказывания.
  3. Установление связности и последовательности его.
  4. Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Так как целью логопедических занятий с детьми с ЗПР является развитие полноценной речевой деятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний.

Коррекционная работа с учащимися также включает в себя:

  • работу по интеллектуальному развитию;
  • развитие восприятия и понимания речи;
  • развитие экспрессивной речи;
  • развитие артикуляционной и мелкой моторики.

3. Основные программные требования.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно и четко произносить слова;
  • владеть фонетико-графическими умениями;
  • проводить морфемный анализ слов и понимать роль морфем в передаче лексического значения слов;
  • проводить грамматический анализ и понимать связи между принадлежностью слова к определенной части речи и грамматическими признаками слова (род, число, падеж и т. д.);
  • усвоить в практическом плане модели словосочетаний, предложений, выражающих различные синтаксические отношения;
  • уметь точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли.

4. Учебно-методическое обеспечение.

Реализация данной программы обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

  1. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М., 2006.
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.
  3. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М. 2006.
  4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. - М. 2006.

Содержание программы

№ п/п

Тема занятия

1

Речь. Виды и значение речи. Невербальные средства общения

2

Средства выразительности устной речи. Логическое ударение

3

Гласные и согласные звуки и буквы

4

Гласные в слабой позиции в корне слова

5

Сомнительные согласные

6

Непроизносимые согласные

7

Падежные формы имен существительных

8

Приставки и предлоги. Правописание предлогов с местоимениями

9

Правописание -тся- и -ться- в глаголах

10

Семантика слов

11

Многозначные слова

12

Слова-синонимы

13

Слова-антонимы

14

Слова-омонимы

15

Окончание слова

16

Корень слова

17

Суффиксальный способ словообразования

18

Приставочный способ словообразования

19

Словосочетания по типу согласования

20

Словосочетания по типу управления

21

Сложносочиненные предложения с союзами: и, а, но

22

Сложноподчиненные предложения

23

Лексические ошибки в предложениях

24

Текст. Структура текста. Тема, основная мысль текста

25

План текста

26

Устные сочинения по началу рассказа

27

Устные сочинения по наблюдениям и воспоминаниям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по развитию речи для учащихся с речевыми нарушениями.

Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ Vвида и с учетом программ начального общего образования ...

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для учащихся 6 класса

Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 класс...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Данная методическая разработка посвящена проблеме развития речи у учащихся. Современные школьники очень мало сейчас читают художественной литературы, поэтому важно на уроках русского языка и лит...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 5 классов коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 5 класс для учителей коррекционных школ Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Програм...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для учащихся 5 классов коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 5 класс для учителей коррекционных школ.Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы сп...

Статья педагога «Развитие речи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида».

В данной статье описано какими современными методами и приемами способствовать улучшению и развтию связнойречи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида....

«Развитие орфографической зоркости на уроках письма и развития речи у учащихся старших классов»

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографическог...